КВН по русскому языку "Занимательная фразеология" 6 класс
методическая разработка (6 класс)

Дежкина Людмила Ивановна

КВН "Занимательная фразеология" целесообразно проводить в 6 классе в качестве внеклассного мероприятия после изучения раздела "Лексика. Фразеология" (учебный предмет "Русский язык")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Щигры Курской области»

КВН «Занимательная фразеология»

(внеклассное мероприятие по русскому языку)

6 класс

                                             

                                               Подготовила учитель

                                                             русского языка и литературы

                                                            Дежкина Людмила Ивановна

2023 г.

Звучит первый куплет песни В. Шаинского, открывающий телевизионную передачу КВН:

Мы начинаем КВН.

Для чего? Для чего?

Чтоб не осталось в стороне

Никого, никого.

Пусть не решить нам всех проблем,

Не решить всех проблем,

Пусть станет радостнее всем,

Веселей станет всем.

Ведущий. Дорогие друзья! Сегодня мы проводим КВН «Занимательная фразеология». Дверь в наш клуб веселых и находчивых вам откроет конкурс-разминка «Знаешь ли ты?». Я буду называть фразеологизмы, а вы должны объяснить их значение.

Водой не разольешь (неразлучные друзья)

Как в воду опущенный (грустный человек)

Толочь воду в ступе (бесполезная работа)

Носить воду в решете (бессмысленная работа)

Седьмая вода на киселе (дальний родственник)

Воды не замутит (тихий человек)

Набрал в рот воды (молчаливый)

Как в воду глядел (угадал, предсказал)

Как две капли воды (очень похожи)

Прошли огонь и воду (все испытали)

Теперь подсчитаем, с каким количеством очков мы отправились в путешествие.

Подводится и объявляется итог первого конкурса.

А сейчас отправляемся по стране, где все выражают свои мысли кратко, метко, сочно. Здесь понадобятся наши знания и … «веселое лукавство ума», как поет в своей песенке В. Высоцкий…

Много прекрасного в странной стране:

Можно запутаться и заблудиться,

Даже мурашки бегут по спине,

Если представить, что может случиться.

Вот будет пропасть – и нужен прыжок.

Струсишь ли сразу, прыгнешь ли смело…

Э-э-э! А-а-а! Так-то, дружок!

В этом-то все и дело.

Ведущий. Перед нами первое препятствие – пропасть, на дне которой плещется вода. Не случайно все фразеологизмы в нашей разминке включали это слово. Ответьте, в состав каких еще фразеологических оборотов входит слово вода. За каждый правильный и быстрый ответ команда получает пол-очка.

Утопить в ложке воды

Концы в воду

Как в воду кануть

Как с гуся вода

Как рыба в воде

Много воды утекло

Воду мутить

В мутной воде рыбку ловить

Вилами по воде писано

Обдать (окатить) холодной водой

Сидеть на хлебе и воде

Вывести на чистую воду

Выйти сухим из воды

Объявляется итог конкурса и общий счет.

Ведущий. Обратите внимание, ребята, что многие из названных вами сочетаний слов могут быть как устойчивыми, так и свободными. Например, если мы скажем: «Из треснувшего кувшина много воды утекло», то это предложение понимаем буквально и сожалеем, что вода вытекла и нечего напиться. Но вот другое предложение: «С тех пор утекло много воды». Каждый знает, что здесь идет речь не о жидкости, а о времени.

Сейчас я буду называть сочетания слов. Одна команда придумывает предложение так, чтобы это сочетание было употреблено в прямом смысле. Вторая – составляет предложение с этим же сочетанием, но так, чтобы оно выступало в роли фразеологизма.

После пяти примеров команды меняются ролями.

Гладить по головке

Кормить завтраками

Вырвать с корнем

Поставить в тупик

Ходить на цыпочках

Протянуть руку

Прокладывать дорогу

Выйти из строя

Сесть в лужу

Намылить шею

Подведение итогов конкурса. Звучит «Песенка капитанов КВН».

Ведущий. Перед капитанами стоит трудная задача: вытягивая по очереди карточки с именами собственными, они должны вспомнить фразеологизмы с ними. Поскольку сделать это нелегко, капитан может обратиться за помощью к своей команде.

На карточках написаны имена.

Ерема (я ему про Фому, а он мне про Ерему)

Емеля (мели, Емеля, - твоя неделя)

Маланья (на Маланьину свадьбу)

Фома (Фома неверующий)

Макар (куда Макар телят не гонял)

Сидор (драть как сидорову козу)

Федот (Федот, да не тот)

Второе задание для капитанов: найти устойчивые обороты в отрывках (тексты заранее записаны на доске или на карточках):

Оказался молодцом,

Смог осилить ношу –

Не ударил в грязь лицом

И не сел в галошу.

                              А. Шибаев

За домом едва

Пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава.

Другой – засучив рукава.

                                                    В. Викторов

Последнее задание потребует от капитанов не только знание фразеологии, но и сообразительности, артистических способностей. Вытащив карточку, на которой записан фразеологический оборот, попробуйте передать его значение с помощью предметов, жестов. А команда должна назвать его.

На карточках записано:

Сесть в галошу

Водить за нос

Дело в шляпе

Льет как из ведра

Связать руки

Намылить шею

Лить крокодиловы слезы

Реветь в три ручья

Подведение итогов конкурса капитанов.

Ведущий. А теперь опять задание командам: подберите синонимы к устойчивым оборотам:

поминай как звали (и след простыл)

куры не клюют (хоть пруд пруди)

водить за нос (морочить голову)

глядеть в оба (держать ухо востро)

закрывать глаза на что-то (смотреть сквозь пальцы)

тьма кромешная (ни зги не видать)

ни слуху ни духу (ни ответа ни привета)

пальчики оближешь (язык проглотишь)

Следующее задание: правильно и быстро назвать антоним к фразеологизмам:

жить душа в душу (как кошка с собакой)

чуть свет (на ночь глядя)

хоть пруд пруди (кот наплакал)

рукой подать (куда Макар телят не гонял)

дать волю языку (держать язык за зубами).

Объявляется итог конкурса и общий счет, называется команда-победитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Конспект урока родного языка (русского) в 9 классе по теме "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

Урок №1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...

Технологическая карта урока родного языка (русского) в 9 классе "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

Технологическая карта к уроку № 1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс,8 класс,9 класс. Литература 7-9 классы. Элективный курс по русскому языку 7-8 классы

Рабочие программы создана для улучшения качества знаний учащихся 7-9 классов порусскому языку...