Рабочая программа внеурочной деятельности для 9 класса "Семейные ценности"
рабочая программа (9 класс)

Близина Маргарита Вадимовна

Рабочая программа внеурочной деятельности «Семья — и семейные ценности» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynye_tsennosti_9_klass.docx36.13 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности «Семья — и семейные ценности» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО (Письма Минобрнауки России от 25 мая 2015 г. № 08-761, от 01. 09. 2016 г. № 08-

1803; от 19. 01. 2018 г. № 08-96 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и “Основы духовно-нравственной культуры народов России») на основе авторской программы внеурочной деятельности Родиной Н. И.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования изучение данного курса направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Личностные результаты:

-        формирование у обучающихся осознанного понимания значимости семьи в жизни человека и создания в будущем счастливой семьи;

- формирование уважительного отношения к институту семьи и брака;

  • получение опыта эмоционально-ценностного отношения посредством изучения истории жизни святых семей православной церкви;
  • приобщение к культурно-историческому опыту построения модели благополучной и счастливой семьи;
  • развитие познавательного интереса к изучению семейных традиций в разных культурах народов мира;
  • воспитание        доброжелательности        и        эмоционально-нравственной отзывчивости, умения понимать других людей и сочувствовать им.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • овладение        способностью        формулировать        цели        и        задачи        учебной деятельности, находить средства её осуществления;
  • умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, правильно распределять роли в совместной деятельности.

Познавательные:

  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения заданий и её анализ;
  • овладение        логическими        действиями        анализа,        синтеза,        сравнения, обобщения;

Коммуникативные:

  • готовность и умение слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную;
  • умение представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, рассказ, доклад, презентация и др.);
  • умение высказывать своё мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Предметные результаты:

  • способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию в ходе изучения семейных традиций, установление причин и последствий важных событий в жизни семьи;
  • понимание значения нравственности, религии в жизни человека, семьи и общества;
  • уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
  • наличие представлений об исторической роли традиционных религий России в становлении российской государственности, гражданского общества, института семьи и брака;
  • знание и соблюдение норм морали, стремление следовать нравственным, духовным идеалам как подготовка к созданию семьи и выстраиванию гармоничных взаимоотношений;
  • понимание значимости семейных ценностей, сознательного самоограничения в поступках, поведении, неприятия потребительского отношения к жизни для сохранения семьи.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

9 класс (35 часов)

Занятие 1. Вводное. Семья как социальный институт. Семья и общество.

Понятие семьи. Создание семьи. Брак: гражданский и церковный.

Юридическая и духовная стороны брака. Значение семьи.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: работа с раздаточными материалами, беседа.

Занятие 2. Семья и общество.

Значение семьи.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: работа с раздаточными материалами, беседа.

Занятие 3. Структура семьи. Типология семьи.

Фундамент семьи — духовное единство членов семьи, опирающееся на нравственный закон. Традиционная структура семьи. Типы семей. Обязанности и семейные роли супругов в современной семье. Отражение традиционной семьи в искусстве и библейской истории.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: работа с текстами, схемами   и   таблицами.   Коллективная:   дискуссия по проблеме.

Занятие 4-5. Роль отца. Отцовство. Просмотр видеофильма и его обсуждение.

Понятие отцовства. Мужественность. Роль отца в воспитании сына, дочери. Модели отцовства. Проблемы современного отцовства. Образ отца в русской литературе, кино.

Формы организации деятельности обучающихся. Групповая: работа с текстами, ответы на вопросы, выполнение заданий; просмотр и обсуждение видеофильмов.

Занятие 6-8. Роль матери. Материнство. День матери в России.

Просмотр видеофильма и его обсуждение.

Понятие материнства. Женщина — хранительница семейного очага. Женственность. Роль матери в воспитании детей. Сила материнской молитвы о детях. Проблемы современного материнства. Образ матери в литературе и искусстве.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: работа с текстами, ответы на вопросы, выполнение заданий; просмотр и обсуждение видеофильмов.

Занятие 9-10. Дети в семье. Просмотр видеофильма и его обсуждение.

Рождение и воспитание детей. Ребёнок — продолжатель рода. Условия воспитания детей. Уважение к родителям. Дисциплина в семье. Совместный труд. Забота. Многодетность как условие преодоления детского эгоцентризма.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: обсуждение проблемы, монологическое высказывание, аргументация мнений и анализ различных точек зрения, просмотр и обсуждение видеофильмов.

Занятие 11 – 12. Психологический климат в семье.

Сохранение мира и добрых отношений в семье. Модель счастливой семьи: деликатность, вежливость, взаимное уважение, равноправие, готовность и желание сделать для другого больше, чем для себя. Правила выстраивания бесконфликтных отношений в семье.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: лекция с элементами беседы. Парная: создание модели благополучной семьи.

Занятие 13. Возрасты семьи.

Понятия «возраст семьи», «супружество», «многолетие». Возрастные рамки семьи. Духовные основы семьи — залог её многолетия.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Парная: работа с раздаточными материалами, выполнение и представление выполненных заданий. Групповая: дискуссия по проблеме.

Занятие 14-15. Традиционные семейные ценности. Презентации по теме «Духовные ценности моей семьи».

Семья, отец, мать, отцовство, материнство, дети, многодетность, счастливая семья. Супружество, мужественность, женственность.

Человек,   жизнь,    здоровье,    трезвость,    целомудрие,    воздержание.

Общение, дружба, семейное счастье, верность, пожизненность брака.

Умение прощать, терпение, терпимость к недостаткам других жертвенность.

Благочестивое воспитание, почитание старших, послушание. Семейный труд, общественное служение, ответственность за свою семью и перед семьёй.

Любовь к Родине, служение Отечеству. Дом, достаток, хозяйственность, рачительность.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: работа с раздаточными материалами, беседа, составление таблицы. Индивидуальная: тренинг, подбор материалов для выставки, презентации, сообщения.

Занятие 16-17. Счастье — ценность человеческой жизни.

Понятие счастья. Представление о счастье в народном сознании. Определение счастье в высказываниях русских поэтов, мыслителей и русских святых. Поиск счастья — путь духовно-нравственных исканий.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: анкетирование. Парная: работа с притчей, пословицами, текстами, выполнение заданий. Индивидуальная: сочинение-размышление о счастье.

Занятие 18 - 22. Любовь — высшая человеческая ценность. Практикум. Работа с текстами по теме «Любовь — высшая человеческая ценность»

Понятие любви. Любовь и влюблённость. Разновидности любви. Христианская духовная культура о любви. Апостол Павел: характеристика любви (1 Ин. 4:16). Тема любви в русской литературе и живописи, библейской        и русской истории. Понимание любви учащимися на основе собственного жизненного опыта.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: работа с текстами, составление схем и таблиц. Коллективная: дискуссия по проблеме.

Занятие 23 – 27. Нравственные устои русской семьи в исторических источниках и литературе. Практикум. Работа с текстами русской литературы.

Нравственный уклад жизни — непременное условие сохранения семьи и успеха в жизни. «Слово о полку Игореве». «Домострой» Сильвестра. Семья в русской литературе XIX века на примере произведений А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, А. Н. Островского. Отражение своеобразия семейных отношений в художественной литературе XX века.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: работа с раздаточными материалами, подготовка, слушание и обсуждение сообщений. Индивидуальная: подготовка выставок, написание сочинений- рассуждений на конкурс по теме.

Занятие 28 - 32. Круглый стол «Брак и семья в религиозных культурах народов России». Презентации творческих проектов.

Любовь как семейная ценность. Семейные ценности в религиозных культурах народов России. Иерархия социальных ролей. Традиции в создании семьи. Семейные праздники. Взаимоотношения детей и родителей.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Круглый стол.

Групповая: слушание и обсуждение сообщений, презентаций..

Занятие 33 - 34. Обобщение курса.

Формы организации деятельности и виды деятельности. Учебные проекты, или тестирование, или выставки материалов, созданных обучающимися. Формой итогового занятия может быть праздник или конкурс.

3.Тематическое планирование.

Дата проведения

Тема занятия

Количество часов

В том числе:

По плану

Фактически

Аудиторные

Внеаудиторные

1

Вводное занятие. Семья как социальный институт.

1

1

2

Семья и общество.

1

1

3

Структура семьи. Типология семьи.

1

1

4

Роль отца. Отцовство.

1

1

5

Просмотр видеофильма и его обсуждение.

1

1

6

Роль матери. Материнство.

1

1

7

День матери в России.

1

1

8

Просмотр видеофильма и его обсуждение.

1

1

9

Дети в семье.

1

1

10

Просмотр видеофильма и его обсуждение.

1

1

11-12

Психологический климат в семье.

2

1

1

13

Возрасты семьи.

1

1

14

Традиционные семейные ценности.

1

1

15

Презентации по теме «Духовные ценности моей семьи».

1

1

16-17

Счастье — ценность человеческой жизни.

2

1

1

18-19

Любовь — высшая человеческая ценность.

2

1

1

20-21

Практикум. Работа с текстами по теме «Любовь — высшая

человеческая ценность»

2

2

22

Час духовного общения: встреча со священником

          1

1

23-25

Нравственные устои русской семьи в исторических

источниках и литературе.

3

2

1

26-27

Практикум. Работа с текстами русской литературы.

2

2

28-29

Круглый стол «Брак и семья в религиозных культурах народов  России».

2

1

1

30-32

Презентации творческих проектов.

3

3

33-34

Обобщение курса.

2

1

1

35

Резервное занятие.

1

1

ИТОГО:

35

21

14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я и мои ценности»

Пояснительная запискаРабочая программа «Я и мои ценности» реализуется в рамках внеурочной деятельности духовно-нравственного направления. Данная программа разработана с учетом требований Ф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»

Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...