Разговоры с обучающимися
классный час (8 класс)

Попова Надежда Николаевна

Темы для разговоров с обучающимися: "Родина", "Память", "Семья", "Характер".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyat.docx19.67 КБ
Файл rodina_23.01.25.pptx1.05 МБ
Файл semya_23.01.25.docx20.99 КБ
Файл harakter.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

Обучающиеся сидят полукругом.

Здравствуйте, ребята. Напоминаю, что меня зовут Надежда Николаевна. Я надеюсь, что наша встреча будет интересной и продуктивной.

Ребята, давайте вспомним, как нужно вести себя во время беседы? (говорить ясно и четко; внимательно выслушайте своих собеседников, не перебивая; не стесняйтесь выражать свою точку зрения))

Правильно, молодцы!

СЛАЙД 1

Из предложенных тем вы выбрали тему, связанную с цитатой Арсения Александровича Тарковского

«Есть память – охранительница дней и память – предводительница века»

- Я довольна вашим выбором, ваш выбор говорит о том, что, не смотря на возраст, вас волнуют серьезные вопросы, и вы готовы их обсуждать.

-Ребята, смотрите, что у меня есть  

(У учителя в руках шкатулка)

-А что мы можем хранить в шкатулке? (ответы учащихся) 

-А для чего мы это храним? (ответы учащихся) 

-Если мы откроем шкатулку, мы увидим, что в ней хранится. А что мы храним в памяти? (примерные ответы учащихся: воспоминания, традиции, знания, опыт)

-А для чего мы храним это в памяти?  (чтобы передать другим) 

-Как вы думаете, что такое память? (ответы учащихся) 

СЛАЙД  2

 «Память – это свойство души хранить сознанье о былом…» написано в словаре Владимира Ивановича Даля, то есть хранить знания о прошлом, каким бы оно ни было.

-Давайте посмотрим, что лежит у меня в шкатулке.  

 – старая фотография (рассказать о ней) 

Вот эти совсем старые, пожелтевшие фотографии, которые уже поистрепались со временем, и привлекают меня больше всего. Эти фотографии – настоящая машина времени, которая переносит меня из 21 века в 20. Тогда моя бабушка  была намного моложе меня теперешней.

Ребята, а есть ли у вас в семье такие фотографии, глядя на которые, вы вспоминаете какие-то  моменты жизни? Поделитесь, пожалуйста, своими воспоминаниями.

(Память позволяет нам накопить опыт предыдущих поколений, сохранить историю своего рода. Родители передают знания и опыт детям, а они, в свою очередь, своему потомству. Главное, чтобы связь между поколениями не утратилась. И чтобы люди об этом не забывали.)

-Это - память семьи. Табличка ПАМЯТЬ

А может ли быть такая «семейная память» у нашего народа? Нашей Родины? Табличка ИСТОРИЧЕСКАЯ к слову ПАМЯТЬ

-Вы тоже будете рассказывать своим детям и внукам о прошлом и настоящем нашего народа, нашей Родины. Мы – народ России, мы – россияне.

-А сейчас я вам предлагаю обсудить в группах, что нам важно помнить? Почему нам важно помнить минувшие дни и события?

-Выберите  карточки. 2 минуты

-Выскажите ваши версии, которые родились в ходе обсуждения

В ходе диалога с учащимися к ключевому понятию ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ добавить карточки ИСТОРИЯ, ПРЕДКИ, КУЛЬТУРА, ВЕРА, ТРАДИЦИИ, ГЕРОИ, ЦЕННОСТИ, ПРАЗДНИКИ, ПОБЕДА, в результате создается кластер

- Историческая память- это сохранение и передача потомкам знаний об истории своего Отечества, культуре, вере, героизме предков, традициях и национальных ценностях.

-Только благодаря памяти можно преодолеть время, соединить прошлое и будущее, сохранить добро и не совершить ошибок прошлого!

История нашего народа, нашей страны, и всего мира в целом переживало очень тяжелые времена.

А, может, игнорировать прошлое с его ошибками и тяжелыми воспоминаниями и быть устремленными целиком в будущее, строить это будущее само по себе, забыть о прошлом с его темными и светлыми сторонами?

(Как же можно забыть   об исторических событиях, когда наши предки проявили героизм и отвагу, находчивость и мудрость, ведь эти примеры учат нас правильно себя вести и гордиться своей страной?

На исторической гордости наций формируется патриотизм. В прошлое время и в наши дни патриотизм – это тот стержень, который всегда объединяет наш народ)

Это невозможно.

(Благодаря накопленному опыту из прошлого, мы можем строить быт, семьи, трудиться, а свои знания передавать потомкам. Бережное отношение к прошедшему помогает передать культурное наследие и общепринятые традиции тем, кто будет жить после нас.)

Но существует в нашем мире ураган, который сметает все на своем пути… и это не естественный процесс природы. Он разрушает строения, заставляет стареть и документы, и фотографии, даже рельеф местности меняется. Что же это?

Это время.

А подвластна ли времени память? Почему?

Время стремительно бежит вперед, оно неумолимо. Его нельзя остановить, задержать, повернуть вспять. Время не знает пощады ни к людям, ни к их творениям. Однако есть то, над чем время не имеет власти. Это память.

А как можно сохранить память о своих предках, память о себе, память нашего народа?

(уходят люди, становятся безмолвными их мысли, идеи, дела, время неумолимо движется вперед, но мы сможем сохранить память о них, продолжить их дела, претворить в жизнь их идеи, соблюдать традиции, т.е. не превращаться в беспамятного человека, в Ивана, не знающего родства. Это фотографии, мемуары, картины и т.д., памятники)

СЛАЙД 3

Вернемся к теме нашей беседы. Так в чем же смысл слов, сказанных Арсением  Тарковским «Есть память – охранительница дней и память – предводительница века»

-Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Память возрождает жизнь. А значит наш народ, наша нация, наша Родина будут жить вечно.  

-Пусть ваша жизнь будет насыщенной и интересной, храните в памяти все самое дорогое.

-А в память о сегодняшнем дне, давайте сделаем фотографию.  

-Спасибо вам, ребята, за интересный диалог.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца » Паустовский К.Г.

Слайд 2

РОДИНА

Слайд 3

« Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца » Паустовский К.Г.



Предварительный просмотр:

Обучающиеся сидят полукругом.

Здравствуйте, ребята. Напоминаю, что меня зовут Надежда Николаевна. Я надеюсь, что наша встреча будет интересной и продуктивной.

Ребята, давайте вспомним, как нужно вести себя во время беседы? (говорить ясно и четко; внимательно выслушайте своих собеседников, не перебивая; не стесняйтесь выражать свою точку зрения))

Правильно, молодцы!

СЛАЙД 1

Вы выбрали для беседы слова  русского философа, писателя и публициста Ивана Александровича Ильина, представленные на слайде.

Мне приятно,  что эта важная тема для вас актуальна и с удовольствием побеседую с вами об этом.

СЛАЙД 2

Ребята, посмотрите на слайд и скажите, что объединяет все эти изображения?

Да, верно, их объединяет общее понятие – СЕМЬЯ (разместить на стенд)

У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?

Ребята, представьте такую ситуацию: люди перестали создавать семьи и решили жить каждый сам по себе.

Как изменится их жизнь? Будет ли им комфортно?  Как изменить такую ситуацию?

Давайте подумаем над вопросами: что семья дает человеку и что человек дает семье? (Работа в парах) Заслушать ответы 2 пар обучающихся.

Получается, что всех членов семьи что-то объединяет?  

Предлагаю разделиться на три группы и поискать ответ на этот вопрос. На трех столах лежат карточки со словами-подсказками. Вам необходимо выбрать по 2 карточки, наиболее подходящими для ваших ответов. И затем по очереди озвучить свои предложения. (2 мин).

Время закончилось.  Итак, вопрос: что объединяет семью?

(Слушают 1 группу, 2 группу и 3 группу). На стенде слово СЕМЬЯ, после выступления каждая группа прикрепляет свои слова вокруг слова СЕМЬЯ.

 Как одним выражением можно определить то, что у нас получилось? Если ответить затрудняются, то помочь с ответом: и все это семейные ценности.

        

Еще до нашей эры первый профессиональный педагог Поднебесной, древнекитайский мыслитель и философ Конфуций сказал СЛАЙД  3.

А что может объединять все семьи в государстве? (гимн, флаг, патриотизм, любовь к своей малой Родине, общие праздники, традиции, ценности, спортивные достижения, место проживания, природные богатства и т.д.)

Написать на доске все предложенные слова.

Посмотрите, что у нас получилось (соединить записи на доске и на стенде).

!!! Вывод: любовь к Родине, своему государству воспитывается через семейные ценности.

Я заканчиваю сегодня нашу беседу с уверенностью в том, что каждый из вас представляет семью как очаг, где царят Любовь, Верность, Память,  Забота.

Любите близких людей и цените свои семьи, продолжайте семейные традиции, чтобы не растерять семейных ценностей!

СЕМЬЯ

УВАЖЕНИЕ

ЗАБОТА

ЛЮБОВЬ

ЗАВИСТЬ

РОДИТЕЛИ

СЕМЕЙНЫЕ  ТРАДИЦИИ

РОДОСЛОВНАЯ

РОДСТВО

ПРЕДКИ

ПОТОМКИ

ИСТОРИЯ  ПОКОЛЕНИЙ

НЕНАВИСТЬ

РОДСТВО ДУШ

НАДЕЖНОСТЬ

ЗАНЯТИЕ СПОРТОМ

ЗАБОТА О СТАРШЕМ ПОКОЛЕНИИ

СОВМЕСТНОЕ ПРОЖИВАНИЕ



Предварительный просмотр:

Обучающиеся сидят полукругом.

Здравствуйте, ребята. Напоминаю, что меня зовут Надежда Николаевна. Я надеюсь, что наша встреча будет интересной и продуктивной.

Ребята, давайте вспомним, как нужно вести себя во время беседы? (говорить ясно и четко; внимательно выслушайте своих собеседников, не перебивая; не стесняйтесь выражать свою точку зрения))

Правильно, молодцы!

СЛАЙД 1

«Самая важная часть воспитания – образование характера». Константин Дмитриевич Ушинский.

Вы выбрали для беседы слова  Константина Дмитриевича Ушинского, представленные на слайде.

Мне приятно,  что эта важная тема для вас актуальна и с удовольствием побеседую с вами об этом.

Знаете ли вы кто такой Константин Дмитриевич Ушинский?

Русский педагог, писатель, один из основоположников научной педагогики в России.

Ребята, а что такое характер?

Как говорили древние люди, характер - это печать человека, “отпечаток”, приобретаемый в процессе воспитания и самовоспитания. Характер формируется, изменяется в течение всей жизни человека.

А в чем проявляется характер?

Характер человека проявляется в его поведении, в действиях и поступках в обществе. 

Работа в группах:

Прочитайте описание жизненных ситуаций, посоветуйтесь и определите, какое качество характера здесь проявляется.

Придя из школы, Коля рассказывает маме:

-Сегодня на уроке учительница всех ругала за домашнее задание, а я ответил лучше всех и мне поставили 5.

- А где же твой дневник?

-А я его забыл в школе. (Хвастовство, лживость)

Петя шел в магазин и вдруг под ногами увидел кошелек. Мальчик поднял его. Кошелек был потертый, денег в нем было немного. Мальчик огляделся. Возле магазина стояла старушка и копалась в сумочке.

- Бабушка, вы ничего не теряли?

- Беда, внучек, кошелек потеряла, а в нем все деньги.

Петя отдал старушке кошелек. (Честность, доброта)

Таня переписывала сочинение. Когда работа подходила к концу, она вспомнила о дополнительном материале, который забыла включить в работу. Вздохнув, Таня заново принялась за работу и закончила ее. (Трудолюбие, добросовестность, терпение)

За праздничным столом мама делила торт. Всем досталось поровну, но Оля расплакалась:

- У меня кусок меньше всех! (Эгоизм)

Как вы думаете, когда начинает формироваться характер?

Формирование характера начинается с самого детства. Начинает складываться привычный образ поведения, определённые отношения к действительности. Под влиянием родителей, среды начинают  складываться понятия о том, что можно, а что нельзя.

Ребята, большую часть времени вы проводите в школе. Как она помогает формированию характера?

С поступлением в школу у ребёнка начинается новый этап формирования характера. Ребёнок сталкивается с новым рядом строгих правил. Учение заключается не только в основных предметах. Разрешение конфликтных ситуаций, общение со сверстниками дают возможность каждому из нас воспитать лучшие черты своего характера и искоренить негативные его свойства.
Бывает, что мы ленимся, когда делаем уроки, но это обязательно нужно делать, ведь это позволяет научиться быть дисциплинированным, ценить и правильно распределять свое время, не давать расслабляться в тот момент, когда нужно собраться с мыслями.

- Кто чеканит, печатает характер человека? (Сам человек.)

Да, человек сам чеканит и кует свой характер. В этом и заключается сущность самовоспитания. Чем старше человек, тем сложнее изменить ему свой характер. Пока ваш характер еще не закостенел, вы можете избавиться от черт, которые в будущем способны испортить жизнь вам и вашим близким, и воспитать те, которые помогут вам стать счастливыми.

Как вы понимаете слово самовоспитание?

Самовоспитание – это работа над собой, чтобы сформировать в себе определенные качества.

Насколько важна роль самовоспитания в развитии человека?

Что необходимо предпринять, чтобы воспитать свой характер?

Вернемся к теме нашей беседы
Представьте, что вы, читая новости, увидели пост с высказыванием Ушинского: «Самая важная часть воспитания – образование характера»?

Какой комментарий вы бы оставили?

СЛАЙД 2

Закончить хотелось бы словами Василия Александровича Сухомлинского:

«Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, что бы людям, окружающим тебя было хорошо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Особенности логопедических занятий с обучающимися с системным недоразвитием речи легкой степени в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании».

В методической разработке раскрыта тема: «Особенности логопедических занятий с обучающимися с системным недоразвитием речи легкой степени в рамках реализации программы «Разговор о правильн...

Разработка программы внеурочных занятий «Разговоры о важном» для обучающихся 5-7 классов;

Разработка программы внеурочных занятий «Разговоры о важном» для обучающихся 5-7 классов...

Программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном", для обучающихся 5-7 классов

Личностные результаты  - формирование сопричастности к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения;- ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Разговоры о важном» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТНМР (II вариант) 6 «А», 6 «Б», 7 «А» классов на

Программа внеурочной деятельности «Разговоры о важном» детализирует и раскрывает содержание Стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с умеренной, т...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном" ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1), 8 класс

Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.У...

О практике реализации внеурочных занятий РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ среди обучающихся, содержащихся в исправительных учреждениях, расположенных на территории Республики Коми

Выступление на педсовете ГОУ РК РЦО, посвящённое практике проведения внеурочных занятий "Разговоры о важном" в условиях закрытого социума и с использованием регионального компонента....