Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ТРИЗ»
рабочая программа (5 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТРИЗ»

для обучающихся 5 классов

(основное общее образование)

(направление - общеинтеллектуальное)

срок реализации рабочей программы – 3 года

I. результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные универсальные учебные действия:

  • выбор ценностных ориентиров, определение своего способа достижения результата;
  • развитие Я-концепции и самооценки;
  • проявление  познавательного интереса в области инженерной деятельности;
  • положительное отношение к занятиям предметно-практической направленности;
  • понимание нравственно-этического оценивания;
  • ориентации, а также действия в социальных ролях и межличностных отношениях;
  • установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • определение целей на основании того, что известно, в направлении неизвестного;
  • определение последовательности действий с учетом конечного результата, составление плана последовательности действия;
  • предвосхищение результата решения творческой задачи и характеристик его применения;
  • сличение достигнутого результата с аналогом или временными характеристиками результата с целью обнаружения отклонений или отличий;
  • внесение необходимых дополнений и корректив в план действий или способа решения инженерных задач в случае с расхождение с планируемым или реальным результатом;
  • определение достаточности уровня достижения прогнозируемого результата;
  • способность к мобилизации сил для достижения планируемого результата, к преодолению препятствий, конфликтов и противоречий.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • постановка и формулирование проблем, самостоятельное построение алгоритмов решения инженерных задач;
  • исследовательские действия (поиск и выделение информации, применение методов информационного поиска);
  • сложные формы опосредствования познавательной деятельности (переработка и структурирование информации, определение идеи и представление идеи, формирование доказательной базы, построение речевого высказывания в устной и письменной форме);
  • применение различных методов запоминания информации, на основании активизации памяти;
  • формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта;
  • работа с научными понятиями и освоение общего приёма доказательства как компонента логического мышления (анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, построение логических цепочек);
  • моделирование с выделением существенных характеристик объекта; изменение модели с целью выявления выделенных закономерностей;
  • самостоятельное создание способов решения.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • планирование учебного сотрудничества — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Метапредметные:

В результате изучения курса «Теория решения изобретательских задач» обучающийся приобретёт:

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей;
  • информационную компетентность (умение извлекать информацию из различных источников, представлять ее, уметь структурировать, оценивать, анализировать, отбирать);
  • конкурентоспособное поведение (соперничество, мобильность, ответственность, участие в общественных делах);
  • креативность (новизна и нестандартность решений, способность переключаться с одной идеи на другую, готовность работать с фантастическим контекстом, использовать ассоативные, символические средства для выражения своих мыслей, видеть в простом сложное и наоборот- развивать мысль);
  • способность к саморегуляции, самоорганизации, самооценке (критически оценивать свои действия, результат своей деятельности, положительная рефлексия);
  • социально-правовую компетентность (интерес и настойчивость в знании своих прав, знания способов решения проблем правовым способом, уметь решать их).

Предметные:

В результате изучения курса «Теория решения изобретательских задач» обучающийся научится (изучит):

  • основные методы и приемы ТРИЗ: мозговой штурм, и его разновидности, приемы разрешений противоречий, системный подход в творчестве, личная аналогия, морфологический анализ;
  • метод проб и ошибок;
  • метод системного анализа;
  • алгоритм решения изобретательских задач;
  • основные положения ТРИЗ;
  • метод морфологического анализа;
  • приёмы воздействия на каналы восприятия;
  • приемы разрешения противоречий;
  • приемы системного анализа;
  • идеальный конечный результат;
  • метод систематизации перебора вариантов;
  • метод «от противного»;
  • метод выявления противоположностей;
  • методы разрешения противоречий;
  • приемы преодоления психологических барьеров творчества (инерция мышления);
  • метод активизации воображения.

В результате изучения курса «Теория решения изобретательских задач» обучающийся получит возможность научится:

  • решать изобретательские задачи;
  • применять информационный фонд для решения задач;
  • использовать методы и приемы преодоления психологической инерции (инерции мышления) и развития творческого воображения;
  • использовать приемы и методы, направленные на активизацию творческого воображения и фантазии и преодоление психологической инерции мышления и познавательно - психологических барьеров;
  • проводить морфологический анализ конкретной изобретательской задачи;
  • использовать приемы и методы, направленные на генерирование творческих идей и повышение эффективности решения творческих проблем и задач.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5 класс

Раздел 1. Введение в теорию решения изобретательских задач

Введение в ТРИЗ. Понятие об изобретательских задачах. История развития науки о творческом мышлении: метод проб и ошибок (МПиО), мозговой штурм (брейнсторминг) А. Осборна.

Раздел 2. Синектика У. Гордона

Синектика У. Гордона. 4 вида аналогий в синектике.

Раздел 3. Метод маленьких человечков в ТРИЗ

Метод маленьких человечков в ТРИЗ. Решение изобретательских задач.

Раздел 4. Символическая и фантастическая аналогии. Морфологический анализ Ф. Цвикки

Символическая и фантастическая аналогии. Сказки.Случайные открытия в истории изобретательства. Решение изобретательских задач.

Раздел 5. Системное видение мира.

Системное видение мира. Системный подход в изобретательстве. Поиск решений изобретательских задач. Сущность изобретательских приёмов.

Раздел 6. Уровни приёмов ТРИЗ: «макро» и «микро».

Уровни приёмов ТРИЗ: «макро» и «микро». Поиск решения изобретательских задач. Подведению итогов изучения ТРИЗ за год.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

Тема раздела

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Введение в теорию решения изобретательских задач

2

3

5

2

Синектика У. Гордона

2

3

5

3

Метод маленьких человечков в ТРИЗ

2

3

5

4

Символическая и фантастическая аналогии. Морфологический анализ Ф. Цвикки

2

4

6

5

Системное видение мира

2

4

6

6

Уровни приёмов ТРИЗ: «макро» и «микро»

2

5

7

 

Итого

12

22

34

Календарно - тематическое планирование

5 класс (34 ч)

 

 

 

Раздел

 

Тема

 

Количество часов

Дата проведения

 

Корректировка

план

факт

план

факт

1

Введение в теорию решения изобретательских задач

Введение в ТРИЗ. Понятие об изобретательских задачах

1

 

 

 

 

2

История развития науки о творческом мышлении: метод проб и ошибок (МПиО), мозговой штурм (брейнсторминг) А. Осборна

1

 

 

 

 

3

Решение изобретательских задач «Введение в ТРИЗ»

1

 

 

 

 

4

Решение задач «Метод проб и ошибок (МПиО)»

1

 

 

 

 

5

Решение задач «Мозговой штурм (брейнсторминг) А. Осборна»

1

 

 

 

 

6

Синектика

У. Гордона

Синектика У. Гордона

1

 

 

 

 

7

4 вида аналогий в синектике

1

 

 

 

 

8

Поиск решений изобретательских задач

1

 

 

 

 

9

Решение изобретательских задач «Синектика У. Гордона»

1

 

 

 

 

10

Решение задач «4 вида аналогий в синектике»

1

 

 

 

 

11

Метод маленьких человечков в ТРИЗ

Метод маленьких человечков в ТРИЗ

1

 

 

 

 

12

Поиск решений изобретательских задач

1

 

 

 

 

13

Решение изобретательских задач

1

 

 

 

 

14

Решение задач № 1 «Метод маленьких человечков в ТРИЗ»

1

 

 

 

 

15

Решение задач № 2 «Метод маленьких человечков в ТРИЗ»

1

 

 

 

 

16

Символическая и фантастическая аналогии. Морфологический анализ Ф. Цвикки

Символическая и фантастическая аналогии. Сказки

1

 

 

 

 

17

Случайные открытия в истории изобретательства

1

 

 

 

 

18

Поиск решений изобретательских задач

1

 

 

 

 

19

Решение изобретательских задач «Сказки»

1

 

 

 

 

20

Решение задач «Символическая и фантастическая аналогии»

1

 

 

 

 

21

Решение задач «Случайные открытия в истории изобретательства»

1

 

 

 

 

22

Системное видение мира

Системное видение мира

1

 

 

 

 

23

Системный подход в изобретательстве. Сущность изобретательских приёмов

1

 

 

 

 

24

Поиск решений изобретательских задач

1

 

 

 

 

25

Решение задач «Системное видение мира»

1

 

 

 

 

26

Решение задач «Системный подход в изобретательстве»

1

 

 

 

 

27

Решение задач «Сущность изобретательских приёмов»

1

 

 

 

 

28

Уровни приёмов ТРИЗ: «макро» и «микро»

Уровни приёмов ТРИЗ: «макро»

1

 

 

 

 

29

Уровни приёмов ТРИЗ: «микро»

1

 

 

 

 

30

Поиск решений изобретательских задач

1

 

 

 

 

31

Решение изобретательских задач

1

 

 

 

 

32

Решение задач. Уровни приёмов ТРИЗ: «макро»

1

 

 

 

 

33

Решение задач. Уровни приёмов ТРИЗ: «микро»

1

 

 

 

 

34

Подведению итогов изучения ТРИЗ за год

1

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса  на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»

Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений  в жизни современного человека. Презентация исследов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ» (ТРИЗ)

Программа «ТРИЗ» является составляющей программы творческого развития обучающихся внеурочной деятельности школы.Изучение ТРИЗ осуществляется с помощью изобретательских задач, которые форму...