Литературно-музыкальная композиция
методическая разработка (10 класс)

Певнева Надежда Константиновна

Литературно-музыкальная композиция

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция: «Никто не забыт, ничто не забыто»,  посвященная Победе в Великой Отечественной войне. Сопровождается демонстрацией компьютерных презентаций  и показом видеороликов.

Никто не забыт, ничто не забыто О. Берггольц

Актуальность

По статистике  россияне узнают о Великой Отечественной войне, в основном, из фильмов. Читал о войне лишь каждый третий. Столько же посещали места боевой славы, музеи и мемориалы. Как показало исследование социологов, Великая Отечественная война является предметом обсуждения в семьях двух третей опрошенных (69%). 15% говорят о войне довольно часто. За десять лет этот показатель значительно сократился: в 2005 году он составлял 25%. В свою очередь, 29% респондентов сообщили, что военная тема в их окружении практически не затрагивается. В большей степени (45% опрошенных) это касается молодежи от 18 до 24 лет. О том, что их родственники были участниками Великой Отечественной войны, сегодня сообщают 88% россиян — за десять лет эта цифра практически не изменилась (с 91% в 2004 году). При этом 42% россиян хорошо осведомлены о жизни своих родных в военные годы — из рассказов или семейных архивов, а треть опрошенных (31%) не знает подробностей их биографии. У 15% респондентов  близкие погибли  или пропали без вести и об их судьбе ничего неизвестно.  А 6% участников опроса признались, что не знают, воевал кто-то из родственников или нет. Отношение к подвигу нашего народа во время Великой Отечественной войны выражается не только в поздравлениях ветеранов 9 мая, появлении памятников, монументов и фильмов, но и в том, что знают и что испытывают по этому поводу современные дети. Что знают младшие школьники о Великой Отечественной войне? Как выяснилось, дети имеют весьма поверхностные представления об этом историческом событии. А ведь эти дети вырастут, и вспомнят ли они, будучи взрослыми, о том, какой ценой досталось мирное небо над головой?

 Цель: Пробудить в учащихся чувство гордости за Победу нашей страны в Великой Отечественной войне.

Задачи: Обогащение знаний учащихся о Великой Отечественной войне, о детях – героях. Пробуждение интереса к истории России, к памяти героического прошлого.

Показ видеоролика «От героев былых времен…»

 Ученик: 22 июня 1941 года немецко-фашистские захватчики вероломно вторглись в пределы нашей Родины. Началась Великая Отечественная война. Вместе со взрослыми тысячи ребят встали на защиту Родины.

 4 года! 1418 дней. 34 тысячи часов. И более 27 миллионов погибших советских людей, вставших на защиту своей Родины – Союза Советских Социалистических республик.

 Ученик: А сколько было раненых? Сколько молодых людей, почти мальчишек и девчонок, не вернулись с полей сражения или остались инвалидами на всю жизнь? 2 ученик: А сколько вдов и сирот? Разве цифрами можно измерить человеческое горе?!

Чтец:  отрывок из стихотворения Михаила Дудина «Соловьи»:

Обветренные скулы сведены.

Тристапятидесятый день войны.

Еще рассвет по листьям не дрожал,

И для острастки били пулеметы...

Вот это место. Здесь он умирал -

Товарищ мой из пулеметной роты.

Тут бесполезно было звать врачей,

Не дотянул бы он и до рассвета.

Он не нуждался в помощи ничьей.

Он умирал. И, понимая это,

Смотрел на нас и молча ждал конца,

И как-то улыбался неумело.

Загар сначала отошел с лица,

Потом оно, темнея, каменело.

2 ученик: Наряду со взрослыми плечом к плечу сражались с врагом  и дети. Вспомним их имена (слайды 11 – 16): Валя Котик, Лёня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова, Володя Дубинин, Лара Михеенко.

 3 ученик:

 Прислушайся, как гулко бьётся сердце,

Когда идёшь солдатскою тропой.

В зелёных гимнастёрках юнармейцы

Выходят на заре в учебный бой

 Пускай сердца, волнуясь, замирают,

Когда в дорогу горны позовут.

Герои никогда не умирают,

 Герои в нашей памяти живут.

4 ученик: Пионерка Таня Савичева Хором: Навечно осталась в строю!

Эта тонкая тетрадка

 Стоит многих толстых книг.

Пионерка – ленинградка,

 Потрясает твой дневник.

 Таня Савичева, Таня,

Ты в сердцах у нас жива!

 Затаив на миг дыханье,

Слышит мир твои слова.

 Ленинград в тисках блокады,

 У ворот лютует враг.

 Рвутся бомбы и снаряды,

Дует ветер, давит мрак.

 От коптилки не согреться,

И ни крошки, ни глотка,

И выводит кровью сердце

 На страницах дневника.

(Звучит в записи отрывок из «Реквиема» Роберта Рождественского, щелчок по триггеру)

Помните! Через века, через года

Помните! О тех, Кто уже не придёт никогда,

 Помните! Не плачьте!

В горле сдержите стоны, Горькие стоны,

 Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Люди! Покуда сердце стучится – Помните!

Какою ценой Завоевано счастье.

Пожалуйста, помните!

Инсценирование. Входит женщина с маленьким сыном. В руках мальчика игрушка. Ребенок (звонко спрашивает):

-Мама, а что такое мир?

-Мама: Бывает, малыш, за окном весна, Яблони в белом дыму, Синее небо – нежнее, чем шелк, Птицами полон сквер…

-Ребенок: Мама, ты расскажи про мир!

- Мама:

 А я о чем говорю?

 Чтобы ты лучше понял, малыш,

 Я поясню тебе так:

Мир – это значит в рассветную тишь

Бомбу не сбросит враг,

Хлеб не посмеет у нас отнять,

В огонь не швырнет детей.

Мир – это счастье, его отстоять

Долг всех простых людей.

(Громче звучит музыка и умолкает.

Мама с сыном уходят)

Чтец:

По рассказам и книжкам я знаю войну,

Что сиротами сделала многих детей,

Что заставила плакать седых матерей…

 По рассказам и книжкам я знаю войну.

 По рассказам и книжкам я вижу войну,

 Вижу стены, разорванный бомбами дом,

 Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом…

 По рассказам и книжкам я вижу войну.

 По рассказам и книжкам я слышу войну,

Слышу грохот орудий и раненых крик,

 Слышу вздох партизан, замеревших на миг…

По рассказам и книжкам я слышу войну.

Я не знаю войны. Да зачем это мне?

Я хочу мирно жить, гимны петь красоте…

 Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде

Понаслышке лишь знали бы мы о войне.

Показ видеоролика «Лучшая песня о войне»

Течёт река времени. Давно заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов и деревень. Выросли новые поколения. Ушли из жизни тысячи ветеранов. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчёта 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Военной песни негасимый свет..."

Материал может быть использован к Дню защитника Отечества или 9 Мая...

Литературно-музыкальная композиция к Дню Победы

Литературно-музыкальная композиция в сопровождении презентации. Достаточно важный момент в представлении - это перестроения. Доступна и интересна любой возрастной группе учащихся....

Литературно-музыкальная композиция "Память сердца"

Всё дальше и дальше уходит от нас в глубь прошлого Великая Отечественная война. Всё меньше её живых свидетелей и участников. Придёт время - и мы будем узнавать о событиях и людях военных лет только из...

Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся в небо"

Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся  в небо" разработана в рамках проведения недели, посвященной  Дню космонавтики....

Презентация литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)

Презентация литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...