Брейн-ринг «Природа и мы»
методическая разработка (5 класс)

Бушина Елена Александровна

Мероприятие предназначено для учащихся 5 классов с целью развития  кругозора учащихся,  логического  мышления, пробуждение интереса к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon breyn-ring_5_klass.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Киреевский центр образования № 3»

муниципального образования Киреевский район

       

Брейн – ринг

Автор: Бушина Елена Александровна,

учитель биологии

     Брейн-ринг «Природа и мы»

Цели:   развитие  кругозора учащихся,  логического  мышления, пробуждение интереса к природе.

Условия проведения: класс   делится   на   несколько   команд (в зависимости от  числа участников и  количества времени,  отпущенного на игру; можно проводить викторину между классами).

Команды должны быть равны по силам. Каждая команда выбирает капитана. Игру проводят несколько человек; они заранее решают, кто какой конкурс будет проводить. Те из них, кто не принимает непосредственного участия в данном конкурсе, следят за соблюдаем правил соревнования, подсчитывают очки, объявляют счет. Счет игры желательно сообщать игрокам после каждого тура записывать его на доске (команды должны видеть, какое место они занимают в ходе игры), это повышает азарт, позволяет ребятам вносить коррективы.

Вступительное слово о значении природы для человека, зачем  нужно   беречь   и   охранять   ее,   произносит   один   из   ведущих (2-3 мин.). Командам зачитываются шарады и головоломки: на обдумывание дается не более 30 сек. Если   кто-то  из   членов   команды   знает   ответ   на   вопрос — сообщает об этом капитану. Капитан поднимает руку — это означает, что команда готова дать ответ. Чей капитан быстрее поднял руку, та команда и отвечает первой. Капитан может и сам ответить на вопрос, может передать право ответа одному из игроков своей команды. Если капитан поднял руку, а его команда не готова отвечать, если  кто-то  из членов  команды  выкрикнул ответ до   того,   как капитан  сигнализировал о  готовности  к ответу,  то  команда теряет право на участие в разыгрываемом гейме. (Даже если был   правильный ответ,  команде,  нарушившей  правила,  очко   не присуждается). При неправильном ответе право отвечать на вопрос переходит к другой команде. В каждом гейме команда имеет право ответить только один раз. Если ни одна из команд не дала вильного ответа, очко разыгрывается в следующем гейме. Перед  тем,   как  команды   приступят   к  игре,   можно   задать несколько  вопросов и  в качестве  примера  самим дать  на   них ответы.

Когда в треугольнике угол прямой,—                                                                         Я называюсь его стороной.                                                                               Изменится буква, чудо свершится:                                                                            Он   быстро,   как ветер,   по  морю  помчится.

. (Катет катер)

Начало деревом зовется, конец — читатели мои.                                                   Здесь, в книге, целое найдется,                                                                                    И в каждой строчке есть они.

(Бук + вы = буквы)

Первый тур. Разминка.

В первом туре даются легкие вопросы, чтобы команды втянулись в игру. Правильный ответ оценивается в одно очко. Всего — восемь вопросов.

Вопросы  первого   тура.

1.        Начало — нота, потом — оленя украшение,
А вместе — место оживленного движения.

(До + рога = дорога)

2.        Как инструмент, меня ты ценишь
В искусной плотничьей руке.

Но если «д» на «б» ты сменишь,                                                                              Во мне утонешь, как в реке.

(Долото болото)

3.        На мне, качаясь, птичка весела
И чувствует себя прекрасно.

Но только с «в» для птички я мила,                                                                      А с «с» я для нее опасна.

(Ветка — сетка)

4.        Я по России протекаю,

Я всем известна, но когда

Ко мне прибавишь букву с краю,

Свое значенье я меняю

И птицей становлюсь тогда.

(«И» + Волга = иволга)

5.        Хоть мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
А «к» на «ц» перемени —

Я по болоту зашагаю.

(Капля щпля)

6.        Я с буквой «в» — угрюмая ночная птица.
А с буквой «д» в воде сумею раствориться.

(Сова сода)

7.        На дне реки, в прохладной тине скрываюсь я века.

Но вот ты «н» прибавил —    и я уже река.

                                            (Ил Нил)

    8. Чтоб отгадать — имей терпенье.

        С «л» я — часть лица, а с «б» — растение.

                      (Лоб — боб)

       

Перед вторым туром командам предлагается задание: вспомнить как можно больше известных им пословиц и поговорок о природе и природных явлениях.

Второй тур. Конкурс капитанов «Вопросы для смекалистых».

Принцип тот же, что и в I туре. Капитанам задаются по очереди десять вопросов. Если они не знают ответ, то могут взять помощь команды. За правильный ответ команда получает два  очка, если  использована  помощь,  дается  одно  очко.

1.        Может ли  страус  назвать  себя  птицей?

(Нет, он не умеет говорить)

2.        Какое расстояние от Земли до Марса?

(Такое же, как от Марса до Земли)    •

3.        Кто говорит на всех языках?

(Эхо)

4.        Сколько яиц можно съесть натощак?

(Только одно, остальные на сытый желудок)

5.        Что стоит между окном и дверью?

(Буква «и»)

6.        Когда лошадь становится хищником?

(Когда она бежит рысью)

7.        На что похожа половина яблока?

(На вторую половину)

8.        Каким гребнем не расчешешь волосы?

(Гребнем волны)

9.        Сын моего отца, но не мой брат, кто это?

(Я сам)

10.        Где край света?

(Там, где начинается тень)

        -        

Третий тур.

 Команды по очереди называют пословицы и поговорки, которые они вспомнили за время конкурса капитанов. Время на обдумывание — 5 сек. Если за это время у команды не находится ответа, то право отвечать переходит к другой команде, а проигравшая выбывает из игры.

I место — пять очков, II место — три очка.

Четвертый тур. Блиц «Знаете ли вы птиц?»

Командам дается 5 сек, на обдумывание, вопросы задаются по очереди каждой из команд. Если у отвечающей команды нет ответа, право отвечать передается другой команде. За каждый правильный ответ команда получает одно очко.

1.        Какие  птицы  прилетают  к нам  с юга  первыми?

(Грачи)

2.        Какие  птицы  выводят птенцов  зимой?

(Клесты)

3.        Какая    птица   к    зиме    белеет?

(Белая куропатка)

4.        Какие птицы ночуют,  зарываясь в снег?

(Рябчики,  тетерева)

5.        Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду?

(Стрижи, ласточки)

6; Какая птица самая большая?

(Страус африканский)

7.        У какой птицы поют и самки и самцы?

(У снегирей)

8.        Самец какой американской птицы замуровывает свою самку
в дупле на время высиживания и выкармливания птенцов?

(Птица-носорог)

9.        Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда?

(Кукушка)

10.        Почему утка не мокнет в воде?

(Перья смазаны жиром)

11. Какая птица самая сообразительная?

(Ворон)

12. Какая птица изображена на гербе США?

(Орлан-белохвост)

Пятый тур.

Правила те же, что и в первом туре. Повышается сложность вопросов. Каждый вопрос оценивается в три очка.

1.        Слог первый — восклицание,
Второй достоин порицания,
А целое на севере бывает

И жителей тех мест и греет, и питает.

(«О» + лень = олень)

2.        С буквой «к» живу в лесу,
С буквой «ч» овец пасу.

(Кабан чабан)

3.        Мой первый слог растет в дубраве,
Второй — глубокая канава.
Добавьте букву иль предлог,
Затем найдите третий слог.

Его отлично знает, кто в бильярд играет. В целом — повесть это великого поэта.

(Дуб + ров +  «с» + кий = Дубровский)

4.        Меня найдешь на дереве, на клумбе и на грядке,

В  журнале  и  в альбоме,  и  в  книге,  и  в тетрадке.

Но  птицей  стать  я  захотел,   и  мне   не   надо   бук вы «л»                       Мне «а» в начале напиши и как зовут меня, реши.

(Лист аист)

5.        Первое можно засеять вторым,

А в целом мы часто на даче лежим.

(Га + мак — гамак)

6.        Ты найдешь меня на дне синего моря.                                                                             И во мне от и до конца — два предлога и три «ца».

+ с +. три + «ца» = устрица)

7.        Мой первый слог — на дереве,
Второй мой слог — союз.

   А в целом я — материя

   И на костюм гожусь.

              (Сук +  но сукно)

8.        Первый слог мой каждый знает:
В классах он всегда бывает.

Мы к нему союз прибавим,

Сзади дерево поставим,

Чтобы целое узнать, город следует назвать.

(Мел + и + тополь = Мелитополь)

9.        Кто играл в горелки летом,
Да еще горел при этом,

Называл он раз-другой слог и первый, и второй.

Если дождь тебя застанет,

По спине забарабанит,

Чтоб насквозь ты не промок,

Раскрываешь третий слог.

Ты о целом слышал в школе

И видал, конечно, в поле.

Там, где линия Земли

С небом сходится вдали.

(Гори + зонт = горизонт)

10. На берегу морском я круглый год валяюсь,                                            Отнимешь «ь», и вверх я устремлюсь.

(Галька галка)

11. Соедини игру с предлогом,                                                                                      И чудо вдруг произойдет:                                                                                  Цветок Японии знаменитый                                                                                   Перед тобою расцветет.

(Лото + с — лотос)

12.        Ищи предлог в начале слова,

А за предлогом — лес сосновый.                                                                                   В конце найдешь местоимение,                                                                              Коль помнишь ты еще учение,                                                                                 А слово целое шарады —                                                                                           В бою противнику преграда.

        (О + бор + она = оборона)

13.        Мы всех, и взрослых, и детей
В часы досуга развлекаем.

Но если к нам приставить «т»,                                                                                                       Мы их ужасно испугаем.

(Игры тигры)

14.        Я состою из трех частей:

В предлогах две найдутся части,

А третьей — потчевал гостей

Герой одной известной басни.

В какие ни приду места,

Несу я гибель урожаю.

Но поднимаются леса, растет лесная полоса,

Мне путь к посевам преграждая.

(За + с + уха = засуха)

15.        Начало — крик вороны, конец — на дне пруда.
А целое в музее найдете без труда.

(Кар + тина = картина)

16.        Меня найдешь на корабле,

Я — слово, издавно знакомое.                                                                                Но буквы переставь во мне,                                                                                               И ты получишь насекомое.

(Корма — комар)

17.        Два слога первые — цветок,
Татарский царь — мой третий слог,
А «ь» поставь в конец.

Коль город отгадаешь — молодец!

                                          (Астра +  хан + ь = Астрахань)

18.        В дождливый час и в летний зной
Спастись ты можешь подо мной.
Когда с конца меня прочтешь,
То озеро в горах найдешь.

(Навес Севан)

Подведение итогов. Вручение призов.

Туры

  Команда 5 «А»

Команда 5 «Б»

I  Разминка

(по 1 очку за ответ)

II  Конкурс капитанов

(по 2 очка за ответ,

если использована

помощь – 1 очко)

III Пословицы и

      поговорки

(за большее количест-

во ответов – 5 очков,

за меньшее – 3 очка)

IV Блиц «Знаете ли вы

 птиц?»

(по 1 очку за ответ)

V Разгадай ребус

(по 3 очка за ответ)

Итог

Раздаточный материал

1.        Начало — нота, потом — оленя украшение,
А вместе — место оживленного движения.

---------------------------------------------------------------------------------------------

2.        Как инструмент, меня ты ценишь
В искусной плотничьей руке.

Но если «д» на «б» ты сменишь,                                                                                                       Во мне утонешь, как в реке.

----------------------------------------------------------------------------------------

3.        На мне, качаясь, птичка весела
И чувствует себя прекрасно.

Но только с «в» для птички я мила,                                                                                                            А с «с» я для нее опасна.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

4.        Я по России протекаю,

Я всем известна, но когда

Ко мне прибавишь букву с краю,

Свое значенье я меняю

И птицей становлюсь тогда.

--------------------------------------------------------------------------------------

5.        Хоть мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
А «к» на «ц» перемени —

Я по болоту зашагаю.

----------------------------------------------------------------------------------------

6.        Я с буквой «в» — угрюмая ночная птица.
А с буквой «д» в воде сумею раствориться.

---------------------------------------------------------------------------------------

7.        На дне реки, в прохладной тине скрываюсь я века.

Но вот ты «н» прибавил —    и я уже река.

-------------------------------------------------------------------------------------

    8. Чтоб отгадать — имей терпенье.

        С «л» я — часть лица, а с «б» — растение.

--------------------------------------------------------------------------------------------

   

1.        Слог первый — восклицание,
Второй достоин порицания,
А целое на севере бывает

И жителей тех мест и греет, и питает.

----------------------------------------------------------------------------------------

2.        С буквой «к» живу в лесу,
С буквой «ч» овец пасу.

----------------------------------------------------------------------------------------

3.        Мой первый слог растет в дубраве,
Второй — глубокая канава.
Добавьте букву иль предлог,
Затем найдите третий слог.

Его отлично знает, кто в бильярд играет.

 В целом — повесть это великого поэта.

---------------------------------------------------------------------------------------

4.        Меня найдешь на дереве, на клумбе и на грядке,

В  журнале  и  в альбоме,  и  в  книге,  и  в тетрадке.

Но  птицей  стать  я  захотел,   и  мне   не   надо   бук вы «л»                       Мне «а» в начале напиши и как зовут меня, реши.

-------------------------------------------------------------------------------------

5.        Первое можно засеять вторым,

А в целом мы часто на даче лежим.

---------------------------------------------------------------------------------------

6.        Ты найдешь меня на дне синего моря.                                                                             И во мне от и до конца — два предлога и три «ца».

---------------------------------------------------------------------------------------

7.        Мой первый слог — на дереве,
Второй мой слог — союз.

   А в целом я — материя

   И на костюм гожусь.

-------------------------------------------------------------------------------------------            

8.        Первый слог мой каждый знает:
В классах он всегда бывает.

Мы к нему союз прибавим,

Сзади дерево поставим,

Чтобы целое узнать, город следует назвать.

-------------------------------------------------------------------------------------

9.        Кто играл в горелки летом,
Да еще горел при этом,

Называл он раз-другой слог и первый, и второй.

Если дождь тебя застанет,

По спине забарабанит,

Чтоб насквозь ты не промок,

Раскрываешь третий слог.

Ты о целом слышал в школе

И видал, конечно, в поле.

Там, где линия Земли

С небом сходится вдали.

10. На берегу морском я круглый год валяюсь,                                            Отнимешь «ь», и вверх я устремлюсь.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

11. Соедини игру с предлогом,                                                                                      И чудо вдруг произойдет:                                                                                  Цветок Японии знаменитый                                                                                   Перед тобою расцветет.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

12.        Ищи предлог в начале слова,

А за предлогом — лес сосновый.                                                                                   В конце найдешь местоимение,                                                                              Коль помнишь ты еще учение,                                                                                 А слово целое шарады —                                                                                           В бою противнику преграда.

-----------------------------------------------------------------------------------------------      

13.        Мы всех, и взрослых, и детей
В часы досуга развлекаем.

Но если к нам приставить «т»,                                                                                                       Мы их ужасно испугаем.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

14.        Я состою из трех частей:

В предлогах две найдутся части,

А третьей — потчевал гостей

Герой одной известной басни.

В какие ни приду места,

Несу я гибель урожаю.

Но поднимаются леса, растет лесная полоса,

Мне путь к посевам преграждая.

15.        Начало — крик вороны, конец — на дне пруда.
А целое в музее найдете без труда.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

16.        Меня найдешь на корабле,

Я — слово, издавно знакомое.                                                                                Но буквы переставь во мне,                                                                                               И ты получишь насекомое.

-------------------------------------------------------------------------------------------

17.        Два слога первые — цветок,
Татарский царь — мой третий слог,
А «ь» поставь в конец.

Коль город отгадаешь — молодец!

---------------------------------------------------------------------------------------------

18.        В дождливый час и в летний зной
Спастись ты можешь подо мной.
Когда с конца меня прочтешь,
То озеро в горах найдешь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

брейн-ринг "Содружество муз"

Конкурс знакоков искусств (материал к декаде искусств)...

Внеклассное мероприятие по истории. Брейн-ринг "Политическая раздробленность на Руси" 6 класс

Внеклассное мероприятие по истории. Брейн-ринг "Политическая раздробленность на Руси" 6 класс. Мероприятие подготовлено к предметной неделе. Участвуют команды параллели 6-х  классов....

физико-математический брейн-ринг

Внеклассное мероприятие для 9-10 классов. С помощью мероприятия хотелось повысить интерес учеников к предмету....

Сценарий брейн-ринга.

     Данный сценарий разработан для детей 4 -6 классов. Он позволяет в доступной и увлекательной форме закрепить знания, полученные на уроках. Вопросы брейн- ринга достаточ...

Физико-математический брейн-ринг 8-9 класс

Цель: -развитие и укрепление интереса к предмету, -развитие познавательной и творческой деятельности, -развитие культуры коллективного умственного труда....

Математический "Брейн-ринг" для учащихся 8-х классов

Данный «Брейн-ринг» способствует , развитию познавательной активности учащихся, логического мышления, внимания, повышению интереса к изучению математики, расширению кругозора , углублению знаний по ма...

Экологический брейн-ринг "Судьба природы - наша судьба" 7-8 классы

Внеклассное мероприятие для учащихся 7 и 8 классов, посвященное Дню Земли.Цели:1.  развитие интеллектуальных способностей в области экологии, творческого потенциала и экологической культуры школь...