Модель гражданско-патриотического воспитания «Я- гражданин»
методическая разработка

Тоболова Ольга Валерьевна

Сейчас наша страна переживает непростой период своей истории:  вооруженные  конфликты  вблизи границ России,  давление  со  стороны  западных  стран,  демонстрируется  попытка пересмотра итогов Второй мировой войны. Наше обществопостепенно утрачивает  традиционное российское патриотическое сознание, вместе с тем получили широкое распространение эгоизм, равнодушие, цинизм, проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной служб.Все вышеперечисленные явления снижают воспитательное воздействие российской истории в формировании чувства патриотизма. Поэтому в настоящее время гражданско-патриотическое воспитание является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей школы. 

Воспитание патриота страны – одно из главных условий стабильности государства,  как  говорил  Владимир  Владимирович  Путин: «Мы  должны  строить  своё  будущее  на  прочном  фундаменте.  И  такой фундамент  –  это  патриотизм». Чем  полнее,  глубже,  содержательнее  будут знания  учащихся  о  родном  крае,  его  людях,  о  национальных  праздниках своей  страны,  о  памятных  датах  отечественной  истории,  тем  более действенными  окажутся  их  поступки,  дела  в  сохранении  традиций  своего народа.

Модель гражданско-патриотического воспитания «Я- гражданин» разработана на основе программы воспитания и социализации МОУ «Мугунская СОШ» исходя  из  требований  ФГОС, Концепции  духовно-нравственного  развития  и  воспитания  личности гражданина России, программы «Патриотическое воспитание граждан на 2016-2020 годы».

Основная  идея  моделизаключается в  систематической и целенаправленной деятельности по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Принципиально новым является подход к воспитанию: не подготовка к жизни, а реальное включение в жизнь (т.е. социализация личности), поэтому создаётся система интегрирования всех видов деятельности, необходимых для практического самоопределения ребёнка, развития гражданско-патриотической позиции.

Достижение результатов возможно только в тесном сотрудничестве с социальными партнёрами школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_loo_mugunskaya_sosh.docx78.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс «Лучшая образовательная организация

Тулунского муниципального района»

Номинация: «Лучшая образовательная организация Тулунского муниципального района», реализующая образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Мугунская средняя общеобразовательная школа»

Модель гражданско-патриотического воспитания «Я- гражданин»

1.Стартовый контекст

Автор материала: Тоболова Ольга Валерьевна, заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Мугунская СОШ»

Ссылки на сайт и страницу в сети Интернет:

http://mugun.tulunr.ru/

https://ok.ru/group/55179350638829

Место образовательной организации в социуме.

МОУ «Мугунская СОШ» в селе Мугун  является единственной образовательной организацией для сел Мугун, Хараманут, Александровка и Новая Деревня. Имеется  в селе Мугун  МДОУ «Ромашка», культурно-досуговый центр и сельская библиотека. Других учреждений для организации досуга детей нет. В связи с этим школа выполняет не только образовательную функцию, но и является центром организации досуга и дополнительного образования детей, проживающих в сёлах Мугунского сельского поселения.

В школе наработан определённый опыт по гражданско-патриотическому воспитанию, которому способствовала совместная деятельность всех участников образовательных отношений и социума: педагогического коллектива, родителей, учащихся, общественных организаций села (Совета ветеранов, Совета женщин, Совета отцов), КДЦ с.Мугун и МДОУ «Ромашка». Поэтому многолетняя работа по гражданско-патриотическому воспитанию должна быть систематизирована и  продолжена в обновлённом виде в контексте реализации ФГОС на уровнях начального общего, основного общего, среднего  общего образования.

2.Кейс. 1 часть

2.1. Идея

Сейчас наша страна переживает непростой период своей истории:  вооруженные  конфликты  вблизи границ России,  давление  со  стороны  западных  стран,  демонстрируется  попытка пересмотра итогов Второй мировой войны. Наше обществопостепенно утрачивает  традиционное российское патриотическое сознание, вместе с тем получили широкое распространение эгоизм, равнодушие, цинизм, проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной служб.Все вышеперечисленные явления снижают воспитательное воздействие российской истории в формировании чувства патриотизма. Поэтому в настоящее время гражданско-патриотическое воспитание является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей школы.  

Воспитание патриота страны – одно из главных условий стабильности государства,  как  говорил  Владимир  Владимирович  Путин: «Мы  должны  строить  своё  будущее  на  прочном  фундаменте.  И  такой фундамент  –  это  патриотизм». Чем  полнее,  глубже,  содержательнее  будут знания  учащихся  о  родном  крае,  его  людях,  о  национальных  праздниках своей  страны,  о  памятных  датах  отечественной  истории,  тем  более действенными  окажутся  их  поступки,  дела  в  сохранении  традиций  своего народа.

Модель гражданско-патриотического воспитания «Я- гражданин» разработана на основе программы воспитания и социализации МОУ «Мугунская СОШ» исходя  из  требований  ФГОС, Концепции  духовно-нравственного  развития  и  воспитания  личности гражданина России, программы «Патриотическое воспитание граждан на 2016-2020 годы».

Основная  идея  моделизаключается в  систематической и целенаправленной деятельности по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Принципиально новым является подход к воспитанию: не подготовка к жизни, а реальное включение в жизнь (т.е. социализация личности), поэтому создаётся система интегрирования всех видов деятельности, необходимых для практического самоопределения ребёнка, развития гражданско-патриотической позиции.

Достижение результатов возможно только в тесном сотрудничестве с социальными партнёрами школы.

2.2.Целевые установки

Цель модели гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин»- воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

 Задачи модели:

  • формирование патриотических чувств и сознания детей и подростков на основе  исторических ценностей и роли России в судьбе мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
  • развитие социальной активности обучающихся, осознанное стремление к самореализации в познании, общении, профессиональном самоопределении, трудовой деятельности; успешная социализация личности.
  • развитие познавательного интереса к изучению природы,  истории, культуры и традиций своей малой Родины через краеведческие проекты.

2.3. Знания и навыки

В процессе реализации модели «Я - гражданин» формируются следующие результаты:

Личностные результаты:  

  • осознание  себя  членом  общества  и  государства  самоопределение  своей

российской  гражданской  идентичности,  чувство  любви  к  своей  стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;

  • уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе

понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

  • способность  к  адекватной  самооценке  с опорой на  знание основных моральных

норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результататы:

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

освоение  правил  и  норм  социокультурного  взаимодействия  с  взрослыми  и сверстниками  в  сообществах  разного  типа  (класс,  школа,  семья, социальные партнёры т.д.);

  • способность  регулировать  собственную  деятельность  (в  том  числе  учебную),

направленную на познание закономерностей социальной действительности;

  • совершенствование  логичности,  доказательности  суждений,  умозаключений,

выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей;

  • приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
  • совершенствование в  умениях  чтения,  слушания обществоведческой  литературы,

историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики;

  • в  анализе  использования  историко-литературных  источников,  художественного

наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по  истории;  в  анализе  своего  пересказа  полученных  знаний  (слышать  себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

Конечные ожидаемые результаты и эффекты реализации модели «Я-гражданин» у обучающихся МОУ «Мугунская СОШ»

Ожидаемые результаты

Полученные

результаты

Предполагаемые эффекты

Проявившиеся эффекты

  • положительная динамика возрастания уровня духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма у школьников;
  • увеличение количества детей, охваченных мероприятиями по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • рост социальной активности обучающихся, успешная социализация личности;
  • участие учащихся в краеведческих проектах.

  • стабильная положительная динамика  уровня духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма у школьников( по методике личностного роста Степанова);
  • мероприятиями по гражданско-патриотическому воспитанию охвачены все обучающиеся школы
  • активизировалась деятельность ученического самоуправления, 100% выпускников 11-го класса поступают в высшие или средне- специальные учебные заведения.

9-классники-все продолжают обучение в образовательных организациях разного уровня.

  • стабильная результативность в различных проектах, мероприятиях, акциях, конкурсах различного уровня гражданско-патриотической и краеведческой направленности.
  • формирование высокого уровня правовой, политической культуры и культуры прав человека и гражданина;
  • минимизация негативных проявлений в детской среде, повышение уровня правопорядка.
  • в течение 5 лет нет случаев употребления ПАВ учащимися.
  • учащиеся  школы  в  течение  нескольких  лет  не  являются

участниками ДТП.

  • за последние 3 года снизилось количество учащихся, состоящих на учете в ОДН

(с 3-х человек  до 1)

Описание содержания модели гражданско-патриотического воспитания

«Я - гражданин»

Составляющие модели «Я- гражданин»

Сферы формирования личности

Виды деятельности, формы работы

«Ученик»

юный человек, осмысленно и самостоятельно организующий свою учебную деятельность по освоению знаний, ценностей и норм российской культуры под руководством и при поддержке старшего наставника

Учебный процесс и дополнительное образование

Урочная деятельность

  1. Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно- оценочным линиям развития в разных предметах.Организация изучения краеведческих  материалов на уроках истории, географии, литературы.
  2. Изучение Конституции Российской Федерации, получение знаний об основных правах и обязанностях граждан России, о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Иркутской области, города Тулуна и Тулунского района. Знакомство с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, с обязанностями гражданина; знакомство с историей и культурой родного края, фольклором.  
  3. Реализация гражданских правил поведения в учебных взаимодействиях: посредством технологии оценивания, опыт следования совместно выработанным единым для всех правилам, умение отстаивать справедливость оценивания, приходить к компромиссу в конфликтных ситуациях и т.п.; групповая работа в разных предметах - опыт оказания взаимной помощи и поддержки, разрешения конфликтных ситуаций, общения в разных социальных ролях; специфические предметные методики, требующие коллективного взаимодействия.

Внеурочная деятельность

  1. 5.  Знакомство с правилами, образцами гражданского поведения, обучение распознаванию гражданских и антигражданских, антиобщественных поступков в ходе различных добрых дел  (мероприятий): «Месячник военно-патриотического воспитания»,  Дни толерантности, Неделя правового образования и др; беседы и классные часы по примерным темам:  «День Иркутской области», «Урок правовых знаний», «Мугун- село, в котором живу», «Что связывает меня с моими друзьями, моими земляками, моей страной?», «Кем из наших предков я горжусь?», «Что значит быть толерантным?», «Документы, охраняющие детство» и др.; просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации; экскурсии и путешествия по примерной тематике: «Герои Великой Отечественной войны наши земляки - тулунчане», «Культурное наследие предков в музеях  города Тулуна»; коллективно- творческие дела (творческие конкурсы, художественные выставки и т.п.) с примерной тематикой:  «Мой учитель», «Гирлянда Славы», «Письмо  моему деду-ветерану ВОВ», «Открытое письмо солдату», «Детский рисунок против войны»;  фестиваль патриотической песни «Виктория»; конкурс рисунков «Наша армия-самая сильная», конкурс чтецов «И верой в Победу так были сильны»,уроки Мужества, встречи- беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться; осуществление творческих проектов национальной, гражданской, социальной направленности и др.
  2.  6. Участие в работе школьного ученического самоуправления.
  3. 7. Участие в работе объединения «Юный краевед».
  4. 8. Спортивные мероприятия
  5.      Внешкольная деятельность
  6. 9. Участие в исследовательских проектах по изучению и сохранению культурных богатств родного края (краеведение, народный фольклор, и т.п.),  участие в культурных мероприятиях села, Тулунского района, Иркутской области,  посещение  библиотеки, театров и концертов,  участие в   социальных проектах: по подготовке празднования государственных праздников России, акциях «Ветеран живет рядом», «Дни доброго сердца», «Георгиевская ленточка», «Чистый двор», «Помоги памятникам своего села»   и др.

10.Участие в работе объединения «Юнармия», МДОО «Молодые лидеры».

11. Участие в сельских,районных, областных, всероссийских  конкурсах и мероприятиях  патриотической направленности.

«Гражданин школы»

юный человек, принимающий и/или реализующий решения, касающиеся школьной общности; равноправный другим субъектам образовательного процесса – педагогам и своим родителям; неравнодушный и инициативный житель школьного дома

Общественная среда школы

«Гражданин общества»

юный человек, принимающий и/или реализующий решения, касающиеся жизни других людей за пределами школы – в районе, городе, стране; неравнодушный, инициативный и деятельный субъект гражданского общества

Внешкольное социализационное пространство

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

  • посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны, труженики тыла, дети войны, участники боевых действий;
  • привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
  • изучение семейных традиций;
  • организация и проведение совместных встреч, конкурсов и викторин;
  • организация совместных экскурсий;
  • общешкольные, классные тематические  родительские собрания с привлечением специалистов.

Пути реализации модели «Я- гражданин»

2.4.Мероприятия

Основные мероприятия

Сроки проведения

Ссылки на сайт и/или страницу в Internet сети, на которых содержится публичная информация о проведенных мероприятиях

1

Митинг «День солидарности в борьбе с терроризмом»

2 сентября

ТРАДИЦИОННО

http://mugun.tulunr.ru/index.php/833-vysokaya-otvetstvennost

2

День рождения Иркутской области

сентябрь

1.http://mugun.tulunr.ru/index.php/659-yubilej-irkutskoj-oblasti

2.https://ok.ru/group/55179350638829/topic/71192695537901

Правовая неделя, посвящённая Дню Конституции РФ

декабрь

1.http://mugun.tulunr.ru/index.php/795-nedelya-pravovykh-znanij-ravnopravie-2

2. http://mugun.tulunr.ru/index.php/508-nedelya-pravovykh-znanij-ravnopravie

Торжественная линейка «Афганистан - незаживающая рана»

15 февраль

http://mugun.tulunr.ru/index.php/814-linejka-posvyashchennaya-30-j-godovshchine-vyvoda-sovetskikh-vojsk-iz-respubliki-afganistan

Фестиваль Военно-патриотической песни «Виктория»

февраль

1.http://mugun.tulunr.ru/index.php/610-festival-voenno-patrioticheskoj-pesni-viktoriya

2.https://ok.ru/group/55179350638829/topic/151282601423085

Общешкольные Уроки Мужества

февраль

1.http://mugun.tulunr.ru/index.php/613-urok-muzhestva-pisma-opalennye-ognem

2.http://mugun.tulunr.ru/index.php/610-festival-voenno-patrioticheskoj-pesni-viktoriya

Конкурсы рисунков, конкурсы чтецов, викторины

в течение года

1.http://mugun.tulunr.ru/index.php/816-shkolnye-etapy-konkursov-khudozhestvennogo-chteniya-zhivoe-slovo-i-zhivaya-klassika

2. http://mugun.tulunr.ru/index.php/393-intellektualnaya-viktorina-posvyashchennaya-istorii-velikoj-otechestvennoj-vojny

Акция «Дни доброго сердца», «Забота», «Аукцион добра» и др

в течение года

1.http://mugun.tulunr.ru/index.php/871-itogi-provedeniya-aktsii-auktsion-dobrykh-del

2. http://mugun.tulunr.ru/index.php/813-nedelya-dobra

Митинг, посвящённый великой Победе, участие в акции «Бессмертный полк»

9 мая

1.http://mugun.tulunr.ru/index.php/768-9-maya

2.http://mugun.tulunr.ru/index.php/767-georgievskaya-lentochka-2

Акция «Георгиевская ленточка»

май

1.http://mugun.tulunr.ru/index.php/767-georgievskaya-lentochka-2

Музейные уроки, классные часы: «Дни воинской славы России», «Наше село в годы Великой Отечественной войны», «Дети войны» и др.

в течение года

http://mugun.tulunr.ru/index.php/807-blokada-leningrada

http://mugun.tulunr.ru/index.php/744-den-voinskoj-slavy-rossii

Акция «Свеча памяти»

21 июня

http://mugun.tulunr.ru/index.php/650-den-pamyati-i-skorbi

Урок Мужества «Афганистан в нашей памяти останется навсегда»

14 февраля 2019 г

http://mugun.tulunr.ru/index.php/817-afganistan-v-nashej-pamyati-ostanetsya-navsegda

Игровая программа «Подрастем, ребята, и пойдём в солдаты»

15 февраля 2019 г

http://mugun.tulunr.ru/index.php/815-podrastem-rebyata-i-pojdem-v-soldaty

Урок Мужества, посвящённый памяти погибшего при исполнении воинского долга Белых Игоря Михайловича

19 марта 2019 г

http://mugun.tulunr.ru/index.php/821-urok-muzhestva-posvyashchjonnyj-pamyati-pogibshego-pri-ispolnenii-voinskogo-dolga-belykh-igorya-mikhajlovicha

Проект в рамках областного детского парламента «Век без войны» (видеоролик)

Май 2018 г

https://ok.ru/group/55179350638829/topic/68564170375405

Урок Мужества, посвящённый памяти дважды Героя Советского Союза

А. П. Белобородова

31 января 2018 г

http://mugun.tulunr.ru/index.php/743-urok-muzhestva-posvyashchjonnyj-pamyati-dvazhdy-geroya-sovetskogo-soyuza-a-p-beloborodova

Конкурс «А ну-ка,мальчики!»

6 февраля 2018 г

http://mugun.tulunr.ru/index.php/745-a-nu-ka-malchiki

День рождения РДШ

http://mugun.tulunr.ru/index.php/850-s-dnjom-rozhdeniya-rdsh

Планы   совместных мероприятий месячника патриотического воспитания МОУ «Мугунская СОШ», МКУК «КДЦ с.Мугун», Совета ветеранов.

http://mugun.tulunr.ru/index.php/725-mesyachnik-patrioticheskogo-vospitaniya

http://mugun.tulunr.ru/index.php/533-plan-mesyachnika-patrioticheskogo-vospitaniya

Презентация школьного музея https://yadi.sk/i/Dmfu0o4K3RccBg

2.5. Полученные результаты и эффекты

2.5.1.Уровень достижений в конкурсных мероприятиях (олимпиадах, соревнованиях, смотрах, фестивалях), проводимых на различном уровне.

Дата участия

Мероприятие

Результат участия

Муниципальный уровень

2016 год

Муниципальный смотр – конкурс музеев, посвященный 90 – летию Тулунского района

Победитель

грамоты\1.pdf

 март 2016 год

Районная краеведческая конференция, посвященная 90 – летию образования Тулунского муниципального района, номинация «История края»

Победитель

грамоты\2.pdf

2016 год

Районный конкурс фотографий, посвящённый 90-летию  Тулунского района

Призёр

грамоты\3.jpg

2016

Районный конкурс рисунков «Живи, родник» к 90-летию  Тулунского района

призёры

2016 г

Конкурс веб-страниц «Лучшая страница к 90-летию Тулунского района»

Участие

грамоты\4.jpg

2016 г

Районный конкурс «Родные просторы»

в номинации «Лучшая реклама произведения о войне»

Победитель

грамоты\5.jpg

Май 2016 г

Военно-спортивная игра «Зарница»

2 место

грамоты\6.jpg

Май 2017 г

Военно-спортивная игра «Зарница»

Победитель

http://mugun.tulunr.ru/index.php/647-zarnitsa

2017 год

Районный конкурс исследовательских работ и проектов учащихся младшего и среднего школьного возраста «За страницами учебника» в предметной области «Краеведение»

Призёр

грамоты\7.jpg

октябрь 2018 год

Районная краеведческая конференция  «ПОИСК – 2018»

участие

2018 г

Конкурс рисунков «Афганский ветер»

участие

Май 2018 г

Военно-спортивная игра «Зарница»

2 место

грамоты\8.jpg

март 2019 г

Районная научно – практическая конференция старшеклассников «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки»

Призер

грамоты\9.jpg

2019 г

Фестиваль музеев «Сибирский край – душа России»

Участие

грамоты\10.jpg

Май 2019 г

Военно-спортивная игра «Зарница»

2 место

https://www.tulunrono.tulunr.ru/index.php?limitstart=45

12 февраля 2020 год

Слёт молодых будущих избирателей Тулунского района «Будущее за молодёжью!»

2 место

грамоты\11.jpg

2016 г

Районный смотр- конкурс творческих работ, посвящённый Победе в ВОВ

Победитель

грамоты\13.jpg

Региональный уровень

2016 г

ХI зональная научно – практическая конференция «За страницами учебника»

Победитель

грамоты\12.pdf

2017 г

ХII зональная научно – практическая конференция «За страницами учебника»

участие

14.04.2018 г

V межмуниципальная  конференция «Судьба человека в российской истории ХХ века»  

Призер

грамоты\14.jpg

2018 год

Региональный историко – краеведческий конкурс «Моя гордость – Иркутская область», посвященного 75 – летию разгрома немецко – фашистских войск в Сталинградской и Курской битвах Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

Участие

грамоты\15.jpg

Декабрь 2018 г

Молодёжь Иркутской области в лицах (номинация «Общественная деятельность, 14-18 лет)

Победитель

грамоты\16.jpg

2018 г

Национальная премия «Гражданская инициатива»

Участие

 грамоты\17.jpg

2019 год

Научно- практическая конференция «История комсомола- история страны»

Победитель

грамоты\18.jpg

2019

Тест по истории Иркутской области

Участие

грамоты\19.jpg

Всероссийский уровень

май 2015 год

Всероссийская научно – практическая конференция «Давайте, люди, никогда об этом не забудем!»

Победитель

грамоты\20.pdf

2018 г

Всероссийский фестиваль патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!» (РДШ)

Участие

грамоты\21.jpg

август 2019 год

Всероссийский конкурс «Родина у нас одна»

Победитель

грамоты\22.jpg

Международный уровень

 2018, 2019 годы

Акция «Тест по истории Отечества»

Участие

грамоты\23.pdf

2019 г

Международный интернет конкурс «Страница семейной славы»

Участие

https://pobeda.vif2.ru/posts/item/5632

https://pobeda.vif2.ru/posts/item/5633

https://pobeda.vif2.ru/posts/item/5634

2.5.1.2 Наличие информации в средствах массовой информации

СМИ

Материал

Ссылка на сайт

 или скриншот информации

«Земля Тулунская»

№ 50 от 17.12..2015 г

Урок Мужества «Непридуманные герои»

земля Тулунская № 50 от17.12.2015 г..docx

«Земля Тулунская»

№ 48 от 03.12.2015

Литературная гостиная «как я выжил,  будем знать только мы с тобой..»

Газета «Земля Тулунская» № 48 03.12.2015 г.docx

«Земля Тулунская»

№ 16 2016 г

Спорт-это сила, спорт- это молодость, спорт-это патриотизм!

земля Тулунская № 16 2016 г.jpg

«Земля Тулунская»

-Он жил на моей улице

-Афганистан в нашей памяти останется навсегда

земля Тулунская №10 от 14 марта 2019 г.jpg

Сайт «Избирательная комиссия Иркутской области»

Второй слет молодых будущих избирателей Тулунского района

https://irkizbirkom.ru/tulun-r/tulun-r-n/16837-vtoroj-slet-molodyh-buduschih-izbiratelej-tulunskogo-rajona.html

«Земля Тулунская»

Будем верою и правдою служить России

http://tulunr.irkobl.ru/news/detail.php?ID=70603

Сайт «Тулунский район»

Мы молодые – нам выбирать

http://tulunr.irkobl.ru/news/detail.php?ID=84785

Сайт «Тулунский район»

Урок Мужества в селе Мугун

http://tulunr.irkobl.ru/news/detail.php?ID=67881

Исследовательские работы учащихся школы в сети Интернет

https://pobeda.vif2.ru/posts/item/5632

https://pobeda.vif2.ru/posts/item/5633

https://pobeda.vif2.ru/posts/item/5634

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2019/01/18/deti-voyny-tulunskogo-rayonahttps://nsportal.ru/yuliya-viktorovna-kucherova

2.6. Потенциал для тиражирования предлагаемых решений

Модель гражданско-патриотического воспитания «Я- гражданин» является универсальной,  актуальной для муниципальной и региональной систем образования. Она позволит:

  • объединить усилия педагогического сообщества в решении проблем гражданско-патриотического воспитания и обучения в условиях социального партнерства;
  • апробировать  данную модель исходя из условий и возможностей конкретной образовательной организации;
  • предложить инновационные педагогические практики и технологии в рамках гражданско-патриотического воспитания.

2.7. Итоговый контекст

Итоги апробация модели гражданско-патриотического воспитания «Я- гражданин» в МОУ «Мугунская СОШ» (2016-2019 год):

  • Наличие  проектной  деятельности (краеведческие проекты).
  • Результативность участия в конкурсных мероприятиях (олимпиадах, соревнованиях, смотрах, фестивалях), проводимых на различном уровне.
  •  Повышение гражданской культуры всех участников образовательного процесса и

выпускников школы (тестирование, социологические  опросы).

  • Продуктивные методы обучения и воспитания (накопление и обобщениеопыта).
  • Проведение  социально  значимых  мероприятий,  акций, инициатив.

3. Кейс. 2 часть

3.1.Идея

Приоритетным направлением государственной политики в РФ являются вопросы воспитания  юного гражданина, наделенного всеми теми качествами, которые являются базовыми национальными ценностями – любовь к Родине, родному краю, готовность преданно служить многонациональному государству России, т.е. речь идет о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Что и отражено в главной цели создания по инициативе президента В.В.Путина новой детско-юношеской организации – Российское Движение Школьников (РДШ). В 2018-2019 учебном году МОУ «Мугунская СОШ» присоединилась к деятельности РДШ. С 2018 года у нас существует отряд «Юнармия» численностью 9 человек. Члены отряда  участвуют во всех школьных и сельских мероприятиях, защищают честь школы на районных спортивных соревнованиях и военно-спортивной игре «Зарница», но делают это не всегда активно и сознательно.

    У нас накоплен большой опыт, сложились свои традиции, но это не мешает, а наоборот помогает, сотрудничать с РДШ. Включение в состав РДШ открыло перед учениками нашей школы новые возможности, позволило расширить границы общения и сотрудничества с различными организациями. У нас уже есть опыт участия в проекте РДШ «Здоровое поколение».Кроме того в школе разработан план работы по проведению дней единых действий РДШ. Но остаётся проблема: как интегрировать деятельность РДШ в уже сложившуюся воспитательную деятельность нашей школы?

«Гражданская активность» и военно-патриотическое направление- одни из важнейших направлений РДШ. Поэтому основная идея- воспитание гражданина и патриота через деятельность Российского движения школьников.

3.2.Целевые установки

Цель - воспитание подрастающего поколения на основе присущей российскому обществу системы ценностей, создание условий для укрепления чувства сопричастности граждан к истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью и имеющего активную жизненную позицию (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы»).

Задачи:

  • проведение комплекса мероприятий историко-краеведческой направленности с целью популяризации истории Малой Родины среди школьников;

оказание поддержки развитию объединению «Юный краевед» на базе школьного музея;развитие исследовательской работы школьников по изучению историко-культурного наследия родного края;

  • развитие волонтёрства и добровольчества в рамках существующей организации «Молодые лидеры»;
  • организация  и совершенствование работы отряда Юнармия на базе школы.

Деятельность РДШ вписывается в воспитательную систему школы. РДШ способствует формированию лидерских качеств школьников,  устойчивой мотивации  к  достижению  социально  значимых целей, выступает важным фактором развития личности ребенка, ее социализации и является начальной  ступенью демократии, истоком  гражданственности, развития социального творческого потенциала.

Содержательная деятельность РДШ по возрастным категориям (авторы:

Горбенко И.А., Леванова Е.А., Петрина З.И., Пушкарева Т.В.)

Любой школьник может найти применение своим желаниям и способностям вразнообразных  направлениях  деятельности  РДШ.  При  этом  у  каждого  возраста ребенка есть свои особенности, которые надо знать и учитывать в своей работе.  Содержание деятельности РДШ в рамках направления на каждом уровне обучения определяется, прежде всего, возрастными особенностями учащихся.

Сравнительная характеристика основных критериев возраста

Возраст

Ведущая деятельность

Социальная ситуация развития

Психические новообразования

Младший школьный возраст

Учебная деятельность

Я и учитель

-произвольность психических процессов

-рефлексия

-внутренний план действий

Подростковый возраст

Интимно-личностное общение со сверстниками

Я и сверстники

-чувство взрослости

-критичность мышления

-развитие самосознания

-потребность в самоутверждении

Ранняя юность

Учебно-профессиональная деятельность

Я и общество

-дифференциация способностей

-профессиональное и личностное самоопределение

-мировоззрение

-нравственная устойчивость поведения

Все  перечисленные  возрастные  особенности  необходимо  учитывать,  организуя деятельность школьников  в рамках  каждого направления РДШ. Это  касается не только отбора форм и содержания мероприятий, но и выбора методов воспитания и способов взаимодействия с учащимися. Поэтому система мероприятий для каждого возраста должна быть намечена отдельно.

3.3.Знания и навыки

Навык: воспитание у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества.

Ожидаемые результаты

Предполагаемые эффекты

  • создание комплекса мероприятий историко-краеведческой направленности с целью популяризации истории Малой Родины среди школьников;
  • уровень исследовательской работы школьников по изучению историко-культурного наследия родного края;
  • динамика количества волонтёров в рамках существующей организации «Молодые лидеры»;
  • динамика количества членов Юнармейского отряда;
  • участие  в  конкурсах и мероприятиях различного уровня.
  • активное участие обучающихся в мероприятиях РДШ;
  • минимизация негативных проявлений в детской среде, повышение уровня правопорядка.

Содержание деятельности РДШ в рамках гражданско-патриотического воспитания

Направление деятельности

Содержание

Младший школьный возраст (6–7 до 9–10 лет)

Гражданская активность

Духовно-нравственное и экологическое воспитание школьников; знакомство со способами оказания помощи больным и пожилым людям, людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; охрана окружающей среды.

Военно-патриотическое

Знакомство с историей Отечества, региона, города; пропаганда и привитие любви и уважения к своей стране, государственным символам России и силовых структур; знакомство с правилами поведения в чрезвычайных ситуациях.

Подростковый возраст (от 11–12 до 15 лет)

Гражданская активность

Практическое применение полученных знаний и умений, освоение новых и выработка собственных эффективных действий при оказании помощи ветеранам, восстановлении и уходе за воинскими памятниками погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-

1945 годов, помощи в реставрационных работах; экологическая защита.

Военно-патриотическое

Воспитание гордости за принадлежность к Российскому  государству, к Российскому движению школьников; воспитание уважения к истории России, ее памятным событиям, к ее армии и флоту; обучение грамотным действиям в случае возникновения опасной или чрезвычайной ситуации с целью сохранения жизни и здоровья.

Ранняя юность (16, 17 лет)

Гражданская активность

Реализация личностного потенциала через социальное патронирование пожилых людей, оказание помощи социально незащищенным слоямнаселения; приобретение опыта ответственного взаимодействия в процессе организации и проведении спортивных состязаний, творческих мероприятий, праздников и других акций, где требуется волонтёрская помощь, в том числе при организации свободного времени детей, подростков и молодёжи; развитие коммуникативных и лидерских навыков; формирование установки на исполнительскую дисциплину во время поисковой деятельности; развитие инициативы.

Военно-патриотическое

Формирование преданности своему народу, Отечеству, привязанности к родной земле, языку, культуре и лучшим традициям народа; формирование патриотического сознания и положительного отношения старшеклассников к службе в армии; формирование установки на сдачу нормативов ГТО, культуры безопасности жизнедеятельности.

3.4.Мероприятия

Мероприятия

Российского движения школьников

Сроки и возраст школьников

Всероссийский проект «Наши Победы»

В течение 2020 года; с 8 лет

Участие в организации и проведении Всероссийской акции, посвященной Дню защитника Отечества

23 февраля;

8-18 лет

Участие        в        организации        и        проведении Всероссийской акции, посвященной Дню Победы

9 мая;

8-18 лет

Участие        в        организации        и        проведенииВсероссийской акции, посвященной Дню России

12июня;

8-18лет

Участие        в        организации        и        проведении Всероссийской акции,        посвященной        Дню государственного флага России

22 августа;

8-18 лет

Участие в организации и проведении Ежегодной Всероссийской акций «Добрые уроки!»

Сентябрь,

1-11 классы

Участие в проведении Всероссийской акции «С днем рождения, РДШ!»

29 октября,

1-11классы

Участие        в        организации        и        проведении Всероссийской акции, посвященной Днюпожилого человека

1 октября,

1-11 классы

Участие в проведении Всероссийской акции «День учителя»

5 октября,1-11 классы

Участие во Всероссийском конкурсе «Добро не уходит на каникулы»

В течение года,

8-17 лет

Участие в проведении акции, посвященной Дню матери

24 ноября,1-11 классы

Участие в проведении акций:

«День неизвестного солдата»;

«День Героев Отечества»

3декабря

9 декабря,

1-11 классы

Участие в проведении мероприятий:

«День народного единства»

«День Конституции Российской Федерации»

4 ноября

12 декабря,

1-11классы

Участие в проведении акции «День детских организаций»

19 мая, 8-17 лет

Участие в проведении Всероссийской акции «День защиты детей»

1 июня,

1-11 классы

Участие в проведении Всероссийской акции, посвященной Международному Дню Земли

22 апреля;

8-18 лет

Участие в проведении Всероссийского конкурса «РДШ – территория самоуправления»

В течение года,

12-17 лет

Участие в проведении Всероссийской детской военно-спортивной игры «Зарница»

Май

12-17 лет

Организация и проведение мероприятия «День воссоединения Крыма с  Россией»

18 марта,

1-11 классы

Участие        во        Всероссийских        соревнованиях        по русскому силомеру «Сила РДШ»

В течение года,

1-10 класс

3.5.Потенциал для решения проблемы

Пути включения мероприятий Российского движения школьников в воспитательную деятельность:

  • Через реализацию единых дней с РДШ.
  • Через  план воспитательной работы  классного  руководителя.
  • Через реализацию программ внеурочной деятельности, дополнительных общеразвивающих программ, основанных на проекте, положении мероприятия  РДШ или  направлении деятельности.
  • Через создание проектной группы и реализацию проекта РДШ.

Мы  убеждены  в  том,  что  нашим  детям  необходимо  Российское  движение школьников,  что  это  их шанс  стать  достойными  людьми.  Занимаясь  спортом  и общественными делами, изучая историю страны, активно и с пользой проводя досуг, ребята становятся достойными гражданами нашей великой и необъятной Родины.

Мероприятия Российского движения школьников также могут быть включены и в содержательный компонент программ внеурочной деятельности обучающихся, т.к. способствуют:

−  созданию  инклюзивной  среды  в  образовательной  организации  (дети  с ограниченными  возможностями  через  деятельность  РДШ  включаются  в  жизнь сверстников, школы, формируются положительные межличностные отношения в классном коллективе);

−  улучшению  условий  для  развития  (разнообразие  мероприятий  РДШ, современные способы подачи информации о деятельности организации учитывают потребности и возрастные особенности обучающихся);

−  достижению  планируемых  результатов  освоения  основной общеобразовательной  программы  (активное  участие  школьников  в  акциях, конкурсах, проектах РДШ обеспечивает развитие личностных и метапредметных результатов образования).

Таким образом, содержание мероприятий Российского движения школьников может  использоваться  при  реализации  программ  воспитания  и  социализации образовательных  организаций,  программ  работы  классных  руководителей, программ внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся, что  способствует  совершенствованию  воспитательной  системы  школы,  т.к. направлено на развитие личности ребенка.

3.6.Итоговый контекст

Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине.  

Это гораздо больше...  

Это — сознание своей неотъемлемости  

от родины и неотъемлемое переживание  

вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.  

Толстой А. Н.

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.  Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей,достижений современного педагогического опыта.

Патриотическое воспитание учащихся в МОУ «Мугунская СОШ» — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание в нашей школе направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Хотя ещё существуют определённые проблемы в области развития уровня духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма у школьников ( смотреть  Приложение Степанов личностный  рост.docx), а также включение РДШ в воспитательную деятельность школы,  тем не менее, в тесном сотрудничестве с родительской общественностью и социальными партнёрами данные проблемы могут быть успешно решены.

   Отзывы социальных партнёров школы.

отзыв совета ветеранов.pdf

      отзыв КДЦ.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско - патриотического воспитания для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин"

  Программа гражданско-патриотического воспитания  для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин" включает в себя 10 направлений, связанных межд...

Программа по гражданско - патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"

В данной программе раскрываются цели и задачи,способы реализации одного из важнейших направлений воспитательной работы школы: Гражданско-патриотического воспитания учащихся....

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности и при проведении внеклассных мероприятий, направленное на формирование и развитие личности гражданина и защитника Родины

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности и при проведении внеклассных мероприятий, направленное на формирование и развитие личности гражданина ...

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи "Воспитание патриота, гражданина, человека"

Данная программа представлена на республиканский конкурс "За нравственный подвиг учителя" В номинации: «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания д...

Разработка и реализация модели гражданско-патриотического воспитания школьников

В статье говорится о том, что проблема гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи является приоритетной в образовательной политике России. В современных условиях, каждое образовательно...