Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
рабочая программа

Жильцова Вера Ивановна

Предлагаемая в этой программе туристско-краеведческая направленность  имеет в виду прежде всего ознакомление школьников со своим краем, овладение определенным кругом знаний и умений, необходимых путешественникам Участники объединения могут включаться в массовые походы и экспедиции, проводимые в нашей стране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ehkstrim_2023_1.docx45.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр «Юниор» Воскресенского района Нижегородской области.

Принято:        Утверждено:

на заседании педагогического совета        приказ № 41

от 30 августа 2023 г.        от 30 августа 2023 г.

Протокол № 3.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности по туризму

«Экстрим»

Возраст обучающихся: 8 -18 лет срок реализации: 1 год

Автор-составитель: В.И.Жильцова - педагог дополнительного образования

р.п. Воскресенское 2023 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по туризму разработана педагогом дополнительного образования МОУ ДО ДООЦ «Юниор» на основании Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013

№1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" и в соответствии с уставом МОУ ДО ДООЦ «Юниор".

Предлагаемая в этой программе туристско-краеведческая

направленность        имеет в виду прежде всего ознакомление школьников со своим краем, овладение определенным кругом знаний и умений, необходимых путешественникам Участники объединения могут включаться в массовые походы и экспедиции, проводимые в нашей стране.

Программа модифицирована. За основу        взята программа «Юные туристы» ГБОУ ЦДЮТ НО.

Цель – Формирования гармонично развитой личности. Через приобретение ребятами необходимых туристских навыков. Дать ребятам возможность освоить все премудрости пешеходного туризма, привить им страсть к путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию.

Задачи:

  • ознакомить школьников со своим краем;

-овладеть определенным кругом знаний и умений, необходимых путешественникам

  • научить составлять план путешествия, разрабатывать маршрут;
  • проводить простейшие исследования и наблюдения и коллекционировать собранные материалы.
  • оказывать первую доврачебную помощь;

-Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки

  • и др.

Отличительная особенность программы в том, сто она охватывает разнообразные направления: краеведение, экология, медицинская подготовка. Дает навыки для самостоятельных походов, учит самостоятельно организовать поход и грамотно к нему подготовиться. Дети получают знания, умения и навыки по преодолению естественных препятствий и морально- волевую подготовку, необходимую не только в походах, но и в повседневной жизни.

На занятиях объединения, в походах, путешествиях, экскурсиях юные туристы должны научиться: - составлять план путешествия и разрабатывать маршрут; - фиксировать наблюдения; - проводить простейшие исследования, обрабатывать и коллекционировать собранные материалы. - вести наблюдения за погодой и составлять прогнозы; - ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты, компаса и по различным особенностям местных предметов; - делать пешие переходы с грузом,

оказывать первую до-врачебную помощь; - ставить палатку, разводить костер, готовить пищу, изготовлять простейшее туристское оборудование. Целью объединения должна быть и подготовка туристских организаторов (инструкторов) для отрядов, помощников в проведении школьных слетов, соревнований по туризму и ориентированию на местности. Усвоение материала программы и участие в походах и путешествиях позволит школьникам подготовиться и сдать нормы на значки "Юный турист", "Турист России", а также выполнить разрядные, требования.

Программа занятий рассчитана на учащихся, занимающихся первый год. В него могут записаться все желающие,  начиная с 4 класса.

Желательный состав - учащиеся одной параллели или смежных. Например, 6 и 7 классы, 8 и 9 классы.

Срок реализации программы 1 год. Режим занятий 4,5 часа в неделю. Подведением итогов занятий ежегодно служит участие в районном турслете школьников, областном первенстве по туристскому многоборью среди учащихся, участие в многодневном походе, присвоение разрядов.

Участники объединения должны получить разрешение врача на участие в походах. Медицинский осмотр проводится также перед отправлением в летнее многодневное путешествие и на соревнования.

Желательно также провести медосмотр после возвращения из путешествия. Руководитель объединения должен иметь опыт участия в туристских походах, путешествиях. Занятия юных туристов носят преимущественно практический характер, лишь небольшая их часть проводится в форме лекций и бесед".

План занятий необходимо строить так, чтобы перед учащимися всегда стояла ближайшая и доступная им цель - экскурсия к интересному объекту, поход с ночевкой, участие в школьных и районных слетах, туристских соревнованиях и соревнованиях по ориентированию на местности и т. д.

Одновременно следует добиваться, чтобы учащиеся хорошо понимали, что ведущей целью занятий является предстоящее летнее или зимнее многодневное путешествие. Темы для занятий подбираются в зависимости от общей цели объединения, подготовленности группы, сложности и длительности маршрута. Часто в план одного занятия входят различные темы. Например, во время игры по ориентированию на местности можно показать, как взобраться на откос или преодолеть реку вброд, как развести костер. Поход на несколько километров явится хорошей тренировкой перед многодневным путешествием, а фиксация наблюдений поможет в будущих путешествиях и экспедициях вести содержательные записи для отчета.

После похода на занятии обсуждаются его итоги, а затем одни юные туристы делают фотомонтаж, другие обрабатывают дневник, некоторые участники занимаются копированием карт будущего похода или составлением писем в пункты маршрута предполагаемого путешествия. Конечно, это следует проводить так, чтобы не нарушать цельности занятия и не допускать перегрузки учащихся. Содержание занятий следует постоянно усложнять. Например, от беседы о картах и топографических знаках переходить к решению топографических задач, участию в

топографических играх, а затем и к самостоятельному движению с картой, от небольших прогулок - к однодневным походам. Руководитель должен обеспечить условия для безопасного проведения походов, путешествий. С этой целью ему необходимо подробно ознакомиться с "Инструкцией по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ", узнать о всех особенностях маршрута на местных станциях юных туристов, советах по туризму и экскурсиям, клубах туристов, в музеях; в зимних походах своевременно договориться о ночлеге в сельских школах; строго придерживаться норм переходов, советов по проведению купания; научить участников похода преодолевать препятствия, приемам самоконтроля; уметь оказывать первую доврачебную помощь. Распределять обязанности в каждом походе следует так, чтобы к исполнению их каждый раз привлекались другие участники кружка. Это позволит к началу многодневного путешествия

выявить наиболее способных к той или иной работе юных туристов. В первые месяцы занятий необходимо провести собрание родителей, подробно рассказать им о плане занятий и походов, об условиях их проведения, о личном снаряжении юных туристов. Для занятий объединения и походов следует пользоваться снаряжением и оборудованием, имеющимся в школе, на станции юных туристов или специально приобретенным для работы. У каждого участника кружка должна быть записная книжка, куда простым

карандашом или шариковой ручкой записываются все сведения, услышанные на занятиях (различные нормы, условные топографические знаки, список снаряжения, наборы продуктов и пр.), заносятся впечатления о походах и экскурсиях.

Занятия объединения целесообразно организовать таким образом:

одно        теоретическое или практическое занятие в неделю (в помещении) и один-два похода или практических занятия на местности, две экскурсии в месяц. Часть работ выполняется участниками как на занятиях, так и помимо, как домашнее задание. Многодневное путешествие осуществляется во время летних каникул в соответствии с темой и планом работы.

Длительность его зависит от возраста и подготовленности участников, отдаленности района путешествия, материальных затрат и других условий.

Собранные в многодневном путешествии материалы частично

обрабатываются сразу по возвращении из похода, а окончательно с началом занятий в школе. Составление коллекций, отчета изготовление иллюстрированной схемы маршрута, оформление дневника, подготовка к эколого-краеведческой конференции являются заключительным этапом путешествия.

  1. Учебный план

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации

Всего

Теор..

практ.

Чем полезны и интересны туристские походы и путешествия

2

1

1

Контрольные нормативы

Наш край

4

2

2

Практические занятия

Организация туристского путешествия

10

2

8

Практические занятия

Топографическая подготовка юного туриста. Ориентирование

на местности

14

2

12

Практические занятия

Физическая подготовка юного туриста. Преодоление

препятствий в походе

48

8

40

Практические занятия

Особенности лыжных походов

10

2

8

Практические занятия

Краеведческие наблюдения. Фиксирование их в походе

4

2

2

Практические занятия

Изучение и охрана природы

2

1

1

Практические занятия

Изучение и охрана памятников истории культуры

4

2

2

Практические занятия

Наблюдения за погодой в походе

2

1

1

Практические занятия

Туристское снаряжение.

12

2

10

Практические занятия

Туристский быт

12

4

8

Практические занятия

Правила санитарии и гигиены Первая (доврачебная) помощь в походе

4

2

2

Практические занятия

Подведение итогов похода

2

0

2

Практические занятия

Инструкторская подготовка .

4

2

2

Практические занятия

Специальная подготовка к летнему многодневному путешествию

10

4

6

Практические занятия

Туристское путешествие

-

-

-

Контрольные нормативы

Итого

144

36

108

  1. Календарный учебный график

Дата начала реализации программы: 01.09.2023

Продолжительность реализации программы: 36 учебных недель Количество учебных дней (занятий): 72 (2 занятия в неделю по 2 часа)

Каникулы: 30.12.2023 – 10.01.2024

Дата окончания реализации программы: 31.05.2024

  1. Рабочая программа

Планируемые результаты:

Обучающийся будет иметь теоретическую подготовку по следующим вопросам.

  1. История туризма в России.
  2. Родной край, его туристские возможности.
  3. Виды туризма.
  4. Классификация походов по степеням, категориям и видам туризма.
  5. Начальная топографическая подготовка (виды карт, масштаб, топографические знаки, начальная работа с картами) ( Определение высоты дерева, кривизна склона, V-реки, расстояние до недоступного предмета).
  6. Подготовка к 1-2-3-х дневному походу (списки личного, группового снаряжения, ремнабор, костровое хозяйство).
  7. Оказание простейшей доврачебной медицинской помощи.
  8. Правила охраны природы и исторических памятников.
  9. Техника безопасности на мероприятии, биваке.
  10. Питание в походе (хранение продуктов их упаковка, питьевой режим).
  11. Нормативы по ОФП для данного возраста.
  12. Гигиена туриста.

  1. Преодоление        естественных        препятствий        (автомагистрали,        ж/д, заболоченные места, неглубокие водные преграды, склоны до 30 градусов)

Обучающийся будет знать и уметь практически выполнять.

  1. Читать карту. Определять по карте и на местности по местным предметам, сторонам горизонта, расстояние, азимут.
  2. Уметь собрать рюкзак к 1-2-3 дневному походу.
  3. Ставить палатку.
  4. Разжигать костер.
  5. Заполнять дневник похода.
  6. Пользоваться снаряжением для организации бивака.
  7. Сушить одежду в походе.
  8. Готовить на костре простые блюда.
  9. Оказывать простую доврачебную медицинскую помощь.
  10. Выполнять нормы ОФП для данного возраста.
  11. Уметь вязать 3-5 необходимых узлов
  12. Производить простой ремонт снаряжения.
  13. Преодолевать естественные препятствия (заболоченный участок, брод, склоны не более 30 градусов, водные преграды).

Содержание программы

Чем полезны и интересны туристские походы и путешествия 2ч Теория 1ч Наша Родина – Россия.

Практические        занятия        1ч.:        самостоятельное        изучение        отдельных регионов России.

Наш край.4ч.

Теория 2 ч.  Сведения о Воскресенском районе.

Практические занятия.2 часа 1)Прогулки, экскурсии одно-, двух-, трехдневные походы и многодневное путешествие (в каникулы) с активными способами передвижения.

Организация туристского путешествия..10ч

Теория 2ч. Распределение обязанностей, План подготовки к путешествию.

Практические        занятия.        8ч.        Разработка        планов        подготовки путешествия. Разработка проектов маршрута.

Топографическая подготовка юного туриста.

Ориентирование на местности. (14ч)

Теория 2ч. 1)Карта географическая и топографическая. Условные знаки. Ориентирование по карте, компасу и различным особенностям местных предметов.

Практические занятия.12ч. Топографические игры, решение топографических задач. Участие в школьных и районных (городских) туристских в соревнованиях и соревнованиях по ориентированию на местности.

Физическая и маршевая подготовка юного туриста.

Преодоление препятствий в походе. 48ч

Теория 8ч. Специальные упражнения для соответствующего вида туризма Занятия легкой атлетикой, гимнастикой, лыжами, плаванием. Понятие о тактике и технике в пешеходном туризме. Виды и нормы нагрузок в летних пешеходных и зимних лыжных походах

Практические занятия.40 ч. Обучение преодолению препятствий (в зависимости от способов передвижения и района путешествия). Овладение приемами, обеспечивающими безопасность. вязка узлов, отработка приемов страховки альпенштоком. Правила Участие в соревнованиях.

Особенности лыжных походов. 10 ч.

Теория 2 ч. Личное и групповое снаряжение для лыжного похода. Преодоление препятствий. Организация привала. Меры против обморожений, простудных заболеваний.

Практические занятия.8 ч.   Подготовка лыж к пользованию. Ходьба на лыжах по равнинной местности, подъемы и спуски, безопасное преодоление препятствий.

Краеведческие наблюдения. Фиксирование их в походе. 4 ч.

Теория 2ч. Сбор материалов по истории, экономике, культуре родного края; наблюдения и исследования в лесу. на реке; наблюдения над сезонными явлениями природы; Правила хранения и использования исторических документов и других материалов. Сбор документов и реликвий. фотографирование и зарисовки в походе.

Практические     занятия.2.ч.    Проведение    экскурсий,        походов, путешествий и экспедиций; выполнение заданий музеев, научных и других организаций.

Изучение и охрана памятников истории и культуры. 4 ч.

Теория 2ч. 1)Закон об охране и использовании памятников истории и культуры. Древние памятники, исторические, военные, трудовой славы, архитектурные и другие памятники, памятные места нашей области, края. Практические занятия.2.ч. Проведение экскурсий к памятникам и в памятные места; включение этих мест в план работы на туристских маршрутах.

Изучение и охрана природы. 2 ч

Теория 1ч. "Закон об охране природы". Меры по охране окружающей среды нашей области, края. Формы участия школьников, юных туристов в охране и посадке зеленых насаждений, Правила организации привалов и ночлегов в полевых условиях.

Практические занятия 1ч. Экскурсии в природу,

Наблюдения за погодой в походе.2 ч.

Теория 1ч. Признаки изменения погоды. Определение устойчивой погоды, ее перемены, приближающегося ненастья.

Практические занятия. 1 ч. Наблюдения. Экскурсия на метеостанцию.

Туристское снаряжение. 12 ч.

Теория 2 ч. Необходимое групповое и личное снаряжение в зависимости от района путешествия, способа передвижения, времени года и погоды, длительности путешествия.

Практические занятия.10 ч. Составление списков личного и группового снаряжения. Установка палаток, устройство очага. Снаряжение для преодоления препятствий в походе.

Туристский быт. 12 часов.

Теория 4 ч. Выбор места для бивака. Снятие бивака. Уборка места привала. Противопожарные меры. Различные типы костров. Хранение продуктов. Приготовление пищи. Режим дня в походе и на дневке. Практические занятия.8 ч. Составление наборов продуктов и меню. Обучение пользованию топором, пилой, лопатой, ремонтным инструментом, установка и снятие палаток, разжигание костров, приготовление пищи. Изготовление чертежей, макетов, моделей различных типов костров, палаток, очагов, биваков.

Правила санитарии и гигиены Первая (доврачебная) помощь в походе.4 ч.

Теория 2ч. Общие гигиенические требования в походе. Требования к одежде и обуви. Приемы самоконтроля. Питьевой режим. Обеззараживание воды. Помощь при тепловом ударе. Ожоги. Помощь утопающему. Различные травмы. Помощь при желудочных и простудных заболеваниях. Состав походной аптечки. Транспортировка пострадавшего. Первая доврачебная помощь в зимних походах.

Практические занятия 2 ч Оказание первой доврачебной помощи и переноска пострадавшего. Изготовление носилок из подручных материалов. Комплектование походной аптечки.

Подведение итогов похода.2ч Теория 0,5ч. Подготовка отчета.

Практические занятия.1,5 ч Составление полного отчета с

фотографиями.

Инструкторская подготовка для работы в школьных отрядах.4 ч Теория 2 ч.        Работа        туристского, организатора школьного        отряда.

План подготовки к походу. Школьный туристский слет, соревнования. Практические занятия. 2 ч. Разработка маршрутов походов для школьных отрядов. Составление списка личного и коллективного снаряжения,

медицинской и ремонтной аптечки, правил поведения в походе.        Участие в организации и проведении похода своего отряда.

Специальная подготовка к летнему многодневному походу. 10 ч. Теория 4ч. детальная разработка маршрута путешествия,

Практические        занятия        6 ч.        Составление        плана        подготовки. распределение обязанностей. определение набора продуктов и приобретение их; составление сметы; пробная укладка снаряжения и оборудования, ; Проведение контрольного тренировочного похода с полным комплектом снаряжения и проверкой выполнения отдельных разделов        работ в        походе

ответственными исполнителям Оформление документов на путешествие.

Тематическое планирование

занятия

Наименование темы

Всего

Тео р..

практ.

Формы промежуточной аттестации

1-2

Чем полезны и интересны туристские походы и путешествия

2

1

1

Контрольные нормативы

3

Наш край

4

2

2

Экскурсия в музей,

4-8

Организация туристского путешествия

10

2

8

участие в походе

9-15

Топографическая подготовка юного туриста. Ориентирование

на местности

14

2

12

Участие в соревнованиях

16-39

Физическая подготовка юного туриста. Преодоление

препятствий в походе

48

8

40

Участие в соревнованиях

40-44

Особенности лыжных походов

10

2

8

Участие в соревнованиях

45-46

Краеведческие наблюдения. Фиксирование их в походе

4

2

2

участие в походе

47

Изучение и охрана природы

2

1

1

Творческие задания

48-49

Изучение и охрана памятников истории культуры

4

2

2

Экскурсия в музей

50

Наблюдения за погодой в походе

2

1

1

Экскурсия на метеостанцию.

51-56

Туристское снаряжение.

12

2

10

Участие в соревнованиях

57-62

Туристский быт

12

4

8

Практическое занятие

63-64

Правила санитарии и гигиены Первая (доврачебная) помощь

в походе

4

2

2

Практическое занятие

65

Подведение итогов похода

2

0

2

Отчет о походе

66-67

Инструкторская подготовка .

4

2

2

Участие в соревнованиях

68-72

Специальная подготовка к летнему многодневному путеше

ствию

10

4

6

Контрольные нормативы Тестирование

участие в походе Участие в соревнованиях

Туристское путешествие

Не входит рамки программы

Итого

144

36

108

4.Оценочные и методические материалы

Текущий контроль осуществляется в следующих формах: выполнение практических заданий, упражнений , игры соревнования .

Критериями оценки являются: правильное выполнение практических заданий, успешное выступление на соревнованиях, на турслетах, в конкурсах.

По итогам обучения определяется уровень освоения программы.

Программа освоена, если: Обучающийся демонстрирует заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности. Знает историю туризма, отлично ориентируется в формулировках и темах, знает регламент и правила по спортивному туризму, владеет навыками , необходимыми для похода и соревнований, хорошо ориентируется на незнакомой местности, знает общие принципы и законы туристов, может результативно участвовать соревнованиях ,конкурсах по спортивному туризму участвовать в турслетах.

Программа не усвоена, если:

Учащийся демонстрирует низкую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности. Слабо владеет материалом Программы и не может участвовать в соревнованиях.

При реализации Программы используются учебно-методические материалы: видеоролики, регламент по спортивному туризму, правила по виду спорта спортивный туризм и спортивное ориентирование.

Канал        «Моя        академия        туризма»: https://www.youtube.com/watch?v=hdMswWKwt6Q&t=5s

ЛИТЕРАТУРА

Бардин К. В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1973. Голов В. П. Изучение рельефа в курсе географии. М., Просвещение, 1973.

Клименко А. И. Карта и компас - мои друзья. М., Детская Литература,1975.

Куприн А. М. Занимательно об ориентировании. Изд-во ДОСААФ, 1972.

Лесогор Н. А., Толстой Л. А., Толстая В. В. Питание туристов в походе.        М.,

Пищ. Пром., 1980

Штюрмер Ю. А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М..

Физ­культура и спорт, 1972.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Крупская Н. К. Воспитывать достойную смену. М., Политиздат, 1993.

Алешин В.,Калиткин Н. Соревнования по спортивному ориентированию. М.,

Физкультура и спорт, 1994.

Бардин К. В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1981.

Б        е        р        м        а        н        "А.        Е.        Путешествие        на        лыжах.        М., Физкультур и спорт, 1998.

Богатков С.        Ф., Крюков О. Г. Спортивное ориентире ванне на местности.

М., Воениздат, 1971.

Васильев И. В. В помощь организаторам и инструкторам туризма. М., Про-

физдат, 1973.

Великорецкий А.Н. Первая помощь до прихода врача Медицина, 1992.

Гамезо М.  В., Говорухин А. М. Справочник офицера по военной топогра-

фии. М., Воениздат, 1998.

Гранильщиков        Ю.        В.        и        др.        Горный        туризм.        М., Физкультура и спорт, 1996.

Елаховский        С.        Б.        Бег        к        невидимой        цели.        М., Физкультура и спорт, 1993.

Лахнин А.        Ф., Вызов Б. Е., Прищепа И. М. Военная топография. М., Вое-

низдат, 1993.

Лукашов        П.        Д.        Военно-спортивные        игры        на местности., Просвещение,1998.

Лукоянов П.И.        Зимние        спортивные походы.        М., Фиэкультура и спорт,1999.

Моргунов Б. П. Туризм. М., Просвещение, 1998.

Пруха К Военизированные игры на местности.М.Изд ДОСААФ 1999

Слуцкая        Р.Д.Географическое        общество        Глобус Просвещение 1992

Спутник туриста.Физкультура и спорт 1999 Строев К.Ф.Краеведение.Просвещение 1997

Сухорукова        А.В.Работа                на        географической площадке.Просвещение        1970

Шнейдеров                В.А.Кинолюбитель путешественник.Искусство        1990

Штюрмер Ю.А.Охрана природы и туризм.Физкультура и спорт 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)

Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...