Проект "Школьная газета"
проект

Чикуркова Ирина Викторовна

Проект "Школьная газета"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 Школьная газета «Школяр»

Школьная газета как создание творческой среды

для развития одарённости

Выполнила:

Чикуркова Ирина Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя школа №16»

Нижегородская область

г.Дзержинск

Введение

Школа - это большая семья с хорошими традициями и богатой историей. Каждый день здесь происходит много интересного! Чтобы не терять существующую связь между её настоящим и прошлым, необходимо сообщать не только о новых сведениях или фактах из её истории, но и том, что кажется значительным здесь и сейчас.

В нашей школе № 16 выходит газета «Школяр». Газета  отражает жизнь школы с точки зрения учеников, учителей, родителей.

Конечно, соперничать с центральными изданиями школьная печать не может. Но это вовсе и не наша задача. Разве газета существует только для того, чтобы сообщать новости? Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания гражданственности, Также школьная газета является средством формирования основных компетенций школьников: критического мышления, креативности, коммуникативности.

Для ребят активных и любознательных школьная газета – это прекрасное средство самореализации, своеобразный генератор и двигатель идей и творческих замыслов. А содержание газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии. Все это способствует развитию гражданской инициативы наших учащихся.

Целью проекта «Школьная газета» является развитие личности подростков, их творческих способностей, навыка устных и письменных публицистических выступлений, формирование гражданской позиции учащихся, допрофессиональная подготовка юных корреспондентов.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

• Организовать практическую, общественно и социально значимую коллективную деятельность

•  Повысить познавательную активность учащихся, научить их вовремя реагировать на события, находить источники информации

• Предоставить подросткам возможности для «пробы пера» и реализации права «свободы слова» на страницах школьной газеты.

У школьников наиболее читаемыми оказываются те материалы, в которых рассматриваются проблемы подростков. Наибольший интерес вызывают статьи и заметки, иллюстрированные фотографиями. Подростки отмечают, что газета интересна для них тогда, когда в ней можно прочитать что-то о себе или своих знакомых, о событиях, в которых они лично принимали участие.

Для того чтобы узнать, насколько актуальна для учащихся тема данного проекта среди учащихся 5-11 классов, было проведено анкетирование на тему «Нужна ли школе своя газета?»

Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что большая часть опрошенных признает необходимость создания школьной газеты, которая оперативно и достоверно отражала бы события, происходящие в школе, знакомила с темами, интересующими ребят, позволяла им решать некоторые свои проблемы.

Актуальность этого проекта заключается в том, что он способствует привлечению подростков к участию в работе СМИ, в частности в школьной газете «Школяр», выявлению интересов, потребностей и склонностей обучающихся, а также развитию их творческих способностей.

Основная часть

Механизм реализации проекта:

Реализация проекта по созданию школьной газеты предполагает:

1. Организацию выпуска газеты форматом А-4 объемом 6-8 страниц в цветном и чёрно-белом варианте, размещение готовых выпусков газеты в ресурсах интернета (сообщество «Школяр» Вконтакте, сайт школы МБОУ «Средняя школа №16»).

2. Создание детского объединения «Школяр» из числа учащихся 5-10 классов, изъявивших желание стать корреспондентами, обучение школьников основам журналистского дела через цикл занятий внеурочной деятельности «Школяр»

3. Первоначальный сбор и накопление информации, её обработку, набор текстов заметок и статей в программе Word

4. Определение основных информационных рубрик газеты, подготовку номера под руководством главного редактора газеты – Чикурковой Ирины Викторовны.

5.   Создание банка фотоматериалов со школьных мероприятий с использованием фотоаппарата и компьютера для их обработки.

6.   Макетирование газеты, вычитывание, внесение корректорской и редакторской правки газетных материалов учащимися и редактором, ответственными за выпуск.

7. Распространение газеты среди школьников, преподавателей и родителей.

8. Работа над проектом проводится в форме коллективных, групповых и

индивидуальных тренингов, мастер-классов и занятий.

А как же непосредственно появляется каждый выпуск нашей газеты?

Любое дело начинается с мечты, но чтобы она осуществилась, надо всё организовать наилучшим образом. Прежде всего, нужна крепкая команда. В редколлегию газеты входят все учителя школы, принимающие участие в выпуске номеров газеты и, конечно, учащиеся школы №16.  Главный параметр отбора сотрудников издательства среди учеников – желание ребёнка заниматься журналистикой. Очень важно с самого начала распределить функции и определить специализацию каждого члена команды в зависимости от наклонностей и компетенции (редактирование, иллюстрирование, вёрстка, внешние связи). Кроме постоянного состава, в подготовке и выпуске могут принимать участие и другие учащиеся: те, кто способен поставлять информацию, присылать иллюстрации, статьи, позволяющие организовать различные рубрики.

Какова же роль учителя в этом процессе? 

Я свою задачу вижу в организации и координации процесса издания газеты, конечно, редактирование текста в плане стилистики и орфографии, но не содержания и авторского замысла. Большое внимание уделяю тому, чтобы увидеть так называемую «изюминку» в работах детей и помочь оформить её в заметку, репортаж и т.д.

А каких же результатов мы планируем достичь?

Я, как главный редактор нашей газеты, ставлю перед собой следующие цели:

  • привлечь большее число школьников, а также учителей к работе в газете
  • осуществлять регулярный выпуск газеты
  • объединить в едином информационном пространстве всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей, других работников школы)
  • наладить сотрудничество с другими СМИ.

Уже сам процесс создания газеты играет важную роль в формировании личности участника. Он способствует взрослению ребят, их воспитанию, в результате работы каждый чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач.

Но наиболее важную воспитательную нагрузку несёт, на наш взгляд, тот материал, с которым работает юный корреспондент. Рубрики нашей газеты очень органично связаны с историей школы, нацелены на изучение её традиций, знакомство с достижениями, успехами её выпускников. Ребята с большим интересом берутся за такие темы, сами предлагают постоянные рубрики, охотно общаются с разными людьми. Материал отражает важнейшие социально значимые события в коллективе и, в то же время, позволяет проследить личностный рост каждого участника процесса издания газеты.

Так, мои воспитанники брали интервью у директора школы, администрации и учителей. В газете существуют постоянные рубрики: «Проба пера», «Наши достижения», «Интересные моменты из школьной жизни», «Наши таланты», «Вернисаж», «Классный класс» и т.д. Также ребята проводят различные опросы и их результаты размещают на страницах нашего издания.

Мой опыт работы с юными корреспондентами показывает, что в процессе издания школьной газеты ребята преодолевают многие личностные проблемы: «комплекс неполноценности», страх подойти к незнакомому человеку (даже ровеснику), заговорить с ним, сформулировать и задать вопросы. И конечно, ребенок, преодолевший эти проблемы, приобретает бесценный жизненный опыт, формирует свою личность, основной чертой становится чувство ответственности за порученное дело. А ведь ответственность – одна из составных частей порядочности, нравственности. Газета учит честно выполнять добровольно взятые на себя обязанности, учит работать по плану, смело высказывать свои убеждения, спорить, доказывая, а не ссорясь. Все это в будущем позволит молодым людям найти своё место в обществе, грамотно строить отношения с людьми, быть эмоционально чуткими и отзывчивыми.

Таким образом, школьная газета — современное средство формирования активной гражданской позиции, повышения интереса к учёбе, а также подготовка к выбору будущей профессии.

План работы над выпуском школьной газеты «Школяр»

Период

Содержание работы

Пути решения

Ожидаемые результаты

Сентябрь

Анализ ситуации

Проведение социологического опроса, анализ результатов анкетирования

Принятие решения о создании школьной газеты, выбор названия.

Выпуск пробного номера

Сентябрь

Подготовка школьников к реализации проекта

Создание редакторского штаба: распределение функций, организация тренингов, «проба пера». Выбор тем и рубрик газеты.

Принятие и введение в действие Положения о школьной газете «Школяр»

Октябрь- Май

Сбор и оформление информации на электронных носителях.

Тренинги, консультации по макетированию, верстке, оформлению газетных материалов. Обучение юных журналистов навыкам журналистского дела.

Регулярный выпуск газеты.

Май

Подведение итогов работы

Анализ реализации проекта, диагностика деятельности детского объединения «министерство информации», поощрение наиболее активных корреспондентов, помещение материалов на сайт школы.

Продолжение выпуска школьной газеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои статьи в газету "Горьковский вестник"

Периодически даём информацию в нашу местную газету "Горьковский вестник" о наших делах, о том как мы живём!...

Создание школьной газеты

Как в школе мы создавали свою печатную газету "ПЕРЕМЕНА"...

Tumblr une annonce sur les animaux из газеты "Le Monde" работа с газетами

Работа для 7-10 классов по теме "Животные. Об отношении к животным" из газеты "Le Monde"....

Публикация стихотворения "Сөйләшик без бары татарча" в газете "Чистай хәбәрләре", в газете "Көмеш кыңгырау"

Стихотворение собственного сочинения, призывающее к любви родного языка....

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО СОЗДАНИЮ ГИМНАЗИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ (на примере школьной газеты «Overheard»)

Новые информационные технологии становятся инструментом для познания мира и осознания себя в нём. Поэтому во внеурочной деятельности мы говорим о  медиаобразовательных умениях работы с информацие...

Публикации в районной газете "Селенга" и школьной газете "Загустай NEWS"

Здесь представлены публикации, посвященные 100-летнему юбилею Загустайской СОШ...