Адаптированная дополнительная программа "Веселые нотки"
рабочая программа (5 класс)

Программа содержит пояснительную записку и КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veselye_notki_adaptirovannaya.doc463.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации

Ржаксинского района Тамбовской области

Филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №2

имени Героя Советского Союза Г.А. Пономарёва»

Ржаксинского района Тамбовской области

в с. Каменка

Утверждена.

Приказ МБОУ «Ржаксинская СОШ №2

имени Героя Советского Союза Г.А.Пономарёва»

№ ____ от ______2021 г.

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению

Методическим Советом

протокол №___ от _____2021 г.

Адаптированная

дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественной направленности

(для детей – инвалидов

и детей с ограниченными возможностями)

«Весёлые нотки»

Стартовый уровень

Срок реализации – 1 год

Возраст детей – 8 - 14 лет

Автор – составитель: Степанова Наталия Алексеевна,

педагог дополнительного образования

с. Каменка,

2021 год

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

#1059;чреждение

Филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №2 им. Г.А. Пономарёва» Ржаксинского района Тамбовской области в с. Каменка

#1055;олное название

программы

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями «Весёлые нотки» (стартовый уровень)

#1057;ведения об авторе-составителе:

#1060;.И.О., должность

Степанова Наталия Алексеевна,

педагог дополнительного образования

#1057;ведения о программе:

#1053;ормативная база

- Федеральный закон Российской Федерации от №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Указ Президента Российской Федерации от №761 «О национальной стратегии в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;

- Указ Президента Российской Федерации от №808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от г. №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГОАУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015;

- Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №2 им. Г.А. Пономарёва» Ржаксинского района Тамбовской области.

#1054;бласть применения

дополнительное образование

#1053;аправленность

художественная

#1058;ип программы

модифицированная

#1042;ид программы

адаптированная дополнительная общеразвивающая программа для детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями

#1042;озраст учащихся

8 - 14 лет

#1055;родолжительность обучения

1 год

5. Рецензенты

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы.

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями стартового уровня «Весёлые нотки» является модифицированной, имеет художественную направленность.

По форме организации: групповая.

Уровень освоения: стартовый.

Музыкальное искусство издавна признавалось важным средством формирования духовного мира человека. Современное образование признает незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей: Добра, Истины, Красоты, развитие личностных качеств, направленных на уважение и признание духовных и культурных ценностей других народов, формированию эстетических потребностей и чувств.

Актуальность программы.


Актуальность программы заключается в художественно - эстетическом развитии детей – инвалидов и детей с ОВЗ, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.

У детей – инвалидов и детей с ОВЗ пение поможет развить голосовой аппарат, укрепить голосовые связки, улучшить речь, сформировать вокально-слуховую координацию. В хоровой деятельности тесно взаимодействуют такие средства воспитания, как музыка и коллектив. С одной стороны, в хоре развиваются музыкальные способности, формируется художественный вкус детей, с другой – создаются условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества, у ребёнка вырабатывается внимание и усидчивость, дисциплина и воля, чувство ответственности и целеустремлённости, серьёзное отношение к порученному делу, определённые нормы поведения, общение с товарищами, уважительное отношение к труду.

Будучи сопряжено с изучением лучших музыкальных произведений искусства, пение пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.

Данная программа позволит детям – инвалидам и детям с ОВЗ проявить индивидуальные особенности, научиться подчинять свои действия общим задачам и требованиям. Влияние музыки непосредственно воздействует на чувства ребёнка через эмоционально - образное содержание музыкального произведения, побуждает ребёнка к сопереживанию, формирует его внутренний мир. Через занятия вокально-хоровым творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.

Новизна программы.

Новизна адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы стартового уровня «Весёлые нотки», заключается в том, что определяет содержание обучения вокалу детей, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов, включая в себя коррекционную
направленность. Программа адаптирована для детей с различными
нарушениями здоровья.

Педагогическая целесообразность программы.

Педагогическая целесообразность адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы стартового уровня «Весёлые нотки» заключаются в решении проблемы социальной адаптации и интеграции детей в среде сверстников, воспитание гармоничной личности ребенка, умение взаимодействовать в коллективе, культурное, музыкальное и творческое развитие ребенка. На занятиях вокалом создаются условия для развития художественных способностей детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, формирования эстетического вкуса, улучшения физического развития и эмоционального состояния детей.

Широкие возможности воздействия музыки на человека отмечены давно. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с музыкой, от того насколько она близка. На занятиях дети получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, приобретают навыки выступления перед зрителями, развивают умственные и физические центры организма в целом.

Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитанию нравственно - эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Отличительная особенность программы.

Отличие адаптированной дополнительной общеразвивающей программы стартового уровня «Весёлые нотки» от других аналогичных программ составляет дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар подбирается с учётом возрастных, психологических особенностей воспитанников, их вокальных данных.

Программа построена на использовании методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей мотивации к творчеству. Всевозможные сказочные ситуации, игровые задания стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего у ребенка развивается потребность к художественному самовыражению.

Стержневым видом искусства в предлагаемой программе является вокально-хоровое воспитание.

Адресат программы.

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа стартового уровня «Весёлые нотки» рассчитана на работу с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития, соматическими заболеваниями и др.) в возрасте 8 - 14 лет. На программу принимаются дети, не имеющие ограничений к данному виду занятий.

Количественный состав группы — 4 - 8 обучающихся.

Программа предусматривает сочетание групповых и индивидуальных форм организации образовательного процесса.

Условия набора учащихся.

Для обучения по адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Весёлые нотки» принимаются без отбора обучающиеся, проявляющие интерес к данному виду деятельности.

Объем и срок освоения программы.

Программа «Весёлые нотки» стартового уровня рассчитана на один год обучения с общим количеством учебных часов –72 часа, занятия по 1 часу (40 мин.), 2 раза в неделю

Формы и режим занятий.

Основная форма организации процесса обучения – хоровая репетиция. Коллективное хоровое исполнение – одна из самых эффективных форм музыкального развития детей, которая открывает значительные перспективы для музыкально - эстетического самовыражения обучающихся, позволяет полноценно реализовать свои способности в сообществе своих сверстников.

Программа предусматривает сочетание групповых и индивидуальных форм организации образовательного процесса.

Программа предусматривает проведение занятий по группам от 4 до 8 человек, что дает возможность уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка, тщательнее изучать репертуар. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 мин.

Схема возрастного и количественного распределения детей по группам, количество занятий в неделю, их продолжительность

Год

обучения

Количество

детей

в группах

Общее

количество

занятий

в неделю

Продолжительность

занятия, час

Общее

количество

часов

в неделю

Общее

количество

часов

в год

1

4 – 8

2

40 мин

2

72

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: создание условий для творческой самореализации детей – инвалидов и детей с ОВЗ через развитие вокальных способностей детей, формирование музыкальной культуры.

Задачи обучения:

образовательные:

  • формировать понятия о голосе, вокально - хоровом пении;
  • обучать правильному звукоизвлечению;
  • формировать навыки вокально-хорового пения;
  • научить приёмам исполнительского мастерства;
  • научить правильно использовать специальные термины;
  • формулировать определения понятий, используемых в произведениях музыкального искусства.

развивающие:

  • развивать творческую активность ребенка, познавательные и специальные способности;
  • развивать творческие способности у детей;
  • развивать музыкально – эстетический вкус;
  • развивать стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности;
  • развить артистическую смелость и непосредственность ребенка, его самостоятельность.

воспитательные:

  • воспитывать устойчивый интерес к искусству, вокально-хоровому исполнению; прививать любовь к музыке, вокалу, хоровому исполнению;
  • воспитывать коммуникативные навыки общения;
  • формировать нравственные идеалы в общении с искусством;
  • формировать умение оценивать результаты индивидуальной и коллективной деятельности;
  • воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;
  • воспитать готовность и потребность к певческой деятельности;
  • воспитывать коммуникативные навыки общения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практи-

ка

индиви-дуальная работа

Введение (1 час)

Введение в программу

1

1

-

-

Текущий

(входная

диагностика)

  1. Певческий голос (4 часа)

Строение голосового аппарата.

Гигиена голосового аппарата и правила охраны детского голоса

Певческие голоса и их разновидности. Певческая установка

Диапазон голоса. Манера исполнения

1

2

1

0,5

1

-

0,5

1

1

-

-

-

Текущий

(наблюдение,

пение

упражнений

II. Вокальные (певческие) навыки (7 часов)

Певческое дыхание. Звукообразование.

Дикция и артикуляция

Творчество и импровизация

2

2

2

1

1

1

-

-

1

1

2

1

-

-

-

-

Текущий

(наблюдение,

пение упражнений

  1. Основы нотной грамоты (6 часов)

Графическое изображение звуков. Скрипичный ключ. Лад. Тоника

Длительности нот. Ритмический рисунок

Интервалы. Динамические оттенки

2

2

2

1

1

1

1

1

1

-

-

-

  1. Пение в унисон (9 часов)

Понятие «унисон». Особенности унисонного пения

Вокально - интонационные упражнения

Работа над репертуаром

1

2

6

0,5

-

1

0,5

2

3

-

-

2

Текущий

(опрос, пение упражнений)

  1. Народная песня (7 часов)

Народная песня и её виды. Знакомство с народными инструментами

Работа над репертуаром

2

5

1

-

1

3

-

2

Текущий

(пение упражнений,

песенного

репертуара)

  1. Двухголосное пение (11 часов)

Канон как элемент двухголосия.

Вокально-интонационные упражнения

Работа над репертуаром

3

2

6

1

-

-

2

2

4

-

-

2

Текущий

(пение упр-ний,

песенного

репертуара)

  1. Композиторские песни (6 часов)

Знакомство с песнями детских композиторов

Разучивание песен и работа над репертуаром

1

5

0, 5

-

0,5

4

-

1

  1. Сценическое искусство (6 часов)

Элементы хореографии.

Работа над образом в произведении

2

4

-

-

2

3

-

1

  1. Азбука музыкальной культуры (4 часа)

Жанры музыки

Великие вокалисты прошлого

2

2

1

1

1

1

-

-

  1. Концертно - исполнительская деятельность (10 часов)

Подготовка и проведение праздников и мероприятий, тематических концертов, музыкально-литературных композиций

10

1

7

2

Итоговое занятие (1 час)

Итоговое занятие

1

-

1

-

итоговая диагностика

(концерт)

Итого часов:

72

14,5

47,5

10

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Введение в программу (1 час)

Теория: Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общие понятия о видах вокального исполнительства. Экскурс в историю вокального исполнительства. Цели и задачи вокального коллектива. Формы предстоящей работы: учеба, практика, концертная деятельность. Знакомство с режимом работы детского объединения. Музыкальная игра «Давайте познакомимся».

I. Певческий голос (4 часа)

#1057;троение голосового аппарата. Гигиена голосового аппарата и правила охраны детского голоса.

Теория: Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань, голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения. Функционирование гортани, работа диафрагмы и артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Требования к нагрузке на голос. О вреде курения. Запреты: форсированное пение, несоблюдение возрастного диапазона, неверная техника пения, неподходящие условия и т. д. Меры профилактики лор-болезней.

Практика: Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Музыкальные игры «Звуки музыки», «Два кота».

#1055;евческие голоса и их разновидности. Певческая установка.

Теория: Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней. Процесс саморегуляции, выстраивание, соединение и сглаживание регистров. Взаимосвязь певческой установки и качества звука.

Практика: Музыкальные игры «Сколько нас поёт?», «Кто поёт?». Разучивание упражнений, пение знакомых песен. Выработка навыка певческой установки и постоянного контроля за ней. Разучивание песни.

Диапазон голоса. Манера исполнения.

Практика: Регистры. Певческие голоса: их разновидности и характеристики. Академическая, народная и эстрадная манера исполнения. Пение упражнений, попевок с использованием различных штрихов (легато, нон легато, стаккато). Выработка звонкого, светлого звучания в высокой позиции.

Вокально-интонационные упражнения для расширения диапазона голоса, сглаживания регистров. Игры со звуком.

II. Вокальные (певческие) навыки (7 часов)

Певческое дыхание.

Теория: Певческое дыхание и его разновидности. Правила певческого дыхания. Взаимосвязь певческой установки, дыхательного и звукообразующего аппарата. Моменты вдоха и выдоха. Дирижёрские жесты. Ознакомление с видами атак (твердая, мягкая, придыхательная). Распределение дыхания. Короткий и длинный вдох. Распределение дыхания. Цепное дыхание и фразировка в соотношении с текстами разучиваемых песен. Взаимосвязь певческой установки, дыхательного и звукообразующего аппарата.

Практика: Дыхательные упражнения (К.Орф, А.Н.Стрельникова и др.). Выработка навыков правильного дыхания. Пение на одном дыхании музыкальных фраз. Распределение дыхания и фразировка в соотношении с текстами разучиваемых песен. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания. Формирование навыка экономного выдоха. Выработка навыка цепного дыхания.

Звукообразование.

Теория: Формирование напевного, легкого звука. Напевность – основа правильного звукообразования. Штрихи и звукообразование. Высокая певческая позиция. Тесситура. Регистры.

Практика: Пение упражнений, попевок с использованием различных штрихов (легато, нон легато, стаккато). Выработка звонкого, светлого звучания в высокой позиции, раскрепощение вокально-певческого аппарата. Достижение ровности звучания на всем диапазоне.

Дикция и артикуляция.

Практика: Разминка для лицевых мышц и артикуляционная гимнастика. Музыкальная игра «Сказка о язычке» (1,2,3 части). Упражнения на дикцию, скороговорки, специальные вокальные упражнения, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками.

Творчество и импровизация.

Практика: Импровизация: сущность, место в вокальном искусстве. Особенности вокальной импровизации. Творческие задания и музыкальные игры. Прослушивание импровизационных фрагментов в исполнении знаменитых вокалистов. Коллективная и индивидуальная работа над импровизацией.

III. Основы нотной грамоты (6 часов)

Графическое изображение звуков. Скрипичный ключ. Лад. Тоника.

Теория: Музыка и её графическая запись. Ноты. Нотоносец. Ключ. Объяснение назначения различных видов ключей. Длительности нот. Расположение нот на нотоносце. Понятие лада. Тоника. Разновидности ладов и их характерные особенности. Ладовая окраска в произведении.

Практика: Освоение навыка, ритмизованного чтения нот без интонирования. Практика чтения нот. Написание в нотной тетради скрипичного ключа, нот. Определение на слух ладовой принадлежности музыкальных фрагментов. Музыкальные игры.

Длительности нот. Ритмический рисунок.

Теория: Понятие «пауза». Длительности пауз. Сильные и слабые доли. Метр. Ритм. Размер. Виды размеров.

Практика: Написание в нотной тетради пауз. Освоение навыка, ритмизованного чтения нот без интонирования. Ритмические игры и упражнения. Формирование и развитие чувства ритма.

Интервалы. Динамические оттенки.

Теория: Интервалы и их разновидности. Мелодические и гармонические интервалы. Качество интервалов. Средства музыкальной выразительности и их роль в достижении художественных результатов. Штрихи в вокальной музыке. Динамические оттенки – crescendo, diminuendo, р, mр, mf, f, ff.

Практика: Определение на слух интервалов. Интонирование малых, больших, чистых интервалов. Разнообразные формы работы над интервальной цепочкой: работа над унисоном, двухголосием. Развитие навыка уверенного пения в различных музыкальных штрихах (legato, staccato, marcato, non legato). Отработка динамических оттенков и штрихов в упражнениях, распевках и репертуарных произведениях. Работа над снятием форсирования звука в режиме пения f и ff. Упражнения, направленные на сохранение певческого тона и диафрагмального дыхания при пении mezzo piano, piano. Музыкальные игры.

IV. Пение в унисон (9 часов)

Понятие «унисон». Особенности унисонного пения.

Теория: Понятие «унисон». Чистота интонирования. Слуховой контроль.

Практика: Работа над точным интонированием и естественным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона. Упражнения, направленные на правильную постановку корпуса, осанки. Работа над формированием высокой певческой позиции, раскрепощением вокально-певческого аппарата. Закрепление навыка правильного открытия рта и опускания глотки. Работа над достижением однородности звучания регистров. Упражнения, состоящие из мелодических попевок, включающих в себя скачкообразный переход в различные регистры. Расширение диапазона.

Вокально-интонационные упражнения.

Практика: Работа над унисоном, чистотой мелодического и гармонического строя. Развитие внутреннего слуха учащихся, воспитание координации между слухом и голосом. Игры со звуком.

Работа над репертуаром.

Теория: Выбор музыкального произведения. Разбор песни.

Практика: Разучивание песенного репертуара с поддержкой инструмента с солистами и ансамблями.

Этапы работы над песней:

а) показ песни, прочтение, б) материал в работе, в) недоработанное «готовое» произведение, г) художественное совершенствование.

1-й этап: исполнение педагогом новой песни, разбор технически сложных мест;

2-й этап: выучивание нотного и литературного текстов с фразировкой, нюансировкой и штрихами.

Контрольное (зачетное) исполнение партий вокалистами.

3-й этап: Исполнение произведения в соответствии с дирижерским жестом. Создание музыкально-литературного образа песни через эмоциональное проникновение в содержание произведения.

4-й этап: Работа над песней до высокого художественного уровня и поддержание последнего в течение длительного периода концертной деятельности.

Индивидуальная работа: Индивидуальное разучивание песенного репертуара, отработка вокальных интонаций.

V. Народная песня (7 часов)

Народная песня и её виды. Знакомство с народными инструментами.

Теория: Народная песня как выразительница исторического прошлого народа, его труда, быта и т.д. Виды народного творчества. Виды народной песни – хороводная, плясовая, частушечная, былинная, сказания, обрядовая и т. д. Виды народных инструментов: духовые, струнные, мембранные, самозвучащие. Оркестр русских народных инструментов.

Практика: Слушание записей звучания русских народных инструментов. Использование наглядного дидактического материала (изображения инструментов).

Работа над репертуаром.

Практика: Слушание народных песен и народного говора в записи. Коллективное разучивание песенного репертуара с сопровождением и a cappella.
Индивидуальная работа:
Индивидуальное разучивание песенного репертуара, отработка трудных вокальных интонаций.

VI. Двухголосное пение (11 часов)

6.1. Канон как элемент двухголосия.

Теория: Многоголосие. Двухголосие. Виды двухголосного пения (подголосочное, каноническое, имитационное, гармоническое). Понятия «двухголосие», «канон», «интервал».

Практика: Пение звукоряда в параллельном, мелодическом движении, каноном на два голоса. Слушание образцов вокальной и инструментальной музыки.

Вокально – интонационные упражнения.

Практика: Работа над точным интонированием в двухголосии, чистотой гармонического строя. Пение интервалов, упражнений.

Работа над репертуаром.

Практика: Пение упражнений и попевок с элементами двухголосия. Игра «Эхо». Разделение по партиям (альт и сопрано). Пение звукоряда каноном на два голоса. Разучивание канонов. Работа над точным интонированием в двухголосии, чистотой гармонического строя. Пение интервалов, упражнений.

Индивидуальная работа: Индивидуальное разучивание партий двухголосия, отработка трудных вокальных интонаций.

VII. Композиторские песни (6 часов)

Знакомство с песнями детских композиторов.

Теория: Композиторы. Знакомство с детскими композиторами. Жизнь и творчество детских композиторов

Практика: Работа с энциклопедией.

Разучивание песен и работа над репертуаром.

Практика: Разучивание произведений. Вокальная работа над произведениями детских композиторов

VIII. Сценическое искусство (6 часов)

Элементы ритмики и хореографии.

Практика: Коллективная работа над танцевальными движениями. Осанка, жесты, движения вокалиста на сцене. Ритмические игры с музыкальным сопровождением.

Работа над образом в произведении.

Практика: Создание и раскрытие художественного образа в песне. Единство движения и вокала. Достижение выразительности исполнения за счет мимики, тембра голоса, динамических оттенков, фразировки, чистоты интонации, дикции, темпа, движений и др. выразительных средств. Художественное и техническое единство исполнения произведения.

Индивидуальная работа: Индивидуальная работа над танцевальными движениями и раскрытием художественного образа.

IX. Азбука музыкальной культуры (4 часа)

Жанры музыки.

Теория: Музыкальные жанры и их характерные черты.

Практика: Слушание записей звучания музыкальных произведений основных жанров музыки.

Великие вокалисты прошлого.

Теория: Краткий обзор истории вокальной музыки. Великие вокалисты прошлого и наших дней: биография, творческий путь.

Практика: Прослушивание записей исполнения знаменитых вокалистов разных эпох и стилей с последующим анализом.

Х. Концертно-исполнительская деятельность (10 часов)

Подготовка и проведение праздников и мероприятий, тематических концертов, музыкально-литературных композиций

Теория: Сценическая культура. Эстетика поведения исполнителя.

Практика: Составление программы концерта. Разучивание вокальных и хореографических номеров. Выбор ведущих и отбор солистов. Оформление зала, приглашение гостей. Репетиционные занятия (групповые и индивидуальные). Репетиционные занятия.

Итоговое занятие (1 час)

Практика: Итоговая диагностика. Отчётный концерт коллектива и солистов

Планируемые результаты освоения обучающимися

адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы стартового уровня «Весёлые нотки».

Личностные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данной программы:

  • формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров;
  • принятие мультикультурной картины современного мира;
  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
  • формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
  • готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной системы;
  • умение познавать мир через музыкальные формы и образы.

Метапредметные результаты.

Метапредметные результаты предусматривают в ходе освоения программы:

  • анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
  • проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
  • оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней;
  • размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
  • использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
  • определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
  • применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.

Предметные результаты.

Предметными результатами изучения являются:

  • общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;
  • устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;
  • понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;
  • осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;
  • рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;
  • применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;
  • постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;
  • освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.

После 1-го года обучения обучающиеся должны

знать:

  • строение голосового аппарата;
  • особенности и возможности певческого голоса;
  • понятие правильной певческой установки;
  • основные правила певческой дикции и артикуляции
  • основы нотной грамоты и музыкальную терминологию в рамках программы;
  • вокально-интонационные, дыхательные и ритмические упражнения;
  • основные дирижерские жесты;
  • классификацию, внешний вид и звучание музыкальных инструментов в рамках программы;
  • имена и произведения композиторов-классиков в рамках программы.

уметь:

  • сохранять правильную певческую установку во время пения;
  • петь выразительно, естественным образом, без напряжения;
  • точно повторять заданный звук;
  • владеть начальными навыками правильного дыхания, певческой дикции и артикуляции;
  • петь чисто и слаженно в унисон;
  • использовать элементы двухголосия;
  • выразительно и артистично исполнять изученные вокальные произведения в сопровождении инструмента или фонограммы;
  • узнавать на слух изученные музыкальные произведения.

  1. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Календарный учебный график

Годовой календарный учебный график

МБОУ «Ржаксинская СОШ №2 им. Г.А. Пономарева»

на 2021 – 2022 учебный год (34 учебные недели)

1 триместр

1 семестр

1 сентября – 3 октября

(5 недель)

Творческие

каникулы

2 семестр

11 октября – 14 ноября

(5 недель)

Каникулы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Пн

6

13

20

27

Пн

4

11

18

25

Пн

1

8

15

22

Вт

7

14

21

28

Вт

5

12

19

26

Вт

2

9

16

23

Ср

1

8

15

22

29

Ср

6

13

20

27

Ср

3

10

17

24

Чт

2

9

16

23

30

Чт

7

14

21

28

Чт

4

11

18

25

Пт

3

10

17

24

Пт

1

8

15

22

29

Пт

5

12

19

26

Сб

4

11

18

25

Сб

2

9

16

23

30

Сб

6

13

20

27

Вс

5

12

19

26

Вс

3

10

17

24

31

Вс

7

14

21

28

2 триместр

3 семестр

22 ноября – 31 декабря

(6 недель )

Каникулы

4 семестр

10 января - 20 февраля

(6 недель)

Творческие

каникулы

Декабрь

Январь

Февраль

Пн

29

6

13

20

27

Пн

3

10

17

24

Пн

31

7

14

21

Вт

30

7

14

21

28

Вт

4

11

18

25

Вт

1

8

15

22

Ср

1

8

15

22

29

Ср

5

12

19

26

Ср

2

9

16

23

Чт

2

9

16

23

30

Чт

6

13

20

27

Чт

3

10

17

24

Пт

3

10

17

24

31

Пт

7

14

21

28

Пт

4

11

18

25

Сб

4

11

18

25

Сб

1

8

15

22

29

Сб

5

12

19

26

Вс

5

12

19

26

Вс

2

9

16

23

30

Вс

6

13

20

27

3 триместр

5 семестр

28 февраля– 10 апреля

(6 недель)

Творческие

каникулы

6 семестр

18 апреля – 31 мая

(6 недель)

Март

Апрель

Май

Пн

28

7

14

21

28

Пн

4

11

18

25

Пн

2

9

16

23/30

Вт

1

8

15

22

29

Вт

5

12

19

26

Вт

3

10

17

24/31

Ср

2

9

16

23

30

Ср

6

13

20

27

Ср

4

11

18

25

Чт

3

10

17

24

31

Чт

7

14

21

28

Чт

5

12

19

26

Пт

4

11

18

25

Пт

1

8

15

22

29

Пт

6

13

20

27

Сб

5

12

19

26

Сб

2

9

16

23

30

Сб

7

14

21

28

Вс

6

13

20

27

Вс

3

10

17

24

1

Вс

8

15

22

29

Каникулы

Школьный мониторинг качества обучения(вводный, промежуточный, итоговый контроль)

Промежуточная аттестация

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

1. Кабинет, соответствующий требованиям:

  • СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (температура 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха в пределах 40-60 %, оснащенный раковиной с подводкой воды, мебель, соответствующая возрастным особенностям учащихся 8 - 14 лет);
  • Госпожнадзора.

2. Оборудование:

  • учебная мебель: столы для теоретических и практических занятий – 10;
  • интернет - ресурсы;
  • презентационные, ауди- и видеоматериалы по тематике разделов;
  • музыкальные инструменты (баян,фортепиано, ударные);
  • музыкальный центр ;
  • телевизор.

3. Технические ресурсы:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • музыкальный центр.

Методическое обеспечение

  • диагностический инструментарий для учащихся (Приложение 2);
  • анкеты для родителей и учащихся «Удовлетворенность качеством образовательного процесса»;
  • конспекты занятий;
  • дидактические материалы;
  • комплекс справочной и нотной литературы;
  • сборники песен;
  • методические разработки внеклассных мероприятий;
  • методические рекомендации для педагогов для развития детской одаренности.

Кадровое обеспечение

Педагоги, организующие образовательный процесс по адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Веселые нотки» должны иметь среднее профессиональное или высшее профессиональное образование по специальности, связанной с творчеством. Требования к квалификации и стажу работы не предъявляются.

Форма аттестации

Для оценки результативности учебных занятий, проводимых по дополнительной общеразвивающей программе стартового уровня «Весёлые нотки»» применяется:

Текущий контроль - осуществляется в конце каждого занятия. Формы проверки: опрос, собеседование, наблюдение, пение упражнений, песенного репертуара.

Промежуточный контроль – проводится в конце учебного года (май). Формы контроля универсальных учебных действий:

  • участие в массовых мероприятиях на уровне класса, школы, посёлка, района;
  • тематические концерты, музыкально- литературные композиции;
  • участие в конкурсах и фестивалях детского художественного творчества различного уровня;
  • отчетный концерт в конце года для родителей, детей и педагогов.

Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при проведении текущего контроля универсальных учебных действий являются:

  • журнал посещаемости творческого объединения;
  • контрольные уроки по темам, обозначенным в программе.

Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов программы при проведении промежуточной аттестации являются:

  • протоколы по итогам конкурсов на уровне учреждения и муниципальном уровне;
  • приказы отдела образования об итогах конкурсов обучающихся муниципального и регионального уровней;
  • карты оценки результатов освоения программы.

Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов программы являются:

  • отчетные концерты в конце года для родителей, детей, педагогов;
  • грамоты и дипломы учащихся за участие в конкурсах и фестивалях детского художественного творчества различных уровней;
  • отзывы родителей о работе творческого объединения.

Оценочные материалы.

При оценивании учебных достижений учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартовго уровня «В мире музыки» применяются следующие критерии:

  • критерии оценки по освоению базовых универсальных учебных действий в области музыкального образования;
  • тестовые задания и итоговая диагностика для определения уровня освоения программы.

Методические материалы.

Педагогические технологии

В основу программы положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

  • технология развивающего обучения;
  • технология индивидуализации обучения;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология компетентностного и деятельностного подхода.


Принципы реализации программы

В работе по освоению содержания программы применяются основные принципы развивающего обучения:

  • обучение на высоком уровне трудности, но в пределах возможностей воспитанников;
  • осознание учащимися процесса обучения;
  • принцип перспективности;
  • принцип систематичности в развитии певческого голоса проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений;
  • принципу сохранения индивидуальных особенностей звучания детского голоса отводится главная роль, что обусловлено многообразием природных индивидуальных различий;
  • основополагающим в вокальной работе является принцип целенаправленного управления регистровым звучанием голоса.

Формы, методы и приемы обучения.

В программе используются следующие педагогические методы:

  • доступность обучения;
  • опора на интерес;
  • сочетание репродуктивного и творческого начала;
  • коллективно-индивидуальные формы работы на занятиях, позволяющие активизировать работу даже самых слабых учащихся;
  • использование соревновательных форм обучения.

Используются разнообразные формы занятий: практическое занятие, репетиционное занятие, урок-концерт, беседа, лекция, экскурсия и т.д.

Особое место в программе уделяется концертно-исполнительской деятельности обучающихся, как важному компоненту образовательно-воспитательного процесса. Эта форма работы позволяет воспитанникам коллектива активно участвовать в социально значимой, творческой деятельности.

Методическое обеспечение

адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«ВЕСЁЛЫЕ НОТКИ»

1-ый год обучения

п/п

Название раздела

Формы организации занятий

Методы и приемы обучения

Дидактическое итехническое оснащение

Формы

подведения

итогов

Введение

Занятие -путешествие,

занятие-игра, практическое занятие, репетиционное занятие, викторина, урок- концерт;

лекция

Словесные: рассказ, беседа, прослушивание аудиозаписей;

наглядный:

показ приёмов артикуляции, схем и таблиц строения голосового аппарата, изображений инструментов, портретов композиторов и исполнителей.

практический:

исполнение вокально-интонационных, ритмических, дыхательных, дикционных упражнений, песенного репертуара;

проблемно-поисковый:

выполнение творческих заданий, импровизация

Музыкальные

инструменты (баян, ударные);

компьютер, проектор;

диагностический

инструментарий,

конспекты

занятий;

дидактические материалы;

комплекс

справочной и нотной литературы:

сборники песен

Устный контроль (опрос);

практичес-кий контроль

(групповое и

индивидуаль-ное пение упражнений,

песенного

репертуара);

участие в конкурсах,

концертные выступления

тестирование

1

Певческий голос

2

Вокальные (певческие) навыки

3

Основы нотной грамотности

4

Пение в унисон

5

Народная песня

6

Двухголосное пение

7

Композиторские песни

8

Сценическое искусство

9

Азбука музыкальной культуры

10

Концертно - исполнительская деятельность

Итоговой занятие

Список литературы

для педагога:

  1. Андреева Л.В., Бондарь М.Д., Локтев В.К. Искусство хорового пения – М, 2013.
  2. Багадуров В. Вокальное воспитание детей. - М.: Музыка, 2012.
  3. Бигдаш И. Г. Повышение эффективности учебно-воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования детей // Бюллетень. – 2016.
  4. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 2009 .
  5. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2017.
  6. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 4-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  7. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2014.
  8. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2013.

Сборники:

  1. Волков В.И. Гори, гори ясно. Песни для детей младшего возраста. М., 2017.
  2. Гусельки. Песни и стихи для младшего школьного возраста. Вып. 30. М., 2014
  3. Здравствуй, песня. Вып.20. М.,2015
  4. Песни для детского хора. Вып.#1052;., 2009.
  5. Репертуар школьных хоров. Вып. 22. М., 2018
  6. Твои первые песни. Для детей младшего возраста/ Сост. В.Попов. М., 2016
  7. Чичков Ю.М. Солнечные маршруты. М.. 2013
  8. Школьные годы.Вып.13/ Сост. И.Горинштейн. м.. 2017

для детей:

  1. Богино И.Г. Игры-задачи. М., 2014
  2. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М., 2017
  3. Кленов.А. Там, где музыка живет. Изд. «Педагогика!, 2016
  4. Терещенко.А.В. История культуры русского народа. М.,ЭКСМО, 2014

Для родителей:

  1. Кабалевский Д.Б. . Прекрасное пробуждает доброе. М., 2017.
  2. Михайловская Н. Музыка и дети. М., 1977.

Глоссарий

А КАПЕЛЛА (итал. – a capella) – пение без инструментального сопровождения. Пение а капелла широко распространено в народном песенном творчестве.

АКЦЕНТ – (лат. accentus – ударение) – выделение, подчёркивание звука или аккорда за счёт усиления звучания и с помощью ритмического (синкопа), агогического, тембрового выделения звучания. Обозначается знаком: >

АРАНЖИРОВКА (фр. arranger – приводить в порядок) – переложение, приспособление музыкального материала для определённого состава исполнителей.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ – система органов, благодаря работе которых формируются звуки речи. К ним относятся:

  1. голосовые связки;
  2. язык;
  3. губы;
  4. зубы;
  5. глотка;
  6. мягкое нёбо;
  7. твёрдое нёбо;
  8. нижняя челюсть;
  9. верхняя челюсть.

АРТИКУЛЯЦИЯ – (лат. articulo – расчленяю) – работа органов речи, необходимая для образования звуков.

АТАКА (фр. attaque – нападение) – в вокальной методике означает начало звука. Различают три вида атаки. Певец должен владеть всеми видами атаки, употребляя их в зависимости от выразительных задач.

Твёрдая атака характеризуется плотным смыканием голосовых связок до начала звука и их быстрым размыканием под влиянием поднятого подсвязочного давления (звук точный по высоте, яркий, энергичный, при утрировке - жёсткий).

При придыхательной атаке голосовые связки смыкаются на уже вытекающей струе воздуха, что и создаёт своеобразное придыхание (звук не сразу достигает полноты звучания и точной высоты, голос несколько теряет чистоту тембра, яркость, энергию, опору).

Мягкая атака характеризуется одновременностью смыкания голосовых связок и посыла дыхания (обеспечивает чистоту интонации).

БЕГЛОСТЬ – техника пения в быстром движении. Беглость может быть природным качеством, но у большинства певцов она – результат систематических специальных занятий, которые одновременно являются лучшим средством борьбы с форсированием, т.к. быстрое движение не даёт голосу перегрузиться дыханием, гортань делается более гибкой, эластичной, улучшается интонация, голос звучит более ярко.

ВОКАЛИЗ (лат. vocaliz – гласный) – музыкальное произведение для голоса без текста, написанное для выработки определённых вокально-технических навыков. Учебные вокализы – важнейший переходный материал от упражнений к произведениям с текстом.

ВОКАЛИЗАЦИЯ (итал. vocalizzazione) – исполнение мелодии на гласных звуках или распевание отдельных слогов какого-либо слова.

ГИГИЕНА ГОЛОСА – соблюдение певцом определённых правил поведения, обеспечивающих сохранение здоровья голосового аппарата. Нагрузка на голосовой аппарат должна быть соразмерна степени его тренированности. Недопустимы:

  1. длительное пение без перерывов в несвойственной тесситуре;
  2. злоупотребление высокими нотами;
  3. форсированное звучание;
  4. неумеренная речевая нагрузка, сильно утомляющая голос;
  5. резкие смены температуры, жара, холод, пыль, духота;
  6. пища, раздражающая слизистую оболочку горла;
  7. вредные привычки.

ГЛИССАНДО (итал. glissando, от фр. glisser – скользить) – исполнительский приём, заключающийся в переходе с одного звука на другой посредством плавного скольжения, без выделения отдельных промежуточных ступеней.

ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ – система органов, служащая для образования звуков голоса и речи. В неё входят:

  1. органы дыхания;
  2. гортань с заключёнными в ней голосовыми связками;
  3. артикуляционный аппарат;
  4. носовая и придаточная полости.

ДИАПАЗОН (греч. dia pason – через все струны) – звуковой объём голоса от самого нижнего до самого верхнего звука. В значительной степени диапазон – природное качество, однако при правильной методике естественный диапазон может быть увеличен как вверх, так и вниз.

ДИКЦИЯ (лат. dictio – произнесение) – ясность, разборчивость произнесения текста. Хорошая дикция у певца позволяет без труда понимать смысл произносимых слов и тем самым облегчает восприятие музыки.

ДИНАМИКА – совокупность явлений, связанная с громкостью звучания, которая определяется содержанием и характером музыки.

ДУЭТ (итал. duetto, от лат. duo – два) – ансамбль из двух исполнителей, а также музыкальное произведение для такого ансамбля.

ИНТОНАЦИЯ (лат. intono – громко произношу) – 1) точное воспроизведение высоты звука при музыкальном исполнении; 2) небольшой, относительно самостоятельный мелодический оборот; 3) воплощение художественного образа в музыкальных звуках.

КАНОН (греч. canon – правило) – форма полифонической музыки, основанная на строгой имитации (точное повторение мелодии во всех голосах). Каждый голос вступает раньше, чем мелодия закончится у предыдущего голоса.

КАНТИЛЕНА (лат. cantilena – пение) – певучее, связное исполнение мелодии, основной вид звуковедения, основанный на технике legato. Кантиленность вокального исполнения – результат правильной техники голосообразования и звуковедения, когда при переходе от звука к звуку характер вибрато не нарушается.

КОЛОРАТУРА (итал. coloratura – украшение) – быстрые виртуозные пассажи и мелизмы, служащие для украшений сольной вокальной партии.

КОНЦЕРТМЕЙСТЕР (нем. konzertmeister) – музыкант, инструменталист, преимущественно пианист, помогающий исполнителям разучивать партии и аккомпанирующий им на концерте.

ЛЮФТПАУЗА (нем. luftpause – воздушная пауза) – небольшой, едва заметный перерыв в звучании при исполнении музыкального произведения.

МЕЛИЗМЫ (греч. melisma – песнь, мелодия) – 1) мелодические отрывки (колоратуры, рулады, пассажи и др. вокальные украшения) и целые мелодии, исполняемые на один слог текста; 2) мелодические украшения в вокальной музыке (форшлаг, мордент, группетто, трель).

МНОГОГОЛОСИЕ – музыкальное изложение, основанное на одновременном сочетании нескольких голосов.

ОБЕРТОНЫ (нем. obertöne, от ober – высокий и töne – звуки). Источник звука (голосовые связки) колеблется не только всей своей длиной и массой, но и отдельными частями. В голосовом аппарате образование окончательного тембра зависит от резонаторов. Тот или иной набор обертонов, возникающих в голосовой щели, зависит от плотности смыкания голосовых связок, степени их натяжения, включения в вибрацию той или иной части мышечной массы.

ОПОРА – термин, употребляемый в вокальном искусстве для характеристики устойчивого, правильно оформленного певческого звука и манеры звукообразования.

ПАССАЖ (фр. passage – переход) – последование звуков в быстром движении, часто встречающийся в виртуозной музыке.

ПЕВЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ - ощущения, которые помогают певцу в контроле за голосообразованием (контроль через слух, через ощущение резонаторных, т.е. вибрационных, проприоцептивных, т.е. идущих от суставов, связок и мышц, подсвязочного давления и струи вытекающего воздуха).

ПОСТАНОВКА ГОЛОСА – процесс развития в голосе качеств, необходимых для его профессионального использования (для пения, сценической работы, ораторской речи).

РЕЗОНАТОРЫ – полости в голосовом аппарате, резонирующие на возникающий в голосовой щели звук и придающие ему силу и тембр. Они обладают собственным тоном, высота которого зависит от размеров резонатора.

РЕЧИТАТИВ (итал. recitare – декламировать) – род вокальной музыки, основанный на использовании интонационно-ритмических возможностей естественной речи

СИЛА ЗВУКА – величина звуковой энергии, одна из характеристик певческого голоса. Не следует отождествлять понятия силы звука и его громкости.

ТЕМБР (фр. timbre) – важнейшее выразительное средство голоса – окраска звука, качество, позволяющее различать звуки одной высоты, исполненные разными голосами. Тембр зависит от количества обертонов, входящих в состав звука. Тембр – в значительной степени природное качество, но он может быть улучшен в результате обучения.

ФАЛЬЦЕТ (итал. falsetto, от falso - ложный) – способ формирования высоких звуков, характеризующийся слабым звучанием и бедностью тембра вследствие уменьшения количества обертонов.

ФИЛИРОВКА (фр. filer un son – тянуть звук) – умение плавно изменять динамику тянущегося звука от forte к piano и наоборот. Наличие навыка филировки – показатель правильности и естественности звукообразования.

ФОРСИРОВАНИЕ (фр. force - сила) – пение с чрезмерным напряжением голосового аппарата, нарушающее тембровые качества голоса, естественность звучания.

ФРАЗИРОВКА (нем. phrasierung) – смысловое выделение музыкальных фраз при исполнении музыкального произведения

ЦЕЗУРА (лат. caesura – рубка, рассечение) – граница между фразами в музыкальном произведении. При исполнении выявляется в остановке, смене дыхания, является главным средством фразировки.

Календарный учебный график

адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Весёлые нотки»

№ п/п

Дата прове-

дения

Тема занятия

Количе

ство

часов

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

Введение – 1 час

1

Введение в программу.

Начальная диагностика

1

Беседа

практика

Учебный кабинет

Текущий контроль.

Прослушивание

  1. Раздел «Певческий голос» - 4 часа

2

Строение голосового аппарата и правила охраны детского голоса

1

Беседа

практика

Учебный кабинет

Текущий контроль.

Музыкальный опрос

3

Певческие голоса и их разновидности.

1

Беседа практика

Учебный кабинет

Текущий контроль.

Музыкальный опрос

4

Певческая установка

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль.

Музыкальный опрос

5

Диапазон голоса. Манера исполнения

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль.

Музыкальный опрос

  1. Раздел «Вокальные (певческие) навыки» - 7 часов

6

Певческое дыхание. Звукообразование

1

Беседа, практика

Учебный кабинет

Текущий контроль.

Музыкальный опрос

7

Разучивание попевок

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль.

Музыкальный опрос

8

Звукообразование

1

Беседа, практика

Учебный кабинет

Текущий контроль

9

Разучивание песен

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль.

Музыкальный опрос

10

Дикция и артикуляция. Музыкальные скороговорки

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль.

Музыкальный опрос

11

Работа над разучиваемыми песнями

1

Практика

Текущий контроль.

Музыкальный опрос

12

Творчество и импровизация

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль.

Музыкальный опрос

  1. Раздел «Основы нотной грамоты» - 6 часов

13

Графическое изображение звуков. Скрипичный ключ

1

Беседа, практика

Учебный кабинет

Текущий контроль

14

Лад. Тоника. Музыкальные ребусы

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль.

Музыкальный опрос

15

Длительности нот. Сильные и слабые доли

1

Беседа, практика

Учебный кабинет

Текущий контроль

16

Ритмический рисунок. Ритмические игры и упражнения

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль.

Музыкальный опрос

17

Интервалы. Игры со звуком

1

Беседа, практика

Учебный кабинет

Текущий контроль.

Музыкальный опрос

18

Динамические оттенки. Пение знакомых упражений

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль.

Музыкальный опрос

  1. Раздел «Пение в унисон» - 9 часов

19

Понятие «унисон». Особенности унисонного пения

1

Беседа практика

Учебный кабинет

Текущий контроль

20

Вокально-интонационные упражнения.

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль

21

Работа над вокальными упражнениями

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль.

Музыкальный опрос

22

Разучивание вокальных произведений

1

Беседа, практика

Учебный кабинет

Текущий контроль

23

Отработка унисонного пения в разучиваемых произведениях

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль.

Музыкальный опрос

24

Отработка дикции в разучиваемых произведениях

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль

25

Вокально-хоровая работа над песнями

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль.

Музыкальный опрос

26

Работа над разучиваемым репертуаром

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль.

Музыкальный опрос

27

Подготовка костюмов и реквизита

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль.

Музыкальный опрос

  1. Раздел «Народная песня» - 7 часов

28

Народная песня и её виды. Знакомство с народными инструментами

1

Беседа, практика

Учебный кабинет

Текущий контроль

Музыкальный опрос

29

Звучание народных песен

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль

Музыкальный опрос

30

Выбор репертуара. Разучивание народных песен

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль

опрос

31

Работа над унисонным пением в русских народных песнях

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль

Музыкальный опрос

32

Отработка дикции и ритма в народных песнях

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль

Музыкальный опрос

33

Вокально – хоровая работа над разучивыемым репертуаром

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль

Музыкальный опрос

34

Работа над репертуаром

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль

Музыкальный опрос

  1. Раздел «Двухголосное пение» - 11 часов

35

Канон как элемент двухголосия

1

Беседа, практика

Учебный кабинет

Текущий контроль

36

Вокально-интонационные упражнения

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль,

опрос

37

Попевки с элементами двухголосия

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль.

Музыкальный опрос

38

Разучивание канонов

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль

39

Интонационная работа над канонами

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль

40

Вокально – хоровая работа над канонами

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль.

Музыкальный опрос

41

Двухголосное пение. Разучивание произведений с элементами двухголосия

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль

42

Отработка интонаций в произвдениях с двухголосием

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль.

Музыкальный опрос

43

Отработка партий в двухголосных произведениях

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль.

44

Вокально – хоровая работа над двухголосием

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль.

45

Работа над созданием художественного образа в разучивемых произведениях

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль.

Музыкальный опрос

  1. Раздел «Композиторские песни» - 6 часов

46

Знкомство с песнями детских композиторов

1

Беседа практика

Учебный кабинет

Текущий контроль.

Музыкальный опрос

47

Разучивание песен детских композиторов

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль.

48

Работа над интонацией и дикцией в песнях детских композиторах

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль.

49

Отработка ритмического рисунка в произведениях

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль.

Музыкальный опрос

50

Вокально – хоровая работа над разучиваемыми песнями

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль.

Музыкальный опрос

51

Работа над художественным образом в песнях детских композиторов

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль.

Музыкальный опрос

  1. Раздел «Сценическое искусство» - 6 часов

52

Элементы ритмики и хореографии

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль

53

Разучивание движений под музыку

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль

54

Ритмические игры

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль

55

Единство движения и вокала

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль.

Музыкальный опрос

56

Театрализация песни

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль

57

Работа над инсценированием знакомых песен

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль.

Музыкальный опрос

  1. Раздел «Азбука музыкальной культуры» - 4 часов

58

Жанры музыки

1

Беседа, практика

Учебный кабинет

Текущий контроль

59

Слушание музыкальных произведений

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль

60

Этикет музыкального искусства

1

Беседа, практика

Учебный кабинет

Текущий контроль.

Музыкальный опрос

61

Великие вокалисты прошлого

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль

  1. Раздел «Концертно-исполнительская деятельность» - 10 часов

62

Этикет концертной деятельности. Выбор репертуара

1

Беседа, практика

Учебный кабинет

Текущий контроль

63

Разучивание произведений для отчетного концерта

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль

64

Отработка интонации и дикции в разучивемых произведениях

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль.

Музыкальный опрос

65

Работа над элементами двухголосия в разучиваемых произведениях

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль.

Музыкальный опрос

66

Работа над художественными образами в произведениях

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль

67

Вокально – хоровая работа над репертуаром

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль.

Музыкальный опрос

68

Элементы хореографии в разучиваемых произведениях

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль

69

Театрализация разучиваемого репертуара

1

Практика

Учебный кабинет

Текущий контроль.

Музыкальный опрос

70

Подготовка к отчетному концерту

1

Практика

Актовый зал

Текущий контроль.

Музыкальный опрос

71

Подготовка к отчетному концерту

1

Практика

Актовый зал

Текущий контроль.

Музыкальный опрос

  1. Раздел «Концертно – исполнительская деятельность» - 10 часов

72

Итоговое занятие. Отчетный концерт

1

Практика

Актовый зал

Итоговый контроль

Карточка индивидуального развития ребёнка

Фамилия, имя__________________________________

Возраст_______________________________________

Название объединения: «Весёлые нотки»

Педагог: Н.А. Степанова

Дата начала наблюдения: г.

Качества

Оценка качеств (в баллах) по времени

Исходное состояние

Через полгода

Через год

Мотивация к занятиям

Познавательная нацеленность

Творческая активность

Коммуникативные умения

Коммуникабельность

Достижения

Критерии оценки развития ребенка

«2»

«3»

«4»

«5»

Мотивация к занятиям

Неосознанный интерес, навязанный извне или на уровне любознательности. Мотив случайный, кратковременный. Не добивается конечного результата.

Мотивация неустойчивая, связанная с результативной стороной процесса. Интерес проявляется самостоятельно, осознанно.

Интерес на уровне увлечения. Устойчивая мотивация. Проявляет интерес к проектной деятельности.

Четко выраженные потребности. Стремление глубоко изучить предмет «Технология» как будущую профессию. Увлечение проектной деятельностью.

Познавательная активность

Интересуется только технологическим процессом. Полностью отсутствует интерес к теории. Выполняет знакомые задания.

Увлекается специальной литературой по направлению детского объединения. Есть интерес к выполнению сложных заданий.

Есть потребность в приобретении новых знаний. По настроению изучает дополнительную литературу. Есть потребность в выполнении сложных заданий.

Целенаправленная потребность в приобретении новых знаний. Регулярно изучает дополнительную специальную литературу. Занимается исследовательской деятельностью.

Творческая активность

Интереса к творчеству, инициативу не проявляет. Не испытывает радости от открытия. Отказывается от поручений, заданий. Нет навыков самостоятельного решения проблем.

Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности, но по настроению. Проблемы решать способен, но при помощи педагога.

Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу, но не всегда. Может придумать интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить.

Вносит предложения по развитию деятельности объединения. Легко, быстро увлекается творческим делом. Обладает оригинальностью мышления, богатым воображением, развитой интуицией, гибкостью мышления, способностью к рождению новых идей.

Коммуникативные умения

Не умеет высказать свою мысль, не корректен в общении.

Не проявляет желания высказать свои мысли, нуждается в побуждении со стороны взрослых и сверстников.

Умеет формулировать собственные мысли, но не поддерживает разговора, не прислушивается к другим.

Умеет формулировать собственные мысли, поддержать собеседника, убеждать оппонента.

Коммуникабельность

Не требователен к себе, проявляет себя в негативных поступках.

Не всегда требователен к себе, соблюдает нормы и правила поведения при наличии контроля, не участвует в конфликтах.

Соблюдает правила культуры поведения, старается улаживать конфликты.

Требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках, умеет создать вокруг себя комфортную обстановку, дети тянутся к этому ребёнку.

Достижения

Пассивное участие в делах объединения.

Активное участие в делах объединения.

Значительные результаты на уровне школы.

Значительные результаты на уровне района, области.

Диагностический инструментарий

Компоненты развития музыкально-творческих способностей детей школьного возраста и критерии их оценки

Компоненты музыкально-творческих способностей

Критерии оценки компонентов музыкально-творческих способностей

I. Музыкальный слух

1. Чистое интонирование мелодической линии, чувство лада 2. Владение широким диапазоном голоса (не менее 6-7 звуков)

3. Слуховое внимание

II. Музыкальная память

1. Запоминание, узнавание и воспроизведение музыкального материала

2. Наличие музыкального "багажа" памяти и умение им пользоваться

III. Чувство ритма

Точность, четкость передачи ритмического рисунка

V. Творческие навыки

1. Умение сочинить мелодию, ритмический рисунок

2. Умение образно мыслить и передавать свои чувства в разных видах музыкальной деятельности (пении, движении) различными выразительными средствами

VI. Знание терминологии

Объяснение вокальных терминов

Уровни развития компонентов

музыкально-творческих способностей

Компоненты

Уровни развития

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Музыкальный слух

чистое интонирование мелодической линии

правильное интонирова-ние отдельных отрыв-ков;улучшение показателей после повторного показа

нечистое интонирование мелодической линии

Чувство ритма

четкая, точная передача ритмического рисунка

передача отдельных элементов ритмическо-го рисунка; улучшение показателей после повторного показа

нет точности передачи ритмического рисунка;

нет улучшений показателей после повторного показа

Музыкальная память

быстрое запоминание, узнавание, воспроизведение музыкального материала

неточное запоминание и воспроизведение музыкального материала

несформированность навыков запоминания, воспроизведения, узнава-ния музыкального материала;

отсутствие музыкаль-ного"багажа" памяти

Творческие навыки

умение сочинить мелодию, ритмический рисунок

неуверенность в сочинении мелодии, ритмического рисунка

отсутствие навыка сочинения мелодии, ритмического рисунка

Знание терминологии

владеет

не совсем владеет

не владеет

Критерии и уровни оценки развития

музыкально-творческих способностей детей по группам


Фамилия, имя

обучающегося

Критерии оценки

уровня готовности

Результаты

диагностики

Музы-кальный слух

Музы-кальная память

Чувство ритма

Музыка-льныедвиже-ния

Твор-ческие навыки

Знание термино-логии

Баллы

Уровень

каждый критерий оценивается по 5 бальной системе

23 – 30 баллов – высокий уровень

14 – 22 баллов – средний уровень

6 – 13 баллов – низкий уровень

Всего аттестовано __обучающихся

Из них высокий уровень имеют __обучающихся

достаточный уровень имеют __обучающихся

средний уровень имеют __обучающихся

низкий уровень имеют ___обучающихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных занятий дефектологов с детьми с ТМНР

Программа  относится к программам социально-педагогической направленности и основана на ведущих положениях общеобразовательной программы, дополнительной общеобразовательной и общеразвивающей адап...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Резьба по дереву»

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья резьбе по дереву...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Гончарное дело»

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа«Гончарное дело»...

Адаптированная дополнительная образовательная программа по швейному делу "Мой стиль"

Данная программа разработана для учащихся 10-11 классов, имеющих повышенный интерес и способности к швейному делу, и предполагает включение  их  в активную творческую и значимую деятельность...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа ( «Путешествие в мир природы»)

Программа «Путешествие в мир природы» ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению дополнительного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Веселая нотка»

Образовательная деятельность по данной программе направлена на:постепенную реализацию потребностей детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в развитии и адаптации в социуме;создание  сп...