Статья ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ 2022 год
статья по психологии

Арчакова Людмила Юрьевна

IV Межрегиональная НПК 2022 год

Дискуссионная площадка «Основные проблемы и перспективы развития воспитательной работы в образовательных организациях» Аннотация. Статья посвящена военно-патриотическому воспитанию, организованному и непрерывному процессу педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие обучающихся. Ключевые слова: патриотизм, воспитание, социализация, личность, развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 374. 32

Арчакова Людмила Юрьевна,

педагог-психолог

Борзинский филиал

государственного профессионального

образовательного учреждения

«Краснокаменский

 промышленно-технологический колледж»

г. Борзя, Забайкальский край

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ  

СТУДЕНТОВ  ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Аннотация. Статья посвящена военно-патриотическому воспитанию, организованному и непрерывному процессу педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие обучающихся.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, социализация, личность, развитие.

Archakova Ludmila Yurievna, 

teacher psychologist

Borzinsky branch of state vocational educational institution "Krasnokamensk Industrial and Technological College". 

Borzya, Zabaykalsky Krai.

MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION

STUDENTS OUTSIDE OF SCHOOL HOURS

Annotation. The article is devoted to military-patriotic education, an organized and continuous process of pedagogical impact on consciousness, feelings, volition, psyche and physical development of a students.  

Keywords: Patriotism, education, socialization, personality, development.

Воспитание гражданина, патриота своей Родины, во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созданию стройной системы патриотического воспитания детей и подростков в государственных учреждениях[1].

Патриотизм (от греч. patriotes - соотечественник, от patris - родина, отечество), любовь к Родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам, защищать от врагов[3].

Принимая во внимание, что этап самоопределения и становления личности у большинства студентов совпадает с периодом обучения в профессиональных образовательных учреждениях, можно сказать, что  появляется равная возможность саморазвития и самосовершенствования у всех обучающихся. Большое число первокурсников СПО из сельской местности, из малообеспеченных или многодетных семей. Немало детей, которые обучаясь в школе, не проявляли социальной активности.

  Первокурсники получают ощущение неограниченной свободы, а неумение распределять личное время и самостоятельно работать приводят к низкой успеваемости и снижению мотивации обучения. Поэтому важно активно привлечь студентов первых курсов в клубную деятельность. Практика двух лет работы показала, что улучшаются показатели социализации, культуры речи и культуры поведения студентов, расширяется кругозор.

На базе Борзинского филиала ГПОУ “КПТК” в 2018 году создан военно-патриотический клуб «Вымпел», в котором девушки и юноши приобретают нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.

Для организации работы военно-патриотического клуба совместно со студенческим советом был разработан проект «Становление личности первокурсника посредством организации клубной деятельности». Участие проекта в конкурсе на получение гранта Гражданского форума Забайкальского края позволило получить стартовый капитал в размере 35 000 рублей. Благодаря денежному сертификату закуплены 10 комплектов формы и спортивный инвентарь.

Становясь бойцом военно-патриотического клуба, студенты ведут четкий распорядок дня, что формирует чувство времени и ответственности, способствует проявлению самостоятельности через коллективное воспитание. Второй год обучения позволяет продолжить занятия в клубе уже в роли опытных наставников для вновь прибывших первокурсников, что формирует и закрепляет новые социальные роли, чувство ответственности.

Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие обучающихся. Поэтому работа по военно-патриотическому воспитанию проводится комплексно, что позволяет усилить ориентацию студентов на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.

Участие студентов и победы в муниципальных, районных, краевых конкурсах и соревнованиях становятся стимулом для вступления в ряды бойцов военно-патриотического клуба. Сложно назвать деятельность клуба обучением, скорее это команда девушек и юношей, идущих по пути саморазвития. Приятными моментами стали такие факты, как появление толерантного отношения к сотрудникам полиции и военнослужащим. Клуб «Вымпел» оказывает поддержку в профилактической работе филиала, так юноши, взятые под «опеку» клуба по решению совета профилактики находят себя в клубной деятельности. Появление чувства гордости за труд в команде, после выступления в соревнованиях, Туриаде, фестиваль Наследники Победы и прочих мероприятиях.

В 2020 – 2021 учебном году отрядом реализован проект «Правильный выбор». Ребята приняли участие во Всероссийском конкурсе «Здоровая Россия – Общее дело» и провели 24 урока трезвости среди обучающихся колледжа и школ города Борзя. Данный проект позволил освоить модель работы по принципу  «сверстник-сверстнику».

9 мая 2022 года лучшие бойцы клуба совместно с юнармейцами школ города приняли участие в показательном выступлении на площади им. Ленина. Показательные выступления с участниками из других образовательных организаций - это новый этап в работе ребят, который активизирует стремление подростков к развитию инициативности в коллективно-творческих делах.

Идея развития инициативных людей, готовых принимать решения в ситуации выбора развивается в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, где цель образования определена как ориентация на формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и интересах общества. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема воспитания социальной активности и инициативности подростков и молодежи.

Список литературы

  1. Буйлова Л. Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей/. Л. Н. Буйлова//Внешкольник. - 2013г.
  2. Крошилина Г.И. Система гражданско-патриотического воспитания/Г.И. Крошилина//Дополнительное образование и воспитание.-2014.-№6-С. 20-23
  3. Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012 https://slovar.cc/enc/bse/2027858.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гражданско-патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время"

               Данная работа посвящается обобщению профессионального опыта работы.  Сущность опыта состоит в выработке системы работы по формир...

Духовно-нравственное воспитание во внеурочное время

Доклад на Рождественских чтениях в декабре 2011 года . Г. Можайск....

Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О

В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...

Внеурочная деятельность по английскому языку. Проектная деятельность. Патриотическое воспитание обучающихся на уроках и во внеурочное время.

В Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации до 2025 г. и в Федеральной программе «Культура России» на 2012-2016 г. поставлена задача повышения социальной эффективно...

План работы с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время 2022-2023 учебный год

План  работы с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время 2022-2023 учебный год...