Жизнь - это труд
план-конспект занятия (9 класс)

Конспект внеклассного занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_-_eto_trud.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Жизнь – это труд

Цель: Показать учащимся исключительную значимость труда в жизни человека;

Способствовать профессиональной ориентации подростков.

Задачи:

- Расширить знания подростков о значении труда в жизни человека, о профессиях;

- Воспитывать ценностное отношение к жизни, ответственность, трудолюбие;

 - Корректировать речевую активность, внимание, память,

Оборудование:

-Стихотворение Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»;

- Предметные картинки;

- Притча «Чей труд легче?»;

- Словарь русского языка С.И. Ожегова;

- Карточки-задания;

- Чистые листочки, цветные карандаши.

Тип занятие: Беседа с элементами игры.

                                     Ход занятия:

 

- Добрый вечер, ребята! Я очень рада вас видеть на нашем занятии, надеюсь, мы с вами сегодня хорошо потрудимся.

1. Стихотворение:

-Послушайте внимательно стихотворение русского поэта Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться».

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь!

- О чем это стихотворение? (ответы детей)

- Какие слова вам запомнились больше всего? (ответы детей)

- О чем заставляет задуматься это стихотворение? (ответы детей)

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?

-Да, правильно. Тема сегодняшнего занятия «Жизнь – это труд».

- Как вы думаете, что труд даёт человеку? (ответы детей)

- Кто из вас любит трудиться? (ответы детей)

2. Игра «Назови тех, кто это сделал»: (демонстрация вещей)

-Мы каждый день одеваемся, едим, читаем книги, газеты и даже не

задумываемся, каким трудом получается та или иная вещь. Давайте поиграем в игру, я буду показывать предмет, а вы опишите, кто и как сделал эту вещь.

- Хлеб (тракторист, хлебороб, мукомол, пекарь)

- Книга (писатель, рукопись, редактор, издательство, типография)

- Платье (модельер, закройщик, портной)

-Молодцы, хорошо справились с заданием.

3. Притча «Чей труд легче?»

-Ребята, а сейчас давайте послушаем притчу «Чей труд легче?»

Показалось однажды венику, что у совка более легкая работа. Ну что в ней такого: лежи, да жди, пока в тебя сор наметут!

А совок сам давно уже мысль затаил, что его доля тяжелее. То ли дело у веника: знай, мети себе в удовольствие!

И решили они однажды своими работами поменяться.

Веник назвался совком.

Совок назвал себя - веником.

И что тут началось!..

Совок стал по полу скрести, да углы не забывать. А веник - мусор, что на него сыпали - в ведро относить.

Пришли хозяева и ужаснулись. Весь пол исцарапан, обои ободраны, всюду сор, а в центре комнаты - совок и веник без сил лежат.

Беседа по вопросам:

- О чем это притча? (ответы детей)

- О чем заставляет задуматься эта притча? (ответы детей)

- Какой главный смысл спрятан в притче? (каждый должен работать на своем месте)

4. Конкурс «Аукцион профессий»:

-Скажите, в какой профессии нельзя обойтись без следующих предметов (показ иллюстраций):

Кисти, краски, мольберт, палитра. (художник)

Молоток, гвозди, рубанок. (столяр)

Овощи, кастрюля, плита. (повар)

Расчёска, ножницы. (парикмахер)

Письма, газеты, телеграммы, сумка. (почтальон)

Ножницы, игла, сантиметровая лента, нитки, ткань. (швея)

Кирпич, мастерок, раствор. (строитель)

5. Мини-лекция «Что труд дает человеку?»:

-Ребята, что труд дает человеку? (каждый читает со слайда)

-Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это благородное отношение к труду.

-Труд - это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие.

-Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны, которые ничему не научились.

6. Игра «Окончание пословицы»:

-В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки.

- Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Назовите.

-Сейчас мы это проверим. У каждого из вас на столе лежат карточки, вам нужно соединить их и прочить получившиеся пословицы.

Терпенье и труд все перетрут.

Под лежачий камень и вода не течет.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Горька работа, да сладок хлеб.

Не везде сила: где уменье, а где и терпенье.

Не сиди сложа руки - не будет и скуки.

Не спеши языком - спеши делом.

Любишь кататься - люби и саночки возить.

Делу время, потехе час.

Всякое дело человеком ставится и человеком славится.

-Молодцы!

7. Физминутка

-Сейчас я вам предлагаю отдохнуть.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше – выше потянулись.

Ну – ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

 8. Слова воспитателя:

- Ребята, вы прекрасно знаете, что каждый человек от мала до велика должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой на Земле. А, чтобы стать хорошим специалистом, человек должен многое знать и уметь. Совсем скоро ваши школьные годы закончатся, вы повзрослеете, и перед вами встанет серьёзный вопрос «Кем быть?». Вы сейчас много мечтаете, а мы, взрослые, должны помочь вам выбрать профессию на всю жизнь и не ошибиться в выборе.

 - Ребята, а что такое «ПРОФЕССИЯ»? Что вы знаете об этом слове? (Ответы детей).

- В словаре русского языка С.И. Ожегова дано такое толкование ( со слайда читает ученик)

«ПРОФЕССИЯ – основной род занятий, трудовой деятельности».

 - Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки? (нет).

-Правильно, сначала надо учиться, приложив много стараний и труда.

- Кем вы хотите стать?

- Кто вам посоветовал выбрать эту специальность?

- Какие профессии, по-вашему, самые нужные в обществе?

- А есть ли ненужные профессии?

- Какие профессии самые модные на сегодняшний день?

9. Игра «Третий лишний».

Из трёх слов найди лишнее и объясните почему вы так решили.

1. Программист, учитель, компьютер.

2. Учитель, медсестра, шприц.

3. Каменщик, режиссёр, кинофильм.

 10. Задание на листочках:

Сейчас каждый получит карточку с пятью предложениями, которые необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.

«Закончите предложения»:

1. Люди работают ради____________________________________

2. Настоящий труд – это____________________________________

3. При выборе профессии нужно учитывать___________________

4. В любом профессиональном труде самое важное____________

5. Счастье – это_________________________________

-Записали, теперь зачитайте.

11. Завершение занятия.

На земле много очень профессий:

О профессии каждый мечтал

Есть профессии – нежная песня.

Есть профессии – литый металл.

Но всегда – и как было когда-то,

 И сейчас в двадцать первый наш век –

Я хочу пожелать вам, ребята…

Чтобы вырос из вас Человек!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь-это труд.

ГК СОУ СКОШИ VIII вида г.Ковроваклассный час для учащихся 8-9 классовЖизнь- это труд....

Исследовательская работа Вся жизнь упорный труд к презентации детство опаленное войной

Предлагаю исследовательскую работу о Заслуженном учителе РСФСР Трубниковой О.Г....

Доклад на тему: «Подготовка учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида к самостоятельной жизни и труду через занятия по программе «Родник творчества».

“С любимым делом жизнь в сто крат милее,Лишь надо приложить к нему терпениеИ мастерство становиться смелее,Когда приходит к сердцу вдохновение.Любовь к искусству вечное горение,Художнику как сладостно...

Жизнь и труды Пифагора

Жизнь и труды Пифагора...

Классный час "Жизнь - это труд"

Классный час для 10 класса. Доказать учащимся значимость труда в жизни человека, способствовать профессиональной ориентации подростков....

Выступление на педагогическом совете «Подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду».

Выступление на педагогическом совете "Подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду"...