Урок художественной керамики "Дымковский петух".
план-конспект урока (9 класс)

  • Учащиеся учатся лепить петушка на основе базовых форм, сохраняя в лепке и украшениях характер дымковских мастеров.  Ребята знакомятся с образами стилизованных птиц в разных народных промыслах.

   Совершенствуются приемы лепки на основе базовых форм. Закрепляются навыки работы с глиной, умение ее подготовить к работе. Развивается фантазия, воображение, интерес к предметам декоративно-прикладного искусства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_hudozhestvennoy_keramiki.docx30.4 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок художественной керамики

Тема:  Дымковский петух.

Цель урока: способствовать эстетическому воспитанию   школьников средствами народного искусства. Вылепить птицу петушок, сохраняя традиции дымковских мастеров.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с понятием “ стилизация”.
  • Научить лепить петушка на основе базовых форм, сохраняя в лепке и украшениях характер дымковских мастеров.
  • Ознакомить с образами стилизованных птиц в разных народных промыслах.
  • Дать представление о символике птиц.

Коррекционно-развивающие:

  • Формировать и совершенствовать развитие целенаправленных практических действий.
  • Совершенствовать приемы лепки на основе базовых форм.
  • Закреплять навыки работы с глиной, умение ее подготовить к работе.
  • Развивать фантазию, воображение, интерес к предметам декоративно-прикладного искусства.

Воспитательные:

  • воспитывать эстетическое отношение к русской культуре, интерес и любовь к народному творчеству, бережное отношение к традициям своего народа.

Материалы и инструменты:

- глина натуральная;

- стеки;

- коврик для лепки;

-  миска с водой;

- влажная тряпочка;

 - полиэтиленовый пакет;

- кисть.

Оборудование: видеопроектор,  видеоотрывок «Дымковская игрушка», презентация «Дымковский петушок», иллюстративный материал, технологические карты, индивидуальные карточки.

Методы и приемы:

  1. Словестные – беседа проблемного изложения, вопросы частично-поискового характера.
  2. Наглядные – рассматривание иллюстраций, игрушек.
  3. Практические –  лепка– «Дымковский петух».

Этапы урока

Ход урока

Индивидуально – дифференцированный подход

1.Организация начала  урока

Настрой на работу, Проверка рабочего места, его оснащенности (доска, стек, миска с водой, салфетка), рабочая поза, внешний вид.

Мотивация к учебной деятельности

2.Проверка домашнего задания

 Письменный опрос по теме «Этапы изготовления изделий».

1 группа: обозначить основные этапы производства. Дать значение  определению «Глазурь».

2 группа: выбрать верное суждение, обозначить основные этапы производства.

Индивидуальная работа: выбрать, что относится к этапам производства: обжиг, роспись, очищение глины.

Самопроверка по презентации.

 

 

Индивидуальная и дифференцированная работа по карточкам

Работа с экраном и тетрадью

3.Подготовка учащихся к усвоению новых знаний

  - Сегодня мы с вами отправляемся в интересное путешествие в мир искусства и продолжим знакомство с народным промыслом “Дымковская глиняная игрушка”. Захотелось мне вам рассказать  одну удивительную историю. В некотором царстве российском государстве на берегу реки стояло, да и сейчас стоит, большое село Дымково. Рождались в селе том необыкновенные игрушки. Длинными, зимними вечерами лепили те игрушки из глины.Рождается игрушка три раза. Первый раз игрушку лепят. Потом – обжигают, а затем расписывают.

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, полоски.

Простой, казалось бы, узор,

Но не в силах оторвать свой взор

Игрушки у дымковских мастеров умельцев получились необыкновенно красивыми, яркими, сказочными, волшебными.  Продавали их на весенних торгах и ярмарках, куда стекался народ на праздничное гулянье – «свистунью».
- Каких только глиняных свистулек не лепили мастерицы к этому дню!

Люди считали, что эти игрушки оберегают от несчастий, от бед. Поэтому их ставили зимой между окнами, украшали игрушками дома.

Дымковская игрушка – извечный символ народного творчества. Она родилась 400 лет назад.

-  Посмотрите какие дымковские  игрушки находятся у меня на столе.  Давайте перечислим их названия.  
- Мы видим барышню и гармониста, индюка и лошадку.
- Какие элементы росписи вы видите на игрушках?
- Прямые и волнистые линии, точки, кольца, круги, овалы, ромбы.
- Какие цвета используются для росписи дымковской игрушки?
- Синий, красный, желтый, зеленый, малиновый цвета. Еще черный и золотистый.
- Правильно, все цвета яркие, нарядные, праздничные.   И сейчас эти
игрушки пользуются спросом.
Сегодня мы будем лепить одну из дымковских игрушек. Отгадайте, какую?

Живет во дворе, поет на заре.
На голове гребешок.
Кто же это… (Петушок)

Цель нашего урока - вылепить петушка, сохраняя традиционные формы и приемы в лепке.

Просмотр слайдов презентации сопровождается рассказом учителя.

 

 

Рассматривание дымковских игрушек.

4. Основная часть. Введение в тему.

 У древних славян образ петуха считался настоящим оберегом. Изображения петуха помещались на крышах домов и флюгерах. Такие изображения, по поверьям славян, должны были защитить дом от огня, от нечисти, также могли охранять дом на протяжении всей ночи, так как злые силы, которые боятся петушиного крика, ни за что не подойдут к дому, на крыше которого, словно стражник, всегда находится петух. При переезде в новый дом первыми запускали петуха и кошку. Все эти ритуалы были направлены на то, чтобы защитить дом от пожара и отпугнуть злые силы.

Как вы думаете, почему? Утром поет – всех будит, вечером поет – предупреждает о заходе солнца. Петушок – любимый герой многих русских сказок. “ Петушок золотой гребешок” – герой добрый и справедливый.

Поскольку речь пойдет о птице, давайте узнаем, чем же является птица в народном творчестве.

Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость.

Птица – символ гармонии, света и счастья.

Птица – посланник весны, предвестник мирной жизни.

Птица – символизирует тепло, свет, предвещает урожай и богатство.

Завелась неведомая птица,
Всякий ей дивится:
Не поет и не летает,
Вся горит и полыхает.
Далеко по белу свету
Знают все пичугу эту,
Это птица не простая –
Расписная, золотая,
Просто диво – безделушка,
Зовут ее народная игрушка.

В народных промыслах птиц часто изображают стилизовано.

Стилизация – декоративная обработка форм растительного и животного мира.

В декоративном искусстве художник может по-разному стилизовать предмет, изменить форму изображаемой птицы или выполнить ее совсем другим цветом. Главное, чтобы образ был узнаваем. И я предлагаю вам слепить из глины, а затем расписать петушка в стиле дымковской игрушки для себя или ваших близких. И пусть эта птица  тоже будет оберегом вашего дома.

-Давайте еще раз рассмотрим с вами нашего вылепленного петушка.
- Какие части тела есть у петушка?
- Правильно, голова, туловище, хвост, крылья, лапки или подставка;
У петушка есть характерные особенности, украшения – гребешок и бородка.

 Каким способом будем лепить игрушку? (конструктивным)

Давайте совершим фотопутешествие и посмотрим, как изображали птиц в разных народных промыслах, как лепили дымковские мастера птиц, последовательность лепки дымковского петушка.

Презентация. Слайд 1. Тема занятия.

 Слайд 3. Образы птиц в народных промыслах.

Слайд 4-5. Городецкая роспись.

Слайд 6-7. Вологодское кружево.

Слайд 8-10. Деревянная посуда.

 Слайд 11-12. Филимоновская глиняная игрушка.

Слайд13-17. Одна из самых нарядных и красивых – дымковская игрушка.

Какие же талантливые и наблюдательные русские люди! В своей обычной, порой тяжелой повседневной жизни они увидели и передали нам красоту и необыкновенность домашних птиц. Наблюдательными, обладающими огромной творческой фантазией мастерами было создано огромное количество разнообразных по лепке и росписи птиц.  

  Показ иллюстраций на доске.

Чтение слайдов презентации учащимися.

Словарная работа.

Рассматривание готового изделия.

Просмотр презентации, комментирование.

5.Самоопределение к деятельности  

 - Предлагаю, сегодня превратиться в народных умельцев и слепить   игрушку «Петушка».

-Рассматривание петушка.

 

- А теперь я приглашаю вас вылепить точно такого же петушка (работа по схеме-рисунку).

Слайд18. Последовательность лепки петушка.

Слайд 19-20. Из куска глины величиной с перепелиное яйцо скатаем в ладонях шарик-это  туловище нашего будущего петушка.

Слайд 21-22. Из другого куска скатаем форму  колбаски  и  согнём еёпримерно под 90 градусов – это будущая голова петушка.

Слайд 23. Смочив водой, обматываем жгутик между шеей и туловищем – шариком. Плавно заглаживаем.

Слайд 25. Из небольшого кусочка глины скатываем ладонями шарик, раздавливаем его получаем форму таблетки, смочив водой , скрепляем с туловищем.

Слайд 26. Гордость петушка – хвостик, его лепят разными способами. Наш хвостик называется “вертикальным”. Берем кусочек глины величиной с куриное яйцо.

Скатываем в ладонях и расплющиваем, разглаживаем. Стеком рисуем форму хвостика и вырезаем.

Слайд 27. Смачивая водой, крепим хвостик к туловищу, при необходимости добавляем глину и выравниваем игрушку.

Слайд 28. Крылья – нарядная часть игрушки. Скатаем два одинаковых шарика размером с перепелиное яйцо, нажатием пальцев расплющим шарик, немного поджав одну сторону.

Слайд 29. С помощью воды закрепляем на одинаковом расстоянии справа и слева на туловище крылья. Под крылья “подкладываем” маленькие шарики, чтобы крылья “не опадали”.

Слайд 30. Начинаем украшать! Раскатав тонкую полоску небольшого размера “сосборим ее” и слегка скатаем ,затем закрепим на голове петушка .Внутрь вложим маленький шарик или капельку. Получился гребешок!

Слайд 31. Скатаем две небольшие формы – капельки ,закрепим их с водой под согнутой частью головы – это бородка петушка.

Слайд 32. Скатаем маленькие шарики, раздавим их в таблеточки и закрепим на крыльях петушка. Петушок готов!

В вашей работе непременно проявятся свой индивидуальный почерк , но мы должны помнить , что настоящая дымковская игрушка крепкая , горделивая и очень нарядная.

Еще одно стихотворение о нарядной дымковской игрушке поможет нам зарядиться положительными эмоциями перед работой.

Вот петух нарядный,
Весь такой он важный,
У большого петуха
Все расписаны бока,
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост,
Точно солнечный,
Краской красною горя,
Как корона у царя.

  Во время рассматривания петушка медленно поворачиваем образец, чтобы дети видели его со всех сторон. Обращает их внимание, что вместо ножек мы будем лепить подставку для устойчивости фигурки.

Разобрать ход работы вместе с детьми с показом приемов.

Физкультминутка

 Прежде чем вы начнете лепить, разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

- Руки в замок, вращения. Встряхните кистями, опустив руки вниз.

 Согреем глину теплотой своих рук, разомнем ее. Глина к работе готова.

-А какие приемы лепки мы знаем? Давайте, повторим их и покажем: раскатывание, скатывание, сплющивание, защипывание,  прищипывание, вдавливание(дети демонстрируют приёмы работы).

6. Практическая часть.  

 - Готовы к работе? А теперь я приглашаю вас вылепить точно такого же петушка. Лепить мы будем по схеме-рисунку.

В ходе работы педагог побуждает их чаще всматриваться в образец, чтобы добиться большего сходства с ним. Поворачивает время от времени игрушку разными сторонами к детям. Напоминает о необходимости хорошо примазать отдельные части к туловищу петушка.

Самостоятельная работа по схеме-рисунку.

Оказание индивидуальной помощи-

7.Подведение итогов.

Рефлексия.

  Выставка и анализ работ. Находим в каждой работе что-то интересное, отмечаем детскую выдумку и фантазию.

- Какие способы лепки вы сегодня применяли?

-Что нового сегодня узнали?

-Ребята, посмотрите на своих  петушков. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы? Расскажите, чем вам понравилась работа. Какими элементами украшен петушок?

  - Молодцы, ребята. Сегодня на занятии мы еще раз встретились с глиняными игрушками, побывали мастерами, вы очень хорошо справились с этой работой!  Вот сколько  веселых игрушек получилось. Рассмотрим наш птичий двор. Определим, у кого в работе сохранены характерные особенности лепки дымковских мастеров, обсудим работы.

В Вятке делают игрушки –
Сколько радости для глаз!
Подрастают мастерицы,
Может быть, и среди нас.

Что было сделано правильно? Какие недостатки в вашей работе? Оцените свою работу и дайте объяснение своей оценке.

Выставление оценок в журнал и дневники учащихся, учитывая их анализ и анализируя самостоятельно.

Дети заканчивают работу, вытирают руки, приводят в порядок рабочее место.

Дети  анализируют и оценивают свои изделия.

Оценивание работ уч-ся педагогом.

8. Д/з

Выучить термины на карточках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока Художественная культура при Екатерине

В план- конспект вошел материал о великих портретистах эпохи Екатерины Великой....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА: «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ОЧЕРКА С.Т. АКСАКОВА «БУРАН»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА: «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ  ОЧЕРКА С.Т. АКСАКОВА «БУРАН»...

Урок художественной гимнастики для девушек 10-11 класса с лентой

Развитие системы  физкультурно-спортивного воспитания для общеобразовательных школ на основе фитнес-аробики и художественной гимнастики в старших классах....

Урок художественного труда.Русское деревянное зодчество.

Урок художественного труда.Учитель: Денисова А.Е.,Тема урока: «Русское деревянное зодчество».Цели урока:- знакомство с культурными  традициями, обычаями и поверьями славянского народа;-развитие х...

Значение использования пластилина на уроках художественного труда для эстетического и интеллектуального развития детей младшего школьного возраста ( 1 – 3 классы )

Одной из важнейших задач сегодняшнего времени является улучшение подготовки детей к жизни, к труду, воспитание личности творческой, интеллектуально развитой. Для решения этих задач прекрасно по...

Урок технологии в 7-м классе Тема урока: «Художественное точение изделий из древесины»

Предлагаю вашему вниманию урок по технологии в 7 классе на тему: "Художественное точение изделий из древесины"...