Программа дополнительного образования "Школа самоуправления"
рабочая программа

Актуальность программы обусловлена потребностью обучающихся средней и старшей школы ГКОУ СКОШИ № 2 в развитии гражданской активности, реализации потребности самовыражения через участие в молодежных общественных движениях, необходимостью воспитывать патриотические чувства и любовь к родному городу и стране. Именно совместная коллективная деятельность и участие в общественно полезных делах способствуют становлению социально активной и креативной личности, принимающей общечеловеческие ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_samoupravleniya.docx36.01 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №2

«Утверждено педагогическим советом» ГКОУ СКОШИ №2

Протокол №

«Утверждено»

Директор ГКОУ СКОШИ №2

Суворов П.А. _________

Приказ №

Рабочая образовательная программа

Дополнительного образования

 «Школа самоуправления»

(организация молодежного движения школьников ГКОУ СКОШИ № 2)

Возраст детей: 10–16 лет

Направленность группы:

        Социально-педагогическая

Срок реализации: 3 год

Автор составитель:

Педагог дополнительного образования

Баскакова Юлиана Викторовна

Г. Москва

2023 г.


Оглавление

Пояснительная записка……………………………………………………………………..2

Структура молодежного объединения…………………………………………………….4

Методическое обеспечение………………………………………………………………...4

Материально-техническое обеспечение…………………………………………...............5

Тематические разделы………………………………………………………………………5

Тематический план………………………………………………………………………….6

Содержание программы…………………………………………………………………….6

Литература…………………………………………………………………………………..8



  Пояснительная записка

Актуальность.

Актуальность программы обусловлена потребностью обучающихся средней и старшей школы ГКОУ СКОШИ № 2 в развитии гражданской активности, реализации потребности самовыражения через участие в молодежных общественных движениях, необходимостью воспитывать патриотические чувства и любовь к родному городу и стране. Именно совместная коллективная деятельность и участие в общественно полезных делах способствуют становлению социально активной и креативной личности, принимающей общечеловеческие ценности.

Цель.

Создание на базе ГУОУ СКОШИ № 2 молодежного объединения, направленное на формирование и развитие творческого и лидерского потенциала обучающихся, а также способствующего организации досуга школьников и оказание помощи в их профессиональном самоопределении.

Задачи.

Образовательные:

  1. Обучение основам организационной деятельности.
  2. Формирование знаний, умений и навыков, способствующих продуктивному межличностному общению.
  3. Создание комплекса педагогических условий для успешной социализации и адаптации детей с нарушениями зрения в современном обществе.

Воспитательные:

  1. Развитие творческих способностей детей с различными нарушениями зрения.
  2. Формирование у обучающихся профессионально значимых качеств.
  3. Проведение и популяризация общешкольных мероприятий, направленных на воспитание гражданской ответственности.

Коррекционные:

  1. Коррекция отклоняющегося и диванного поведения.
  2. Коррекция эмоциональных и личностных ориентиров, определяющих ценностное самоопределение.
  3. Повышение уровня духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала обучающихся с различными нарушениями зрения.

Предполагаемые результаты.

Личностные:

  1. Осознание ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации.
  2. Готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни.
  3. Укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях.
  4. Формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле.
  5. Развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства.

Метапредметные:

  1. Умение самостоятельно выбирать и применять критерии и способы оценки собственной учебной деятельности.
  2. Самоконтроль в организации учебной и внеурочной деятельности.
  3. Принятие ответственности за собственный выбор.

Предметные:

  1. Знание основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в пространстве государственно-общественных отношений.
  2. Сформиованнность социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязей между общественно-политическими событиями.

Структура молодежного объединения

В инициативную группу школьного молодежного объединения входят учащиеся 7–10 классов в количестве 10 человек. Обучающиеся курируют работу по 5 направлениям:

  1.  «Я – лидер» - социальная культура (самоуправление, активное участие в общешкольных и городских мероприятиях).
  2. «В здоровом теле – здоровый дух» - здоровый образ жизни (спорт и туризм).
  3. «Красота спасет мир» - духовно-нравствственное развитие.
  4. «Вместе мы сила» - организация и проведение общешкольных мероприятий (общественно-полезная деятельность, КТД).
  5.  «Я – активный гражданин» - патриотическое воспитание (гражданская активность и ответственность)

Методическое обеспечение программы

Программа рассчитана на детей в возрасте 10–16 лет. Учебный год включает в себя 34 занятия, которые проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Срок реализации программы – 3 года. Количество участников – до 20 человек. Состав участников может меняться.

Занятия по данной программе состоят из теоретических и практических частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Формы теоретических занятий можно определить как групповые, в зависимости от изучаемого материала, возможно применения тренингов, ролевых игр, лекций, бесед, обсуждений также могут применяться индивидуальные формы работы, например консультации по проектам, частным вопросам, касающимся специфики практической деятельности детей. Практическая часть занятий, занимает большую часть времени, так как теоретический базис строится исходя из практической надобности.

Хорошие результаты приносят приёмы, направленные на активизацию мышления и действия каждого ребёнка в отдельности. Обучение умению слушать и наблюдать, применять свои знания и делиться ими с товарищем, проводится на практических занятиях, в ходе самостоятельной деятельности ребёнка.

Основные формы работы

Направление работы

Формы работы

«Я – лидер»

Беседы, тренинги, деловые игры, проблемное обучение, проектная деятельность.

«В здоровом теле – здоровый дух»

Беседы, организация и проведение мероприятий спортивной направленности, походы, экскурсии, исследовательская работа, проектная деятельность.

«Красота спасет мир»

Беседы, экскурсии, походы в театр, прослушивание аудиофайлов, просмотр фильмов и видеороликов.

«Вместе мы сила»

Беседы, обсуждения, дискуссии, проектная деятельность.

«Я – активный гражданин»

Беседы, посещение тематических городских мероприятий, участие в городских и региональных олимпиадах и конкурсах.

Материально-техническое обеспечение программы

  1. Помещение для проведения занятий (класс).
  2. Компьютер.
  3. Электронная доска.
  4. Принтер.
  5. Канцелярские товары (ручки, карандаши, фломастеры, краски, линейка и др.).
  6. Бумага для печати.
  7. Ватман.

План работы

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводные занятия

3

3

-

2

Методики и технологии выявления лидерского потенциала: музыкального, театрального, художественного

12

2

10

3

Участие в КТД, школьных, городских и региональных мероприятиях (фестивали, конкурсы, проекты)

28

4

24

4

Эстетическое воспитание (посещение музеев, театров, выставок концертных залов).

20

-

20

5

Профессиональное самоопределение старшеклассников. Знакомство с творческими профессиями. Психология и профилирование Встречи с интересными людьми. Посещение учебных заведений.

28

8

20

6

Основы самоанализа и самооценки

8

4

4

Итого:

99

21

78

Содержание программы

Занятия в рамках кружка “Школа самоуправления” дают возможность саморазвития как непрерывного процесса, в рамках которого учащиеся приобретают способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, 3 последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию. В ходе занятий по программе “Школа самоуправления” дети смогут выявить свои сильные и слабые стороны, склонности и возможности, которые помогут им стать грамотными специалистами достойными изучить стратегии и методы управления. Каждый раздел состоит из теоретической и практической части, что позволяет развить в учащихся:

  1. Готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
  2. Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального целеустремленности и настойчивость в достижении результата;
  3. формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни.

  1. Актив Ученического самоуправления

Теоретические знания: Самоуправление в детской организации. Устав ученического самоуправления. Структура ученического самоуправления (различные варианты). Функции и полномочия. Органы самоуправления и их обязанности. Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе. План-сетка.

Практическая деятельность: разработка своей модели ученического самоуправления, составление план-сетки.

  1. Функции управления

Теоретические знания: Понятие «Лидер», основные качества лидера. Формальный и неформальный лидер. Целостность личности и комплексность свойств лидера. Структура личности лидера. Типы лидеров: лидер – созидатель, лидер – разрушитель, лидер – инициатор, лидер – умелец, деловой лидер, лидеры – генераторы эмоционального настроя.

Практическая деятельность: Практикум «Чемодан лидера». Тест по выявлению лидерских качеств. Работа с результатами теста. Упражнения на развитие лидерских качеств. Составление портрета лидера. Тренинг «Я - лидер».

  1. Командообразование

Теоретические знания: Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной деятельности, совокупность способов достижения цели. Готовность стать лидером. Правила руководства. Понятие «стиль работы лидера», его виды. Принципы организаторской деятельности.

Практическая деятельность: Деловая игра «Выборы», Тест по выявлению организаторских способностей. Комплекс ролевых упражнений, игры на взаимодействие и сплочение.

  1. Коммуникации в команде

Теоретические знания: Основные приемы формирования команды. Уровни развития коллектива. Группы и коллективы. Виды групп и виды коллективов. Формальная и неформальная структуры коллектива, их взаимодействие.

Практическая деятельность: Игры на сплочение. Игры и упражнения на командообразование и доверие. Лидерство в детской организации.  Практикум «Как вести за собой».

Список литературы

  1. Ахметова, И..Ф. Гражданское образование и социальное проектирование:
  2. Пособие для преподавателей школ, учреждений дополнительного образования, организаторов
  3. воспитательной работы / И.Ф. Ахметова, Н.М Воскресенская, И.Г. Димова. - М.: Новый
  4. учебник, 2003 -160 с.
  5. Браткин, А.Л. Чемоданчик тренера.! 0 продаваемых тренингов / А.Л. Браткин,
  6. И.А. Скоробогатова. - Москва, 2006 - 206 с.
  7. Вагин, И.О. Мастер- класс. Тренинги/И.О. Вагин, П.Репинская. -М.: Астрель.
  8. Транриткнига, 2005 - с. 37- 39
  9. Вагин, И.О. Как стать первым. Практический коучинг по-русски / И.О. Вагин,
  10. А.И. Глущай. - М.: ACTАстель. Люкс, 2004 - 272 с.
  11. Григорьев, Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я : Метод, пособие
  12. для учителя / Д.В. Григорьев, И.В. Кулешов, П. В. Степанов; подред. Л.И.Виноградовой. - М.:
  13. Просвещение, 2006 - 207с.
  14. Детское движение . - Мн.: ООО Красико-Принт, 2004 -128 с.
  15. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности
  16. (интегрированные игры по географии, биологии, экологии, экономике, основам права). 5-9
  17. классы / авт.-сост. М. Е. Сергеева. - Волгоград: Учитель, 2007 - 94с.
  18. Сельченок, К.В. Психология лидерства/К.В. Сельченок. - Минск,2004.-365 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы школьного самоуправления

Программа школьного самоуправления рассчитана на 6 секторов по 5 человек...

Рабоча программа: орган ученического самоуправления, отряд волонтеров

Рабочие программы разработанная на основе материалов юниорского союза дорога, и ресурсов интернета. Предназначены для организации работы органов ученического самоуправления и волонтерских отрядо...

Программа дополнительного образования "Организация ученического самоуправления в классном коллективе"

«Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей». ...

Образовательная программа дополнительного образования детей«Обучение команды актива ученического самоуправления «Школа «Лидер»»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Обучение команды актива ученического самоуправления «Школа «Лидер»»Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллект...

Программа дополнительного образования детского самоуправления "Статус"

Программа детского самоуправления «Статус» разработана  для  учащихся 5-9 классов  имеет социально-педагогическую направленность Основная идея программы – развитие ученического самоупра...

Дополнительная образовательная программа "Лидеры ученического самоуправления"

рабочая программа школьного ученического самоуправления "Лидеры ученического самоуправления"...