Урок общения
классный час (5 класс)

Классный час, направленный на развитие способностей эффективного взаимодействия с окружающими и конструктивного выстраивания отношений с другими, в том числе с одноклассниками и учителями.


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классный час "Урок общения"23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час "Урок общения" в 5 Б классе

Классный руководитель: Кузина Юлиана Вадимовна

Цель: развитие способностей эффективного взаимодействия с окружающими и конструктивного выстраивания отношений с другими, в том числе с одноклассниками и учителями.
Задачи:
1) развивать навыки эффективного общения;
2) развивать умения адекватно выражать свои чувства и понимать чувства других людей;
3) создать мотивацию для дальнейшего саморазвития учащихся;
4) способствовать углублению знаний о способах и формах общения и его роли в жизни человека.

Ход занятия.

1. Ребята, у Антуана де Сент-Экзюпери есть высказывание: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Кто из вас согласен с данным высказыванием? Почему вы согласны (или не согласны)? (Почему вы решили, что это действительно так?)

Ответы детей
Действительно, самое большое испытание, наказание для человека – это остаться одному. Как вы думаете, ребята, от чего больше всего страдал Робинзон Крузо на необитаемом острове? (
От одиночества)

В местах лишения свободы считается жестким наказание, когда человека помещают в одиночную камеру. Как вы думаете, почему? (Человек не может долго находиться один)
Итак, думаю, вы уже догадались, что мы сегодня будем говорить об общении.

2. Тема нашего занятия звучит так: «Умеем общаться». Начнем с определения. Давайте вспомним, что же такое общение? (Высказывания детей.) Можно сказать, что общение – это:
• взаимодействие двух или более людей;
• одна из основных потребностей человека;
• обмен информацией и эмоциями между людьми;
• восприятие и понимание другого человека;
• основное средство самоутверждения личности.
Из всего, вышесказанного, можем сделать вывод: человеку необходимо разговаривать с другими, исходя из определения, мы понимаем, что разговаривая, человек строит взаимоотношения. Это значит, что он учится понимать других людей, договариваться с ними, находить компромиссы
3. Предлагаю вам послушать притчу «Голова и хвост змеи» (Лавский В.В.)

Некогда жила змея, голова и хвост которой все время спорили между собой.
Голова говорит хвосту: «Меня должно считать старшей!» Хвост отвечает: «Я тоже достоин быть старшим». Голова говорит: «У меня есть уши, чтобы слышать, глаза, чтобы смотреть, рот, чтобы есть, при движении я впереди остального тела — вот почему меня долж¬но считать старшей. А ты не имеешь таких достоинств, потому тебя нельзя считать старшим». А хвост в ответ: «Если я позволю тебе двигаться, то ты сможешь двигаться. А что, если я трижды обмота¬юсь вокруг дерева?» Он так и сделал. Голова не смогла двигаться в поисках пищи и чуть не умерла от голода. Она сказала хвосту: Ты можешь отпустить меня, я признаю тебя старшим«.
Хвост, услышав эти слова, тут же отцепился от дерева. Голова снова говорит хвосту: «Раз ты признан старшим, то посмотрим, как ты пойдешь первым». Хвост отправился вперед, но не сделал и несколько шагов, как свалился в огненную яму, и змея погибла в огне.
О чем говорит эта притча? Почему голова и хвост не смогли договориться? (Не воспринимали друг друга, не было желания понять, услышать друг друга, не стремились прийти к компромиссу.) Можем ли мы сказать, что кто-то конкретно виноват в этой ситуации?

Ответы, рассуждения детей
Общение в равной степени зависит от нас и нашего собеседника. Психологи утверждают, будет общение позитивным или негативным зависит от характера человека. Труднее всего общаться с человеком, у которого несдержанный, взрывной характер. Чаще всего общение с таким человеком приводит к конфликту.

4. Я предлагаю вам небольшой тест, который поможет определить конфликтная вы личность или нет. (Приложение 1)
Замечательно, если по результатам теста вы оказались неконфликтной личностью, но всегда есть к чему стремиться и над чем работать.
А чтобы ваше общение было всегда позитивным, существуют секреты общения, которые надо соблюдать.

Для начала в группах придумайте и запишите на листочках ваши идеи, а далее мы их обсудим и добавим.

Их довольно много, вы молодцы!

Я хочу добавить четыре, основные, на мой взгляд:
• умейте выслушивать людей и принимать их мнение (учитесь выслушивать, не перебивая).

 Все, что люди говорят, для них очень важно, если даже вам и кажется второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать каждую мысль собеседника.

• уметь доверять и самим заслуживать доверие (доверие – главная ценность в межличностных отношениях);
• узнавать мир других людей (необходимо учиться понимать, что хочется другому);
• чаще улыбайтесь людям («Улыбка ничего не стоит, но многое дает!»)
4. А сейчас постарайтесь расслабить мышцы вашего лица и улыбнуться. Вид улыбающегося человека создает хорошее настроение у окружающих. Недаром в знакомой песне поется:
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется…

Предлагаю выполнить упражнение «Ладошки» (приобретение положительных эмоций, повышение уровня самооценки). Ученикам раздается лист бумаги и фломастер. Каждому участнику необходимо обвести свою ладонь и подписать свое имя.

- «Сейчас мы будем передавать наши «Ладошки» по кругу, получив рисунок другого участника, найдите в нем какое-то хорошее качество и напишите в «Ладошке». Дальше листочки продвигаются по кругу и, заполненные возвращаются владельцу. Зачитайте, пожалуйста, что вы написали друг другу. Какие чувства вы испытали, когда читали? (Ответы детей). Думаю, что если человеку чаще говорить о его положительных качествах, то он станет лучше.

Приложение 1

Тест "Уровень конфликтности личности"

Инструкция: Ребята! При ответе на вопрос выберите один вариант ответа, под конкретной буквой, запишите букву после номера вопроса.

  1. Характерно ли для вас стремление к доминированию, то есть к тому, чтобы подчинить своей воле других?

а) нет

б) когда как

в) да

  1. Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно и ненавидят?

а) да

б) ответить затрудняюсь

в) нет

  1. Кто вы в большей степени?

а) пацифист (человек, отказывающийся от любой - даже справедливой – войны)

б) принципиальный (человек, действующий на основе своих принципов)

в) предприимчивый (энергичный, находчивый и изобретательный человек, обладающий практической сметкой.

  1. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

а) часто

б) периодически

в) редко

  1. Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив?

а) разработал бы программу развития коллектива на год вперед и убедил бы членов коллектива в ее перспективности;

б) изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами;

в) чаще советовался бы с людьми.

  1. В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно?

а) пессимизм

б) плохое настроение

в) обида на самого себя

  1. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?

а) да

б) скорее всего да

в) нет

  1. Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?

а) да

б) скорее всего да

в) нет

  1. Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе

а) раздражительность

б) обидчивость

в) нетерпимость критики других

  1. Кто вы в большей степени?

а) независимый

б) лидер

в) генератор идей

  1. Каким человеком считают вас ваши друзья?

а) экстравагантным

б) оптимистом

в) настойчивым

  1. С чем вам чаще всего приходится бороться?

а) с несправедливостью

б) с бюрократизмом

в) с эгоизмом

  1. Что для вас наиболее характерно?

а) недооцениваю свои способности

б) оцениваю свои способности объективно

в) переоцениваю свои способности

  1. Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми.

а) излишняя инициатива

б) излишняя критичность

в) излишняя прямолинейность

Обработка результатов тестирования

Все ответы к каждому вопросу имеют свою оценку в баллах. Замените выбранные вами буквы баллами и подсчитайте общую сумму набранных вами баллов.

Номер вопроса

А

Б

В

1

1

2

3

2

3

2

1

3

1

3

2

4

3

2

1

5

3

2

1

6

2

3

1

7

3

2

1

8

3

2

1

9

2

1

3

10

3

1

2

11

2

1

3

12

3

2

1

13

2

1

3

14

1

2

3

Определенная сумма баллов характеризует уровень конфликтности личности:

14 - 17 баллов - Очень низкий

18 - 20 баллов - Низкий

21 - 23 балла - Ниже среднего

24 - 26 баллов - Ближе к среднему

27 - 29 баллов - Средний

30 - 32 баллов - Ближе к среднему

33 - 35 баллов - Выше среднего

36 - 38 баллов - Высокий

39 - 42 балла - Очень высокий 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок общения. Тема: «Общение в моей жизни»

Занятие в игровой форме с описанием методики проведения. Цели: познакомить с различными формами общения, формировать навыки доброжелательного повседневного общения, развивать умение улыбаться....

Программа развития навыков конструктивного общения (для подростков) "Уроки общения"

Программа развития навыков конструктивного общения  (для подростков)...

Урок информатики в 8 классе для учащихся с нарушением слуха Тема урока. Общение – как информационный процесс.

Урок проводится  в 8 классе для учащихся с нарушением слуха. Урок проводится в форме игры. Отрабатывается активный словарь, идет повторение основных понятий темы в форме игры - учащи...

Урок литературы в 5 классе по повести В.Короленко «В дурном обществе». Тема урока: Общение Васи с Валеком и Марусей.

Урок литературы в 5 классе по повести В.Короленко  «В дурном обществе». Тема урока: Общение Васи с Валеком и Марусей....

Урок общения "Пространственная организация общения"

Способствует расширению знаний учащихся о невербальных средствах и способах общения. ...

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока  «Общение»...