Элективный курс "Филология для всех"
рабочая программа

Анохина Наталья Владимировна

Элективный курс "Филология для всех"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_filologiya_dlya_vseh.docx35.91 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса
по русскому языку «Филология для всех»

Актуальность курса вызвана программой развития МБОУ гимназии г. Советский, цель которой заключается во внедрении механизмов поиска и сопровождение одаренных детей на основе реализации проектов: «Обеспечение качества образования при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения»; «Профессиональная компетентность педагога»; «Культура здоровья школьника и педагога»; «Одаренный ребенок»; «Доступная среда».

При обучении русскому языку во главу угла ставится не изучение основ наук как таковых, а общеинтеллектуальное развитие - формирование у учащихся в процессе изучения предмета качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе, для динамичной адаптации человека к этому обществу.

Учебные интересы старшеклассников связаны с их профессиональными намерениями. Положительное отношение к учебной деятельности уже меньше связано с непосредственной эмоциональной оценкой и больше – с оценкой практической  и общественной значимости предмета, возрастает критичность и требовательность учеников к организации учебного процесса. Старший школьник стремится разобраться в разных точках зрения на тот или иной вопрос, составить мнение, установить истину. При составлении программы учтены возрастные психологические и физиологические особенности обучающихся 9-11 классов и требования ФГОС, которые нацелены на индивидуальное развитие личности, ее творческого потенциала, формирование универсальных учебных действий, коммуникативной культуры.

Программа курса образует непрерывную последовательность логически связанных тем, дополняя материал по основным разделам языкознания. В зависимости от подготовки учащихся некоторые темы можно при желании углубить, расширить. Курс предназначен для учащихся 9-11 классов гимназий, профильных классов, а также для учащихся общеобразовательных школ. Рассчитан на 18 часов. Занятия проводятся 1 час неделю в I полугодии.

Цель курса: 

  • создание системы деятельности для поддержки и оптимального развития способных учеников, воспитание личности компетентной, успешной и востребованной обществом.

Задачи:

  • расширять возможности развития индивидуальных способностей; создавать условия для включения их в поисково-исследовательскую, творческую  деятельность, профессиональное самоопределение;
  • формировать общую и интеллектуальную культуру школьников, устойчивый интерес к предмету русский язык;
  • повышать уровень подготовки к олимпиадам различного уровня (школьного, муниципального, окружного), а также поступлению и обучению в вузах;
  • расширять взаимодействие с социальными партнерами;

Подбираю задания  на основе принципов доступности, актуальности и учета возрастных особенностей учащихся. Предлагая те или иные задания учащимся, учитываю уровень их познавательной активности.

        Планируемые  результаты.      

Личностные:

  • осознание эстетической ценности русского языка;
  • готовность к самостоятельной творческой деятельности;
  • толерантное сознание и поведение в обществе;
  • навыки сотрудничества со сверстниками;
  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  • готовность и способность к самообразованию.
  • стремление к речевому самосовершенствованию;

Метапредметные:

  • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
  • умение самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • умение ориентироваться в различных источниках информации;
  • умение использовать ИКТ в решении когнитивных задач;
  • умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения;
  • владение навыками познавательной рефлексии;
  • расширение кругозора, осознание  взаимосвязи русского языка  с другими областями жизни; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
  • умение применять полученные знания в решении жизненных задач в рамках взаимодействия с социальными партнерами.

Предметные:

  • сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства;
  • свободное использование словарного запаса;
  • сформированность понятий о нормах современного русского литературного языка;
  • овладение формами обработки информации исходного текста;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  • проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения,
  • проведение многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  • успешная  сдача выпускного экзамена по русскому языку за курс основной и средней школы;

Содержание программы (18 учебных часов)

I. Фонетика и орфография (3 часа).

Фонетическая система современного русского языка. Классификация гласных и согласных звуков. Понятие сильной и слабой позиции. Буквы е, ё, ю, я в фонетической системе русского языка. Понятие орфоэпической нормы. Позиционная смена гласных и согласных звуков. Фонетические процессы, лежащие в основе русского стихосложения. Варианты литературных произносительных норм. Фонетические средства создания художественного образа. Аллитерация и ассонанс.

II. Лексика, этимология и фразеология (6 часов).

Однозначные и многозначные слова. Способ переноса значений слова. Производные метафорические значения слов. Лексическая омонимия и сходные с ней языковые явления (омоформы, омографы, омофоны). Функционирование этих явлений в речи. Синонимия. Понятие синонимического ряда. Типы синонимов, использование их в речи. Антонимия, энантиосемия и полисемия. Стилистические фигуры, основанные на этих явлениях (антитеза, оксюморон, анафразис). Фразеологические единицы. Их основные признаки и типы. Этимология фразеологизмов. Стилистическая дифференциация и использование фразеологизмов в речи. Исторические изменения словарного состава языка. Этимология слова. Исконно русская и заимствованная лексика. Старославянизмы в составе русского литературного языка. Процессы архаизации и обновления русской лексики. Историзмы, архаизмы, неологизмы, их типы. Стилистическое использование устаревших и новых слов. Стилистическое расслоение русской лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска слова. Оценочная лексика. Использование в речи стилистически окрашенной лексики. Стили речи. Их особенности и языковые приметы. Порядок лексического и стилистического анализа текста.

III. Словообразование (1 час). Морфемный анализ слова. Продуктивные и непродуктивные морфемы. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Словообразовательные цепочки и гнезда.

IV. Морфология (3 часа). Существительные конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные. Категории рода и числа у данных существительных. Морфологические признаки (род, число, склонение) заимствованной лексики. Историческая морфология. Некоторые изменения в роде, числе и падежных формах существительных и прилагательных в русском языке. Слова категории состояния. Их морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении.

V. Синтаксис (3 часа). Простое предложение, его грамматическая основа. Нетрадиционные способы выражения подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого. Второстепенные члены предложения. Их виды и способы выражения. Компоненты, осложняющие простое предложение (однородные члены, обособленные члены предложения, обращения, вводные и вставные конструкции). Двусоставные и односоставные предложения. Виды односоставных предложений. Неполные предложения. Синтаксический разбор простых предложений. Сложные синтаксические конструкции. Синтаксический анализ текста (практические задания).
VI. Комплексный анализ текста (2 часа).
Определение текста, его особенности. Виды связи предложений в тексте. Типы речи и их характеристика. Структура комплексного анализа текста. Понятия темы и идеи текста. Нахождение ключевых слов в тексте.

Тематическое планирование.

 

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Форма организации

Виды деятельности

I. Фонетика и орфография. (3 часа)

1

Фонетическая система современного русского языка. Понятие орфоэпической нормы. 
(В сотрудничестве МБОУ ДОД Советский районный Центр развития творчества детей и юношества "Созвездие" совместно с УО Советского района. )

1

03.09.19

Тренажер

Участие в акции «Тотальный диктант»

2

Фонетические процессы, лежащие в основе русского стихосложения. Варианты литературных произносительных норм.

1

10.09.19

Работа в малых группах

Отбор литературы,
работа с сетью Интернет

3

Фонетические средства создания художественного образа. Аллитерация и ассонанс.

1

17.09.19

Творческое задание

Отбор литературы, работа с сетью Интернет

II. Лексика, этимология и фразеология (6 часов)

4

Однозначные и многозначные слова.

1

24.09.19

Разноуровневые задания

Самооценка

5

Лексическая омонимия и синонимия. Функционирование этих явлений в речи.

1

01.10.19

Работа в малых группах

Творческая работа

6

Антонимия, энантиосемия и полисемия. Фразеологические единицы. Их основные признаки и типы.

1

08.10.19

Игра

Экспресс-опрос

7

Исторические изменения словарного состава языка. Процессы архаизации и обновления русской лексики.

1

15.10.19

Дискуссия

Экспресс-опрос

8

Стилистическое расслоение русской лексики. Использование в речи стилистически окрашенной лексики. (В сотрудничестве с РГППУ,предмет «Судебное красноречие»)

1

22.10.19

Творческое задание

Публичное представление творческих работ

9

Стили речи. Их особенности и языковые приметы. Порядок лексического и стилистического анализа текста.

1

05.11.19

Работа в группах

Составление кластера

III. Словообразование (1 час)

10

Морфемный анализ слова. Продуктивные и непродуктивные морфемы.

1

12.11.19

Работа в группах

Тестирование

IV. Морфология (3 часа)

11

Морфологические и неморфологические способы словообразования. Словообразовательные цепочки и гнезда.

1

19.11.19

Творческое задание

Создание индивидуального слайда

12

Существительные конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные.

Категории рода и числа у данных существительных. Морфологические признаки (род, число, склонение) заимствованной лексики. (В сотрудничестве с рекламным агенством «ReklamGroup» г.Советский.)

1

26.11.19

Творческое задание

Составление резюме.

13

Историческая морфология. Слова категории состояния. Их морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении.

1

03.12.19

Творческое задание

Написание мини-сочинения

V. Синтаксис. (3 часа)

14

Простое предложение. Способы выражения главных и второстепенных членов предложения. Простое осложненное предложение.

1

10.12.19

Разноуровневые задания

Карточка контроля знаний, самооценивание

15

Двусоставные и односоставные предложения. Неполные предложения. Сложные синтаксические конструкции.

1

17.12.19

Викторина

Самооценивание

16

Определение текста, его особенности. Виды связи предложений в тексте.

Типы речи и их характеристика.
(В сотрудничестве ОАО «РТР».)

1

24.12.19

Индивидуальная работа,

работа в группах

Создание презентации, доклада

VI. Комплексный анализ текста (2 часа).

17

Структура комплексного анализа текста.

1

21.01.20

Работа в группах

Создание презентации

18

Практическое занятие «Знакомство с профессией редактора, корректора». (В сотрудничестве с МБУК "Межпоселенческая библиотека Советского района.") 

1

28.01.20

Работа  в группах

Создание ментальной карты. Анализ работы в соответствии с критериями оценки.

Примерные задания, предлагаемые учителем на занятиях:

Раздел «Фонетика и орфография».

  • Какие фонетические средства использует автор для создания
    художественного образа, настроения  в  стихотворении?

Терек воет, дик и злобен. Меж утесистых громад.

Буре плач его подобен. Слезы брызгами летят

Но по степи разбегаясь. Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит.

(М. Ю. Лермонтов.)

  • Тест на грамотность. Подготовка к акции «Тотальный диктант». Перепишите текст, выбирая верный вариант написания.

 На (досчатой, дощатой, досщатой ) (террасе, терассе, террассе) близ (конопляника, коноплянника, коннопляника)(веснушсчатая, веснущатая, веснушчатая) (Агриппина, Агрипинна, Агриппинна) (изподтишка, исподтишка, из подтишка) (почевала, подчевала, потчевала) (венегретом, винегретом, венигретом) и прочими (явствами, ясствами, яствами) (коллежского, колежского, колледжского) (ассесора, ассессора, асессора) (Викентия, Векентия, Виккентия)  (Аполлоновича, Апполоновича, Аполонновича) под (акомпанемент, аккомпонемент, аккомпанемент) (виолончелли, виолончели, виоланчели).

Раздел «Лексикология и этимология»

  • Какие признаки указывают на то, что данные ниже слова заимствованные?   Из какого языка они заимствованы?

Штаб, шахта, синтаксис, олимпиада, дезинфекция, энциклопедия, этикет, цирк.

  • Посетите лекции №1-3 старшего преподавателя кафедры ППО Куликовой С.А в РГППУ г.Советский по предмету «Судебное красноречие». Выполните практическую работу по теме «Анализ защитительной и обвинительной речи с точки зрения выразительности и образности речи юриста»  Обратите внимание на эмоциональное воздействие как необходимый элемент убеждения словом.

Раздел «Словообразование»

  • Назовите слова, в которых окончание находится не в конце слова. Распределите слова на 2 группы – оканчивающиеся на о, имеющие окончание о: нужно, можно, оно, ясно, кимоно, известно, рядно, полено, кино.  
  • Можно ли считать данные слова однокоренными? Ответ докажите путем морфемного анализа. (Сошлись – разойтись)

Раздел «Морфология»

  • Изучите основные компоненты резюме, проанализируйте готовые тексты резюме (в сотрудничестве с рекламным агенством «Наковальня» г.Советский.) Выявите доминирующие части речи, объясните их роль в тексте. Составьте свое резюме на должность дизайнера по наружной рекламе.
  • Одно из слов дверь, горсть, тень в ходе истории изменило род. Какое это слово? Обоснуйте свой ответ.
  • Найдите выражения с неправильно употребленными предлогами и исправьте их:

Показатели по выполнению работ возросли: составлен график по проверке дежурства сотрудников; докладчик ловко оперирует с этими фактами; я полагал о том, что решение было принято: по этой рекламе были получены отклики; благодаря приказа директора выплата произведена вопреки указания.

Раздел «Синтаксис»

  • Одинаковую    ли    синтаксическую     роль     выполняют    глаголы неопределенной формы в следующих фрагментах? Ответ обоснуйте.

 а) А у нас тишь да гладь.

Божья благодать.

А у нас - светлых глаз

Нет приказу подымать

А.Ахматова.

 б) Когда б не смутное влеченье

Чего-то жаждущей души.

Я здесь остался б - наслажденье

Вкушать в неведомой тиши. . .

А.О. Пушкин.

  • Найдите и подчеркните главные члены предложения. Для подлежащего укажите способ выражения.

а) Жить железной была дорогой. Версты-годы, а шпалы - дни.

б) Как воспеть ли радости кующие руки, Если в мире единственные они?

 в) Всего опасней - полузнанья. Они с историей на «ты».

  • Найдите в газете  «Первая Советская» примеры рекламы, запишите их. Проанализируйте, как реклама привлекает внимание клиентов, покупателей. Какие предложения используются? Какова структура рекламного текста? Есть ли слоган? Есть ли иллюстративный ряд? В чем его особенности? Подготовьте доклад или презентацию. Работайте индивидуально  или по группам.

Раздел «Комплексный анализ текста».

  • Прочитайте  материалы кейса, познакомьтесь с рекомендуемыми источниками. В технике графического представления информации «ментальная карта» раскройте основную тему занятия «Особенности работы корректора и редактора». В рамках проведения конкурса (В сотрудничестве с МБУК "Межпоселенческая библиотека Советского района.") литературно-художественного творчества «Волшебная книга» предлагаем принять участие в оценивании работ конкурсантов в качестве помощников редактора.

Это лишь малая часть заданий, выполняемых учащимися на занятиях.

Программа курса предусматривает использование современных оценочных средств таких как выполнения практико-исследовательских и творческих работ, экспресс-опросов, тестов, выполнения домашних заданий (подготовка кластера, создание презентации, ментальной карты и.т.д.). Формы контроля совмещают в себе как традиционные, так и инновационные оценочные средства, такие как портфолио, метод проектов, представляющий собой социально значимую задачу, связанную с будущей профессиональной деятельностью, кейс-метод, тесты, разделённые по уровням сложности, листы развития метапредметных результатов, карточки достижений ученика, рефлексивные карты. (Приложение 1)

Методическое обеспечение учебного процесса

Изучение данного курса предполагает активное использование мультимедийного оборудования, сети Интернет. Наряду с традиционными широко используются инновационные цифровые учебные материалы: компьютерные курсы, программы, в которые входят теоретический материал, глоссарий, средства для выполнения практических заданий и обеспечения самостоятельной работы ученика, тесты для промежуточного и итогового контроля знаний, Электронные учебные материалы позволяют существенно упростить поиск необходимой информации, компактно представить большое количество учебно-методической литературы, объективно оценить уровень подготовленности учащихся.

Для оформления работ в компьютерном варианте учащиеся закрепляют навыки работы в программах Word, Excel, Power Point. Наш опыт подтверждает возможность овладения этими программами во внеурочной учебной деятельности, так как материальная база гимназии позволяет учащимся самостоятельно работать в компьютерных классах.  

Для обучения  способных  детей ведущими являются методы творческого характера – проблемные, частично-поисковые, эвристические, проектные. Наряду с этим используются и современные методы: модельно-эвристический, метод картирования («ментальная карта»). При выборе технологии работы с группой одарённых детей, безусловно, нужно следует остановиться на тех стратегиях учебной деятельности, которые основаны на идеях личностно-ориентированного обучения и воспитания. Использую те их них, которые, на мой взгляд, наиболее эффективны.

  • Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»

  • Проектный метод обучения
  • Разноуровневое обучение
  • Исследовательские методы обучения
  • Технология «Дебаты»
  • Технология проблемного обучения
  • Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
  • Технология модульного обучения
  • ИКТ

Библиографический список

  1. Вепрева И.Т., Купина Н.А., Матвеева Т.В., Михайлова О.А. Отступление от норм русского литературного языка в средствах массовой информации Уральского федерального округа (результаты качественного мониторинга)
  2. Добролюбова Л.Л. Активизация познавательной деятельности обучающихся через активные формы и методы преподавания. Новосибирск, 2012, Розенталь, Д. Э. Русский язык. Сборник упражнений и диктантов [Текст]: учебное пособие / Д. Э. Розенталь. — М.: Оникс, 2011. 
  3. Русский язык сегодня. Вып. 4. Проблемы языковой нормы. М., 2006.
  4. Русский язык. 10-11 классы. Учебник. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. 8-е изд. - М.: 2011.
  5. Сердобинцева Е. Структура и язык рекламных текстов: Флинта, Наука; Москва; 2010 г.
  6. Современная русская речь: состояние и функционирование: Сборник аналитических материалов /Под ред. О.И. Глазуновой, Л.В. Московкина, Е.Е. Юркова. СПб, 2008.
  7. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя/ А.В. Хуторской. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000 г.

Приложение 1

Лист развития метапредметных результатов

курса внеурочной деятельности «Филология для всех»

Ф.И.О.

«да»

«нет»

1

Высокая мотивация к...

2

Проявляет настойчивость в достижении цели

3

Оценивает

4

Обсуждает проблемные вопросы с учителем

5

Строит работу на принципах уважения и доброжелательности

6

Определяет успешность выполнения задания в диалоге с учителем

7

Понимает причины успеха/неуспеха своей деятельности

8

Сравнивает свои успехи с успехами других учащихся

9

Обладает волевой регуляцией в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему

10

Объясняет свои ощушения и чувства

11

Охотно вступает в диалог

⃰ Если учащийся набирает 10-12 баллов, у него высокий уровень формирования метапредметных результатов, 7-8 положительных ответов — средний уровень, 5-6 положительных ответов — низкий уровень.

Карточка достижений ученика_________________________________________________________________
по теме занятия______________________________________________________________________________

Ф.И.О.

Понравилась ли тебе тема урока?

Что нового ты узнал, какие знания  получил по теме урока? 

Понравилась ли тебе практическая часть урока?

Какие полученные знания ты можешь использовать в жизни? 

Что бы ты изменил, привнес в тему урока? 

Как я сегодня работал на уроке, самооценка. 

Рефлексивная карта

Ф.И.О.

Чему я научился на занятиях?

Буду ли продолжать занятия в будущем году?

Над чем еще нужно поработать?

Где мне пригодятся знания курса?

В полную ли силу занимался?

За что можно себя похвалить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 – 7 КЛАССОВ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕКСИКУ « СЛОВО – ОДЕЖДА ВСЕХ ФАКТОВ, ВСЕХ МЫСЛЕЙ»

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  4 – 7 КЛАССОВ  ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕКСИКУ « СЛОВО – ОДЕЖДА ВСЕХ ФАКТОВ, ВСЕХ МЫСЛЕЙ»...

Сценарий "Сказка про Красную Шапочку и всех-всех-всех"

Сценарий спектакля с участием учителей и учеников для детей младшего и среднего школьного возраста....

Элективный курс для учащихся 9 классов «Химия для всех и для каждого»

Пояснительная запискаВ настоящее время  программа по химии для 8-9 классов очень перегружена теоретическим материалом, далека от практической повседневной жизни и интересов учащихся. Предлагаемый...

Формула Пика - одна за всех. План-конспект занятия элективного курса по математике для 9 класса.

План-конспект занятия элективного курса по математике "Формула Пика - одна за всех" для 9 класса....

Элективный курс «Математика для всех»

Для обучающихся 9 класса...

Рабочая программа элективного курса Слово о переводе для учащихся 9-х классов всех типов школ.

   Задача  данного курса - осветить гораздо более широкий круг вопросов общей теории и практики перевода, то есть перевода вообще, а не только  в каком-нибудь одном его жанр...