Технологическая карта занятия внеурочной деятельности "Знаешь ли ты культуру, традиции народов России?"
план-конспект занятия (7 класс)

Гокова Елена Михайловна

Занятие внеурочной деятельности "Знаешь ли ты культуру, традиции народов России?"  – это небольшое погружение в мир культуры и традиций России, познавательная встреча  с людьми, внесшими значительный  вклад в процветание искусства, развитие инженерно-технологического направления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Промышленновская средняя общеобразовательная школа №56»

пгт.Промышленная

Промышленновский муниципальный округ

Кемеровская область - Кузбасс

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ КУЛЬТУРУ, ТРАДИЦИИ        

НАРОДОВ РОССИИ?

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности

Составитель:

Гокова Елена Михайловна,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория

Промышленная 2022

Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2022 год Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Год культурного наследия народов России проводится в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации.

Данное занятие внеурочной деятельности – это небольшое погружение в мир культуры и традиций России, познавательная встреча  с людьми, внесшими значительный  вклад в процветание искусства, развитие инженерно-технологического направления.

Технологическая карта мероприятия

Вид занятия внеурочной деятельности: проблемно-ценностное общение.

Возрастная категория: 7-8 классы.

Форма проведения: творческая деятельность в игровой форме.

Цель: формирование ценностного отношения к культурному наследию и традициям народов России.

Задачи:  

- воспитывать в учениках патриотизм, любовь к Родине; воспитывать бережное отношение к культуре и традициям народов России, проживающих на территории РФ.

- развивать интерес к изучению исторического наследия народов нашей страны.

- популяризировать культурные традиции народов России, вспомнить имена знаменитых людей, внесших вклад в развитие России.

Формируемые личностные УУД:

- формирование уважительного отношения к культуре, истории, традициям народов России;

- формирование чувства патриотизма;

- формирование толерантности, нравственных ценностей.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- целеполагание, планирование своей деятельности;

- восприятие чужого мнения;

- осуществление пошагового контроля по результату;

- оценка своей деятельности;

Коммуникативные:

- планирование сотрудничества, управление поведением партнера по команде;

- использование коммуникативных средств для решения различных трудностей задач;

- выражение своих мыслей с точностью, логичностью изложения и аргументацией;

- принятие решения в совместных видах деятельности.

Познавательные:

- строить сообщения в устной форме с применением аргументов;

- установление причинно-следственной связи различных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из различных информационных частей.

Материалы и оборудование: интерактивная доска для  игры, выставка народных костюмов, образцы посуды, представляющей различные виды росписи, аппаратура для музыкального сопровождения.

Ход занятия (содержание взаимодействия педагога и обучающихся)

№ п/п

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1

Самоопределение к деятельности

Вступительное слово учителя

Обучающиеся внимательно слушают

Коммуникативные

Регулятивные (настрой на деятельность)

2

Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии

Актуализирует знания обучающихся об интеллектуальной игре

Обмениваются мнениями, отвечают на вопросы

Личностные Коммуникативные (формулирование собственного мнения)

Регулятивные (восприятие чужого мнения)

3

Постановка цели, задач

Учитель ставит цель совместно с обучающимися. Формулирует задачи. Рассказывает про категории вопросов игры

Внимательно слушают, задают вопрос, пытаются сформулировать цель мероприятия, определить задачи.

Личностные (самоопределение к познавательной деятельности)

Регулятивные (целеполагание)

Коммуникативные

4

Организация взаимодействия учителя с обучающимися для достижения поставленных целей

Учитель организует формирование двух команд. Капитаны получают отличительные знаки

Обучающиеся делятся на две команды, распределяют роли, назначают капитанов команды. Придумывают название команды.

Личностные (самоопределение, оценивание)

Регулятивные (оценка своей деятельности)

Коммуникативные (умение слушать и слышать, выражение своих мыслей точно, логично, с аргументами)

5

Правила деятельности в игровом формате

Учитель дает описание игры, убеждается, что правила игры понятны всем.

Обучающиеся внимательно слушают, записывают необходимую информацию, следуют выбранным ролям

Коммуникативные (планирование сотрудничества, управление поведением партнера, диалог в группе)

Регулятивные (планирование деятельности)

Познавательные (работа с информацией)

6

Подведение итогов

Учитель подводит итоги игры, просит выйти капитанов команд

Капитаны команд подводят итоги игры, считают набранные баллы, благодарят друг другу за игру рукопожатием.

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

7

Рефлексия деятельности

Учитель задает вопросы, завершает мероприятие

Отвечают на вопросы учителя и задают свои (если таковые есть), оценивают игру команды, оценивают успешность взаимодействия в коллективе, отмечают сильные и слабые стороны своей команды.

Коммуникативные (формирование и аргументация своего мнения в коммуникации)

Регулятивные (оценка своей деятельности)

Ход мероприятия

Учитель:

Ребята, Россия - единое многонациональное государство.  Каким же образом наша Родина стала великой многонациональной державой? С древних времен восточные славяне соседствовали с варягами, эстами, финнами и другими племенами. Когда образовалось Древнерусское государство, часть этих народов осталась жить вместе со славянами, а страна продолжала расти и расширяться. Были присоединены огромные территории Севера, Поволжья, Сибири, Дальнего Востока. И жившие там народы вошли в состав России. Многонациональная семья народов России становилась все больше и больше.

В настоящее время на территории России проживает более 190 народов, которые говорят более чем на 230 языках.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

А сейчас мы с вами поиграем в интерактивную игру «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ КУЛЬТУРУ, ТРАДИЦИИ        

НАРОДОВ РОССИИ?». Оценим, как мы знаем свою культуру, традиции народов России, имена, прославивших нашу Родину в различных областях, имеющих, например, инженерно-технологическое мышление.

Вам необходимо разделиться на две команды. Выбрать капитана и определиться с названием команды. Во время игры слушайте ответы друг друга, решающее слово говорит капитан. У каждого задания есть своя цена (баллы). Если вы отвечаете правильно, то выпавшее вам количество баллов добавляются в вашу копилку, если вы отвечаете неправильно, то баллы не добавляются, а ход переходит другой команде.

Вопросы игры относятся к трем разделам: «Роспись», «Разное», «Традиции». Вы сами выбираете категорию и номер вопроса. Вам нужно будет применить общие знания, которые касаются культуры, традиций народов России, вспомнить известные всему миру имена.  Всё ли вам понятно?

Ученики:

- Всё понятно.

Учитель:

- Начинаем нашу игру «Знаешь ли ты культуру, традиции народов России?»  

Капитаны тянут жребий, чтобы узнать, кто начнет игру первым (звучит музыка, далее включается интерактивная игра, команды начинают игру, выбирая категорию и номер вопроса).

Ссылка на интерактивную игру: https://disk.yandex.ru/d/hTdwVQvY6O_dmQ 

Содержание игры

Категория игры: «Роспись»

  1. Вопрос на 30 баллов

НАЗОВИТЕ ВИД РОСПИСИ, для которой  характерна трёхъярусная художественная композиция, где первый и нижний ярус занимают сюжетные мотивы, а середина разделена полосой в виде повторяющегося цветочного орнамента. Кони, всадники, барышни, собачки, птицы, деревья, охотники – это главные герои этой росписи. Первая Мировая едва не поставила под угрозу эту роспись по дереву, как и другие виды, так как в живых практически не оставалось мастеров.

Ответ: ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

  1. Вопрос на 40 баллов

Основные характеристики этой живописи – тщательно прорисованные образы, сочность и насыщенность, отделка сусальным золотом.

Заготовка вначале покрывается фоном – красным или черным лаком. Благодаря особой манере письма создается эффект трехмерного изображения.

Мастера основали ремесленную артель, которая занималась производством лаковой живописи на формах из папье-маше. Традиционными мотивами были узнаваемые сюжеты из народных сказок, творчества

А.С. Пушкина, красивые пейзажи, цветочные мотивы. НАЗОВИТЕ ВИД РОСПИСИ.

Ответ: ПАЛЕХСКАЯ ЖИВОПИСЬ

  1. Вопрос на 20 баллов

Русский народный художественный промысел росписи кованых металлических подносов, существующий с 1825 года в Мытищинском районе Московской области. Основоположниками этого вида росписи принято считать бывших крепостных, братьев Вишняковых, которые открыли художественную мастерскую в деревне Жостово. Свой товар они продавали в Москве.

Братья занимались росписью шкатулок, портсигаров, альбомов, чайников, но именно расписные подносы стали визитной карточкой. НАЗОВИТЕ ВИД РОСПИСИ.

Ответ: ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ

  1. Вопрос на 20 баллов

Свое имя этот вид росписи получил благодаря селу, на окраинах которого находились залежи гончарной глины.

В этих краях почти все крестьяне были потомственными гончарами, большими знатоками своего ремесла. Изготавливали посуду, глиняные игрушки и статуэтки, изразцы для облицовки печей.

В основном наносились цветочные сложные орнаменты, использовалась синяя, черная, золотая краски.

Изделие покрывали эмалью, разрисовывали и закаливали

в печи. НАЗОВИТЕ ВИД РОСПИСИ.

Ответ: ГЖЕЛЬСКАЯ РОСПИСЬ

  1. Вопрос на 30 баллов

Для этого вида росписи характерна уникальная техника. Изначально поверхность грунтуют и покрывают маслом. Затем втирают алюминиевый порошок, а после росписи на изделие наносят несколько слоев лака, периодически закаливая посуду в печи.   В росписи используют цветы, ягоды рябины или земляники, также можно встретить птиц, животных и рыб. Основные цвета – красный, черный, золотой, редко белый и зеленый. НАЗОВИТЕ ВИД РОСПИСИ.

Ответ: ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ

  1. Вопрос на 70 баллов

Именно эту роспись искусствоведы  считают самым первым известным видом народного прикладного творчества. Иногда называется палащельской. Родиной этой школы принято считать деревню Палащелье, рядом с рекой Мезень. Росписью в этом регионе занимались мужчины и передавали свои секреты от отца к сыну.

Основой росписи являются два цвета – кирпично-красный и черный. Из черточек, линий, ромбиков и других простых фигур складывали удивительной красоты орнаменты, но в старину все они имели тайный смысл. Раньше люди верили в магическую силу этих узоров.

НАЗОВИТЕ ВИД РОСПИСИ.

Ответ: МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ

Категория игры: «Разное»

  1. Вопрос на 20 баллов

Его фамилия стала в русском языке нарицательной: так называют мастеров-самоучек, добившихся больших успехов в своём ремесле.

Ответ: Кулибин Иван Петрович

  1. Вопрос на 30 баллов

Что изображено на рисунке? Назовите автора изобретения?

Ответ: Водяная машина в России XVIII века. Козьма Фролов

  1. Вопрос 3 на 30 баллов

Чем известен Иван Федоров, памятник которому установлен в Москве?

Ответ: Иван Федоров

  1. Вопрос на 40 баллов

О ком идет речь?

Он изобрёл способ получения высококачественной тигельной стали, первым в России начал производить стальные пушки (лучшего в мире качества), основал Обуховский завод.

Ответ: Павел Матвеевич Обухов

  1. Вопрос на 20 баллов

Чем известен Дмитрий Иванович Виноградов соученик и товарищ Михаила Ломоносова?

Ответ: Дмитрий Иванович Виноградов  

  1. Вопрос на 30 баллов

Эту старинную технику чуть более века назад возродили мастера из поселка Красного-на-Волге Костромской области. Она позволяет создавать изделия, напоминающие ажурные кружева из тонких металлических нитей.

О чём речь?

Ответ: Красносельская скань

Категория «Традиции»

  1. Вопрос на 30 баллов

На этот праздник любимыми развлечениями были: катанье с гор, кулачные бои, ряженые, игры, веселье, угощение блинами с разнообразными начинками и вкусными добавками (мед, сметана, варенье) и др.

Назовите это праздник.

Ответ: Масленица

  1. Вопрос на 60 баллов

Удмурты называют его Тол Бабай, буряты – Сагаан Убугун, чуваши – Хёл Муччи, якуты – Чысхаан, тувинцы – Соок-Ирей, карелы – Паккайне, татары и башкиры – Кыш Бабай, марийцы – Йушто Кугыза. Под каким именем он известен каждому жителю России?

Ответ: Дед Мороз. НОВЫЙ ГОД

  1. Вопрос на 40  баллов

В этот праздник славяне верили, что в ночь с шестого на седьмое июня распускается диковинный цветок папоротника.

Того человека, которому посчастливится его отыскать, ждут несметные богатства.

Назовите этот праздник.

Ответ: Иван Купала

  1. Вопрос на 10 баллов

С приходом христианства в традиции русского народа был введен обряд для детей.

При его совершении священнослужитель с чтением молитв трижды окунает младенца в воду святой купели.

Назовите обряд.

Ответ: КРЕЩЕНИЕ

  1. Вопрос на 40 баллов

Особенное место в повседневной жизни занимают свадебные обычаи и традиции народов России. Свадьба – это день образования новой семьи, наполненный множеством ритуалов и развлечений.

Жених вместе со своими родственниками, друзьями приезжает к порогу невесты, где его поджидают все остальные гости. На пороге процессию встречают представительницы невесты – подружки и родственницы. Их задача – проверить жениха на выносливость, смекалку и щедрость. Если молодой человек проходит все предложенные ему испытания или оказывается в состоянии оплатить поражение деньгами – он получает возможность приблизиться к невесте.

Назовите этот самый веселый и непосредственный этап свадебного торжества.

Ответ: ВЫКУП

  1. Вопрос на … баллов

Просто добавьте к количеству Ваших баллов еще несколько баллов…

Ответ: ВАМ ПРОСТО ТАК – 50 БАЛЛОВ

Учитель:

- Наша игра подошла к концу. Сегодня мы познакомились с культурой, традициями народов России, вспомнили известные всему миру имена. Скажу вам, что это не последняя наша встреча по данной тематике, нас ожидает продолжение. Хотелось бы узнать, понравилась ли вам интерактивная игра. Поднимите жетончики:  зеленый – понравилась, желтый – не очень понравилась, красный – не понравилась. Всем спасибо за игру!

Литература:

Википедия – свободная энциклопедия:  https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница 

Художественная роспись: https://ru.wikipedia.org/wiki/Художественная_роспись 

Кузбасский государственный краеведческий музей: https://kuzbasskray.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности

Тема занятияОригами в руках математикаКлассификация занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим занятиями)Занятие направлено на закрепление изученного, н...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по легкой атлетике

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности по теме «Техника бега на короткие дистанции»....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ По программе «Жить в движении!»

Упражнения для формирования стопы являются фундаментом танца. Упражнения выполняются на полу или у станка. Мышцы и суставы подготавливаются к традиционному классическому экзерсису у станка; требующего...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по программе «Спортивное ориентирование»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПо программе   «Спортивное ориентирование»...

Технологическая карта для внеурочной деятельности по физической культуре на тему волейбол.

Технологическая карта для внеурочной деятельности по физической культуре на тему волейбол...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Ориентирование и топографическая карта»

Технологическая карта внеурочного занятия будет полезна учителям каоторые  ведут  занятия по внеурочной деятельности "Туризм и краеведение" Я  пыталась систематичировать и обо...