Статья "Строевые упражнения на уроках"
статья (6 класс)
В программе для средних общеобразовательных школ по физической культуре и основам безопасности и жизнедеятельности строевые упражнения занимают значительное место и являются неотъемлемой частью уроков физической культуры и ОБЖ. Строевые упражнения составляют основу строевых смотров при проведении военно-спортивных мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.11 КБ |
Предварительный просмотр:
СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ
В программе для средних общеобразовательных школ по физической культуре и основам безопасности и жизнедеятельности строевые упражнения занимают значительное место и являются неотъемлемой частью уроков физической культуры и ОБЖ. Строевые упражнения составляют основу строевых смотров при проведении военно-спортивных мероприятий.
Значение строевых упражнений очень велико:
- формируют правильную осанку
- дисциплинируют учащихся
- учат учащихся коллективным действиям
Строевые упражнения можно разделить на построения, перестроения, строевые приемы, передвижения, размыкания и смыкания.
Для более успешного обучения строевым упражнениям, учащихся необходимо ознакомить с терминологией строя и его элементов. Знакомство с терминологией можно начинать с младших классов, но не следует требовать дословного определения. Начиная с 5-х классов учащиеся должны знать не только понятия, но и определения о строе и его элементах. Все определения вытекают из строевого устава Вооруженных сил, но должны быть адаптированы под школьную тематику. Это правило не распространяется на уроки по ОБЖ
Вот примерный перечень с определений строя и его элементов:
СТРОЙ – установленное строевым Уставом размещение (военнослужащих) учащихся для их совместных действий;
ШЕРЕНГА – строй, в котором (Военнослужащий) учащийся размещены один возле другого на одной линии;
КОЛОННА – строй, в котором (военнослужащие) учащиеся расположены в затылок друг к другу;
ФЛАНГ – правая (левая) оконечности строя;
ФРОНТ – сторона строя, в которую (военнослужащие) учащиеся обращены лицом;
ТЫЛ – сторона строя, противоположная фронту или сторона строя, в которую (военнослужащие) учащиеся обращены спиной;
ИНТЕРВАЛ – расстояние по фронту между (военнослужащие) учащимися или расстояние между учащимися в шеренге;
ДИСТАНЦИЯ – расстояние в глубину между (военнослужащие) учащимися или расстояние между учащимися в колонне;
ШИРИНА СТРОЯ – расстояние между флангами;
ГЛУБИНА СТРОЯ – расстояние от первой шеренги до последней;
НАПРАВЛЯЮЩИЙ - (военнослужащие) учащийся движущийся головным (первым) в указанном направлении;
ЗАМЫКАЮЩИЙ - (военнослужащие) учащийся, движущийся последним в колонне.
Для уроков по ОБЖ перечень определений строя и его элементов значительно больше.
Учитель, во время строевых занятий, должен находить там, откуда ему удобнее командовать и наблюдать за выполнением учащимися строевых приемов. Все Строевые команды делятся на предварительную и исполнительную.
Предварительная команда подготавливает учащихся к выполнению приема, а исполнительная – обязывает точное выполнение приема.
ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ.
I КЛАСС.
Основная стойка – подбородок приподнят, раки опущены свободно вниз и кисти касаются бедер, пятки вместе, носки стоп – врозь. В начальных классах учащиеся часто прижимают руки к туловищу – это ошибка.
ПОДВОДЯЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОСНОВНОЙ СТОЙКИ: - Согнуть руки в локтевых суставах (локтях) – раз
Согнуть по четыре пальца кисти – два
Прижать большие пальцы – три
Свободно опустить руки – четыре.
Выполнение команд РОВНЯСЬ И СМИРНО учащимися следует после показа учителем.
Построения в колонну по одному, в шеренгу выполняются после распределения учащихся по росту. При построениях можно класс поделить на мальчиков и девочек, что позволить с экономить время на основную часть урока при занятиях в группах. Построения выполняются несколько раз, до тех пор, пока учащиеся запомнят свое место в строю. Команды должны быть понятны детям: « За мной в затылок друг другу – становись». Построение в шеренге следует применять только в начале или в конце урока.
ПОВОРОТЫ (нале-во, напра-во) на месте выполняются переступанием по команде учителя. Между предварительной и исполнительной командами сделать паузу не менее 2-3 секунд.( для правильного выполнения поворотов учащимся рекомендуется сжимать пальцы той руки, в какую сторону следует поворот).
РАЗМЫКАНИЯ И СМЫКАНИЯ – на интервал руки в стороны –от Иванова Саши приставным шагом разом- кнись, к направляющему сом – кнись.
Движение и остановка класса выполняются по следующим командам:
«ШАГОМ – МАРШ», «КЛАСС – СТОЙ», «НАПРАВЛЯЩИЙ НА МЕСТЕ, КЛАСС – СТОЙ»
II – К Л А С С.
Совершенствование разученных строевых элементов в первом классе.
Повороты на месте (налево и направо). По команде напра - во учащиеся поворачиваются на пятке провой ноги и носке (передней части стопы) левой ноги. По команде НАЛЕ – ВО поворот осуществляется на пятке левой ноги и носке правой.
III- К Л А С С
Перестроение из одной шеренги в две – после расчета на первый – второй по команде: «В две шеренги – стройся!»
По исполнительной команде учащиеся (второй номер) – выполняют шаг левой назад раз, правой в право ( два) и приставляют левую ( три).
Перестроение в одну шеренгу из двух по команде: «В одну шеренгу – становись !» - На счет раз – шаг левой в лево, на счет два- правой в перед, три – приставить левую.
Перестроение из одной колонны в две и обратно: После расчета на первой и второй по команде «В колонну по два – стройся !» - вторые номера делают шаг левой влево (раз), правой вперед (два), приставляют левую ( три).
Перестроение из двух колон в одну по команде: и «В одну колону- стройся !» - происходит в обратном порядке: шаг левой и назад (раз), правой и вправо (два), приставляют левую (три).
Обучение начинается по разделениям.
Размыкание на интервал руки в стороны приставным шагом.
Построение в одну шеренгу выполняется по команде: «В одну шеренгу – становись ! –правофланговый и класс становятся слева от преподавателя.
Движение по диагонали и противоходом осуществляется по команде: «По диагонали – Марш!» и противоходом налево (направо) – Марш!»
Движение змейкой начинается после выполнения первого противохода по команде: «Змейкой – Марш!»
Изменение длины шага осуществляется путем подачи команд: «Шире шаг», «Короче шаг !», Шаг при стой, соответственно, удлиняется или укорачивается.
Перестроение из одной шеренги в две и обратно./ см. 2 класс/
Изменение темпа движения осуществляется по команде: «четче шаг !» и «ре- же». Темп движения необходимо регулировать хлопками или ударами по барабану.
Повороты на месте - см. 2-й класс.
I V – К Л А С С.
Команды: «Равняйся !», «Смирно !», «Вольно !» - разучиваются и выполняются в соответствии со строевыми уставами Вооруженных Сил.
1 – 3 классов.
По команде: «Равняйся !» - учащиеся за исключением правофлангового, резко поворачивают голову направо. При этом подбородок приподнят кверху, туловище не поворачивается,
«По команде: «Смирно !» - учащиеся быстро принимают строевую стойку и не шевелятся.
По команде: «Вольно !» - учащиеся должны стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу. Сходить с места и разговаривать запрещается.
Правильное выполнение команд полностью зависит от показа учителем.
Расчет по – порядку производится по команде: «По порядку рассчитайся!»
Правофланговый поворачивается на лево называя номер: «Первый !» поворачивает голову в исходное положение. Каждый последующий повторяет действия, называя очередной номер. Левофланговый голову не поворачивает.
Рапорт. Дежурный (физорг) подает команду «равняйся !» после небольшой паузы «Смирно!» -, рассчитывается класс по порядку. Подает команду: «Равнение налево (направо, на середину)». Не доходя 2 – 4 шага до учителя останавливается и сдает рапорт. После доклада выполняется приставной шаг вправо и поворачивается кругом. После приветствия и ответа класса дублирует команду: «Вольно» и становится на правый фланг.
Повороты на месте: Повороты направо, налево, кругом осуществляются по команде: «Направо – во !», !Нале – во!», «Кругом !».
Поворот направо осуществляется на пятке правой, после левой ноги. Налево – на пятке левой, носке правой ноги. Кругом – на пятке левой, носке правой через левое плечо.
Перестроение с поворотом в движение выполняется по команде: «Налево, в колону по три (четыре, пять) – Марш !» Команда подается под шаг левой ноги.
Учащиеся выполняют шаг правой и поворачиваются налево продолжая движение в заданном направлении с меньшей скоростью, до полного перестроения.
Перестроение из одной шеренги в три ступени выполняются после предварительного расчета.
По указанию учителя: « 1 номера – на месте, 2 – е -1 шаг, 3 –й 2 шага – шагом Марш !» Количество шагов указывает учитель. Обратные перестроения выполняются по команде: «На свои места, шагом – Марш !» Действия начинаются и заканчиваются поворотом кругом.
V – К Л А С С
Повторяются ранее изученные строевые упражнения.
Перестроения из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением выполняется по команде: « 1 – ая – «Через центр –Марш !»
2 – ая – «Налево – направо, в колонны по одному в обход – Марш !»
По этой команде направляющий движется налево в обход, сзади
3 – тья – «Через центр в колонну по два Марш !» - по этой команде колонны соединяются в две колонны.
4 – ая – «Налево и направо в колонну по два – Марш !» «Те же действия, что и при второй команде.
5 – ая «Через центр в колонну по четыре – Марш !» Обратное перестроение выполняется разведением и слиянием.
V I - К Л А С С
Строевой шаг – шаг, при котором ногу с оттянутым вперед носком выносить на высоте 15 – 20 см от пола ( земли) и становить ее твердо на всю ступню.
При движении рук вперед сгибают их в локтевых суставах так, что бы поднимались на ладони выше пояса и на расстоянии ширины ладони от тела.
При движении назад руки выпрямляются и отводятся назад – наружу до отпора. Пальцы рук полусогнуты. С места подается команда: «Строевым шагом – Марш !» В движении: «Строевым – Марш !»
Размыкания: выполняется по команде: «влево (вправо) на шаг, (на два ) разомкнись !» Учащиеся, за исключением право (лево) флангового поворачиваются налево (направо) и, отойдя на указанное количество шагов от состоящего сзади, останавливается и поворачивается направо (налево).
Смыкание выполняется в обратном порядке по команде «Вправо, влево, сом – кнись !»
V I I - I К Л А С С
Повторение раннее изученных строевых упражнений. В Уставе вооруженных Сил и в комплексной программе физического воспитания для поворотов 45* используются команды: «Пол оборота направо (налево) « По гимнастической терминологии – «Оборот» - это круговое движение гимнаста вокруг оси снаряда.
Поэтому не будет ошибки, если команды произносятся: «Пол поворота нале – во ( напра- во) !» По этой команде учащийся поворачивается на 45 * в указанную сторону.
Для изменения длины шага подаются команды: «корче - шаг «, «пол – шага «, «полный шаг «.
V I I I - К Л А С С
Повороты в движение выполняются по командам: «Нале – во !» - под шаг левой ноги, поворотом на носке правой, «Напра – во !» - под правую ногу, поворот на носке левой.
Переход с шага на месте в движении происходит по команде: «Прямо!» Команда подается под левую ногу, правой на месте и с левой движение вперед.
X –X I К Л А С С
Используется материал прошедших лет обучения.
Поворот кругом в движении выполняется по команде: «Кругом – Марш !» Команда подается под шаг правой, после чего делается шаг левой, полшага правой скрестно, поворот на носках и с левой ноги движение в противоположном направлении.
Примечание: На уроках физической культуры в водной части строевые упражнения организуют учащихся. В начальных классах строевые упражнения можно использовать в игровой форме как в команде так и в одиночном.
Иногда учителя ФК и военруки изменяют направления движения колонны. Для этого применяется команда: «Правое (левое) плечо вперед – Марш !» После поворота в нужную сторону направляющему или первой шеренге подается команда: «Прямо!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/21/picture-39592-1419177594.jpg)
Применение сопряженных психофизических упражнений на уроках физической культуры
Обычные физические упражнения не дают особого эффекта в плане психического оздоровления учащихся. В данном материале дается арсенал средств физического воспитания (упражнения, игры), с помощью которых...
"Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках биологии"
При индивидуальном обучении детей с проблемами психического развития особо важное значение имеет не столько усвоение тех или иных знаний по общеобразовательным предметам, сколько кор...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/04/picture-63384-1641318792.jpg)
Игровые упражнения на уроках русского языка
Игровые технологии позволяют активизировать мыслительную деятельность обучающихся, способствуют раскрытию творческих способностей и вызывают интерес к новым открытиям, а следовательно и кпредмету - ру...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/19/picture-57320-1476900409.jpg)
Использование различных видов устных упражнений на уроке математики.
Важнейшей особенностью современного этапа развития школы является идея гуманизации и гуманитаризации образования.Гуманизацию обучения математике можно истолковать как направленность всего учебно...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/06/picture-65244.jpg)
Коррекционно- развивающие упражнения на уроках математики в начальных классах
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья отличаются пониженной математической подготовкой. Они усваивают программный материал не полностью; плохо запоминают и слабо удерживают в памя...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/06/picture-65244.jpg)
Коррекционно- развивающие упражнения на уроках математики в начальных классах
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья отличаются пониженной математической подготовкой. Они усваивают программный материал не полностью; плохо запоминают и слабо удерживают в памя...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/12/picture-66548.jpg)
Оздоровительные упражнения на уроках физической культуры
Здоровье - одно из главнейших компонентов человеческого благополучия. Пэтому одним из важнейших компонентов в моей работе является ипользование приемов здоровьесберегающей технологии....