Программа курса по здоровьесбережению "ЗОЖ - ЭТО ПРО НАС!"
учебно-методический материал

Поломошнова Нина Ивановна
Цель: актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни, ответственного поведения, риска потери здоровья; Задачи: сформировать представление о многокомпетентности понятия «здоровья», здоровом жизненном стиле; инициировать процесс осознания своего отношения к здоровью. Данный проект ориентирован на учащихся 8-11 классов, т.к. изучение курса «Человек» начинается в 8 классе, кроме того, учащиеся вступают в сложный подростковый возраст, который чреват желанием попробовать запретный плод. Проект представлен 3 занятиями, темы которых наиболее актуальны для данной возрастной категории учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh_-eto_pro_nas.docx37.6 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Петропавловская СОШ №1»

Программа курса

ЗОЖ – ЭТО ПРО НАС!

Для учащихся 8-11 классов

Учитель биологии

Поломошнова Н.И.

с.Петропавловка

Программа курса

ЗОЖ – ЭТО ПРО НАС!

Пояснительная записка

Цель:  актуализировать  тему здоровья, здорового образа жизни, ответственного поведения, риска потери здоровья;

Задачи:  сформировать представление о многокомпетентности понятия «здоровья», здоровом жизненном стиле; инициировать процесс осознания своего отношения к здоровью.

Данный проект ориентирован на учащихся 8-11 классов, т.к. изучение курса «Человек» начинается в 8 классе, кроме того, учащиеся вступают в сложный подростковый возраст, который чреват желанием попробовать запретный плод.

Проект представлен 3 занятиями, темы которых наиболее актуальны для данной возрастной категории учащихся.

ЗАНЯТИЕ  1

СПИД – ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Цель:  сформировать представление о болезни СПИД и мерах ее предупреждения.

Задачи:  показать тесную связь между образом жизни, нравственностью и здоровьем человека; составить и обосновать требования к образу жизни с целью сохранения и укрепления здоровья; показать пути заражения ВИЧ-инфекцией.

Ход занятия

   I.Вводная часть.

   Учитель предлагает учащимся высказать мнение о том, что такое ВИЧ, СПИД; о путях передачи ВИЧ. Высказывания фиксируются на доске или листе ватмана. Это помогает выяснить осведомленность учащихся по теме занятия и сконцентрировать внимание на ошибочных мнениях.

   2. История болезни.

   Июнь  1981 года. США, Лос-Анджелес. Сразу пять молодых мужчин заболели редкой формой пневмонии, вызываемой простейшими условно-патогенными возбудителями, не опасными для здорового человека. Болезнь они вызывают лишь в том случае, когда у людей ослаблена иммунная система. Резко возросла в США также заболеваемость одной из форм рака – саркомой Копоши. Она также поражала людей с ослабленной иммунной системой. Но на этот раз заболевание протекало гораздо тяжелее. Возникло подозрение, что эти болезни – лишь побочные следствия другой, разрушающей иммунную систему человека. Болезнь получила название СПИД синдром приобретенного иммунодефицита.

   Впервые эта болезнь была обнаружена у гомосексуалистов. Однако впоследствии выяснилось, что заболевают не только представители нетрадиционной сексуальной ориентации:  СПИД передается и при нормальных половых отношениях, и при переливании крови, и через плохо стерилизованные медицинские инструменты. Наконец, мать заражает ребенка при родах и через молоко при кормлении.

   В нашей стране первый случай заболевания СПИДом зарегистрирован в  1987 г. В настоящее время количество зараженных и больных растет очень быстро. По данным Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИД, с начала эпидемии в мире зарегистрировано  40 млн человек с ВИЧ/СПИД. За эти годы в мире умерло 25 млн взрослых людей.

   По внешнему виду человека нельзя определить, является ли он ВИЧ-положительным (т.е инфицированным). Симптомы заболевания развиваются несколько лет. Все эти годы человек может вести обычную жизнь.

   Единственный способ определить, является ли человек инфицированным – это сделать анализ крови на ВИЧ.

   Что же это за болезнь – СПИД? Как она протекает?

    Течение ВИЧ-инфекции.

  (На доске демонстрируются информационные плакаты о СПИДе.)

   Вирус проникает в кровь и поражает защитные клетки организма – Т-лимфоциты. Это проявляется в симптомах, схожих с гриппозными. Через некоторое время недомогание проходит даже без лечения. В это время вирус уже начинает разрушать иммунную систему.

   Анализ на ВИЧ дает «положительный» результат не раньше, чем через три месяца после заражения. В этот период состояние человека не страдает, но сам он является носителем ВИЧ-инфекции и может стать источником заражения. По прошествии нескольких лет (от 3 до 12) проявляются признаки снижения иммунитета:

  • частые заболевания, вызываемые бактериями или вирусами (например, воспаление легких);
  • слабость;
  • потеря веса;
  • хронический жидкий стул (диарея);
  • увеличение лимфоузлов;
  • гнойные и воспалительные поражения крови.

       Через несколько месяцев (или нет) заболевание проявляет себя в полную силу: развиваются тяжелые вирусные инфекции, опухоли, нарушения функций нервной системы – наступает СПИД. В конце концов организм ослабевает до такой степени, что наступает смерть.

       Лекарства от СПИДа нет. В настоящее время ученые работают над поиском получения лечебных и профилактических препаратов. Однако лечение – это второй этап борьбы. На первом плане – как не заразиться ВИЧ.

       3. Игра «Степень риска»

       Учащимся раздаются заранее заготовленные карточки, на которых обозначены разные формы контактов:

*Поцелуй в щеку.

*Инъекция в лечебном заведении.

*Половая жизнь в браке.

*Переливание крови.

*Пользование чужой зубной щеткой.

*Плавание в бассейне.

*Половой акт с партнером, употребляющим наркотики.

*Глубокий поцелуй.

*Уход за ВИЧ-инфицированным.

*Укус комара.

*Пользование общей посудой.

*Множественные половые связи.

*Пользование общественным туалетом.

*Прокалывание ушей.

*Проживание с ВИЧ-инфицированным.

*Нанесение татуировки.

*Объятия с ВИЧ-инфицированным.

*Укус постельного клопа.

 На стол кладется лист ватмана, на котором выделены три поля: красного, желтого и зеленого цветов. Красное – высокий риск, желтое – небольшой риск, зеленое – отсутствие риска заражения. Учащимся раздаются карточки. Уточняется, что речь идет о контакте с ВИЧ-инфицированным человеком. Каждый участник зачитывает карточку и кладет ее в определенную зону.

       Решения обсуждаются группой; после этого учащимся предлагается правильный ответ:

       ВИЧ передается через биологические жидкости. Их четыре:

      -кровь;

      -сперма;

      -вагинальный секрет;

      -грудное молоко.

      ВИЧ не передается:

     -при рукопожатиях, объятиях, дружеских поцелуях;

     -при кашле и чихании;

     -через еду, посуду и столовые приборы;

     -через постельное и нательное белье;

     -через игрушки и предметы домашнего и школьного обихода;

     -в общественных местах и транспорте;

     -при посещении бани, душа, бассейна, открытых водоемов;

-через деньги;

-при укусах животных, насекомых

Занятие 2

ЧЕМ ОПАСНО ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ КУРЕНИЕ

 Цель: сформировать у подростков негативное отношение к курению.

   Задачи : информировать учащихся о вредном влиянии курения на организм; выработать умение противостоять давлению среды в приобщении к курению.

   Оборудование: таблицы и плакаты о вреде табакокурения; материалы для практической работы и инструктивные карточки для каждого учащегося.

Ход занятия

   1.Введение

   Ученикам предлагается высказать свое мнение о высказывании «Табак – самый  распространенный легальный наркотик нашего времени»

   2. Сообщение учащегося «Из истории табакокурения»

   Содержащийся в табаке никотин – очень ядовитое вещество. При первых попытках курить наблюдаются такие симптомы, как тошнота, головокружение, рвота, нарушение сердечного ритма, спазмы в горле, желудке и другие болезненные явления. Однако в первую очередь никотин действует на нервную систему, разрушая ее.

   В табачном дыме содержатся и другие вредные вещества: угарный газ, синильная кислота, аммиак, формальдегид. Особенно вреден бензопирен, обладающий канцерогенным действием. Курящие заболевают раком легких в 10 раз чаще, чем некурящие; раком гортани – в 6-7 раз; раком пищевода – в 3-4 раза. Для них обычны бронхиты, туберкулез, хронические воспаления легких, бронхиальная астма.

   Курильщик вредит не только себе, но окружающим. Родные и близкие курящего человека становятся «пассивными курильщиками». Человек, который находился час в накуренном помещении, отравляется так же, как тот, который выкурил четыре сигареты.

   У курящего школьника снижаются память, внимание, уменьшается работоспособность, появляются частые головные боли.

   У женщин курение вызывает преждевременное старение, осложнения при беременности.

   Вот самые распространенные болезни курильщиков: стенокардия (боль в сердце, спазм сердечной мышцы, страх смерти); инфаркт миокарда (тяжелое поражение сердца); эндартериит или перемежающаяся хромота (человеку удается пройти несколько шагов, затем в одной или в обеих ногах появляется резкая боль и онемение; и так появляется постоянно). Это приводит к омертвению конечностей.

   3. Анкетирование «Так почему же мы курим?».

  1. Если курить вредно, то почему люди это делают? И почему большинство не могут бросить курить? Ведь знают: курить – здоровью вредить.
  2. Почему подросток начинает курить? Перечислите причины.
  3. Какой способ или метод отказа от курения лучший?
  4. Какие проблемы возникают у подростка, который курит: а) в настоящее время; б) в будущем? Ответы оформите в виде таблицы:

В настоящее время

Во взрослой жизни

Проблемы с родителями

Где взять деньги на сигареты и т.д

Проблемы со здоровьем и т.д.

   4. Практическая работа «Влияние никотина на ферменты слюны».

   Подготовительный этап : дома сварить крахмальный клейстер, смочить в нем кусочек бинта длиной 10-12 см, высушить и принести на занятие.

   Оборудование: кусок накрахмаленного бинта, вата, спички, раствор йода в йодистом калии, стеклянная палочка, блюдце.

   Методика выполнения работы:

  1. Намотайте на спичку вату, смочите ее слюной и напишите на бинте первую букву имени.
  2. Подержите бинт между ладонями для того, чтобы его согреть.
  3. Опустите бинт в блюдце с раствором йода, расправьте стеклянной палочкой и объясните, что произошло.
  4. Опыт повторите в следующем варианте: намотайте на спичку вату и попросите курильщика смочить ее своей слюной; напишите вторую букву имени; проделайте те же операции.
  5. Объясните, почему во втором случае опыт не всегда удается. Какое значение имеет нагревание бинта между ладонями? На какое органическое вещество крахмал является реактивом?

 Итог занятия

   

Занятие 3

ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ
КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ

   Цель: сформировать представление о рациональном здоровом питании.

  Задачи: подтвердить фактами, примерами значимость рационального питания как компонента здорового образа жизни; составить и обосновать свой дневной рацион питания.

   Оборудование: таблицы по гигиене питания, рациону питания; индивидуальный материал для составления рациона питания; таблица   «Витамины», упаковки витаминов; высказывания великих людей о питании на доске.

Ход занятия

Беседа:

Что такое здоровое питание? Какие «здоровые»  продукты вы знаете? Кто из вас придерживается здорового питания? Ваши родственники, знакомые придерживаются здорового питания? Кто соблюдает режим питания?

   Правильное питание – один из компонентов здорового образа жизни, которому придается в настоящее время большое значение.

   Хорошо известны слова С о к р а т а : «Остерегайся всякой пищи и питья, которые побудили бы тебя съесть больше того, сколько требуют твой голод и жажда. Мы живем не для того, что бы есть, а едим для того, чтобы жить».

   Когда человек молод и здоров, он меньше всего обращает внимания на сохранение здоровья. Поистине верна пословица:  «Что имеет – не храним, потеряем – плачем».  Чтобы иметь хорошее здоровье, надо его беречь  в любом возрасте. Но как?

   Прежде всего, надо правильно питаться. Это связано с тем, что в основе жизнедеятельности нашего организма лежит обмен веществ. Питательные вещества поступают в организм в процессе пищеварения. (Учитель предлагает учащимся вспомнить, как  протекает процесс пищеварения.)

   Питание считается рациональным, если оно восполняет энергические затраты организма и обеспечивает его потребность в пластических веществах, а также содержит все необходимые витамины, минеральные соли, пищевые волокна. Белки, жиры и углеводы – основные компоненты пищи и главное источники энергии.

   Количество энергии в науке о питании оценивается в килокалориях (калл). Калорийность питания должна соответствовать расходу энергии на различные виды деятельности, возрасту человека, а также на поддержание жизнедеятельности организма. (На доске демонстрируются таблицы: 1. «Расход энергии на различные виды деятельности».  2. «Энергетическая ценность некоторых продуктов и блюд».)

   III. Практическая работа

   (Работа в парах.)

   Задание 1.

   Известно, что для восполнения энергозатрат в сутки  14–17-летние юноши должны потреблять с пищей в среднем 2900 ккал, девушки – 2600 ккал. Пользуясь данными таблицы  1, подсчитайте ваш расход килокалорий в сутки.

  Задание 2.

  Рассчитайте нормальную массу тела, соответствующую вашему росту и возрасту по формуле:

  Масса тела (в кг) =  50+0,75(Т-150) + (А-20)/4.

  Т – рост в см; А – возраст в годах.

  Задание 3.

  • Объясните смысл пословиц с физиологической точки зрения:
  • Хорошо прожуешь – сладко проглотишь.
  • Самые точные часы – желудок.
  • Не ложись сытым – встанешь здоровым.
  • Обед без овощей – праздник без музыки.

  IV. Беседа по выполненным заданиям и запись выводов в тетради

   Обсуждение принципов рационального питания:

  • соотносить калорийность пищи и истраченные калории;
  • следить за своим весом;
  • принимать пищу в установленные часы;
  • обязательно завтракать;
  • за обедом обязательно съедать первое блюдо;
  • употреблять в пищу свежие овощи и фрукты;
  • не переедать перед сном;
  • тщательно пережевывать пищу;
  • соблюдать эстетику и культуру питания.

   Вывод: наука о питании существует в первую очередь для нас, а не для специалистов. В каждом доме, в семье ей должны следовать постоянно, потому что это один из ведущих факторов здоровья. Рациональное питание должно стать с раннего детства для каждого человека одним из важнейших правил.

   V. Задание на дом.

   Рассчитать дневной рацион питания и составить суточное меню. Результаты запишите в таблицу:

Суточный рацион питания

Прием пищи

Наименование блюд

Общая масса, г

Общая калорийность

Завтрак

Обед

Полдник

Ужин

Итог занятия

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »

« История простых вещей и открытий »Предпрофильный элективный курсЦель курса:В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни.  В ра...

Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"

Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для и...

Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.

Пояснительная запискаКурс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступ...

Рабочая программа курса Математика (I и II курс)

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО __ Приме...