"Звездный марафон" (Конкурс эрудитов, посвященный Дню космонавтики для 8-9 класса)
методическая разработка (8, 9 класс)

Шашанова Татьяна Васильевна

   Цель: популяризация знаний по астрономии и достижений в области космонавтики; расширение кругозора; развитие познава­тельной активности, коммуникативных способностей учащихся, чувства солидарности, здорового соперничества; совершенствова­ние навыков групповой работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvezdnyy_marafon_8-_9_klass.docx308.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя Общеобразовательная школа № 2»

Нефтекумский Городской округ

г. Нефтекумск

(КОНКУРС ЭРУДИТОВ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ

КОСМОНАВТИКИ 8- 9 КЛАСС)

учитель физики Шашанова Т.В.

ooxWord://word/media/image1.jpeg

ooxWord://word/media/image2.jpeg

ooxWord://word/media/image3.jpeg

Цель: популяризация знаний по астрономии и достижений в области космонавтики; расширение кругозора; развитие познавательной активности, коммуникативных способностей учащихся, чувства солидарности, здорового соперничества; совершенствование навыков групповой работы.

Задачи:

Образовательные: уточнить и систематизировать полученные знания,

представления о космосе, космических полетах, космонавтов, расширить

понятия «звезды», «планеты». Закрепить названия планет нашей солнечной

системы, их последовательное расположение от солнца, совершенствовать

навыки счета обратного счета.

Развивающие: развивать наблюдательность, побуждать отвечать

четко, полным ответом на вопросы познавательного характера.

Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к труду людей,

работа которых связана с освоением космоса, убеждение в ценности

коллективного труда для достижения большой цели, в профессионализме

людей любой профессии.

Оборудование: плакаты (формат А-4) с эпиграфом и названием команд, компьютер, диски с презентациями «Женщины – космонавты», и звукозаписью песен о космосе, конверт с текстами вопросов, рисунки учеников.

Эпиграф:                            Две вещи поражают нас больше всего –

                          звезды над головой и совесть внутри нас ...

                                                                 Древняя мудрость

Ход мероприятия

  1. Вступительная часть.

Ведущий 1. Все люди живут под одним и тем же небом. Его красота пробуждает в нас высокие и светлые чувства, дарит радость творческого вдохновения. Его тайны призывают человеческий разум к размышлению, к исследованию физического мира. Понять природу наблюдаемых тел и явлений во Вселенной, дать объяснение их свойствам, узнать, как они возникают и развиваются, люди хотели всегда.

Ведущий 2. Благодаря растущему научно-техническому потенциалу цивилизации астрономические исследования быстро продвигались вперед. XX век для астрономии означает нечто большее, чем просто очередные сто лет. Именно в XX столетии узнали физическую природу звезд и разгадали тайну их рождения, изучили мир галактик и почти полностью восстановили историю Вселенной, «посетили» соседние планеты и обнаружили иные планетные системы. Умея в начале века измерять расстояния лишь до ближайших звезд, в конце столетия астрономы «дотянулись» почти до границ Вселенной.

Ведущий 1. Это не означает, что будущим поколениям осталось только уточнить детали. Астрономии XXI века предстоит освоить новые «окна» во Вселенную. Например, узнать, существуют ли у ближайших звезд планеты земного типа и есть ли на них жизнь, какие процессы способствуют началу формирования звезд, как образуются и распространяются по Галактике биологически важные элементы, такие как углерод, кислород, являются ли черные дыры источником энергии активных галактик и квазаров, где и когда сформировались галактики, будет ли Вселенная расширяться вечно и многое другое.

Ведущий 2. 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики, ведь ровно 50 лет назад в космосе побывал первый человек. Об этом великом событии XX века написано много книг, ему посвящены документальные и художественные фильмы, песни, стихотворения

(звучит песня «Свершилось»)

1-ученик

Великий день! Низверглись небеса

Для человека, занавес приподнят.

Все смотрят вдаль, рукой прикрыв глаза –

Открыт путь в космос человечеству сегодня.

«Восток» взлетел, оставлен Байконур,

«Поехали!..» в сердцах людей застыло,

Когда с улыбкой Он рукой махнул,

Когда корабль к звездам уносило.

Полёт апрельский небо озарил,

Рывок Земли в космические дали.

Гагарин первым подвиг совершил

Приблизив то, о чем мы лишь мечтали.

Великий день! Не будет он забыт,

Лишь первый шаг в глубины мирозданья.

И подвига Отцов не умалит

И не уменьшит временное пламя...

   2-ученик

Сказал «поехали» Гагарин,

Ракета в космос понеслась.

Вот это был рисковый парень!

С тех пор эпоха началась.

Эпоха странствий и открытий,

Прогресса, мира и труда,

Надежд, желаний и событий,

Теперь все это – навсегда.

Наступят дни, когда пространство

Кто хочет, сможет бороздить!

Хоть на Луну, пожалуйста, странствуй!

Никто не сможет запретить!

Вот будет жизнь! Но все же вспомним,

Что кто-то первым полетел…

Майор Гагарин, парень скромный,

Открыть эпоху он сумел.

Прошел 61 год со дня первого полета в космос Ю. Гагарина (звучит марш «Покорители»)

 Учитель: Думаю, вы без особого труда ответите на вопросы сегодняшней викторины о нашей Галактике, звездном небе, космических явлениях и исследователях космоса

Девиз игры:

Космонавтом хочешь стать –
Должен много, много знать!
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит труд.
Только дружных звездолёт может взять с собой в полёт.
Скучных, хмурых и сердитых,

Не возьмём мы на орбиты!

Вступительное слово учителя: В игре «Звёздный марафон» участвуют пять команд. Надо быть очень внимательными, так как предлагаемые вопросы могут быть как серьёзными, так и шутливыми. Стартуют все вместе, но к финишу придёт первой только одна космическая команда. Ее космические пассажиры самые эрудированные, догадливые, внимательные и сообразительные. Судить нашу игру будет жюри (представление жюри)

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД.

Задание 1. (Вопросы из конверта). «Знаешь, ли ты»

 Ведущий наугад вытягивает карточку с вопросом из конверта. Если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит соперникам.

1. Назовите русского ученого, основоположника космонавтики. (К. Э. Циолковский.)

Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) - учитель из Калуги, хорошо знавший физику, математику, химию, астрономию, механику. Он является автором проектов дирижаблей, работ в области аэродинамики и ракетной техники, одним из основоположников теории межпланетных сообщений с помощью ракет, разработчиком принципа ракетного движения. Многие из современников считали его безумцем. Ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос.

2. Изобретатель первых советских космических кораблей? (С. П. Королев.)

Сергей Павлович Королев (1906-1966) - российский ученый и конструктор. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, первые космические корабли, на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос.

3. В каком году состоялся первый полёт человека в космос? (12 апреля 1961 г.)

4. Первый человек, покоривший звездное небо? (Юрий Алексеевич Гагарин.)

5. Сколько длился космический полет Ю. А. Гагарина? (108мин = 1 ч 48мин.)

6. Как назывался космический корабль, на котором Ю. А. Гагарин совершил полет в космос? («Восток».)

7. Первая в мире женщина-космонавт? (Валентина Владимировна Терешкова.)

8. Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов.)

9. Кто стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны? (Нил Армстронг.)

20 июля 1969 года американские астронавты Нил Армстронг, Эдвин Олдрин и Майкл Коллинз на трехместном космическом корабле «Аполлон-11» осуществили посадку на Луну. А на следующий день Армстронг и Олдрин вышли из корабля на поверхность

Луны, первым из них был Армстронг. Всего на Луну высаживались 12 астронавтов.

10. Как называются русский и американские космические корабли многоразового использования? («Буран», «Шаттл».)

«СПЕЙС ШАТТЛ» (англ. Ерасе 8ИиШе - космический челнок) - многоразовый пилотируемый транспортный космический корабль (США). Первый полет с астронавтами - апрель 1981 года. К 1992 году построены 5 орбитальных ступеней - «Колумбия», «Челленджер», «Дискавери», «Атлантис», «Эндевер».

«БУРАН» - воздушно-космический корабль многоразового использования (Россия). Выполнен по самолетной схеме типа «бесхвостка» с низко расположенным крылом двойной стреловидности. Старт корабля с помощью ракеты-носителя «Энергия», спуск и посадка по «самолетному» режиму. Первый беспилотный полет с посадкой в автоматическом режиме 15 ноября 1988 года,

11. Как называется американский ракетоноситель, который 28 января 1986 года потерпел катастрофу - взорвался на 74 секунде с момента старта? («Челленджер».)

12. В каком году был произведен запуск первого искусственного спутника Земли? (4 октября 1957 г.)

13. Самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны? (Луноход.)

Луноход - автоматическое или управляемое устройство для работы и передвижения по поверхности Луны. Первый автоматический лунный самоходный аппарат, управляемый с Земли, - советский «Луноход-1» (1970), а первый управляемый лунный самоходный аппарат - американский луноход «Ровер» (1971).

14. Как назывались автоматические межпланетные станции, которые в 1984-1985 годах исследовали Венеру и комету Галлея? («Вега».)

15 Когда родился Г.Т. Береговой? (15 апреля 1921 г. в с. Федоровка Полтавской области)

16. Когда Береговой совершил свой первый полет, на каком корабле? (26-30 октября на корабле Союз-3, полет длился 3 суток 22 часа 50 минут)

Сейчас вашему вниманию будет предоставлена презентация «Женщины – космонавты»

 Задание 2. Викторина «Космонавтика»

Ведущий задает вопросы, ответы на которые команды дают по очереди (только 1 команда)

Вопросы:

1. Сколько больших планет в Солнечной системе? Перечислите их. (Восемь: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)

2. Какое небесное тело исключили из списка планет Солнечной системы? (Плутон)

3. Какая из планет Солнечной системы наиболее близка к Солнцу? (Меркурий.)

4. Самая близкая к Земле планета? (Венера.)

5. Самая большая планета? (Юпитер.)

6. Планета, окруженная яркими кольцами? (Сатурн.)

7. На какой планете с одной стороны так жарко, что плавится свинец, а с другой - почти 200 °С холода? (Меркурий.)

8. Из мифологии какого народа взяты названия планет? (Из римской мифологии.)

9. Естественный спутник Земли? (Луна.)

10. Какое воздействие оказывает Луна на Землю? (Морские приливы и отливы.)

11. Сколько воды в лунных морях? (Нет воды.)

12. Почему Луна все время обращается по своей орбите вокруг Земли, не падая на нее и не улетая от нее? (Взаимное притяжение тел, или тяготение.)

13. Какой ученый открыл закон всемирного тяготения? (Исаак Ньютон.)

Исаак Ньютон (1643-1727) - английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики. Построил зеркальный телескоп. Сформулировал основные законы классической механики. Открыл закон всемирного тяготения, дал теорию движения небесных тел, создав основы небесной механики. Пространство и время считал абсолютными. Работы Ньютона намного опередили общий научный уровень его времени, были малопонятны современникам.

14. Кто обнаружил существование атмосферы у Венеры? (Михаил Васильевич Ломоносов.)

15. Какой польский ученый доказал, что не Земля находится в центре Солнечной системы, а Солнце? (Николай Коперник.)

Николай Коперник (1473-1543) - польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца. Свое учение изложил в сочинении «Об обращениях небесных сфер» (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828 гг.

16. Как называется помещение, откуда астрономы ведут наблюдение за звездным небом? (Обсерватория.)

17. Основной инструмент астронома? (Телескоп.)

18. Итальянский ученый, который построил первый телескоп высокого качества? (Галилео Галилей.)

Галилео Галилей (1564-1642) построил телескоп с 32-кратным увеличением и с его помощью открыл горы на Луне, четыре спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут суду инквизиции (1633), вынудившей его отречься от учения Н. Коперника. До конца жизни Галилей считался «узником инквизиции» и принужден был жить в ссылке. Лишь в 1992 г. папа Иоанн Павел II объявил решение суда инквизиции ошибочным и реабилитировал Галилея.

19. Какого великого итальянского ученого, философа и поэта инквизиция сожгла на костре? (Джордано Бруно.)

Джордано Бруно (1548-1600) не был астрономом, а был философом. Он поразил всех смелой для своего времени новой картиной мироздания. Он решительно высказывался в защиту учения Коперника, что само по себе было дерзостью, но не остановился на этом. Бруно выдвинул головокружительную идею: Вселенная бесконечна, у нее нет, и не может быть единого центра, Коперник же, как и все астрономы до него, думая, что Космос замкнут «сферой неподвижных звезд», звезды - это другие солнца, отнесенные от нас на огромное и при этом разное расстояние. Кроме видимых небесных светил есть еще много космических объектов, неизвестных нам. Вокруг других звезд-солнц тоже вращаются планетные системы, подобные нашей. Жизнь есть не только на Земле, она распространена во Вселенной, формы ее бесконечно многообразны и т. д. Тогда эти идеи казалисъ фантастическими, ослепляющими, безумно смелыми. Они рушили всю картину мира известную современникам. В тюрьме инквизиции Бруно провел долгие годы. От него требовали отречения от «еретического» учения. Смертный приговор был вынесен в 1600 году. Бруно, по обычаю инквизиции, был заживо сожжен на костре в Риме, на Площади Цветов. «Сжечь - не значит опровергнуть» - были последними словами осужденного.

20. Как называется метеорит, упавший в сибирскую тайгу в 1908 г? (Тунгусский метеорит.)

21. Космодром в Казахстане? (Байконур.)

22. Космодром в США? (Мыс Канаверал.)

Канаверал - мыс на востоке полуострова Флорида (США). Там находится Восточный испытательный полигон с Космическим центром имени Джона Кеннеди, на котором проводятся отработка и испытания ракетной техники и запуски космических кораблей.

23. Как называется совокупность нескольких ярких звезд, образующих своеобразный узор? (Созвездие.)

24. Сколько на небе созвездий? (88.)

25. С помощью какой звезды находят стороны света? (С помощью Полярной звезды.)

Действительно, главным звездным компасом всегда служила Полярная звезда. Если встать к ней лицом, то легко определить стороны горизонта: впереди будет север, позади - юг, справа - восток, слева - запад. Этот простой способ еще в древности позволял отправившимся в дальний путь правильно выбирать направление на суше и на море.

26. В каком созвездии находится Полярная звезда? (В созвездии Малой Медведицы.)

 Задание 3. Блицтурнир.

Ведущий задает вопросы, отвечает та команда, представители которой первыми поднимут руку.

1. Как называется самая яркая звезда на небе? (Сириус.)

2. Думаю, вы знакомы со словосочетанием «знаки зодиака», а что же означает в переводе с греческого «зодиак»? («Пояс зверей».)

3. Сколько существует зодиакальных созвездий? Перечислите их. (Двенадцать: Козерог, Водолей, Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец.)

В странах Востока, и особенно Азии, с давних времен широкое распространение получил календарь 12-летнего цикла. Этот календарь зародился у кочевых народов Центральной Азии. В основу календаря животного цикла положен период обращения Юпитера вокруг Солнца. Этот период равен примерно 12 годам.

4. Перечислите животных, входящих в календарь животного цикла народов Азии. (Мышь (Крыса), Корова (Бык, Вол), Тигр, Заяц (Кролик), Дракон (Крокодил), Змея, Лошадь, Овца (Баран), Обезьяна, Курица (Петух), Собака, Свинья (Кабан).)

5. Назовите день весеннего равноденствия. (21 марта.)

6. Назовите день осеннего равноденствия. (23 сентября.)

7. Назовите день летнего солнцестояния. (22 июня.)

8. Назовите день зимнего солнцестояния. (22 декабря.)

9. Какие два космических явления вызывали у людей в древности огромный страх? (Затмение солнца и появление кометы.)

10. Чем вызваны солнечные затмения? Почему они происходят? (Во время солнечного затмения между Землей и Солнцем, проходит Луна и скрывает его от нас.)

11. Из каких веществ состоит комета? (Лед, газ, пыль.)

12. Какой вид имеет траектория движения кометы? (Орбиты комет — вытянутые эллипсы, близкие к параболам.)

Кометы - тела Солнечной системы, движутся по сильно вытянутым орбитам, на значительных расстояниях от Солнце выглядят как слабо светящиеся пятнышки овальной формы, а с приближением к Солнцу у них появляются «голова» и «хвост». Центральная часть головы называется ядром, которое представляет собой ледянистое тело - конгломерат замерзших газов и частиц пыли. Хвост кометы состоит из улетучивающихся из ядра под действием солнечных лучей молекул (ионов) газов и частиц пыли, длина хвоста может достигать десятков млн. км. Наиболее известные периодические кометы - Галлея (период около 76 лет), Энке (период около 3,3 года).

III. Подведение итогов.

(Звучит песня «Знаете, каким он парнем был» или «Запевала»)

Жюри оценивает выполнение каждого задания.

После итоговых результатов конкурса эрудитов определяется команда победитель.

Источники:

http://virt--muz.ucoz.ru/index/zhenshhiny_kosmonavty/0-31

http://top-antropos.com/history/20-century/item/297-kosmonavtki

http://stat-krasivoi.ru/rossijskie-zhenshhiny-kosmonavty/

http://lady-forever.ru/publ/7-1-0-262

http://www.calend.ru/event/3727/

http://home-for-heroes.livejournal.com/102986.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект внеклассного мероприятия по математике в 7 классе, посвященному Дню космонавтики.

Дидактическая игра, способствующая развитию творческих способностей учащихся, внимания, памяти; углублению детей в область покорения космоса; воспитания патриотизма....

Дидактическая игра, посвященная Дню космонавтики "Звездный час"

Данная разработка посвящена вопросам астрономии и предназначена для проведения внеклассного мероприятия по астрономии для учащихся 8-9 классов. Так как астрономию как предмет убрали из базисного плана...

Разработка классного часа, посвященного Дню космонавтики, для учащихся 5 класса. Игра "Великолепная девятка"

Данная разработка  позволяет расширить знания  учащихся младших классов о космосе, способствует воспитанию патриотических чувств, развивает умение  играть в команде....

Урок русского языка в 9 классе "Космическое путешествие по ОГЭ" (в рамках недели, посвященной Дню Космонавтики)

Урок русского языка в 9 классе "Космическое путешествие по ОГЭ" (в рамках недели, посвященной Дню Космонавтики). Разработка урока и презентация....

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню космонавтики «12 апреля – День космонавтики»

Цель: расширить представления школьников о космосе, космонавтике.Задачи:1. напомнить и углубить знания об истории космонавтики.2. способствовать воспитанию уважения к людям, посвятившим свою жизн...

Устный журнал, посвященный Дню Космонавтики "Звездный сын земли"

Устный журнал посвящается году Российской космонавтики, который отмечается в 2022 году, а именно пионеру космоса и просто Человеку Ю.Гагарину Не секрет, чем дальше эта дата, тем меньше ребята з...