Внеклассное занятие для пятиклассников
методическая разработка (5 класс)

Сергей Александрович Блажей

Пятый класс - непростой жизненный этап для ребенка. Переход из начального звена школы в среднее является сложным, переломным периодом в жизни каждого школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Заокского района

«Ненашевская средняя общеобразовательная школа».

«Наш 5 класс»

Адаптационное внеклассное занятие

для пятиклассников

технология:

коммуникативное общение,

                   

                                  Подготовил и провел:                  

                                                                      Блажей Сергей Александрович

                                                              классный руководитель 5 класса;

учитель физической культуры.

2023г.

Ненашево

Актуальность выбранной темы:

        Пятый класс - непростой жизненный этап для ребенка. Переход из начального звена школы в среднее является сложным, переломным периодом в жизни каждого школьника.

       Стремление подростком осознать себя, обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от привычных авторитетов, будь то родители или учителя. Ребенком отвергаются тех, кто до этого привычно оказывал на него влияние, он пытается познать собственное «Я», найти свою уникальность.

      Внешне это проявляется в своеобразном негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых, что, естественно, приводит к конфликтам. Кроме того, для подростков в этом возрасте характерна крайняя эмоциональная нестабильность, что объясняется физиологическими особенностями подросткового возраста.

     Чтобы помочь пятиклассникам в этот нелегкий для них период, период адаптации необходимо обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, то есть сделать так, чтобы школьник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны педагогов.

       Нужно учитывать, что умственная активность пятиклассников велика, но способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Только успех станет стимулировать ребенка на достижения, развивать его самоконтроль, повышать самооценку.

      Именно поэтому необходимо использовать разнообразные формы работы, которые были бы интересны школьнику, давали возможности самореализации и повышали бы его самооценку.

Цель: повысить самооценку детей, способствовать успешной адаптации к новым условиям.

Задачи: 

- формирование позитивной самооценки, отношения к себе как личности;

- формировать положительную мотивацию у детей через создание ситуации успеха;

- создание доброжелательной атмосферы в классе;

- создание благоприятных условий для сплочения детского коллектива.

- учить детей выслушивать ответы товарищей;

- развитие коммуникативных качеств у воспитанников, умение работать в группе, в коллективе;

Оборудование: музыкальное оформление, ватман с рисунком дерева, цветная бумага, ручки, фломастеры, карандаши, ножницы, скотч, клей, мяч, клубок ниток.

Ожидаемые результаты:

1. формирование позитивной самооценки, отношения к себе как личности;

2. формирование умения работать в группе, в коллективе;

создание благоприятных условий для сплочения детского коллектива.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель:

       Здравствуйте, дорогие мои ребята! Вы стали взрослее и учитесь уже в пятом классе.

        Сейчас у вас целая четверть позади. За это время вы окунулись в море знаний, испытали первые трудности учебы в среднем звене, но самое главное, вы не дрогнули – вас можно назвать настоящими пятиклассниками.

У каждой деятельности человека есть определенная цель. Например: Цель урока – получить новые знания, цель самоподготовки -  закрепить эти знания, Мама готовит еду, цель - накормить семью и т.д. Я не называю темы нашего занятия, так как предлагаю вам самим определить её в конце встречи. А также попробовать обозначить цель нашего занятия.

        Справиться с этим заданием вам помогут игры, в которые мы с вами будем играть.

         Каждая игра имеет свои правила. 

Итак: предлагаю соблюдать следующие правила в наших играх:

- иметь хорошее настроение;

- не обижать друг друга;

- стремиться быть активным участником;

- иметь право высказать свое мнение;

- слушать говорящего, стараясь не перебивать.

Кто принимает эти правила, прошу поднять руку.

Регламент: На каждую игру выделяем не более 3 минуты.

2. Основная часть.

  1. Игра «Смешное приветствие». 

Воспитатель: Скажите, как обычно люди приветствуют друг друга. Кто может продемонстрировать нам русское рукопожатие. Пожалуйста. Сейчас мы разобьемся на три группы.

Я предлагаю вам  придумали смешное рукопожатие.

      Время пошло.

- Какое приветствие вам больше понравилось? Это приветствие может стать отличительным знаком нашего класса. Может, теперь вы будете так здороваться со своими одноклассниками. Через месяц это приветствие можно заменить другим.

  1. Игра «Те, кто…».

Воспитатель:

- Встаньте те, кто любит мороженое;

- Поднимите правую руку те, кто родился осенью;

- Делает шаг вперед, те у кого есть брат или сестра;

- Делают шаг вперед те, у кого есть брат;

- Приседают те, кому нравиться играть в футбол;

- Хлопнут в ладоши  все те, у кого есть кошка;

- Поднимут левую руку все те, кому нравится, когда кто-то ябедничает;

- Делает шаг вперед, кто любит свою школу;

- Возьмитесь за руки все, кто является учеником 5 класса.

Итог: Оказывается, у вас много общего, хотя и все разные, но все  вы схожи в том, что являются учениками 5 класса.

  1. Игра «Что поможет мне учиться»

Воспитатель: Сейчас вы все вместе попробуйте-ка ответить на вопрос, «Что поможет тебе учиться?» т.е. какие человеческие качества помогут вам учиться в 5 классе. Предлагаю  для голосования (большой палец, поднятый вверх, означает согласен, опущенный вниз – не согласен со следующим утверждением:

- Быть внимательным.

- Лень на уроке.

- Быть всегда организованным.

- Умение громко говорить на уроке.

- Соблюдать школьные правила.

- Любить предмет, который вы изучаете.

- Быть трудолюбивым.

Вывод: Обсудить, что из перечисленного дети считают особенно важным. Пусть желающие расскажут о том, что еще помогает им в учебе.

  1. Игра «Молчание–золото». 

(это весьма увлекательная игра, которое начинается с глубокой тишины и сконцентрированности, а заканчивается всеобщим оживлением. С его помощью все дети могут активно контактировать с другими и получают великолепный шанс проявить свои театральные таланты).

Воспитатель: Слышали ли вы такое высказывание «Молчание – золото»? Когда так говорят, в каких случаях? Почему молчание – золото?

     Встаньте, пожалуйста, в круг, каждому я дам в руки нить. Зажмите эту нить в руке, чтобы её было видно, и она свисала.

Сейчас мы проверим, кто из вас сможет дольше других сохранить свою нить.

До тех пор, пока вам удается молчать, нить остается у вас. Только если вы не справитесь с молчанием, я заберу у вас вашу нить.

Но пока у вас в руках нить, вы можете заставлять своих одноклассников заговорить или засмеяться, но только без слов, иначе сами потеряете нить. Можете делать, что угодно, нельзя только прикасаться к другим и говорить.

Тот кто потерял уже свою нить, может заставить заговорить уже других, даже используя слова.

(проводится по сигналу «Молчание - золото»)

      Время пошло.

- Долго ли удавалось вам сохранять нить? Тяжело или легко вам это удавалось?

- Что больше понравилось: говорить или молчать?

3. Заключительная часть.

  1. Игра «Портрет класса».

 Воспитатель: Ребята. Вашему вниманию я представляю плакат на котором изображено дерево. Сейчас мы попытаемся создать портрет нашего класса. Выберите любой цветной лист и изобразите на нем то, что может расти на дереве. Вырежьте это по контуру. А теперь напишите на нем свое имя и одно свое самое лучшее качество, которым вы можете быть полезны своему классу. Например: Я смогу выступать от класса на соревнованиях по бегу.

(готовые работы наклеиваются на дерево самим ребенком, он комментирует свою работу.)

Итог: Оказывается, в нашем классе все очень достойные ученики и могут быть полезны своему классу.

4. Рефлексия занятия.

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу и перед тем как сказать друг другу спасибо, скажите, кто может назвать тему этого занятия? Цель занятия?

Каждый назовите, что ему больше всего понравилось. Необходимо подвести детей к идее, что каждый из них – частичка целого класса, что все отдельные «Я» составляют общее «Мы». Все хором произносят «Мы все разные, но все пятиклассники»!

Воспитатель:

Пусть будет на сердце у вас веселей,

Пусть лица сияют у вас от улыбок,

Пусть будет больше хороших друзей,

Пусть будет меньше в контрольных ошибок.

Удачи вам, мои хорошие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптационные занятия для пятиклассников "Планета моего класса"

Адаптационные занятия для пятиклассников  в период перехода из младшего в среднее звено....

Внеклассное мероприятие "Я – пятиклассник!" Для 5 классов.

Цель: сплочение классного коллектива и содействие успешному протеканию процесса адаптации пятиклассников.Задачи:развивать у учащихся интерес к деятельности, желание участвовать в мероприятиях класса;с...

Тренинговое занятие для пятиклассников "Адаптация детей к средней школе"

Основная цель данного занятия: способствовать формированию детского коллектива, повышению уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию....

АРП по курсу коррекционно-развивающих занятий «Я – пятиклассник!»

АРП по курсу коррекционно-развивающих занятий «Я – пятиклассник!» разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №...

Программа тренинговых занятий "Я пятиклассник"

Данная программа адресована учащимся 5-х классов МБОУ СОШ № 5 г. Охи им. А.В. Беляева, у которых по итогам исследования процесса адаптации выявлен затрудненный уровень прохождения адаптации. Рабочая п...

Рабочая программа подгрупповых занятий "Я - пятиклассник"

Рабочая программа по адаптации учащихся с ОВЗ "Я-пятиклассник" для учащихся 5-х классов VII вида....