Технологии, реализуемые субъектами профилактики в области защиты прав несовершеннолетних в школе
материал

Хомушку Айнаа Михайловна

о буллинге

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад56.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Технологии, реализуемые субъектами профилактики в области защиты прав несовершеннолетних в школе

Выполнила: Хомушку Айнаа Михайловна -

воспитатель ГБОУ «РШИ «Тувинского кадетского корпуса»

Что делать, если в школе буллинг?

В последнее время в образовательных организациях специалисты стали сталкиваться с таким опасным явлением, как буллинг (англоязычное название разновидностей таких опасных явлений, как психологическое или физическое насилие, аналога в русском языке слова «травля»). Буллинг (травля) — это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы (Olweus, 1993). Кроме того, буллинг — это запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе (Кон, 2006.). Часто буллинг — это следствие неразрешенного конфликта, проявление результатов неверных действий в конфликтной ситуации.

Характерными признаками буллинга являются неравенство сил, повторяемость и высокая чувствительность жертвы.

В данное явление включен не только ребенок, ставший объектом травли, но и другие участники образовательных отношений (одноклассники, педагоги, родители), то можно предположить, что школьный буллинг является проблемой как минимум для образовательных организаций. Следовательно, перед руководителями и специалистами встает вопрос: «Что делать? Как предотвратить травлю в школе?»

Кто чаще всего подвергается буллингу в школьной среде?

- Дети с особенностями внешности (лица, зрения, слуха);

- ребята с высоким или низким ростом, с лишним весом или его недостатком;

- имеющие особенности дикции, движений и пр.;

- те, кто выделяются хорошей учебой и примерным поведением, или

отстающие по учебе в классе;

- те, кого недолюбливают учителя, и те, кто ходит в «любимчиках»;

- те, кто недостаточно хорошо знает русский язык;

- дети, отличающиеся манерами поведения, одеждой, внешними атрибутами;

- дети из семей с низким материальным достатком;

- ребята с повышенной эмоциональностью;

- испытывающие проблемы в коммуникации.

-дети, из неблагополучных семей

Столкнуться с проявлениями буллинга можно в разных формах:

1) физический буллинг — это удары, побои, пинки, умышленные

толчки, нанесение иных телесных повреждений;

2) психологический буллинг — словесные оскорбления или угрозы,

преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность, в том числе:

- вербальный буллинг: клички, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т. д.;

- запугивание;

- изоляция, игнорирование;

- вымогательство;

- повреждение и иные действия с имуществом;

- кибербуллинг — буллинг через современные средства связи, травля

с использованием социальных сетей и пр.

Что же делать, если в школе столкнулись с проявлениями буллинга? Важно вовремя обратить внимание на косвенные признаки, указывающие, что ребенок возможно стал жертвой травли. Среди них можно заметить внешние проявления: частые синяки и ссадины, порванную и грязную одежду, испорченные книжки и тетради. Ребенок не желает ходить в школу, выбирает странные маршруты в обход, опаздывает на уроки (несмотря на то, что выходит из дома вовремя). Начинает болеть без видимых причин. Как правило, происходят изменения в характере ребенка.

Он становится раздражительным, вспыльчивым, грубым по отношению к младшим и родителям. У него практически нет друзей среди одноклассников, они отсутствуют в «френдах» в социальных сетях. Никто к ребенку из класса не приходит в гости, не заходит по дороге в школу или обратно.

Педагогу можно также обратить внимание на то, что происходит неожиданный разрыв дружеских связей между учениками (раньше дружили,

сейчас один с другими ребятами, в коллективе, а второй — в одиночестве); ухудшение психологического климата в классе.

Каковы же действия администрации образовательной организации и педагогов в случае, если вы заметили буллинг?

В первую очередь необходимо изучить проблему. Что происходит?

Кто включен в ситуацию, как проявляется травля? Как давно? Это позволит принять правильное решение и локализовать ситуацию. Во-вторых, крайне важно исключить неправильное реагирование на ситуацию.

Здесь есть две ошибки. Первая — занять позицию одной из сторон (это плохо, так как усиливает позицию одних и вызывает чувство агрессии или беспомощности у других). Важно, чтобы учитель был нейтрален к ситуации, настроен против буллинга, а не против / за какойлибо группы. Это позволит разобраться в ситуации и прекратить травлю, в противном случае происходит эскалация конфликта. Вторая ошибка - обвинить вторую сторону в том, что происходит. Попытка сразу наказать неправильна, ей должен предшествовать этап разбора ситуации, иначе можно перевести конфликт на другую стадию и усилить негативные отношения и взаимные обиды сторон. Общий посыл таков: «у нас в классе буллинг, он касается всех, давайте его прекратим».

В-третьих, нужно дать однозначную оценку этому явлению для группы, класса и обозначить травлю как проблему группы. Есть опасность, что в случае буллинга участники конфликта будут искать социально-приемлемые варианты оправданий, обвинять противоположную сторону в том, что она неправильно себя ведет; не такая как все, «первая начала» и т. д. На самом деле это общая болезнь класса (а в случае, если обращение дошло до директора образовательной организации, и болезнь школы), она касается всех, это не проблема одного или нескольких людей, все включены в ситуацию и ведут себя не совсем правильно. Следовательно, лицо, к которому обращаются (директор, педагог, классный руководитель), должно назвать явление (буллинг) и сказать остальным участникам, что это общая трудность и преодолеть ее нужно совместно. Консолидация усилий позволяет обозначить решение проблемы как важное для всех и создает условия для сплочения (ведь это общая задача).

Важнейшую роль в работе играет также определенность позиции взрослого человека и его проактивная, гуманистическая позиция. Когда значимый взрослый (классный руководитель, завуч и т. д.) категорически против буллинга (не против одной или другой стороны — участников конфликта), а против явления как такого, то это явление лишается поддержки и проявления буллинга резко сокращаются.

Проявления буллинга происходят на переменах и уроках, а не только за пределами школьной территории, и в таких случаях важно, чтобы педагоги обращали внимание на происходящее. Действительно обращали, а не ждали, когда само пройдет. Часто это происходит от того, что взрослые испытывают чувство растерянности и не знают, как правильно реагировать. И в этом случае жертва травли понимает, что ее никто не поддерживает, а остальные понимают, что их действия разрешены. Именно поэтому важна проактивная позиция педагога: заметить, отреагировать, запретить действие, проявить искреннее желание разобраться в ситуации и т. д.

Важно присутствовать в школе, наблюдать за поведением детей на переменах и уроках (всегда есть дежурные учителя и дежурные по школе). Все это в большой степени способствует тому, что проявления буллинга снижаются и прекращаются. Во время работы по предотвращению последствий буллинга важно проводить индивидуальную, чаще всего психологическую работу с пострадавшим. Жертвам нужны четкие инструкции, что делать, чтобы найти защиту и прекратить насилие. Таким детям для восстановления своей самооценки нужна помощь специалиста. Важно включать детей в ситуацию успеха, чтобы они могли продемонстрировать себя с лучшей стороны перед сверстниками, поднять самооценку.

Дети-жертвы должны научиться:

- не молчать, рассказать о случаях буллинга своим родителям (педагогам) либо взрослым, которым они доверяют;

- вести себя более уверенно, настойчиво;

- активно искать друзей среди сверстников и одноклассников;

- избегать ситуаций, в которых возможен буллинг;

- использовать юмор — действенное средство против вербальной агрессии.

Но не менее важна и работа с самим классом (группой), ведь это, как мы помним, — общая проблема. Поэтому необходимо ввести систему правил общения в классе (группе) и провести мероприятия на сплочение. Досуговые мероприятия, командная работа, тренинги, классные часы о дружбе очень важны, полезны и приводят к снятию проявлений буллинга. Важно не поощрять агрессора игнорированием и замалчиванием проявления травли в образовательной организации. Использовать влияние на агрессора извне, формируя нужное общественное мнение. Как только буллер осознаёт, что жертву поддерживают другие, накал его агрессии снижается. Важно позволить таким детям самоутверждаться в рамках конструктивных проектов.

Дети в классе (группе)  должны научиться:

- отклонять предложения поучаствовать в травле;  

- пытаться разрядить обстановку, когда она накаляется и возможен буллинг;

- активно искать поддержки, если стали свидетелем насилия;

- обращаться к взрослым, которым доверяют;

- подбадривать и поддерживать жертв.

Действенным способом предотвратить травлю являются медиативные

восстановительные технологии, в том числе такие, как «Круги сообщества». В рамках региональной инновационной площадки «Создание муниципальной модели внедрения восстановительных технологий в воспитательную деятельность образовательных организаций» созданы и тиражируются в системе образование практики, направленные в том числе и на работу по предотвращению буллинга. (как совет профилактики начиная с ОУ, медицинские центры )

Совет по профилактике

1. Общие положения

1.1. Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ГБОУ РШИ «ТКК» (далее — Совет по профилактике)

является коллегиальным представительным органом, реализующим функции координации, планирования и методического руководства деятельностью образовательной организации (далее — ОО) по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и

законных интересов.

1.2. Полномочия, порядок функционирования и деятельность Совета

по профилактике определяются Уставом ОО и настоящим Положением.

1.3. Совет по профилактике в своей деятельности руководствуется:

Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ,

Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях

прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом от

24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности

и правонарушений несовершеннолетних», Федеральным законом

от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

Уставом ОО и настоящим Положением.

2. Принципы, цели и задачи деятельности Совета по профилактике

2.1. Цель Совета по профилактике — осуществление мер по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди обучающихся в рамках компетенций ОО.

2.2. Основными задачами деятельности Совета по профилактике являются:

- осуществление мер, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, снижение количества правонарушений, совершенных обучающимися ОО, в том числе повторных;

- совершенствование механизмов взаимодействия ОО с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее — органы и учреждения системы профилактики) по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних, защиты прав детей;

- совершенствование имеющихся и внедрение новых технологий

и методов профилактической работы с несовершеннолетними;

- содействие в повышении уровня профессиональной компетентности педагогических работников ОО в области профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав;

- проведение мониторинга и анализа результатов деятельности

по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

в ОО;

- обеспечение защиты прав и законных интересов обучающихся;

- оказание помощи родителям (законным представителям)

по вопросам обучения и воспитания детей.

3. Полномочия Совета по профилактике

3.1. К полномочиям Совета по профилактике относятся:

- обсуждение и утверждение развития системы профилактики в ОО;

- утверждение актуальных направлений профилактической

деятельности ОО;

- обсуждение и рекомендации по утверждению программ и методик

по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,

применяемых в ОО;

- заслушивание, обсуждение и вынесение решения по персональным

делам обучающихся, контроль за выполнением решений;

- заслушивание, обсуждение и анализ ежегодных отчетов

о деятельности ОО по проблемам профилактики; мониторинга

результатов деятельности по профилактике безнадзорности

и правонарушений несовершеннолетних в ОО;

- рассмотрение обращений участников образовательных отношений:

родителей (законных представителей), педагогических работников,

обучающихся.

3.2. Совет по профилактике вправе решать другие вопросы,

переданные ему на рассмотрение директором ОО и территориальной

комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.

4. Состав и порядок деятельности Совета по профилактике

4.1. Состав Совета по профилактике формируется директором ОО

и утверждается приказом.

4.2. Совет по профилактике состоит из председателя, секретаря

и членов Совета по профилактике.

4.3. В состав совета входят: администрация образовательной организации, педагоги, социальный педагог, педагог-психолог, представители

подразделения по делам несовершеннолетних территориальных органов

Министерства внутренних дел России на районном уровне, территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, родительской общественности, представители органов ученического самоуправления, а также иных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

4.4. Состав Совета по профилактике может обновляться по мере

необходимости.

4.5. Члены Совета по профилактике участвуют в его работе на общественных началах.

4.6. Совет по профилактике осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, который принимается на заседании Совета по профилактике и утверждается его председателем.

4.7. Председатель Совета по профилактике:

- определяет место и время проведения заседаний Совета по профилактике;

- председательствует на заседаниях Совета по профилактике;

- формирует на основе предложений членов Совета по профилактике

годовой план работы Совета по профилактике и повестку очередного заседания;

- утверждает годовой план работы Совета по профилактике;

- дает поручения членам и секретарю Совета по профилактике;

- утверждает решения Совета по профилактике.

4.8. Секретарь Совета по профилактике:

- обеспечивает подготовку проекта плана работы Совета по профилактике, составляет проект повестки дня заседания Совета по профилактике, организует подготовку материалов к заседаниям Совета по профилактике;

- информирует членов Совета по профилактике о месте, времени

проведения и повестке дня очередного заседания Совета по профилактике;

- ведет протоколы заседаний Совета по профилактике;

- оформляет в трехдневный срок протокол заседания Совета по профилактике;

- обеспечивает информирование всех участников о решениях Совета

по профилактике. Выписка из протокола заседания выдается под подпись

и регистрируется в журнале.

4.9. Решение Совета по профилактике вступает в силу после подписания протокола заседания председателем Совета по профилактике.

- План работы Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на текущий учебный год.

- Протоколы заседаний Совета по профилактике безнадзорности

и правонарушений несовершеннолетних.

- Программы (планы) индивидуальной профилактической работы

с обучающимся, в отношении которого проводится индивидуальная профилактическая работа.

- Журнал учета ознакомления с решениями Совета по профилактике

с выдачи выписки из протокола.

4.10. Совет по профилактике рассматривает вопросы, отнесенные

к его компетенции, на своих заседаниях, которые проходят не реже одного

раза в четверть (за исключением экстренных случаев, либо сложившейся

обстановки в ОО).

4.11. Рассмотрение персональных дел (утверждение программ (планов) индивидуальной профилактической работы, осуществление промежуточного контроля за их реализацией, полным завершением данной работы или ее продлением) на заседании Совета по профилактике осуществляется в присутствии несовершеннолетнего, его родителей (законныхпредставителей).

4.12. Несовершеннолетнего обучающегося и его родителей (законных представителей) информируют в письменной форме под подпись

о решении заседания Совета по профилактике.

4.13. Деятельность Совета по профилактике планируется ежегодно

на текущий учебный год.

4.14. План работы на текущий учебный год обсуждается на заседании Совета по профилактике и утверждается директором ОО. В течение

учебного года в план можно вносить коррективы.

4.15. Деятельность Совета по профилактике строится во взаимодействии с территориальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделением по делам несовершеннолетних органов

внутренних дел, заинтересованными ведомствами, учреждениями, общественными организациями, проводящими профилактическую и воспитательную работу.

4.16. Деятельность Совета по профилактики оформляется в следующих документах

- Приказ о создании Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

- План работы Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на текущий учебный год.

- Протоколы заседаний Совета по профилактике безнадзорности

и правонарушений несовершеннолетних.

- Программы (планы) индивидуальной профилактической работы

с обучающимся, в отношении которого проводится индивидуальная профилактическая работа.

- Журнал учета ознакомления с решениями Совета по профилактике

с выдачи выписки из протокола.

4.17. Деятельность Совета по профилактике контролируется директором ОО и Управляющим советом ОО (по согласованию).

4.18. Исполнение решений Советов по профилактике рассматривается на заседании Совета по профилактике не реже 1 раза в год.

5. Содержание деятельности Совета по профилактике

5.1. Совет по профилактике осуществляет аналитическую деятельность:

- изучает уровень преступности и правонарушений среди обучающихся ОО;

- выявляет детей с девиациями в поведении;

- выявляет семьи несовершеннолетних, находящихся в социально

опасном положении;

- определяет причины и мотивы антиобщественного поведения обучающихся;

- анализирует результаты деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в ОО, эффективность проводимых мероприятий, разрабатывает предложения по улучшению системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в ОО;

- анализирует профессиональные дефициты специалистов ОО, дает рекомендации по повышению их квалификации по актуальным вопросам

профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

5.2. Совет по профилактике осуществляет работу со случаем:

- рассматривает персональные дела обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в ОО, нарушающих Устав образовательной организации, с антиобщественным поведением; совершивших административные правонарушения и преступления, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних территориального органа Министерства внутренних дел России на районном уровне, в территориальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- определяет программу (план) индивидуальной профилактической

работы с обучающимся;

- направляет в случае необходимости обучающихся и (или) его родителей (законных представителей) на консультации к специалистам (психологу, дефектологу, медицинскому, социальному работнику и т. п.);

- осуществляет постановку и снятие обучающегося с внутришкольного учета;

- вовлекает обучающихся, состоящих на разных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики, в объединения дополнительного образования, проведение коллективных творческих дел, мероприятий, летнюю оздоровительную кампанию, трудовые объединения, действующие в ОО, районе;

- осуществляет профилактическую работу с семьей (группой) несовершеннолетнего, в отношении которого проводится индивидуальная профилактическая работа; с семьей, находящейся в социально опасном положении;

- заслушивает на своих заседаниях информацию, отчеты классных

руководителей, педагогических работников, других специалистов, привлеченных к проведению индивидуальной профилактической работы

с обучающимися по проводимой работе;

- информирует директора ОО о состоянии проводимой работы

с обучающимися, исполнительской дисциплине привлеченных к профилактической работе специалистов ОО;

- определяет сроки проведения индивидуальной профилактической

работы с обучающимся.

5.3. Совет по профилактике осуществляет организационно-методическое руководство развитием системы профилактики в ОО:

- ставит перед соответствующими органами и учреждениями системы профилактики вопрос о привлечении родителей (законных представителей), не выполняющих свои обязанности по воспитанию детей, к ответственности, установленной законодательством;

- при отсутствии положительных результатов в проводимой работе

информирует об этом директора ОО, направляет ходатайство в органы

и учреждения системы профилактики правонарушений несовершеннолетних

о необходимости проведения индивидуальной профилактической работы с

несовершеннолетним и (или) родителями (законными представителями);

- ходатайствует о досрочном снятии с учета несовершеннолетнего,

в отношении которого осуществляется индивидуальная профилактическая

работа, в территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделении по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России на районном уровне;

- выносит проблемные вопросы на обсуждение педагогического совета и для принятия решения руководством ОО;

- оказывает помощь родителям или лицам, их заменяющим, в вопросах обучения, воспитания несовершеннолетнего;

- выносит предложения по принятию комплекса мер по профилактике употребления наркотических средств и психоактивных веществ, алкоголя и табачных изделий; профилактике экстремизма и терроризма; информационной безопасности детей, детского дорожно-транспортного

травматизма и пр.;

- способствует повышению эффективности работы ОО по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- осуществляет меры по реализации регламентов и порядков, обеспечивающих взаимодействие субъектов системы профилактики, направленных на защиту прав несовершеннолетних, сохранение жизни и здоровья несовершеннолетних;

- разрабатывает и внедряет систему взаимодействия специалистов

ОО с общественностью по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений.

6. Права и обязанности членов Совета по профилактике

6.1. Члены Совета по профилактике обязаны:

- принимать участие в работе Совета по профилактике;

- анализировать, оценивать и корректировать процесс развития

системы профилактики в ОО;

- отвечать на официальные запросы других членов Совета

по профилактике не позднее срока следующего заседания Совета

по профилактике.

6.2. Члены Совета по профилактике имеют право:

- участвовать в принятии решений Совета по профилактике;

- вносить на заседания проекты решений, касающиеся тех или иных

сторон деятельности ОО в пределах полномочий Совета по профилактике;

- принимать участие в дискуссиях на заседаниях Совета по

профилактике;

- знакомиться с материалами, касающимися деятельности Совета по

профилактике.

6.3. Члены Совета по профилактике, не выполняющие свои

обязанности (а также регулярно пропускающие заседания), могут быть

отозваны по представлению Совета по профилактике до истечения срока

полномочий Совета по профилактике.

6.4. Совет по профилактике несет ответственность за правильность и своевременность оформления документов (протоколов заседаний, ходатайств, писем) и законность принимаемых решений.

Профилактическая работа одна из главных направлений работы нашего учреждения.

Современное образование ставитперед педагогами важную задачу – формировать у подрастающего поколения навыки и умения, которые ребенок после окончания школы сможет применять в реальной жизни вести конструктивный диалог, взаимодействовать в коллективе, разрешать конфликтные ситуации. Подрастающая личность должна правильно освоить социальные нормы, правила поведения, Формы социальной жизни в группах и сообщества. У ребёнка должно быть сформировано осознание и ответственное отношение к собственным поступкам. Также в Федеральных государственных образовательных стандартах делается акцент на формирование у учащихся ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и безопасного поведения. Правильно сформированные социальные и коммуникативные компетенции являются основой для позитивной социализации ребенка, что, в свою очередь, и является первичной позитивной профилактикой подверженности ребенка социальным рискам.

   Основываясь на общих положениях профилактической работы системы ОО, ГБОУ «РШИ «ТКК», также как воспитатели нашего Центра содействия семейному воспитанию и устройству детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ЦССВ) мы ведем профилактическую работу с момента поступления детей в Центр т.к.дети, попадают к нам из трудных жизненных ситуаций, применяя различные технологии.Каждый воспитанник находится под наблюдением педагогов, специалистов, особенно те, которые поступили состоящие, на разных профилактических учетах. Основываясь на общешкольном плане:

Утвержден

приказом и.о. директора

ГБОУ «РШИ «ТКК» от «__» января 2022 г.

____

___________________Монгуш Ш.К.

Цель — осуществление мер по предупреждению безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних обучающихся в рамках компетенций образовательной организации.

Задачи:

- осуществление мер, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, снижение количества правонарушений, совершенных обучающимися, в том числе повторных;

- совершенствование механизмов взаимодействия ОО с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее — органы и учреждения системы профилактики) по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты прав детей;

- совершенствование имеющихся и внедрение новых технологий и методов профилактической работы с несовершеннолетними, в том числе

расширение практики применения технологий восстановительного подхода;

- содействие в повышении уровня профессиональной компетентности педагогических работников ОО в области профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав;

- проведение мониторинга и анализа результатов деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в ОО;

- обеспечение защиты прав и законных интересов обучающихся;

- оказание помощи родителям (законным представителям) по вопросам обучения и воспитания детей.

ПЛАН

работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних обучающихся ГБОУ «РШИ «ТКК»

на 2021 – 2022 учебный год.


п/п

Мероприятие

Ответственные исполнители

Срок  
исполнения

1. Организационно-методические мероприятия для обеспечения реализации настоящего плана

1.1.

Проведение рабочего совещания по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Администрация школы.

ежеквартально

1.2.

Формирование анализа состояния преступности среди несовершеннолетних за отчетный месяц, полугодие

Заместитель директора по безопасности, правовому и патриотическому воспитанию.

1 раз в полугодие

1.3.

Провести анализ правонарушений, совершенных в прошлом учебном году

Заместитель директора по безопасности, правовому и патриотическому воспитанию.

до 15 августа

1.4.

Разработка планов мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с учетом задач госпрограммы и Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на календарный год

Заместитель директора по безопасности, правовому и патриотическому воспитанию.

до 15 августа

2. Мероприятия, по повышению квалификации педагогических работников и их стимулированию

2.1.

Участие на республиканских и зональных семинарах по организации воспитательной работы с несовершеннолетними, досуга обучающихся и профилактики правонарушений

Заместитель директора по безопасности, правовому и патриотическому воспитанию.

1 раз в полугодие

2.2.

Сбор методических рекомендаций по профилактике правонарушений

Заместитель директора по безопасности, правовому и патриотическому воспитанию.

Сентябрь

2.3.

Участие на республиканском конкурсе лучших методических разработок и проектов по профилактике правонарушений среди обучающихся

Заместитель директора по безопасности, правовому и патриотическому воспитанию.

Сентябрь-октябрь

3. Мероприятия с субъектами профилактики

3.1.

Заключение Соглашений с местным отделом полиции для обмена статистических и информационно-аналитических материалов, характеризующих состояние, структуру и динамику подростковой преступности  правонарушений

Заместитель директора по безопасности, правовому и патриотическому воспитанию.

Обмен информацией - ежедневно

3.2.

Организация и проведение  мероприятий по соблюдению комендантского часа с инспектором  ПДН

Заместитель директора по безопасности, правовому и патриотическому воспитанию.

Ежеквартально

3.3.

Проведение рабочих совещаний по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних с обсуждением актуальных проблемных вопросов

Заместитель директора по безопасности, правовому и патриотическому воспитанию.

Ежемесячно

4. Мероприятия с родителями (законными представителями) обучающихся

4.1.

Проведение единого дня родительского всеобуча по повышению правовой грамотности и чувства ответственности родителей за своих детей (род собрания)

Администрация школы.

Октябрь, ноябрь, май.

5. Мероприятия, направленные на выявление неблагополучия среди несовершеннолетних

5.1.

Проведение тестирования, в рамках первичного мониторинга психологического здоровья обучающихся по выявлению и определения девиантного поведения обучающихся

Социальные педагоги, классные руководители, педагоги-психологи ОО.

Ежегодно сентябрь - октябрь

5.2.

Проведение консилиума:

  1. Постановка на учет несовершеннолетнего;
  2. Составление индивидуальной программы сопровождения;
  3. Индивидуальное сопровождение.

социальные педагоги, классные руководители, педагоги-психологи ОО.

По мере необходимости

5.3.

Сформировать банк данных детей и семей, состоящих в группе риска и на различных видах профилактического учета

Социальные педагоги, классные руководители, педагоги-психологи ОО.

Ежемесячно

5.4

Проведение школьных Советов профилактики на уровне директора ОО  с детальным рассмотрением каждого случая совершенных несовершеннолетними противоправных действий, с определением причинно-следственных связей

Директора, социальные педагоги, классные руководители ОО, родители.

По плану/по мере необходимости

5.5.

Назначение общественных воспитателей/наставников из числа педагогов-мужчин, председателей Советов отцов и мужчин и авторитетных мужчин сельских и городских поселений из числа знаменитых спортсменов и деятелей культуры над детьми состоящими в группе риска и на различных видах профилактического учета

Директора, заместители директоров по воспитательной работе, социальные педагоги, классные руководители ОО

По фактам совершенных правонарушений

5.6.

Вторичный мониторинг психологического здоровья

Социальные педагоги, педагоги-психологи ОО.

Ежегодно Февраль-март

5.10.

Подведение итогов работы с индивидуальной программой сопровождения, снятие с учета детей «группы риска» по результатам сопровождения

Социальные педагоги, педагоги-психологи ОО.

Ежегодно

Апрель

6. Мероприятия, по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

6.1

Провести анализ потребности несовершеннолетних в канцелярских и иных принадлежностей, способствующих плодотворному учебному процессу

Классные руководители ОО.

Сентябрь

6.2

Оказать материальную помощь нуждающимся детям, через благотворительную акцию «Помоги собраться в школу»

Заместители директоров по воспитательной работе ОО.

Сентябрь-Октябрь

6.3

Участие в республиканском конкурсе информационных видеороликов «Дети в мире прав» среди обучающихся образовательных организаций Республики Тыва

Заместители директоров по воспитательной работе, классные руководители ОО

Ноябрь

6.4

Проведение профилактической акции «Сообщи, где торгуют смертью», «Дети России» среди учащихся 8-11 классов

Заместители директоров по воспитательной работе, социальные педагоги ОО

Март

6.5.

Проведение информационной акции по профилактике безнадзорности «22 часа. А ваш ребенок дома?!» в местах массового скопления людей в ОО

Заместители директоров по воспитательной работе, социальные педагоги ОО РТ

Ежемесячно

6.6.

Проведение информационной акции по профилактике краж сотовых телефонов «Защити свой сотовый?»

Заместители директоров по воспитательной работе,  классные руководители ОО

Февраль

Март

Апрель

6.7.

Организация мест для хранения сотовых телефонов в учебных кабинетах

Директор образовательной организации

Постоянно

6.8.

Мониторинг занятости детей, состоящих на профилактических учетах

Социальные педагоги, классные руководители образовательных организаций

Ежеквартально

6.9.

Участие в межведомственной оперативно-профилактической операции «Каникулы»

Заместители директоров по воспитательной работе, социальные педагоги ОО

Зимние, весенние, летние, осенние каникулы

6.11.

Создание на официальном сайте образовательной организации разделов, посвященных профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Заместитель директора по правовому воспитанию

Постоянно

6.12.

Мы в ответе «За свои поступки»

Ондар Ш.А.

Декабрь

6.13.

Родительское собрание «Профилактика правонарушения»

Классные руководители

Ноябрь

Апрель

6.14.

Беседа наркотики и «ПАВ» и их последствия

Воспитатели

Ноябрь

Апрель

6.15.

Беседа самовольных уходов, и их последствия.

Воспитатели

Октябрь

Апрель

6.16

Я несу ответственность «За имущество»

Воспитатели

Ноябрь

6.17

Профилактическая беседа с сотрудниками УМВД России по городу Кызылу.

Куулар Р.Э.

Ондар Ш.А.

Ноябрь

Апрель

6.18

Классные часы по профилактике по ПП.

Классные руководители.

Ноябрь

Март

6.19.

Индивидуальные профилактические беседы с инспектором ПДН.

Куулар Р.Э.

Ондар Ш.А.

Ежемесячно

6.20.

Акция «Я дома» на период каникул.

Кл.рук, соцпед.

Во время каникул

6.21.

Посещение опекаемых семей.

Кл.рук, соцпед.

Во время каникул

6.22.

Встреча с специалистом  «РЕСНАРКОДИСПАНСЕР»

Куулар Р.Э.

Ондар Ш.А.

Ноябрь

апрель

6.23.

Встречи с именитыми личностями:

Олимпийским чемпионом АртасСанаа.

Известные спортсмены Республики Тыва.

Куулар Р.Э.

Ондар Ш.А.

04.10.21

 По согласованию

Для результативной профилактической работы школы в целом, необходим и профилактическая работа в группах, которая начинается сизучения личности и коррекция в воспитании.

Она у нас осуществляется путем индивидуального подхода. На каждого воспитанника ведутся дневники наблюдения, индивидуальные карты развития. Получаем рекомендации по индивидуальному сопровождению на воспитанника от психолога. Психологи проводят занятия по релаксации, тренинги…

Проводится диагностика по личным качествам, которые должны развить в себе воспитанники по методике Н. Капустиной.

Также необходима адаптация воспитанника в коллективе. Для  этого создан уют в группе, личностное пространство, доверительная обстановка и на основе изучения личности и его развития вовлекаем детей в различные мероприятия, кружки и секции, учим самооблуживающему труду, развиваем гигиенические навыки и т.д.

План работы по профилактике и защите прав воспитанников группы № 3 на 2020-21 учебный год

Мероприятия

Форма проведения

Срок

Ответственный

1.

Выявление и учёт воспитанников, требующих повышенного педагогического

внимания

Педагогические наблюдения

Сентябрь Октябрь

В течение учебного года

Воспитатели

Психолог,

Кл.руководитель

Инспектор ПДН

2.

Единые требования учащихся

Беседа - диалог

1раз четверть

Воспитатели: Хомушку АМ.

Кужугет Ч.В.

3

Изучение психолого-медико -педагогических особенностей, поступающих детей

Беседы, тестирование,

наблюдение,

изучение

документации

В течение года

Воспитатели

Психолог,

Кл.руководитель

Соц.педагог

4.

Решение личных проблем детей

Индивидуальные

консультации

В течение года

Воспитатели: Хомушку АМ.

Кужугет Ч.В.

5.

Профилактическая

и индивидуальная

работа

Беседы, убеждения,

Трудотерапия,

Просмотр

Видеолектории, Привлечение во внеклассные , групповые мероприятия

В течение года

Воспитатели

Психолог,

Кл.руководитель

Соц.педагог

Медик

Ст. воспитатель

6.

Работа с родственниками

Беседы

Посещение

на дому

В течение года

Воспитатели

Соц.педагог

Кл.руководитель

7.

Диагностическое

исследование

Тестирование

наблюдение

В течение года

Воспитатели: Хомушку АМ.

Кужугет Ч.В.

8.

Коррекционно-развивающие тренинги

занятия

По расписанию

Психолог

9.

Коммуникативные

игры на общение и взаимопонимание, разговор по душам на профилактику буллинга

Игры

Беседы-диалоги, игры

В течение

года

Воспитатели:

Хомушку АМ.

Кужугет Ч.В.

10.

Азбука прав и обязанностей

Час общения

Сентябрь

Октябрь

Воспитатели: Хомушку АМ.

Кужугет Ч.В.

11.

Последствия самовольных уходов

Беседа-диалог

Сентября

Хомушку АМ.

12

Безопасный интернет

презентация

В свободное время

вожатая

 13.

ЗОЖ.Гигиена мальчиков.

        Беседа-рассуждение

23сентябрь

Кужугет Ч.В.

14

        Курение -коварная ловушка.

Видео (беседа)

15 Октября

Хомушку АМ..

15

«Овечка» -м\ф профилактика суицида

Просмотр и обсуждение м\ф

В свободное время октябрь

Хомушку А.М.

16

Кодекс чести мужчин Тувы(Свод заповедей матерей Тувы)

общение

15Ноябрь

26.11.

Кужугет Ч.В.

Хомушку А.М.

17

Папа, мама, брат, сестра и я –спортивная семья

эстафета

4.12

Воспитатели,

18

Пожизненнный плен

диспут

30.декабря

Хомушку АМ.

19

Как стать успешным в жизни?

презентация

10.01

Хомушку А.М.

20

ИППП(инфекции передаваемые половым путем)

Час общения

6 Января

Кужугет Ч.В.

21

 футбол

Соревнование

3 Января.

Кужугет Ч.В.

22

        Пропаганда ЗОЖ. Выезд в Субедей, на станцию Тайга

Выезд

Февраля

        Воспитатели

Спортивный сектор

23

Уголовная ответственность с 16 лет

Устный журнал

12 Марта

Хомушку АМ.

Инспектор ПДН

24

Хотим быть здоровыми!

Спортивный час

21Марта

Кужугет Ч.В.

25

Правда и ложь об алкоголизме

Час общения

Встреча с медиком

5Апреля

Хомушку АМ.

26

Здоровая семья        

Час общения

        15         Мая

Кужугет Ч.В.

27

«Золотые руки»

Конкурс-выставка работ

15.04

воспитатели

28

Усиленная подготовка к экзаменам и сдача экзаменов

Консультации, Индивид. занятия,

самоподготовка

Март, апрель, май,

ежедневно

Предметники

Кл. руководитель,

Воспитатели

Групповая профилактическая работа направлена на первичную профилактику социальных рисков, которая проводится со всеми детьми. С детьми подростками, составляющими группу риска, проводится более глубокая коррекционная индивидуальная и групповая работа. Они разрабатываются и проводятся в различных направлениях, таких как

-информирование о последствиях,

-создание социального навыка,

-формирование умения обращаться за помощью,

-формирование навыка говорить: «Нет»,

-развитие умения понимать самого себя др.

Также по результатам работы, некоторыевоспитанники проходят курсы лечения в медицинских центрах психического здоровья и профилактики.

Для благополучного вхождения в социум воспитанники контактируют со своими родственниками, проводят каникулы у них, кто имеет заключение о временной передаче от Агентства по делам семьи и детей, отдела опеки и попечительства, некоторые обучаются в городских школах.

Также педагоги участвуют в различных конкурсах педагогического мастерства, семинарах, методических разработок ит.д.

Учитывая тот факт, что профилактика правонарушений не что иное, как комплекс мер, осуществляемых фиксированной системой взаимодействия разных субъектов профилактики (состоящих из разных ведомств, органов и структур), актуальной является независимая оценка деятельности образовательной организации по профилактике правонарушений, что непосредственно способствует получению более объективного анализа.

Одним из актуальных инструментов оценки качества реализации системы профилактики является конкурсная деятельность.

Профессиональные конкурсы — это не только череда испытаний для педагогов и специалистов, их проведение способствует эффективному развитию системы воспитания в образовательной организации, профилактической деятельности, а создание условий — широкому внедрению в практику новых интересных и эффективных методик и технологий.

Конкурс — это конструктивное соревнование, имеющее целью выявить, проанализировать, обобщить и популяризировать эффективный практический опыт по актуальным направлениям профилактики, социального воспитания и развития.

Конкурсы педагогического мастерства можно рассматривать как этап повышения профессионализма педагогов с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы, специалистов, реализующих деятельность по защите прав ребенка.

Конкурсы педагогического мастерства проводятся в целях повышения престижа и статуса учителя в обществе, выявления и изучения новых направлений теории и практики управления в области образования, поддержки инновационных разработок и технологий, способствующих развитию системы образования и оказывающих эффективное влияние на процесс обучения и воспитания. Важным становится само содержание профессиональных конкурсов, которое выбирается не произвольно, а должно быть подчинено устранению проблемных зон образовательных организаций и решению задач, стоящих перед системой воспитания и профилактики.

Участие в конкурсе декларирует следующее:

1. победа в конкурсе — это признание лидерства образовательной организации со стороны педагогического сообщества, социальных партнеров и потребителей образовательных услуг.

2. Заинтересованные стороны получают подтверждение высокого качества работы и надежности организации.

3. Производится независимая экспертная оценка эффективности профилактической деятельности образовательной организации, и определяются области, требующие первоочередной реакции на проблему.

4. Участие в конкурсе формирует имидж образовательной организации, стремящейся к улучшению качества создания образовательного пространства.

5. Конкурс доказывает профессионализм всего коллектива и каждого педагогического работника как профессионала в отдельности.

6. Участие в конкурсе формирует и развивает систему оценки деятельности по профилактике, самооценке (включая вклад) каждого специалиста.

Работы в рамках конкурса, выполняемые конкретным специалистом, рабочей и экспертной группой, управляются Координационным советом. (методическим советом)

Рабочая группа осуществляет анализ результативности и эффективности конкурса, направленный на его совершенствование, в то время как эксперты выполняют лишь предварительный анализ самооценок по документам, а затем определяют «на местах» степень подтверждения самооценок в организациях. Состав группы экспертов формируется из независимых специалистов для адекватной, полной оценки изученного и просмотренного конкурсного материала.

Независимая оценка деятельности образовательной организации — оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательной организации и реализуемых ею программ (образовательной, воспитательной, в нашем случае — профилактики) в целях, которые фиксируются тематикой конкурса (социальной проблемой, актуальным направлением профилактики, перспективами развития и т. п.).

Участники независимой оценки:

– представители организаций и отдельные эксперты, осуществляющие процедуры независимой оценки качества образования;

– члены общественных советов;

– органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

– специалисты, осуществляющие деятельность по профилактике (победители прошлых лет, имеющие статус регионального эксперта и т. д.);

– представители органов — субъектов профилактики (КДН И ЗП, ОВД, социальная политика и т. д.).

Деятельность всех субъектов профилактики в регионе направлена на поиск новых идей, форм, технологий работы, направленной на предотвращение правонарушений среди и в отношении несовершеннолетних, формирование правопослушного поведения.

На сегодняшний день в регионе накоплен немалый опыт по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Выявлению инновационных моделей и практик по профилактике правонарушений несовершеннолетних способствовали и прошедшие за последние годы областные конкурсы по профилактике.

Несмотря на тот факт, что на первый взгляд конкурсы носили характер коллективной деятельности, профессиональный вклад каждого участника был виден и оценен конкурсной комиссией. Тем самым можно зафиксировать, что работа по профилактике — это сложный организм, в котором функционирует как отдельный педагогический работник (специалист), демонстрируя свои профессиональные качества, так и конгломерат из педагогических мини-групп, усилия которых переходят в общее объединение усилий. Таким образом, конкурсы приобрели статус не только «наглядных», но и конкурсов профессионального мастерства.

 Система показателей сбалансирована, учитывает инновационные подходы в профилактическом процессе в частности и образовательном процессе в целом, стимулирует творческие методики, формы и технологии.

.

Независимая оценка способствует подготовке нового уровня независимых экспертов по вопросам профилактики правонарушений среди и в отношении несовершеннолетних. Материалы прошедших конкурсов, особенно победителей, оформляются и размещаются в единых реестрах ресурсов ресурсах Межведомственного методического кабинета по профилактике безнадзорности, правонарушений и защите прав несовершеннолетних.

Заключение

Профилактика представляет собой систему социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых, воспитательных мероприятий, проводимых государством и обществом для того, чтобы устранить причины отклонений, способствовать формированию поведения, соответствующего социальным нормам.

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» способствовал объединению действовавших ранее разрозненно государственных и муниципальных органов и учреждений в систему предупреждения девиантного поведения несовершеннолетних. Важной особенностью этого основного нормативного документа является то, что в нем четко установлены «зоны ответственности» различных ведомств по обеспечению прав и интересов ребенка. Среди прочего закон выделяет основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Деятельность всех субъектов профилактики в регионе направлена на поиск новых идей, форм, технологий работы на предотвращение правонарушений среди несовершеннолетних, защите их прав.

От результатов плодотворной работы субъектов профилактической работы некоторые воспитанники, переосмысливают свои поступки и поведение, находят себя, свое место в жизни.

Источники:

1.Учебное изданиеСоциальное воспитание.Ольга Владимировна Чиркун, Инна Григорьевна Назарова, Марина Федоровна Луканина, Екатерина Владимировна Терехова, Игорь Григорьевич Журавлев.

2.Информационно-методические материалы для специалистов органов и учреждений

системы профилактики. Сборник материалов Редактор Е. В. Никкарева

Компьютерная верстка Т. В. Макаровой Подписано в печать 12.04.2019

Формат 60×90/16. Объем 3,06 п.л., 2,4 уч.-изд.л.        

3.Технологии, реализуемые субъектами профилактики в области защиты прав несовершеннолетних. Луканина М. Ф., Терехова Е. В., Журавлев И. Г. МУ «Городской центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», г. Ярославль

Кызыл 2022г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый классный час для начальной школы "Защита прав детей в школе и семье"

Этот классный час проводится с учащимися начальных классов совместно с родителями. Его проведение  целесообразно в рамках Недели права.  С помощью такого мероприятия мы можем повысить правов...

Защита прав несовершеннолетнего

Согласно 43 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Государством гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образов...

План совместной работы администрации школы №2 г. Шагонар и субъектов социума по предотвращению правонарушений среди несовершеннолетних на 2017-2018 учебный год

План совместной работы администрации школы №2  г. Шагонар и субъектов социума по предотвращению правонарушений среди несовершеннолетних  на 2017-2018 учебный год...

Ознакомление педагогов с правовыми документами по вопросам защиты прав детей, профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними, насилия в отношении детей

Определение термина «Жестокое обращение с детьми» – достаточно сложная задача, так как конкретное его содержание зависит от исторических, религиозных, этнокультурных, социальных особ...

Восстановительные технологии как средство профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних в образовательном пространстве.

В настоящее время в России стоит очень острая проблема – рост молодёжной преступности. Причины отклоняющегося поведения детей часто заключаются в отсутствии у них нравственных ценностей, о...

Взаимодействие семьи и школы в работе по профилактике преступности и противоправного поведения несовершеннолетних в школе

В работе раскрываются вопросы о том: Почему формируется отклоняющее поведение у подростков? Какие стадии? Что влияет на подростков? Какую роль имеет семейное воспитание? А также о совместном взаимодей...