Воспитательное пространство «Кукольный театр в школе»
материал (5 класс)

Клестова Мария Александровна
Кукольный театр играет огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании школьников. Занятия в кукольном театре способствуют формированию личности ребенка. Вырабатывая определенную систему ценностей, дети учатся различать добро и зло, у них воспитывается желание делать выбор в пользу добра; прививается уважение к православным традициям своего народа, воспитывается чувство любви, уважения к своим близким, к своей стране, признательности к её защитникам Занятия в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность. В процессе работы над спектаклем дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива. Содержание кукольных спектаклей преломляется через опыт ребенка, отношение детей к изображаемым в спектакле явлениям и оказывает воспитательное воздействие на них. Очень важно детям младшего и среднего школьного возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости, так как в этот период у них начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему. Занятия в кукольном театре способствуют расширению кругозора детей, повышению эмоциональной культуры и культуры мышления, формированию убеждений и идеалов. Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно- конкретного мышления младшего школьника, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Для тренировки воображения служат и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. Основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать). Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Играя в спектакле, дети перевоплощаются в различные образы, учатся выражать свои чувства в слове, интонации. Благодаря этому дети учатся слышать психологическую выразительность речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательное пространство

«Кукольный театр в школе»

Руководитель: Клестова Мария Александровна (советник директора по воспитанию ГБОУ НАО «СШ №4 г.Нарьян-Мара с УИОП»)


Наименование:


Кукольный театр.

Основание для разработки воспитательного пространства 

Воспитание театром формирует эстетический вкус и мировоззрение подрастающего поколения, а также пробуждает самостоятельное и независимое мышление.

Особенность театрального искусства – массовость, зрелищность, предоставляет большие возможности для развития как в нравственном, развивающем и эстетическом воспитании детей, так и в организации досуга.

Цель проекта: 

Создание условий для творческого, нравственно-интеллектуального развития личности через театрализованную деятельность.

Задачи проекта: 

  • Раскрыть индивидуальные творческие способности личности; 
  • Поддерживать стремление к самовыражению, самореализации, самосовершенствованию;
  • Формировать нравственно-интеллектуальные качества и адекватную самооценку обучающихся;
  • Способствовать развитию толерантных отношений; содействовать созданию районного объединения школьных театральных коллективов.

Нормативная база 

1. Перечень поручений президента Российской Федерации

по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 25 августа 2021 года ПР-1808ГС.

2. Перечень поручений по итогам встречи со школьниками

во Всероссийском детском центре «Океан» 1 сентября 2021 года Пр-1806.

3. Протокол заседания Совета Министерства Просвещения Российской

Федерации по вопросам создания и развития школьных театров

в образовательных организациях субъектов Российской Федерации

№ 1 от 24 марта 2022 года.

4. Письмо Минпросвещения России «О формировании Всероссийского

перечня (реестра) школьных театров» от 6 мая 2022 г. № ДГ-1067/06.

5. Протокол расширенного совещания по созданию и развитию школьных театров в субъектах Российской Федерации от 27 декабря 2021 г.№ К-31/06пр.

6. Приказ о Совете Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам создания и развития школьных театров в образовательных организациях субъектов Российской Федерации по вопросам создания и развития школьных театров в образовательных организациях субъектов

Российской Федерации от 17 февраля 2022 г.№ 83.

7. План работы («дорожная карта») по созданию и развитию школьных

театров в субъектах Российской Федерации на 2021-2024 годы.

Сроки реализации проекта: 

2023-2024 учебный год 


Ожидаемые конечные результаты реализации проекта: 

  • Повышение творческого потенциала личности школьников; 
    Развитие коммуникативных и организаторских способностей;
  • Повышение самооценки, избавление от комплексов;
  • Улучшение психологического климата в ученическом коллективе; 
    Овладение навыками изготовления кукол для спектакля; 
  • Овладение навыками сценического искусства; 

Пояснительная записка

Кукольный театр играет огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании школьников. Занятия в кукольном театре способствуют формированию личности ребенка. Вырабатывая определенную систему ценностей, дети учатся различать добро и зло, у них воспитывается желание делать выбор в пользу добра; прививается уважение к православным традициям своего народа, воспитывается чувство любви, уважения к своим близким, к своей стране, признательности к её защитникам

Занятия в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность.

В процессе работы над спектаклем дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива. Содержание кукольных спектаклей преломляется через опыт ребенка, отношение детей к изображаемым в спектакле явлениям и оказывает воспитательное воздействие на них. Очень важно детям младшего и среднего школьного возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости, так как в этот период у них начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему.

Занятия в кукольном театре способствуют расширению кругозора детей, повышению эмоциональной культуры и культуры мышления, формированию убеждений и идеалов.

Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно- конкретного мышления младшего школьника, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Для тренировки воображения служат и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. Основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать). Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Играя в спектакле, дети перевоплощаются в различные образы, учатся выражать свои чувства в слове, интонации. Благодаря этому дети учатся слышать психологическую выразительность речи.

Тип проекта:

По доминирующему в проекте методу или виду деятельности – ролево - игровой, творческий.

По уровню контактов – внутришкольный.

По продолжительности – долгосрочный.

По количеству участников – индивидуально-групповой.
Сроки реализации проекта:   1 год.

Первый этап: сентябрь 2023 г. – подготовительный этап, начало работы над проектом;

Второй этап: октябрь 2023г. – апрель 2024 г. – основной, работа над проектом

Третий этап: май 2024 г.– завершающий этап, подведение итогов

Возраст детей, на которых рассчитана реализация проекта: 11-12 лет.

Механизм реализации 
1.Создание творческой группы единомышленников, определение перспектив работы. 

2.Психолого-педагогическая диагностика. 

3.Анализ результатов диагностики. 

4.Реализация проекта: 

Мастер-классы 

Репетиции 

Театральные постановки

5.Рефлексия. 

Практическое применение технологий.

Работа над проектом осуществляется с применением технологий:

  • «Педагогика сотрудничества»;  
  • Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И. П. Волков, Г. С. Альтшуллер, И. П. Иванов)

Актуализация проекта.

Расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения - актуальные проблемы подрастающего поколения. Через обучение и творчество на театральных занятиях в школе можно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс, качественно сплотить детский коллектив.  

Цель проекта:

Приобщение младших школьников к творчеству, выявление и развитие их творческих способностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи проекта:

Образовательные: формировать практические навыки творческой деятельности учащихся;

Развивающие: развивать культуру и технику речи, память, воображение, артистические способности;

Воспитательные: воспитывать способность улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев произведений.

Дидактические цели проекта:

- освоение первичных знаний о театральном искусстве, раскрытие его сущности;

- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной и трудовой деятельности;

- развитие художественно-творческих способностей учащихся и выражения своего отношения к окружающему миру, в процессе коллективного взаимодействия;

- воспитание эмоциональной отзывчивости, а также трудолюбия, усидчивости, аккуратности, чувства взаимопомощи и товарищества.

Умения, навыки и способы деятельности, формируемые проектом:

  • Познавательная деятельность.
  • Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, разыгрывать воображаемые ситуации.
  • Речевая деятельность и работа с информацией.
  • Работа с художественными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками.
  • Правильный и осознанный пересказ вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания).
  • Организация деятельности. Установление последовательности действий изготовления кукол.
  •  Определение способов контроля и оценки деятельности.

 Педагогические принципы:

  • Дифференцированный подход к образованию ребенка, учет его индивидуальных возможностей и способностей, положения ребенка в семье, школе;
  • Уважение личности;
  • Использование метода предметного обучения;
  • Поощрение творчества, достижения качества, самостоятельного поиска художественного решения: предоставление условий для участия в разнообразной деятельности.

Периодичность работы над проектной деятельностью:

Продолжительность занятий – 1 час.

Периодичность в неделю – 1 раз

Количество часов в неделю – 1 час

Общее количество часов в год – 34 часа

Форма занятий:

  • коллективная;
  • индивидуально – групповая.

Тематическое планирование на год

Время проведения

Тема

Вид деятельности

Содержание деятельности

Сентябрь.

1 занятие

1. Особенности выполнения творческого проекта.

Беседа.

Проектная деятельность – основной вид учебной работы на занятиях. Особенности выполнения творческого проекта.

Основные этапы работы над проектом: проблема, планирование работы, сбор информации, подготовка эскиза, изготовление объекта, презентация и защита.

2 занятие

Разновидности театров.

Беседа.

Ввести детей в мир театра; дать первоначальное представление о «превращении и перевоплощении», как главном явлении театрального искусства.

Виды театров: театр картинок, театр игрушек, «Волшебные пальцы», теневой театр, драматический театр, балет.

3 занятие

Кукольный театр.

Беседа.

Из истории возникновения. Верховые куклы: мешочная (кульковая), на кулачке пальчиковая, ручная, механическая и др. Низовые куклы: марионетка, прыгающая и др. Настольные куклы: плоские, картонные, из поролона, из коробок, из природного материала, из перчаток и др. Куклы: игрушки, «с живой рукой», театра масок, теневого театра и др.  

4 занятие

Знакомство с театральной лексикой, с профессиями людей, которые работают в театре: режиссёр, художник-декоратор, бутафор, актер, музыкальный оформитель.

Беседа.

Создание театрального спектакля дополняет и сопровождает всю работу с целью освоения терминов (режиссер, замысел, автор, пьеса, сценарий и т.д.). Каждый ребенок может попробовать себя в роли автора, режиссера, что позволяет развивать творческое начало ребенка.

Октябрь.

1 занятие

«Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы».

Беседа.

Беседа о ширме, о работе за ней. Для работы в  первую  очередь  необходима ширма.

2 занятие

-Выбор и работа над произведением для кукольного театра.

-Распределение ролей.

- Работа с интонацией.

Выразительное чтение произведения учителем.

Беседа о прочитанном.

Выбор простого сюжета для спектакля.  Можно выбрать любую сказку, сделать режиссерскую разработку: продумать: сколько кукол будет участвовать в спектакле, как они должны будут выглядеть. Далее педагог расписывает сказку по ролям.

3 занятие

Обучение соединению действия куклы со словами роли.

Индивидуальная работа с детьми- актёрами.

Надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы; проводить куклу на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать эти упражнения с каждым ребёнком. Чтение каждым кукловодом своей роли.

4 занятие

Обучение работе над ширмой.

Кукловождение.

Коллективно-индивидуальная работа обучающихся.

Каждая репетиция начинается с физических упражнений. Дети поднимают руки вверх вместе с куклами и должны на вытянутой руке покрутить куклу в разные стороны, попробовать движение вдоль ширмы. Эту работу необходимо проделывать на каждой репетиции, т.к. мышцы плеч и руки быстро начнут у ребят уставать, если заранее не подготовить их для этой работы. После физ. гимнастики идет работа над ролями.

Ноябрь.

1 занятие

Обучение работе над ширмой.

Кукловождение.

Коллективно-индивидуальная работа обучающихся.

Ритмопластика.

Чтение кукловодами своих ролей. Закрепление кукловождения. 

Соединение действия куклы со словами своей речи.

Работа с каждым ребёнком: как водить куклу, как говорить за неё, как соединять движения со словами роли.

2 занятие

Занятия техникой речи.

Выразительное чтение произведения.

Работа с каждым ребёнком: как водить куклу, как говорить за неё, как соединять движения со словами роли.

3 занятие

Репетиция по эпизодам.

Заучивание текста наизусть.

Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей

4 занятие

Индивидуальная работа обучающихся.

Декабрь

1 занятие

Музыкальное оформление спектакля.

Подбор музыки руководителем кружка.

Подбор ТСО (муз.колонки, ноутбук)

2 занятие

3 занятие

Прогоны.

Коллективно-индивидуальная работа обучающихся.

Отработка спектакля в целом. Шумовые эффекты, звукоподражание.

4 занятие

Премьера сказки «Заюшкина избушка» 

Презентация проекта.

Показ кукольного спектакля зрителям.

Январь.

1 -3 занятие

Работа над постановкой сказки «Теремок»

Коллективно-индивидуальная работа обучающихся.

4 занятие 

Премьера пьесы «Теремок». 

Презентация проекта.

Показ кукольного спектакля зрителям.

Февраль.

1 -3 занятие

Работа над постановкой сказки «Репка»

Коллективно-индивидуальная работа обучающихся.

4 занятие 

Премьера пьесы «Репка».

Презентация проекта.

Показ кукольного спектакля зрителям.

Март

1 -3 занятие

Работа над постановкой сказки «Колобок»

Коллективно-индивидуальная работа обучающихся.

4 занятие 

Премьера пьесы «Колобок». 

Презентация проекта.

Показ кукольного спектакля зрителям.

Апрель

1 -3 занятие

Работа над постановкой сказки «Маша и медведь»

Коллективно-индивидуальная работа обучающихся.

4 занятие 

Премьера пьесы «Маша и медведь».

Презентация проекта.

Показ кукольного спектакля зрителям.

Май

1-2 занятие

Итог занятий. Планы на будущее.

Коллективная работа обучающихся

Диалог между руководителем кружка и детьми.

Прогнозируемые результаты проекта.

В результате данного проекта учащиеся приобретают представления:

  • Об истории театральной куклы;
  • О профессиях людей, которые работают в театре (режиссер, художник- декоратор, бутафор, актер и т.д.);
  • Об устройстве театра.

Умеют:

  • Водить куклу над ширмой;
  • Изготавливать театральную куклу из различных материалов;
  • Создавать декорации и афиши для спектаклей;
  • Проявлять свои способности и добиваться успеха;
  • Приобретать и применять свои знания на практике;
  • Планировать проектную деятельность;
  • Работать в группе, защищать творческий проект.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА. 

Этапы 

                                         Мероприятия 

Первый этап

Сентябрь, 2023 г.

  1. Создание творческой группы единомышленников, определение перспектив работы. 
  2. Определение труппой школьного кукольного театра репертуара. Планирование работы кукольного театра.

Второй этап

Октябрь 2023г –Апрель 2024 год

  1. Показ спектаклей перед обучающимися 1-х классов , учителями, родителями. 
  2. Оформление декораций, деталей костюмов. 
  3. Накоплением детского, юношеского репертуарного материала. 

Третий этап

Май 2024 г.

  1. Создание фото-видео архива выступлений школьного театра. 
  2. Рефлексия.  Коллективный просмотр спектаклей с последующим обсуждением. 

Ожидаемые результаты работы:

По окончании реализации проекта, обучающиеся смогут чувствовать себя на сцене более раскованно, свободно. Ожидается, что участники проекта смогут владеть элементами актерской выразительности, будут стремиться к знаниям, ценить труд в коллективе.

Обеспечение ресурсами:

  1. Приобретение перчаточных кукол
  2. Создание фонотеки.
  3. Изготовление ширмы. 

Список методической литературы

1. Караманенко Т. Н. «Кукольный театр», М. 2001;

2. «Играем в кукольный театр» (пособие для практических работников дошкольных общеобразовательных учреждений), Н.Ф. Сорокина, М., 1999 г., Аркти.

3. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Журнал «Начальная школа» № 1, 2006 г., с.17

4.Иванова Т.Д. Воспитание с помощью кукол. Журнал «Начальная школа»

 № 3, 2005 г., с.68.

5.Рудакова В.П.  Кружок «Кукольный театр». Журнал «Начальная школа» № 3, 2005 г., с.69.

6. Кияновский А.А. Школьный театр в начальной школе/ Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». М.: ООО «Чистые пруды», 2007.

7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ШКОЛЬНЫХ ТЕАТРОВ https://vk.com/doc521125154_665621235?hash=I9ml0pKdivzAbx2mL92A0dOlZAaTJOV7BCWeJ0Y18R4

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Успешное воспитательное пространство для учащегося= Семья +школа +социум.

Нельзя не согласиться, что воспитать такую всесторонне развитую личность довольно сложно, если из воспитательного процесса выпадет, хотя бы одно звено. Воспитательное пространство должно быть единым...

Успешное воспитательное пространство для учащегося= Семья +школа +социум.

Нельзя не согласиться, что воспитать  всесторонне развитую личность довольно сложно, если из воспитательного процесса выпадет, хотя бы одно звено. Воспитательное пространство должно быть единым и...

Конспект развлечения.Кукольный спектакль "Колобок".Сценарий для постановки русской народной сказки в кукольном театре (автор Олеся Емельянова)

 Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию конспект развлечения. Кукольный спектакль "Колобок". Сценарий для постановки русской народной сказки в кукольном театре (автор Олеся Емельянов...

Кукольный театр как средство реализации ФГОС на уроке немецкого языка в начальной школе.

Кукла – это особый, «действующий», активный вид наглядности на уроке. Ролевая игра с куклой разнообразит занятие, организует внимание, внутренне мотивирует речь учащихся и способству...

Проект «Кукольный театр в школе!» ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Воспитание театром формирует мировоззрение, эстетический вкус, пробуждает самостоятельное и независимое мышление.Особенность театрального искусства – массовость, зрелищность – предполагают...

статья "Кукольный театр "Казачок" как школа нравственности

статья для всероссийской конференции...

Кукольный театр как средство формирования мотивированной личности в младшей школе

Данная статья посвящена анализу влияния кукольного театра на английском языке как средства формирования мотивированной личности младшего школьного возраста в современных условиях образовательного проц...