А.И.Полежаев.Памяти русского поэта. Август 2024
классный час

Фролова Ольга Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.i.polezhaev.docx30.96 КБ

Предварительный просмотр:

               ГБПОУ РМ «РТЖГТ имени А.П.Байкузова»

                                    ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЧАС

        Александр Иванович Полежаев.

               Памяти русского поэта.

                                                                         Подготовила

                                                                                   Преподаватель

                                                                                   Фролова О.А.

                                                     

                                                     2024

Цель занятия: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством А. И. Полежаева.

Задачи:

- формировать навыки анализа лирического произведения; развивать познавательные навыки обучающихся: учить систематизировать, выделять главное, обобщать;

- развивать коммуникативные способности обучающихся: обогащать словарный запас;

- воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою малую Родину.

Оборудование: портрет поэта, карта Республики Мордовии, карта Рузаевки,  книги  поэтических произведений поэта, мультимедийный проектор, презентация по теме.

Ход занятия:

Преподаватель читает вслух отрывок из поэмы «Эрнели» А. И. Полежаева:

Что ж будет памятью поэта?

Мундир?.. Не может быть!.. Грехи?..

Они оброк другого света...

Стихи, друзья мои, стихи!

Сегодня наш воспитательный час посвящается нашему земляку поэту А.И.Полежаеву.

Вопрос для размышления: «Почему именно стихи будут самым важным после смерти поэта? Как вы понимаете эти строки А. И. Полежаева?». Ответ заслушиваем в конце занятия.

- Итак, я приглашаю вас к серьезному разговору на сложнейшую тему: кто такой поэт и зачем его        поэзия                нужна        людям,миру? (Ответы        студентов).
У Александра Полежаева была очень трудная, даже трагическая, судьба. Поэзию он считал своим утешением. Она давала поэту силы для жизни и борьбы, возрождая его испепеленную душу. Тема поэта и поэзии проходит через все творчество Полежаева. В своем творчестве он выстроил целую концепцию о месте поэта в мире, о взаимодействиях поэта и общества, о творческом процессе.

Для того чтобы лучше понять произведения А. Полежаева, проникнуть в их суть, давайте обратимся к биографии писателя. При помощи современных компьютерных технологий мы проведём заочную экскурсию и побываем в тех местах, где произошли значимые события в жизни поэта.

Заочная экскурсия.

Рассказ студентов сопровождается презентацией.

Слайд 1.

Александр Полежаев родился 30 августа 1804 года. Отцом  будущего поэта был богатый пензенский помещик Леонтий Струйский, матерью его крепостная Аграфена Фёдоровна, выданная после рождения сына за саранского  мещанина Ивана Полежаева.

Слайд 2.

Детство Александр провёл в усадьбе помещика Струйского в среде дворовых, в общении с дворовыми юный Полежаев узнавал  простой народ, его заботы, слушал  песни. Все это, безусловно, играло роль в формировании личности поэта.

Слайд 3.

Десяти лет от роду Полежаев отдан был в Москве во французский пансион; затем он поступил вольнослушателем в Московский университет по словесному факультету. Лица "недворянского происхождения" не могли поступать в университеты как студент. Именно в университете Полежаев соприкоснулся с революционными настроениями, настроениями передовой молодежи и они нашли  отражение в поэме "Сашка". 

Слайд 4.

Сатирическая поэма Полежаева, "Сашка", в которой изображались студенческие похождения и попойки, испортила всю его жизнь. В июле 1826 года поэма "Сашка" попала в руки тайной полиции, и Александр Полежаев попал  под наблюдение полиции (Суд царя).

А ты, козлиными брадами

Лишь прослывутая земля,

Умы гнетущая, цепями

Отчизна глупая моя.

Когда тебе настанет время

Очнуться в дикости своей?

Когда ты свергнешь с себя бремя

Твоих презренных палачей?

Слайд 5.

В 1826 году  Александр Полежаев поступает на военную службу в чине офицера учебной команды, но за самовольную отлучку со службы он был    разжалован в рядовые (июнь 1827 года).

Слайд 6.

Поэта хотели отправить в Оренбург, но не успели: в ночь на 15 августа были арестованы братья Критские, в доме которых были найдены стихи Полежаева, и вновь  был арестован. Почти весь 1828 год Александр провел в мрачных казематах Спасских казарм. 

Слайд 7.

2 января 1829 года Полежаев был отправлен на Кавказ, где шла  непрекращающаяся   война с горцами. Здесь на Кавказе  были написаны поэмы "Эрпели" и "Чир-Юрт". А тем временем в Москве вышли две книги поэта, а в 1832 году первая рецензия на его стихи.

Слайд 8.

В январе 1833 года московский  пехотный полк вернулся в Москву. Полежаев получил чин унтер – офицера. Здесь в Москве Полежаев встретился с Герценом, Огарёвым. Здесь он встретил и самую большую свою любовь – Екатерину Ивановну  Бибикову. И в творчестве поэта появляется любовная лирика " Чёрные глаза".

О грустно мне!..Вся        жизнь моя – гроза!
Наскучил я обителью земною!
Зачем же вы горите предо мною,
Как райские лучи пред сатаною,
Вы – черные волшебные глаза?

Слайд 9.

В 1834 году на Полежаева в тайной полиции был получен ещё один донос, что не замедлило сказаться на службе. Уставший от гонений, озлобленный поэт начал пить. В 1837 году 16 июля он  был представлен к производству в офицеры, но ему уже было безразлично. Он бежал из полка, пропил амуницию, за что после возвращения был наказан розгами (как простой рядовой).

Слайд 10.

В тяжелейшем состоянии Полежаев в 1837 году 25 сентября был доставлен в Московский военный госпиталь. Организм его был совершенно расшатан; он впал в чахотку и на смертном только одре мог узнать, что 27 декабря 1837 г. произведен в прапорщики. Александр Полежаев умер 16 января 1838 года. Поэт был похоронен на Семёновском кладбище, и как предсказывал поэт, его могила затерялась. В наследие нам осталось его немеркнущее творчество.

Слайд 11.

Уже в конце 20 века знаменитый поэт Евгений Евтушенко посвятил одно из своих произведений Александру Полежаеву, в котором выразил своё восхищение его гражданским подвигом и смелостью.

А Полежаеву всё больно,

а нам всё страшно и сейчас,

и скромно происходит бойня –

то просто выстрел, то фугас.

И оскорбляют наших женщин

и наших честных стариков

шпицрутенами униженья,

незримой тяжестью оков.

И страшных снов, где кровь, угрозы,

не вытянуть нам из страны,

как будто бы кровавых розог

из Полежаевской спины.

Преподаватель:

- Таким образом, исключительные обстоятельства жизни наложили резкую печать на поэзию Полежаева; она мрачна, как сама жизнь поэта. Оторванный от общества, он мог наполнять свои произведения лишь картинами горького субъективного чувства. Дважды находясь в ожидании приговора, который равнялся смертному, Полежаев излил свои чувства в "Песне пленного ирокезца" и в стихотворении "Осужденный". В длинном и не вполне еще напечатанном стихотворении "Арестант" Полежаев с жестокою правдою описывает обстановку своего ареста. Из автобиографических стихотворений Полежаева, наиболее многочисленных и сильных, видно, что он никогда не мирился со своею судьбой. Всего чаще повторяется здесь мотив сожаления о растраченных годах жизни; иногда поэт преувеличивает свои заблуждения, сопоставляет их с постигшею его непомерной карою; не менее часто слышится мотив упорного сознания своего достоинства, сурового протеста или, наконец, отчаяния, потери веры в жизнь и человеческую справедливость. Пребывание на Кавказе отозвалось у Полежаева целым рядом поэм, стихотворений, песен, в которых, наряду с изображением войны, звучит раздумье о ее значении, сочувствии к страждущим и побежденным. Много прекрасного в песнях Полежаева в народном жанре, к которому Белинский находил у него большую способность ("У меня-ль молодца", "Баю-баюшки-баю" и другие).

Студенты читают вслух стихотворение «Осуждённый».

Я осужден! К позорной казни
Меня закон приговорил!
Но я печальный мрак могил
На плахе встречу без боязни,–
Окончу дни мои, как жил.

К чему раскаянье и слезы
Перед бесчувственной толпой,
Когда назначено судьбой
Мне слышать вопли, и угрозы,
И гул проклятий за собой?

Давно душой моей мятежной
Какой-то демон овладел,
И я зловещий мой удел,
Неотразимый, неизбежный,
В дали туманной усмотрел...

Не розы светлого Пафоса,
Не ласки гурий в тишине,
Не искры яхонта в вине,–
Но смерть, секира и колеса
Всегда мне грезились во сне!

Меня постигла дума эта
И ознакомилась со мной,–
Как холод с южною весной
Или фантазия поэта
С унылой северной луной.

Мои утраченные годы
Текли, как бурные ручьи,
Которых мутные струи
Не серебрят, а пенят воды
На лоне илистой земли.

Они рвались, они бежали
К неверной цели без препон;
Но быстрый бег остановлён,
И мне размах холодной стали
Готовит праведный закон.

Взойдет она, взойдет, как прежде,
Заутра ранняя звезда,
Проснется неба красота,–
Но я... я небу и надежде
Скажу: «Простите навсегда!»

Взгляну с улыбкою печальной
На этот мир, на этот дом,
Где я был с счастьем незнаком,
Где я, как факел погребальный,
Горел в безмолвии ночном;

Где, может быть, суровой доле
Я чем-то свыше обречен,
Где я страстями заклеймен,
Где чем-то свыше, поневоле,
Я был на время заключен;

Где я... Но что?.. Толпа народа
Уже кипит на площади...
Я слышу: «Узник, выходи!»
Готов – иду!.. Прости, природа,
Палач, на казнь меня веди!..

Вопросы и задания для анализа:

1. Что вы скажете об этом стихотворении? Каковы ваши первые впечатления?

2. Определите основную тему стихотворения. Как вы можете охарактеризовать лирического героя этого произведения? (Тема предназначения человека, судьбы поэта).

3. Определите основную тональность стихотворения? Какими способами она создаётся?

4. В чём особенность композиции стихотворения? Каковы его смысловые части? (3 части: описание казни, воспоминания поэта, возвращение в реальность).

5. Проанализируйте язык произведения. Что вы можете сказать о лексике стихотворения? Какие средства художественной выразительности использовал поэт? (Нейтральная лексика, изредка встречаются архаизмы для придания произведению возвышенного звучания. В стихотворении используются метафоры, олицетворения, эпитеты, инверсии, риторические вопросы и восклицания, анафоры).

6. В чём состоит идейный замысел этого произведения?

Выразительное чтение стихотворения самими учащимися.

Исследовательская(подготовленная самостоятельно группой студентов) работа «Роль

А.И. Полежаева для культуры Рузаевки и Республики Мордовия».

«Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражается», - так писал Д.С. Лихачев. Мордовия представила России и всему литературному миру выдающегося поэта 19 века Александра Ивановича Полежаева. Как писал В.Г. Белинский: «… из всех поэтов, явившихся в первое время Пушкина, несравненно выше всех других и достойнее внимания и памяти – Полежаев…». 

Александр Иванович Полежаев родился 11 сентября в 1804 году в Рузаевке. В Саранск Сашу привезли когда ему было четыре месяца, в дом на  Рождественской улице (ныне проспект Ленина, где находится колледж электроники, экономики и права). Этот дом был куплен Аграфене в качестве приданного. Шесть лет прожил будущий поэт в Саранске в семье отчима. Не сладко жилось ему там, о чём он напишет в «Русской песне»

                               Не припомню я счастливых дней,

                               Не знавал я их с младенчества -                                 

                               Для измученной души моей

                               Нет в подсолнечной Отечества!

Много лет  память о нашем  земляке, Александре Ивановиче Полежаеве, была предана забвению. Его имя вошло в золотой фонд русской литературы 19 века. Долгое время поэзия А.И.Полежаева была запрещена цензурой и преследовалась жандармерией, но по истечению времени стала обнародована.

А. И. Полежаев стал одним из первых русских поэтов, который зазвучал на мордовском языке. Первый перевод стихов поэта на мордовский - эрзя язык был сделан А.К.Мартыновым, заслуженным писателем МАССР. Работа началась в 1938 году, когда исполнилось 100 лет со дня смерти поэта.

Судьба поэта волновала многих исследователей как на родине, так и за её пределами. Имя А.И.Полежаева на родине в Мордовии стало известно благодаря профессору Мордовского университета  краеведу Ивану Дмитриевичу Воронину. Им была  проведена огромная исследовательская работа, написаны книги о жизни и творчестве поэта. В настоящее время уже несколько десятилетий занимается исследованием жизни и творчества А.И.Полежаева профессор Мордовского  университета Николай Леонидович Васильев, под его авторством вышло несколько книг.

В память о нашем земляке, 5 июня 2001 года (к 360-летию со дня основания Саранска) открылся музей А.И. Полежаева. Музей был создан по инициативе Алексея Михайловича Мамаева. Огромную работу по его формированию провели Александр Алексеевич Мамаев и коллектив музея. Идея же создания музея А.И. Полежаева родилась еще раньше у профессора И.Д. Воронина. 23 сентября 2010 года в музее А.И.Полежаева  в г.Саранске состоялись первые Полежаевские чтения. 

В 1967 году на перекрестке улиц Пролетарской и Полежаева был открыт памятник Александру Ивановичу Полежаеву. Памятник, выполненный московским скульптором М.И. Кожиной, отлит из цветного металла. Полежаев изображён в полный рост, на левое плечо накинута шинель, в правой руке книга. Всего памятников поэту А.И. Полежаеву в Саранске два. Первый - на аллее Славы, а второй - на перекрестке улиц Пролетарской и Полежаева.

Мордовский поэт И. М. Девин написал стихотворение, посвящённое А. Полежаеву:

В тихом сквере ветер

Литья шевелит,

Под горячим солнцем,

Памятник стоит.

А на постаменте,

Вдаль бросая взгляд,

Человек в шинели,

Давних лет солдат.

Он стоит спокойный,

Сильный и большой,

И листок бумаги

Держит пред собой.

На него смотрю я,

Думаю о нем,

Сколько мне родного

В имени простом…

«Его, - замечает И. М. Девин, - я написал в день открытия памятника. Когда сняли покрывало, предо мной встал солдат, готовый к бою, не только с ружьем, но и со свертком стихов. Он мне показался спокойным, но всегда готовым стоять за родину и свободу».

Знаменитый рузаевский художник И. И. Сидельников создал портрет А. Полежаева, который получил высокие отзывы критики.

Во многих местах нашей страны чтят память о поэте. На родине, где родился поэт, в Рузаевке создан школьный музей в школе № 9. И в Рузаевке, и в Саранске есть улицы, которые носят имя поэта. Поэтическое наследие А. Полежаева изучают в школах Мордовии. О нём пишут сочинения школьники. А. Полежаеву посвящают свои произведения современные мордовские поэты, писатели и драматурги.

Преподаватель:

А сейчас обратимся к проблемному вопросу, который мы вывели в начале урока. Основываясь на сведениях о жизни, творчестве А. Полежаева и влиянии его произведений на культуру России и Мордовии, которые вы узнали сегодня на уроке, ответьте на вопрос о том, почему главной памятью о поэте будут именно его стихи.(Ответы студентов).

- Итак, произведения Полежаева весьма неравного достоинства, что объясняется обстановкою, среди которой они писались; но многие из них свидетельствуют о сильном и своеобразном таланте.Хочется надеяться, что наши сегодняшние размышления о судьбе поэта станут стартовой площадкой для ваших мыслей по этой теме и её интерпретаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вечные проблемы в русской поэзии 19-20 веков и в хип-хоп культуре. (Попытка сопоставительного анализа стихотворений русских поэтов и текстов рэп-песен)»

Русская поэзия -вершинное достижение мировой культуры. Особое место в русской поэзии 19-20 века занимают философская и любовная темы. Поэты углубляются в мир своих внутренних переживаний, раз...

урок литературы в 5 классе "Русские поэты и поэты Алтая о Родине и о родной природе"

Цели урока: • преподнести учащимся тему Родины в русской поэзии как неподвластную времени и расстоянию, познакомить их со стихотворениями русских поэтов XIX века и поэтов Алтая о Родине и о родной пр...

В одном букете - яркие цветы ( Урок-исследование по творчеству А.Твардовского- русского поэта и Я.Ухсая- чувашского поэта)

1.выработать навыки сопоставительного анализа творчества писателей (тĕрлĕ çыравçăсен пурнăçĕпе хайлавĕсене танлаштарса вĕрентесси). 2. Развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся; нав...

Русские поэты о Родине,родной природе и о себе.Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.

Данный материал учит понимать поэтический язык; помогает  ученикам осмыслить прочитанное; развивает навыки анализа поэтического текста....

Открытый урок в 6 классе "Очарованье русского пейзажа" по лирике русских поэтов 19 века.

Естественно, я многое позаимствовала у коллег, из журналов (список литературы указан). В 6 классе по литературе  ( программа Беленького) даны хорошие произведения для изучения, но не всегда можно...

Урок русского языка в 5 классе на тему "Весна в произведениях русских поэтов, композиторов, художников"

Интегрированный урок по русскому языку в 5 класссе в конце учебного года на тему "Весна в произведениях русских поэтов, композиторов, художников"...