Методическая разработка воспитательного мероприятия "Наш выбор"
классный час (9 класс)

Методической разработки воспитательного мероприятия «НАШ ВЫБОР" .Тематическое направление -Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

Цель: привлечение внимания подростков и их родителей к сознательному выбору профессии. Классные руководители 9-11 классов могут использовать методическую разработку для проведения мероприятий, посвящённых профориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_vybor.docx32.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема методической разработки

«НАШ ВЫБОР»

Тематическое направление

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

Структура описания методической разработки воспитательного мероприятия:

1. Пояснительная записка.

1.1. Тематическое направление методической разработки воспитательного

мероприятия - трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

1.2. Тема –«Наш выбор».

Выбор профессии – один из глaвных жизненных выборов, совершaемых человеком в юном возрасте, тaк как, выбирая профессию, он выбирает своё будущее.К данному выбору стоит подходить серьёзно и принимать только взвeшенные рeшения.  Неодуманное отношение к выбору профессии может привести к ошибке, из-за которой человек может потратить несколько лет на обучение профессии, которая ему не подходит.

Прaвильный выбор – это гaрантия успеха, путь к самореализации.

Большинство школьников остро нуждаются в помощи при выборе профессии. Данная проблема является актуальной на сегодняшний день.

1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия: учащиеся 9 класса, возраст 15-16 лет

1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность).

Внеклассное мероприятие проводится в рамках мероприятий по профориентации.

1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.

Цель: привлечение внимания подростков и их родителей к сознательному выбору профессии.

Задачи:

- дать представление учащимся о факторах, влияющих на выбор профессии;

- способствовать развитию умения соотносить свои способности и возможности с выбором профессии;

- создать положительную мотивацию выбора профессии;

- воспитание чувства ответственности за свое будущее.

1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.

Форма проведения воспитательного  мероприятия -классный час с элементами  психологического тренинга.

1.7. Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов.

Во время внеклассного мероприятия были использованы следующие методы и приёмы: беседа, анкетирование,  рассказ, обсуждение

1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.).

Для обучающихся и родителей: раздаточный материал (листы с анкетой), ручки, листы бумаги, памятка с рекомендациями психолога.

Для классного руководителя: ноутбук, экран, проектор.

1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

классные руководители 9-11 классов могут использовать методическую разработку для проведения мероприятий, посвящённых профориентации. По желанию классные руководители могут внести изменения.

2. Основная часть.

2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.

В день проведения воспитательного мероприятия - необходимо подготовить помещение для проведения мероприятия, в котором организуется классный час.

На экране подготовлен эпиграф к мероприятию:

«Найти свою дорогу, узнать своё место- в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собой». Г. Белинский.

План подготовки:

-разработка анкет для диагностики и различных материалов к мероприятию;

- анкетирование родителей накануне мероприятия;

- поручить ученикам подготовить доклад о последствиях неправильного выбора профессии;

- привлечение психолога школы – рекомендации родителям и детям по профориентации.

2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.).

Сценарий воспитательного мероприятия

1.Организационный момент

  • Вступительное слово учителя

Ежедневно миллионы людей спешат на работу. С удовольствием ли они идут на работу? Был  ли продуманным и осознанным  выбор их профессии. Как выбирали они свою профессию, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы другой вид деятельности?

Выбор профессии относится к одному из самых важных в жизни. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и круг общения,и материальный достаток, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.

Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, по совету родителей, путем проб и ошибок.

2. Основной этап.

Перед проведением мероприятия, ваши родители ответили на вопросы.

да

нет

Довольны ли вы своей профессией

Работаете вы по профессии на которую учились

Хотели бы вы переучиться

Выбирали вы профессию сами (если нет  то кто (или что) повлияли на выбор вашей профессии)

Результаты опроса: довольны своей профессией  - 53%, хотели бы переучиться, не смотря на наличие диплома - 26 %, работают по профессии на которую они обучались - 58%, выбирали сами профессию – 30%, выбирали профессию под воздействием родителей - 64%.

Исходя из этого можно сделать вывод, что мнение родителей играет большую роль в выборе профессии и  не всегда их выбор совпадает с выбором детей.

Как вы считаете, что может произойти, если человек выбрал не любимую профессию?

Доклад ученика о последствиях неправильного выбора профессии.

Посмотрите вокруг и вы заметите большое количество людей, которые занимаются не своим делом. Выполняя работу, которая не нравится, трудно чувствовать себя успешным и счастливым.Как следствие всего, что делается без души – ошибки в работе, некачественное ее выполнение. Акакие ещё последствия неправильного выбора профессии ожидают человека:

  • пять лет в пустую;
  • нулевая эффективность;
  • стресс и раздражительность.

Избежать подобной ситуации можно, если подходить к выбору профессии осознанно, понимая какие последствия он повлечет за собой

Учитель:Да, дeйствитeльно все начинаeтся с вaших желаний, и если вы не хотите заниматься каким-либо делом, то дальнейшая ваша карьера сложится не лучшим способом.

Делаем вывод: профессия должна приносить радость и доход.

Проблема выбора профессии очень сeрьёзна. И кто жe как не родители помогут  с выбором профессии, но помогая детям вы должны учитывать их желания.

Уважаемые родители!Ваш ребенок оканчивает школу и ему предстоит выбрать профессию. Это трудный и ответственный шаг, влияющий на всю его дальнейшую жизнь.

Вашему вниманию представлены анкеты. Смысл анкетирования заключается в том, чтобы родители могли сравнить свое мнение и мнение сына (дочери) по вопросам подготовки к будущей профессии. При aнкетировании родители и их ребенок независимо друг от друга отвечают на похожие по содержанию вопросы.

"Каким я вижу своего ребенка"

Вопросы для родителей:

1. Кем Вы хотите видеть своего ребенка;

а) на следующий год после окончания школы;

б) через 5-7 лет;

в) через 20 лет.

2. Какую профессию выбрал Ваш ребенок? Почему именно ее.

__________________________________________________________________

3. Назовите любимые занятия, увлечения Вашего ребенка.

__________________________________________________________________

4. Что в своем сыне (дочери) Вы относите к достоинствам?

__________________________________________________________________

5.Что в своем сыне (дочери) Вы относите к недостаткам?

__________________________________________________________________

6. Если Ваш ребенок уже выбрал профессию, то что больше всего повлияло на его выбор (Ваш совет, рекомендации учителя, мнение друзей; занятия в кружках, секции, студии и др.; средства массовой информации; решил сам; другое (дописать)?______________________________________________

7. Чем Вы помогаете сыну (дочери) в выборе профессии (помогаю в учебе; рассказываю о своей профессии; поощряю занятия в кружках; обучаю элементам своей профессии; никак не помогаю; стараюсь не мешать; не знаю, чем помочь; другое…?________________________________________

8. Как Вы относитесь к выполнению сыном (дочерью) своих учебных и трудовых обязанностей (не проявляю требовательности; не обращаю внимания; контролирую; проявляю требовательность и оказываю необходимую помощь)?______________________________________________

9. Довольны ли Вы успехами в учебе Вашего ребенка в школе (в целом доволен; мне все равно, как он учится; мог бы учиться лучше; полностью доволен)?_______________________________________________________

10. Оцените по 5-балльной системе проявление у Вашего сына (дочери) следующих качеств: выдержка, аккуратность, настойчивость, лень, целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, эгоизм, инициативность, скромность, упрямство.____________

Вопросы для школьника:

1. Кем бы ты хотел быть:

а) на следующий год после окончания школы;

б) через 5 - 7 лет;

в) через 20 лет.

2. Какую профессию ты собираешься избрать? Почему именное?

__________________________________________________________________

3. Каковы твои увлечения?

__________________________________________________________________

4. Какие свои качества ты считаешь положительными?

__________________________________________________________________

5. Какие свои качества ты считаешь отрицательными?

__________________________________________________________________

6. Что повлияло на твой выбор профессии (совет родителей, друзей; семейные традиции; рекомендации учителей, мастера производственного обучения УПК, врача; занятия в кружках, студии и др.; книги, кино, радио, телевидение; решил сам(а); другое (дописать))?________________________

7. Чем тебе помогают родители при выборе профессии, (помогают в учебе; рассказывают о своей профессии; одобряют занятия в кружках, спортивных секциях; обучают своей профессии; никак не помогают; другое)?______________________________

8. Как относятся родители к выполнению твоих учебных и трудовых обязанностей (не обращают внимания; нетребовательны; контролируют; требовательны; помогают)?_______________________________________

9. Как ты думаешь, довольны ли родители твоими успехами в учебе (в целом довольны; равнодушны к моим успехам; считают, что мог бы учиться лучше; довольны)_________________________________________________________

10. Оцени по 5-балльной системе проявление у себя следующих качеств; выдержка, аккуратность, настойчивость, лень, целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, эгоизм, инициативность, скромность, упрямство.________

Существенная разница в ответах родителей и детей говорит о недостатке взаимопонимания в семье, возможно, равнодушии к проблеме профессионального самоопределения юного человека.

Совет родителям: говорите с ребёнком о профессиях, не критикуйте его выбор! Присмотритесь, прислушайтесь к своему  ребёнку и корректируйте, если в его выборе есть ошибки!

Учитель: Как сделать правильный выбор? Какая профессия мне подойдёт? Что нужно для получения данной профессии? И ещё многими вопросами задаются выпускники.

Тренинг «Хочу-могу-надо»

Чтобы правильно выбрать профессию, нужно ориентироваться в трех вещах:

  • определить, какиеу вас профессиональные интересы и склонности.  Назовём их коротко «надо»
  •  оценить, ваши профессионально важные качества: здоровье, способности,  возможности. «Могу»
  •  узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, возможность трудоустройства, т.е. что сегодня обществу "надо".

Если совместить все эти три вещи, то профессиональный выбор будет удачен, и удовлетворённость в своем выборе и отдача своей трудовой деятельности будет составлять 100%.  Если же нет интереса к профессии, то  87%.  А если нет интереса и способностей, а есть только отдельные умения и навыки в области профессиональной деятельности, то полезная отдача от такого человека лишь 35 %.

Учитель: Ребята, возьмите листы бумаги разделите его на 3 колонки:

в первой колонке «Хочу» напишите 2-3 профессии, которые вам интересны; во второй колонке «Могу»  то, что вам по силам, по способностям;

в третьей колонке «Надо» возможность трудоустроиться, уровень спроса на рынке труда.

Психолог:Правильный выбор — необходимое условие профессионального и социального роста личности.

Рекомендации психолога для старшеклассников по профориентации

• Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым сложным выбором в твоей жизни.

• Постaрайся не поддаваться на уговоры родитeлей стать нeпременнотем кем они хотят.

• Подумай, чем бы хотелось зaнимaться имeнно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: "Я буду самым богатым и крутым!»

• Cтарайся не поступать «за компанию»с друзьями. Будь уверен, ты найдешь новых друзей, друзей по интересам.

• Узнай больше о той профессии, какую хочешь выбрать. Если будет возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать в будущем.

• Отдавай себе отчет, что решение не может быть 100% верным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.

• Проходипсихологические тесты, которые помогут определить твои способности и выбрать правильное направление.

• Постарайся реально оцениватьсвои возможности. Лучше подниматься по лестнице постепенно, чем падать с высоты, которую  не сможешь осилить.

• Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.

• Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.

• Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.

• Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.

Рекомендации родителям по профориентации

  • Информацию о профессиональном будущем ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Во время беседы старайтесь проявлять терпение, заинтересованность.
  •  Если ваш ребёнок не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.
  • Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
  •  Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
  • Помогите своему рeбенку подготовить «запасной вариант» на случай неудaчи на выбранном пути.

Психолог. Найти себя - значит понять свое признание, назначение, определить свои интересы, склонности. Поиски себя - это длительный процесс и он может продолжаться всю жизнь. Я желаю вам – найти себя.

Учитель:Уверена,  что каждый из вас задумался о том, как сложно выбрать профессию. И как это важно для наших детей. Здоровья, благополучия, удачи в воспитании и образовании детей. Успехов в выборе профессии!

И закончить наше мероприятие хочется словами К.Д. Ушинского

«Если вы удачно выберете труд

и вложите в него душу,

то счастье само вас отыщет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания "Выбор профессии - дело ответственное"

Профориентационная работа с родителями и школьниками.Родительское собрание "Выбор профессии - дело ответственное",10 класс, форма проведения - форум, используются современные образовательные технологи...

методическая разработка программа "Мой выбор"

методическая разработка, программа профилактики зависимого поведения у подростков....

Методическая разработка урока «Нравственный выбор героини рассказа А.П. Чехова «Анна на шее»

Данная методическая разработка посвящена теме « Нравственный выбор героини рассказа А.П.Чехова «Анна на шее». Автор указывает на актуальность и значимость проблемы в русской  литературе ХIХ века....

Учебно-методическая разработка по теме «Выбор профессии»

Для работы со старшеклассниками школ с углублённым изучением немецкого языка, направленная на развитие умений говорения на основе видеоматериала „ Das Vorstellungsgespräch: So bekommen Sie den J...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...