Внеклассное мероприятие "Народная игрушка"
учебно-методический материал (6 класс)

Мир игрушки удивительно разнообразен. В нем живут рядом сказка и реальность, современность и традиции. С помощью игрушек ребенок открывает для себя мир и постигает накопленный жизненный опыт взрослых. Мы встречаемся с игрушкой в музеях и на выставках, ценим ее как художественное произведение, созданное талантливыми народными мастерами и художниками, скульпторами, дизайнерами. Игрушки сегодня - «актеры» в театре, герои спектаклей, мультфильмов, телепередач. Как символы, они участвуют в праздниках и обрядах, в международных фестивалях и спортивных чемпионатах. На городских улицах наше внимание привлекают игрушки-реклама, а в салонах автомобилей, самолетов и кораблей можно увидеть занимательные игрушки-талисманы. Мы дарим их как сувениры, памятные подарки, украшаем ими интерьер наших домов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_igrushka.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Радостева Елена Игоревна

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов «Путешествие с игрушкой»

Оформление: репродукции фотографий русской народной игрушки, предметы традиционных промыслов.

На доске - плакат с названием мероприятия, на столах - игрушки из разных материалов, изготовленные народными мастерами различных регионов нашей страны. На стенах размещены выполненные учащимися стенгазеты о народных игрушках.

ТСО: компьютер, записи народной музыки, частушек, видеофильм о народной игрушке.

Ход мероприятия

Ведущая в русском национальном костюме.

Все участники мероприятия сидят в зале вместе с гостями. Занятие проходит под тихую музыку. Вносят символ тепла - горящую свечу — со словами: «Пусть тепло горящей свечи сделает теплой нашу встречу».

Ведущая. Здравствуйте, гости дорогие! Вы пришли сегодня в наш «музей». Он вам свои тайны поведает. Рассаживайтесь, не стесняйтесь, в ногах правды нет. У нас для каждого найдется местечко да доброе словечко. Удобно ли вам? Все ли слышно? Всем ли видно? Полюбуйтесь на меня. Вот так одевались наши прабабушки. (Демонстрирует свой костюм и рассказывает о нем.)

Посмотрите, женская одежда состояла из длинной рубахи с рукавами, поверх нее надевали сарафан или, как у меня, юбку - поневу, обычно клетчатую, домотканую, шерстяную. Девушки ходили с непокрытой головой, заплетали одну косу и украшали голову плотной лентой, обручем или венцом. А вот замужняя женщина не имела права появляться при посторонних с непокрытой головой. Это считалось неприличным. Волосы заплетали в две косы, прятали под головной убор, на голову надевали богато украшенный твердый кокошник или особую мягкую шапочку - рогатую кичку, затем повязывали платок. У замужней женщины открыты были только лицо и руки. На ногах у небогатых были лапти из лыка (очищенной коры липы).

Мой костюм поможет вам перенестись в прошлое и поговорить о русской народной игрушке, придуманной и созданной нашими предками.

Мир игрушки удивительно разнообразен. В нем живут рядом сказка и реальность, современность и традиции. С помощью игрушек ребенок открывает для себя мир и постигает накопленный жизненный опыт взрослых. Мы встречаемся с игрушкой в музеях и на выставках, ценим ее как художественное произведение, созданное талантливыми народными мастерами и художниками, скульпторами, дизайнерами. Игрушки сегодня - «актеры» в театре, герои спектаклей, мультфильмов, телепередач. Как символы, они участвуют в праздниках и обрядах, в международных фестивалях и спортивных чемпионатах. На городских улицах наше внимание привлекают игрушки-реклама, а в салонах автомобилей, самолетов и кораблей можно увидеть занимательные игрушки-талисманы. Мы дарим их как сувениры, памятные подарки, украшаем ими интерьер наших домов.

А с чего же начиналась русская «потешная» летопись? Когда были «написаны» первые ее страницы и какими были древние игрушки? Из толщи земли они были извлечены археологами. Древнейшие игрушки относятся ко II тысячелетию до нашей эры: маленькие топорики, горшочки примитивной ручной лепки и первые игрушки детства - погремушки. Делали и деревянные игрушки, но они не дошли до нас. Такие археологические находки - большая редкость.

Мудрой была древняя народная педагогика. Она проверялась жизнью и опытом многих поколений людей. В песнях, сказках, игрушках давалось ребенку понятие об окружающем его мире, о добре и зле, о счастье и красоте.

Скромно и незамысловато, на наш взгляд, выглядят «потешки» крестьянской детворы тех лет. Детскую колыбель обвешивали «побрякушками» - пестрыми лоскутками, колокольчиками, кусочками меди. Для самых маленьких делали игрушки со звуком. (Показать.) У каждого возраста свои игрушки. Деревенские дети жили жизнью природы, звуки и краски природы - полей и лесов - способствовали приобщению детей к искусству, к музыке. Дудки, свистульки, свирели, сопилки - целый оркестр был в распоряжении детей. Мячи, луки, пращи развивали в них меткость и ловкость, волчки и кубари открывали первые тайны механики. (Показать образцы упоминаемых игрушек.)

На развитие игрушечного дела влияли различные факторы: населенность края, его экономика, местонахождение и связь с городом, традиции местной культуры. В каждом таком «очаге» складывалась школа мастерства и опыта, вырабатывался свой стиль, свои секреты «потешного» ремесла.

Давайте «пройдемся» по нашему музею. Отправимся сначала на Русский Север. (Демонстрируется фрагмент видеофильма «Тайна птицы Сирин» - о каргопольской глиняной игрушке.)

Иные места, иная культурная традиция - и совсем другая игрушка. В Тульской области, недалеко от районного города Одоева расположен известный промысел глиняной игрушки - Филимоново.

1-й ученик. Ее изготовляют и расписывают узором ярким, желтым в красную и зеленую полоску. (Демонстрирует филимоновские игрушки.) Знакомство с игрушечными промыслами открывает нам новые грани русского народного творчества. И всякий раз, наслаждаясь своеобразной прелестью местного «потешного» стиля, хочется понять историю его происхождения.

2-й ученик рассказывает о праздничном гулянье - «Свистунье», об основании близ города Вятки промысла дымковской игрушки. Показывает, чем отличается эта игрушка от других. Предназначение свистульки - отпугнуть враждебных духов, оберечь человека.

1-я ученица. А вот другая игрушка! Абашевская, как филимоновская или дымковская игрушка, отражает особый мир, присущий именно местным мастерам, их представление о прекрасном. Первым открыл и описал абашевскую глиняную игрушку - свистульку - Н. Церетели. В его книге «Русская крестьянская игрушка» еще в 1933 году особенно отмечено творчество Лариона Зоткина.

2-я ученица. А теперь пройдемся по улицам древнейшего города на Волге - Городца - в день «Праздника мастеров», познакомимся с Прасковьей Степановной Тимофеевой и ее чудесными жбаниковскими свистульками. (Показ фотографий и свистулек.)

2-й ученик. Столицей русской игрушки был Сергиев Посад. Еще в XV веке он был культурным центром Московского государства. В то время здесь жил и работал замечательный мастер-живописец Андрей Рублев. В Сергиевом Посаде изготовляли все виды игрушки: резные, токарные, столярные, лепные из папье-маше и мастики, комбинированные из ткани, бумаги, металла, фарфора и др. Умели игрушечных дел мастера развлечь, позабавить.

3-й ученик. В 22 километрах от Сергиева Посада стоит на горе, среди лесов, древнее село Богородское. Места здесь живописные, вольные, везде бескрайние русские просторы. И сейчас, как и 200-300 лет назад, почти в каждом доме режут деревянную игрушку: коней, медведей, зайцев, кур да петухов. Деревянные животные и люди «заняты» всякими повседневными крестьянскими делами: шьют, куют, рыбу ловят... Как настоящие!

1-я ученица. В последние годы в селах Полхов-Майдан и Крутец Нижегородской области (до 1990 года - Горьковская область) широко распространилось производство тарарушек - так называют здесь мелкие токарные изделия: куклы-матрешки, солонки, грибки и т. д. Писатель Юрий Арбат считает, что произошло это название от слова «тарара» - язык, болтовня, не очень серьезные вещи. Их, однако, любят, украшают, берегут.

Ведущая. А теперь, наверное, сможете разгадать загадку:

Ну-ка, ключ волшебный мой,

Сундучок скорей открой!

Раз, два, три! Отопри!

В сундучке моем подружки,

Все похожи друг на дружку:

В сарафанчиках цветных

Да в платочках расписных,

Под платочком прячут косы,

Сами разные по росту.

Помогите же отгадать, как сестричек мне назвать?

Выходят в расписных сарафанчиках девочки-«матрешки» и поют частушки.

Матрешки.

Как у нашей у хохлатки

Нынче вывелись цыплятки,

А из одной скорлупочки

Матрешки вышли в юбочке!

 

Шли подружки по дорожке,

Было их совсем немножко:

Две Матрены, три Матрешки

И одна Матрешечка!

 

Они летом и зимой

Любят жить одна в другой.

Принесите им сапожки –

И пойдут плясать матрешки!

2-я ученица. Оказывается, матрешке - нашей любимой игрушке, немногим более ста лет. Родилась она благодаря фантазии известного русского художника Сергея Малютина, а выточил ее по рисунку токарь В. Звездочкин из города Сергиев Посада. Там она теперь и хранится, в Музее игрушки. С тех самых пор покорила она весь мир, приглянулась всему свету. Все ее полюбили, всем она понравилась!

1-й ученик. И где ее только теперь не делают: вся Россия участвует! Сергиев Посад, Абрамцево, Семенов Нижегородской области, Полхов-Майдан и Липецк, Вятка, и даже Башкирия своих матренушек с душой и любовью в свет выпускает!

(Можно показать разных матрешек и обратить внимание учащихся на их отличия друг от друга.)

1-я ученица. Свой первый диплом Матрешка получила в 1900 году на Международной выставке в Париже, потом были призы и медали в Брюсселе, Монреале, Торонто, а в столице Японии - городе Токио однажды всех поразила семидесятиместная семеновская матрешка высотой в целый метр! Как не удивляться!

В годы Великой Отечественной войны игрушечный промысел на время прекратил свою работу, но после Победы игрушечных дел мастера продолжали радовать детей и взрослых своим «потешным» мастерством, из любого материала игрушки делали: соломы, ткани, папье-маше, дерева, жести. Сколько счастья они подарили детям!

2-й ученик. Сейчас у детей другие игрушки, в другие игры играют дети, ищут других развлечений. Но старинная игрушка - одна из тех тонких, но прочных нитей, которая связывает нас с прошлым нашего народа, с сокровищами мировой художественной культуры. И потому забота о судьбе народного искусства - гражданский долг каждого из нас.

Ведущая. Ну, что ж, вот и закончилась наша необычная экскурсия в удивительный мир игрушки. Вы многое увидели, многое узнали, надеюсь, что многое запомнили. Давайте же скажем «спасибо» всем, кто помог нам в этом «путешествии», всем, кто путешествовал вместе с нами. Не забывайте наш «музей», приходите в гости! А уж мы добрым гостям всегда рады!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Праздник игры и игрушки"

Создание условия для творческого самовыражения детей, воспитание бережного отношения к игрушкам....

Внеклассное мероприятие "Праздник любимой игрушки"

Внеклассное мероприятие "Праздник любимой игрушки"Актуально: в рамках предметной неделиКласс: 4-5УМК: любой...

Внеклассное мероприятие.Новогодние игрушки.Изготовление снеговика.

В данной презентации представлены новогодние игрушки из разных материалов, процесс изготовления  снеговика. Презентация составлена по материалам интернета  и с использованием своих фотографи...

Нюрнберг. Музей игрушки. Внеклассное занятие по немецкому языку в 5 классе

Внеклассное занятие в форме путешествия по Нюрнбергу с посещением его основных достопримечательностей и более детальной остановкой на музее игрушки позволяет заинтересовать младших школьников культуро...

Внеклассное мероприятие "Чудо новогодней игрушки"

Знакомство с историей  нового года,новогодней игрушки....

Внеклассное мероприятие «Английский язык и психология» Класс: 2 Тема: Разноцветные игрушки.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока,  индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной д...

План - конспект внеклассного мероприятия - интерактивная сказка о народных игрушках.

План - конспект внеклассного мероприятия - интерактивная сказка о народных игрушках. Выполнение народжной куклы их ткани методом перетяжек....