Устный журнал, посвященный Дню Космонавтики "Звездный сын земли"
методическая разработка (7, 8, 9 класс)

Шашанова Татьяна Васильевна

  Устный журнал посвящается году Российской космонавтики, который отмечается в 2022 году, а именно пионеру космоса и просто Человеку Ю.Гагарину Не секрет, чем дальше эта дата, тем меньше ребята знают о первом космонавте  Земли. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

г. Нефтекумск

Нефтекумский городской округ

Ставропольского края

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ

                                                                             ПОДГОТОВИЛА

                                                                            УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ

                                                                        ШАШАНОВА

                                                                            ТАТЬЯНА

                                                                          ВАСИЛЬЕВНА

2021 год

Форма проведения:

-устный журнал в сопровождении электронной презентации и видеоролика.

Цели: 

Обучающая:

 - изучить жизнь и деятельность выдающегося космонавта Ю.А. Гагарина;

- обобщение и углубление представлений детей о первом в мире космонавте Ю.А. Гагарине.

Развивающая:

- развивать познавательный интерес и коммуникативные способности учащихся;

- прививать интерес к изучению космоса и истории космонавтики;

Воспитательная:

-воспитывать уважительное отношение к людям, являющим собой пример мужества и героизма в освоении космического пространства, воспитание духовно-нравственных качеств личности, самоуважения и национальной гордости за наш народ

Задачи:

 Личностные:

- побудить познавательный интерес к личности Ю. Гагарина как человека, гражданина и патриота своей страны, сына Земли и гражданина мира;

Метапредметные: 

- создать у  учащихся ситуацию эмоционального подъёма, воодушевления, вызвать интерес и волнение от исторического события – полёта в космос Ю.А. Гагарина;

- помочь почувствовать гордость, личностную сопричастность к подвигу Гагарина, побудить задуматься о возможностях самовоспитания;

- способствовать формированию информационной, эстетической компетентности, коммуникативных, риторических, рефлексивных умений школьников;

- способствовать формированию правил самовоспитания личности

Предметные:

- помочь учащимся определиться с выбором конкретного жизненного идеала;

Оборудование и наглядность: персональный компьютер, проектор, презентация Power Point, доступ в сеть Интернет, ресурсы Интернет.

Методы, приёмы и технологии обучения: проблемно-поисковый, художественно-творческий, ИКТ, нравственно-этическая беседа.

План  устного журнала:
1.Введение 
2.Основная часть. 
Детство Юры Гагарина. 
Юность. 
Подвиг космонавта. 
Трагическая гибель. 
3. Заключение. 
                                                                   Ход мероприятия:

  1. Организационный этап.

Учитель:

                                                           (Слайд 1-2)

12 апреля наша страна празднует День космонавтики. Память цепко хранит события того яркого необычного дня, дня первого полёта в космос. Каждый образованный человек знает о том, что именно наш соотечественник Юрий Гагарин стал первым человеком в мире, совершившим полёт в космос, и с тех пор дата 12 апреля 1961 стала исторически значимой. В этом году исполняется 61 год со дня полёта Ю.А. Гагарина в космос. Сегодня мы  с вами проведём устный журнал «Звездный сын земли» (слайд 1)

 Введение.

Ученик 1.  (читает стихотворение  Бориса Дубровина «Товарищ наш»)

Пусть дышится Гагарину легко,
Пусть мчится сквозь закаты и рассветы...
Никто и никогда так далеко
Не отрывался от родной планеты.
Он мужеством Отчизны наделён,
Он бросил неизведанному вызов.
Никто и никогда ещё, как он,
Вдруг всей Земле не становился близок.
Товарищ наш вернулся полный сил!
Он - высший взлёт штурмующего века -
Сердца народов он объединил
Великой гордостью за человека!

                                              (Слайд 2)

Ученик 2 .                                            (Слайд 3)

  Человечество всегда мечтало преодолеть силу земного притяжения и побывать на других планетах. Но только в  шестидесятых годах  прошлого столетия этой мечте суждено было осуществиться.

Ученик 1.  61 год  назад, 12 апреля 1961 года космический корабль «Восток 1» был запущен в космос с человеком на борту. И после того, как он облетел нашу планету, он благополучно вернулся на Землю. Первым человеком, который преодолел силу земного притяжения и облетел вокруг планеты, был Юрий Гагарин. Этот день вошёл в историю человечества выдающимся достижением, открытием космической эры.

  1. Основная часть:   Детство Юры Гагарина.

Ученик 2.  .                                          (Слайд 4-5)

Жизнь Гагарина была простой, похожей на тысячи других.

Детство Юрия, родившегося 9 марта 1934 года, прошло в деревне Клушино Смоленской области, затем в небольшом городке Гжатске.  В 1968 году город Гжатск был переименован в Гагарин. По происхождению Юрий Гагарин был выходцем из крестьян: его отец — Алексей Иванович  был плотником, мать Анна Тимофеевна Матвеева работала свинаркой на ферме.

Ученик 1.  Родители, дедушки и бабушки – крестьяне, образование получить не могли, но руки у них были золотые. К труду они приучали и своих детей. И дети гордились, когда впервые что-нибудь получалось самостоятельно: удалось запрячь лошадь, поправить

забор, наладить топорище.

Ученик 2.                                           (Слайд  6-7)

 Безоблачное детство будущего покорителя космических просторов было прервано начавшейся Великой Отечественной войной. Первое сентября 1941 г. – Юрий пошел в 1-й класс Клушинской школы. В свой первый учебный день Юра читал свое любимое стихотворение о летчиках.

«Мой милый товарищ, мой лётчик,
Хочу я с тобой поглядеть,
Как месяц по небу кочует,
Как по лесу бродит медведь…»

Ученик 1.   К учению Юра относился серьезно, не гнался за отметками, просто хотел знать как можно больше, научиться всему как можно быстрее.

 Шла война… Она принесла много лишений. Пришлось хлебнуть немало горя и нужды. На счету был каждый кусочек хлеба. 12 октября занятия были прерваны - гитлеровские войска оккупировали село. Два долгих года пробыли немецко – фашистские войска в Клушино и два года маленький Юрий видел все ужасы, присущие войне.

Ученик 2.

9 апреля 1943 года советские войска освободили село, и занятия в школе возобновились.

 Чтобы быстрее начать помогать родителям, в 1949 году Юрий решил поступить в ремесленное училище. Ему исполнилось 15 лет. Дядя посоветовал Юрию пойти в ремесленное училище  при заводе сельскохозяйственных машин в Люберцах, около Москвы.

Ученик 1.                                              (Слайд 8)

  В училище определилась его профессия – формовщик литейного цеха. Профессия литейщика не из легких. Она требует не только знаний и опыта, но и большой физической силы. Свободного времени было не много, но его хватало на выполнение комсомольских поручений и на игру в баскетбол. Труднее стало, когда Юрий поступил в вечернюю школу рабочей молодежи, но школу он окончил.

Ученик 2.  (Слайд 9)   Дирекция ремесленного училища послала лучших учеников – Юру Гагарина и несколько его друзей – в Саратов, в индустриальный техникум по той же  литейной специальности, далекой от самолетов и космических дел.

Ученик 2.  (Слайд 10)

В техникуме Юрий увлекся спортом и физикой.

Космическая биография Гагарина началась на лекции о трудах Циолковского. После этого он заболел болезнью, которая не имеет названия в медицине: непреодолимое желание подняться в небо, летать.

В литейщике родился летчик. Юрий решил начать с аэроклуба, там пришлось изучать теорию, осваивать полеты, прыжки с парашютом.

Ученик 1.                                          (Слайд 11-12)

После окончания техникума – Оренбургское авиационное училище. И хотя Юрий не стал техником-летчиком, знания, полученные им во время учебы, и профессиональные навыки пригодились ему в жизни.

  Годы учения в Оренбурге совпадали с первыми советскими успехами в завоевании космоса.                         
Ученик 2.  (Слайд 13)  В 1960 году Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования. Медкомиссия  признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полётов.

Ученик 1.  (слайд 14) 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Гагарин был зачислен в группу кандидатов в космонавты, вместе с другими 19 кандидатами.

Ученик 1.                                          (Слайд 15)

Рассказ дублера Ю.А. Гагарина – Германа Титова:  «Нас, будущих космонавтов, поселили под Москвой, в месте, которое сейчас называется Звездный городок».)

  Быстро пришлось убедиться: предстоит немало трудиться и учиться. К полетам нас готовили специалисты в различных областях. Мы изучали основы ракетной и космической техники, конструкцию корабля, геофизику, астрономию, медицину.

  Кроме теории, много времени уходило на физическую подготовку. Гимнастику сменяли игры с мячом, прыжки в воду с трамплина, велосипед. Регулярно, в любую погоду, под наблюдением врачей.

  А вскоре настало время специальных тренировок – испытаний в сурдокамере, где царит абсолютная тишина; на стремительной центрифуге; в термокамере с обжигающим воздухом; в самолетах, где специально создается состояние невесомости.

  Готовился и космический корабль. Его мы увидели впервые летом 1960 года, за 9 месяцев до старта. Тогда же мы увидели, что его оболочка разогревается до нескольких тысяч градусов.

  - Гагарину хорошо, - шутили космонавты, - он литейщик, привык стоять у раскаленной печи».

Ученик 2.                                            (Слайд 16)

День перед отлетом был отведен для полного отдыха. Друзья вспоминали детство, прочитанные книги, увиденные фильмы, забавные случаи. О полете не говорили. Спать легли в 9 часов. В половине шестого их разбудил врач.

  Последняя проверка. Все в норме.

  Помогли Юрию надеть скафандр.

  Прежде чем попрощаться со всеми у подножья ракеты, Ю.А. Гагарин сделал заявление.

                    (Слайд 17)

Ученик 1. (Слайд 18)

9 часов 07 минут. Дается зажигание, и Королев сообщает: «Предварительная ступень… Промежуточная…Главная…Подъем…»

и тут же, как продолжение его слов, знаменитое гагаринское «Поехали!»

(просмотр ролика)

Ученик 2.   (19 слайд ) Курились дымки призрачно и зыбко,

                                        Светилась в небе зоревая шаль.

                                         И он сказал: - «Поехали» - с улыбкой,

                                        Светящейся стрелой умчался в даль.

                                        Взгляд материнский устремился к сини,

                                        Не сомневаясь в стойкости его,

                                        Следила благодарная Россия

                                        За яркой трассой сына своего…

Ученик 1.                                              (Слайд 20-21)

И вот возвращение на Землю. Все системы сработали отлично, Гагарин благополучно опускался. В 10 часов 55 минут Юрий Гагарин совершил приземление.

                                             Когда на Землю он вернулся,

                                         Закончив звездные дела,

                                         Так белозубо улыбнулся, улыбка так была тепла,

                                         В ней только доброта и сила –

                                         Ни капли превосходства нет.

                                         Как будто роща излучила

                                        Березовый, озерный свет.

Ученик 2.                                           ( Слайд 22-24)

Полет Гагарина длился, по сегодняшним меркам, недолго – 1 час 48 минут. Но как велико его значение! Как много изменили эти 108 минут! Они стали прорывом человечества в будущее.

Ученик 1.                                            (Слайд 25)

Сбылась давняя мечта людей: был сделан первый шаг в неизведанный мир Вселенной. Полет Гагарина доказал, что человек может жить и работать в космосе.

Эти 108 минут изменили людей. Они стали сильнее, увереннее в своем человеческом достоинстве и могуществе… Юрий Гагарин не только поднялся над планетой и не столько возвысился над другими людьми, сколько вместе с собою поднял на пьедестал всю свою эпоху и возвысил всех землян на уровень, до него казавшийся недостижимым.

Ученик 2.                                               (Слайд 26)  

После этого полёта Гагарин стал знаменитым во всем мире. С визитами он посетил Чехословакию, Болгарию, Италию, Великобританию, Германию и многие другие страны мира. Везде его встречали с почётом, вручали медали и другие награды. А простые люди дарили ему сувениры.

Ученик 1.                                                (Слайд 27)

Затем он вернулся в Звёздный городок. Он  не мог оставаться в стороне от подготовки своих друзей к новым полётам. Начиная с 1964 года, Гагарин был заместителем начальника Центра подготовки космонавтов.

Ученик 2.                                                (Слайд 28)

Своим полетом, всей своей жизнью Юрий Гагарин дал нам урок мужества и самообладания, честности и открытости, скромности и доброты, трудолюбия и любознательности, жизнерадостности и оптимизма… Гагарин стал эталоном Человека, гражданина, патриота.

Судьба Юрия Алексеевича – яркий пример того, что уникальными нередко становятся люди обыкновенные. Он начал жизнь неприметным среди других родившихся в том году мальчишек, а закончил ее как любимец века, как пионер космоса.

27 марта 1968 года в 10:30 самолёт УТИ МиГ-15 с Гагариным и его инструктором, полковником Владимиром Серёгиным, разбился  утра в районе деревни Новосёлово в 18 км от города Киржач Владимирской области, совершая тренировочный полёт. Гагарин и Серёгин похоронены у Кремлёвской стены.

Ученик 1.                                                    (Слайд 29)

                      Еще и песня до конца не спета,

                      И рукоплещут миллионы рук,

                      Но человека из легенды нет,

                      Растаял, словно самолета звук.

Ученик 2.                                                 (Слайд 30)

7 апреля 2011 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, официально провозгласившую 12 апреля Международным днём полёта человека в космос. Соавторами резолюции стали более 60 государств

Ученик 1                                               (Слайд 31-32)

Учащийся читает стихотворение Бориса Петина:

Когда пошла твоя ракета,

К земле повернутый вулкан,

Потрясена была планета        

Лавиной пламени и света,

Прорвавшей пятый океан.

От всей Земли, от всей Вселенной

Спасибо, Юрий – брат земной

Мы славы вспышкой  незабвенной

За этот подвиг дерзновенный

Тебе обязаны, родной.

За радость от улыбки ясной,

Нам привезенной с высоты,

За откровение прекрасных

Мгновений, раньше неподвластных,

Осуществления мечты.

За то, что мы тебя любили,

За то, что ты любил всех нас,

А торжеством твоих усилий

Безмерно счастливы мы были

В тот незабвенный звездный час!

Заключение.

 Наш устный журнал закрывается. В заключение  хочется  зачитать обращение первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина ко всем ребятам нашей страны:

«Играйте в футбол, занимайтесь своими обычными делами. Но всегда и во всем стремитесь к большой цели, тренируйте свою волю, не отступайте ни перед чем, что кажется трудным».

Беседа учителя и учащихся. Какие черты характера помогли мальчику осуществить свою мечту стать летчиком? Есть ли у тебя заветная мечта, кем бы ты хотел стать? Твои первые шаги к осуществлению задуманного? Есть ли у тебя желание оставить свой след в истории человечества? Если - да, то, сколько времени понадобится тебе для достижения свое цели; если - нет, объясни почему.

(Слайд 33-36)

читает стихотворение ученик 2.

Гагарин был как ты, как я,

Как тысячи других парней,-

Семья, родители, друзья,

Но выбран был страной своей,

Шаг сделать в вечность, испытать

Себя и тысячи других,

Кто на Земле остался ждать,

Кто не жалел трудов своих.

В ракете тесной за штурвал

Он, подморгнув удаче, сел,

Себе «Поехали!» сказал,

И над Землей родной взлетел.

Стал первым, кто на мир взглянул,

С высот, где раньше бог лишь был,

Он мир тогда перевернул,

Эпоху новую открыл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал, посвященный ДНЮ ПОБЕДЫ

Патриотическое воспитание – это воспитание у детей и молодежи важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и ...

Устный журнал, посвященный 110-летию А. Барто "Наши любимые стихи"

Цель: познакомить учащихся с А. Л. Барто, как детским писателем, поэтессой, расширить их кругозор.Задачи:  познакомить с биографией А. Л. Барто;воспитывать лучшие нравственные качества: чес...

Устный журнал, посвященный Дню памяти юного героя – антифашиста «Нам этот мир завещано беречь».

Памяти юных мальчиков и девочек всех стран мира, тем, кто боролся и умирал за свободу, революцию и счастье людей, посвящается день 8 февраля....

Устный журнал, посвященный Дню снятия блокады города Ленинграда.

Устный журнал, посвященный Дню снятия блокады города Ленинграда....

Устный журнал, посвященный Международному Дню Добра

В Устном журнале - "День Добра" ребята услышат рассказы о знаменитых людях с ограниченными возможностями здоровья....

Устный журнал, посвященный жизни и творчеству В.Даля

Данный журнал был представлен учащимися в рамках меропритий, посвященных неделе русского языка и литературы.В ходе мероприятия учащиеся (как на сцене, так и в зрительном зале) узнали много нового и ин...