Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Первые роли"
рабочая программа (6 класс)

Киселева Ольга Александровна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5. 6 классов способствует развитию артистизма, умению владеть речью и телом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnyy_teatr.docx40.17 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПИАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МБОУ Греково-Степановская СОШ

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______ Е. В. Александренко

 «____» _________ 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ Греково-Степановская СОШ

_______ Е. Г. Пащенко

Приказ № ___________

от «____» ________ 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса внеурочной деятельности «Главные роли»

для обучающихся 5–6 классов

учителя высшей категории

Киселевой Ольги Александровны

2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа к курсу «Школьный театр» составлена на основе программы развития творческих способностей учащихся «Театр». Программа данного курса реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» - представляет систему интеллектуально-развивающих, творческих занятий для учащихся начальных классов.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России N 03–296 от 12 мая 2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
  • Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.


Цель программы: всестороннее развитие личности подростка средствами театрального искусства, воспитание в детях добро, любви к ближним, родной земле.


Задачи, решаемые в рамках данной программы:

  • познакомить детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии и др.).
  • поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
  • совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
  • развивать речевую культуру;
  • развивать эстетический вкус;
  • воспитывать творческую активность обучающихся, ценящих в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.

Формы организации образовательного процесса:

Занятия курса состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.

Формы работы: формы занятий – групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мизансцены.

Основными формами проведения занятий являются:

  • театральные игры
  • викторины
  • беседы
  • спектакли
  • праздники

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений – все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.

Полученные знания позволят обучающимся преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.

Театр – это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.

Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.

На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.

Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно- образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.

Программа «Школьный театр» реализует общекультурное (художественно- эстетическое) направление во внеурочной деятельности в 5–6 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Программа строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Возраст детей участвующих в реализации программы

Программа «Театральная студия» рассчитана на учащихся средней школы. Возраст 11–12 лет.

Сроки реализации программы

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Театральная студия» реализуется в группе обучающихся среднего школьного возраста 1 год и рассчитана на детей 5–6 класса.

Формы и режим работы

На изучение курса «Школьный театр» отводится 1 час в неделю.
Продолжительность занятия 1 академический час.

Таким образом, в соответствии с календарным учебным планом МБОУ Греково-Степановской СОШ на 2022–2023 учебный год, на изучение курса «Главные роли» отведено — 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Занятия внеурочной деятельности ведутся по программе и включают в себя несколько разделов.

1. Основы театральной культуры

Этот раздел работы призван познакомить детей с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи: познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

2. Культура и техника реч

Данный раздел работы объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

3. Театральная игра

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно- этические качества.

4. Ритмопластика

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечивать развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи: развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

5. Этика и этикет

Данный раздел предусматривает разбор вместе с детьми следующих определений «Этика», «этикет», «этикетка» Такт. Золотое правило нравственности. Культурный человек… Какой он? Как актёр применяет в спектакле правила этикета? Какие сценки требуют соблюдения норм культуры?
Задачи: формировать умение выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно на сцене; формировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека; учить применять правила этикета в сценках.

6. Мастерская куклы

Знакомство с видами кукол: куклы-петрушки, групповые куклы, куклы на тростях, марионетки, плоскостные куклы и др.

Задачи: на данном этапе дети учатся водить куклы. Работают с их образами, характерами. Исполняют небольшие импровизации на тему представления куклы, дети сочиняют и играют небольшие импровизированные сценки с куклами.
Дети обсуждают и при необходимом содействии педагога организуют музыкальное и звуковое сопровождение. Знакомятся с понятием театра теней. В режиме творческой мастерской дети работают над полученными заданиями, вырезают фигуры персонажей и элементы декораций.

7. Работа над спектаклем

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство и участие в настольном, пальчиковом, перчаточном театре, театре ложек, спектакле с использованием ростовых кукол, а также обширную работу над отчетным концертом.

Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т. п.) пополнять словарный запас, образный строй речи.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты
У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:
Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценирование.

Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

  • текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка впроцессе занятий;
  • промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;
  • итоговый – открытые занятия, спектакли.

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУЧРОНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Дата проведения

Общее количество часов

Часы теоретических занятий

Часы практических занятий

I. ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ – 8 ч.

1.

Основы театральной

культуры. Мир театра.

5.09

1

1

-

2.

Подготовка ко Дню учителя. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Распределение ролей.

12.09

19.09

26.09

3

-

3

3.

Анализ выступления на празднике День учителя (недостатки, интересно ли было работать над спектаклем, что будем делать дальше).

3.10

1

1

-

4.

Виды театрального искусства. Театр кукол (настольный,

пальчиковый, театр ложек, перчаточный).

10.10

1

1

-

5.

Что        такое        сценарий?        Обсуждение        сценария        сказки

«Рукавичка» на новый лад.

17.10

1

1

-

6.

Режиссер – организатор и

создатель спектакля. Русские режиссеры. (М.В.Щепкин)

24.10

1

1

1

II. КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ – 8 ч.

7.

Что такое культура и техника речи. Выразительное чтение

поэзии и прозы.

7.11

1

1

-

8.

Речь и дыхание.

14.11

1

1

1

9.

Учусь говорить красиво. Что значит красиво говорить?

«Сквернословие… это всегда плохо или иногда хорошо?».

21.11

1

-

1

10.

Скороговорки.

28.11

1

-

1

11.

Выбор        сценария        для        постановки        на        Новый        год.

Распределение ролей с учетом пожеланий артистов. Подготовка к постановке.

5.12

12.12

19.12

26.12

4

4

4

III. РИТМОПЛАСТИКА – 5 ч.

12.

 Язык жестов в профессии

актера.

9.01

1

1

1

16.

Ритмопластика.  Совершенствование осанки и походки. Учимся создавать образы животных.

16.01

1

-

1

17.

Музыка и ритм. Мимика.

23.01

1

-

1

19.

Творческие        задания        «Изобрази»,                «Войди        в образ». «Профессионалы»,                «Что        бы        это        значило»,

«Перехват».        Упражнения        «Исходное        положение», «Зернышко»

30.01

6.02

2

-

2

IV. ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА – 4 ч.

21.

Чтение пьесы-сказки "Двенадцать месяцев"

13.02

1

-

1

25.

Выбор миниатюры на 23 февраля и 8 марта.

Распределение ролей.

20.02

27.02

5.03

3

3

3

V. ЭТИКА И ЭТИКЕТ – 3 ч.

26.

«Этика», «этикет», «этикетка», научиться их различать.

Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».

12.03

1

1

1

27.

Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай

с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».

19.03

1

1

1

28.

Импровизируем вместе. Просмотр импровизаций на сцене.

2.04

1

-

1

VI. МАСТЕРСКАЯ КУКЛЫ – 3 ч.

29.

Театр с живой рукой.

9.04

1

1

1

31.

Театр теней.

16.04

1

-

1

33.

Маски и декорации в театре. Разработка своих масок и

декораций

23.04

1

1

1

VII. РАБОТА НАД СПЕКТАКЛЕМ – 4 ч.

36.

Пальчиковый спектакль

30.04

7.05

2

-

2

37.

Перчаточный театр

14.05

1

1

1

41.

Посиделки за круглым столом: «Наши успехи и недостатки». Итоги        работы        за        год.        Показ        заранее        подготовленных

самостоятельно сценок из школьной жизни.

21.05

1

-

-

Всего

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности ФГОС. Вокальный кружок «Весёлые нотки».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Вокальный кружок «Весёлые нотки»   4 годасрок реализации программы 7-11 летвозраст обучающихся...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука журналистики"

Образовательная программа «Азбука журналистики» предназначена для учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы. Программа направлена на знакомство с профессией журналиста. А также предусматривает у...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ кружок «Игротека »

 Современный волейбол предъявляет высокие требования к уровню физической подготовленности игроков. Для достижения высоких результатов современная волейбольная команда берёт на своё вооруже...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)

Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....