Ресурсный потенциал кинопедагогики для достижения метапредметных результатов
статья

Коростелёва Тамара Анатольевна

Кинопедагогика, позволяющая сочетать традиционные и нетрадиционные методы и приёмы, открывает большие возможности для воспитания нравственно-ценностных ориентаций школьников, становлению их гражданственности, формированию высоких патриотических убеждений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kinopedagogika.docx65.89 КБ

Предварительный просмотр:

Дмитриева Наталья Евгеньевна, Коростелёва Тамара Анатольевна,

учителя русского языка и литературы

МБОУ Сосновской СОШ №2 им. И.Ю. Уланова

р.п. Сосновка Сосновского района Тамбовской области

E-mail:natalyadm2008@yandex.ru

tamarakorostelyova@yandex.ru;

Толстова Екатерина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 им. В.А. Коновалова»

городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области

               E-mail:ekaterina.tolstova2011@yandex.ru

Ресурсный потенциал кинопедагогики для достижения метапредметных результатов

АННОТАЦИЯ

Кинопедагогика, позволяющая сочетать традиционные и нетрадиционные методы и приёмы, открывает большие возможности для воспитания нравственно-ценностных ориентаций школьников, становлению их гражданственности, формированию высоких патриотических убеждений.

Киноурок «Расстрелянная скрипка», совмещая элементы воспитания и образования, дает школьникам возможность приобщиться к ценностям человеческой культуры, морали, этики через работу с анимационным фильмом.

Ключевые слова: кинопедагогика, творческая киномастерская, анимационный фильм, творческие группы, интерактивные задания.

Dmitrieva Natalia Evgenievna, Korosteleva Tamara Anatolyevna,

teachers of Russian language and literature

MBOU Sosnovskaya Secondary school No.2 named after I.Y. Ulanov

R.P. Sosnovka of the Sosnovsky district of the Tambov region

E-mail:natalyadm2008@yandex.ru

tamarakorostelyova@yandex.ru;

Tolstova Ekaterina Vladimirovna,

teacher of Russian language and literature

MOU "Secondary General education School No.2 named after V.A. Konovalov"

of the BUT Svetly urban district of the Saratov region

E-mail:ekaterina.tolstova2011@yandex.ru

The resource potential of film pedagogy to achieve meta-objective results

Annotation

Film pedagogy, which allows combining traditional and non-traditional methods and techniques, opens up great opportunities for the education of moral and value orientations of schoolchildren, the formation of their citizenship, the formation of high patriotic beliefs.

The film lesson "The Shot Violin", combining elements of upbringing and education, gives schoolchildren the opportunity to join the values of human culture, morality, ethics through working with an animated film.

Keywords: film pedagogy, creative film workshop, animated film, creative groups, interactive tasks.

Кинопедагогика сегодня является одним из приоритетов культурно-просветительной, образовательной, воспитательной деятельности. Воспитание личности человека немыслимо без кино, без обращения к зрительным образам. От кино нужна не только картинка, важны ценности и смыслы, то, что несет в себе кинообраз. И важно сделать так, чтобы этот образ был позитивным.

Киноуроки - одновременно и традиционная, и новая форма диалога со зрителем, которая  совмещает элементы воспитания и образования, дает школьникам возможность приобщиться к ценностям человеческой культуры, морали.

Наиболее эффективное воздействие на современных детей сегодня оказывает игровое кино. Кинематограф владеет широким спектром драматургических и аудиовизуальных возможностей, обладающих суггестивным эффектом в восприятии произведения. Фильмы, созданные на гуманистических идеалах специально для школьников и с их непосредственным участием, способны дать мощный толчок к развитию мотивации у детей к созидательной деятельности, основанной на морально-этических принципах.

Диалог с экраном - это переход с позиции «просто зрителя» на позицию собеседника, от сопереживания - к сотворчеству, к активному достраиванию экранного мира, к более глубокому пониманию авторской концепции, к самовыражению через творчество. Использование уроков кино ставит своей целью не только знакомство с основами киноязыка и жанрами экрана, но и обогащение восприятия.

Для методической разработки киноурока «Расстрелянная скрипка» использован анимационный фильм «Скрипка пионера», посвященный Великой Отечественной войне и созданный профессиональными кинематографистами. Формат «Творческой мастерской», расставляя акценты при формировании восприятия школьниками подвига пионера-героя Муси Пинкензона, предлагает способ подачи учебно-воспитательного материала, раскрывающего авторский замысел содержания анимационного фильма. Важный результат киноурока - вызвать у ребят интерес к этой странице истории и желание более глубокого ее изучения, потребность подражать герою, обладающему высоко нравственными качествами.

Киноурок «Расстрелянная скрипка» представляет собой воспитательное занятие, в основе которого рисованный мультипликационный фильм «Скрипка пионера». Мультфильм посвящён событиям Великой Отечественной войны и повествует о подвиге юного пионера. Муся Пинкензон, маленький мальчик, проявил такую силу воли и духа, перед которой фашизм оказался бессильным. На конкретном примере ученики знакомятся с историческими фактами о массовых истреблениях фашистами гражданского населения (в т.ч. по национальному признаку). Киноурок способствует формированию у ребят интереса к этой странице истории и желания более глубокого ее изучения.

Цель: формирование нравственных качеств подрастающего поколения с учетом воспитательного потенциала произведений киноискусства о трагических событиях среди мирного населения в истории СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Задачи:

  • формировать активную гражданскую позицию, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, своего города, села;
  • вызвать эмоциональный интерес, раскрыть образ пионера-героя, модель поведения;
  • ознакомить детей с духовно-нравственными понятиями, принципами;
  • развить представление о самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • создать условия для творческой самореализации учащихся;
  • формировать коммуникативную компетентность через организацию форм совместной деятельности;
  • формировать умения получать, отбирать нужную информацию, использовать её для достижения поставленной цели.

Формат «Творческой киномастерской» вводит детей в большой и уникальный мир медиапространства и посредством слияния кино, музыки, литературы  определяет ценностно-смысловое равенство всех участников.

Целью педагогической технологии мастерских является не прямая передача информации, а совместный поиск знаний.

Педагогу, которого в терминологии мастерских называют мастером, приходится отказаться от привычных функций лектора, авторитарного руководителя. Задача педагога (мастера) в ходе мастерской состоит прежде всего в том, чтобы создать атмосферу открытости, доброжелательности, обратиться к чувствам учеников, вызвать их на откровение, работать вместе с ними, не ставить оценки, но при этом дать почувствовать ученику собственное достижение, пусть даже небольшое.

Результатом для педагогического и учебно-методического сообщества является описание модели инициирования и реализации социальных практик в рамках киноурока. Данный материал может стать предметом анализа ресурсно-методического потенциала кинопедагогики и профессионального диалога в сетевых образовательных сообществах.

Результат для родителей – оформление виртуального плаката, видеоролика.

Формат: «Творческая киномастерская». Учащиеся 6 класса работают в творческих группах «Сценаристы», «Художники-постановщики», «Звукорежиссеры», «Монтажёры».

Содержание мероприятия

  1. Мотивационный.
  2. Подготовительный (работа с эпиграфом, составление кластера).
  3. Основной (выполнение  интерактивного задания, просмотр и обсуждение мультфильма «Скрипка пионера», работа в творческих группах).
  4. Рефлексия.

Киноуроки являются основополагающими в создании эмоционального отклика и осуществлении практических действий, направленных на положительные изменения личности.

Особенность нравственного воспитания как психологической категории состоит в том, что она не столько связана с передачей общественно-исторического опыта, сколько с передачей «культурного кода» - тех ценностей, которые общество накапливало веками. И этот «культурный код» есть у нас и у наших детей. Его только нужно разбудить на нетрадиционных уроках.

Для реализации цели и задач мероприятия применялся комплекс методов, приемов, технологий, подходов: изучение материалов по теме киноурока, метод теоретического анализа, сравнительный анализ, опытная работа, наблюдение, анкетирование, классификация, систематизация и анализ материала, историко-исследовательский метод, беседы.

Новизна мероприятия заключается в том, что в нем апробированы образовательные, воспитательные возможности такой формы работы с обучающимися, как киноурок.  В процессе проведения мероприятия использована методика коллективных, групповых форм работы.

Важный результат киноурока – возникшая у школьников потребность подражания героям, которая реализуется в ходе проведения социальной практики, – общественно полезного дела, инициированного детьми и позволяющего проявить рассматриваемое качество личности на практике.

Киноурок «Расстрелянная скрипка» ориентирован на воспитание у школьников нравственных качеств личности, которые напрямую влияют на образ мышления, формирование объективной оценки собственных и чужих поступков, а также их последствий для человека, окружающей среды, государства.

Киноурок, совмещая элементы воспитания и образования, даёт школьникам возможность в увлекательной интерактивной форме приобщиться к ценностям человеческой культуры, морали, этики через работу с анимационными фильмами.

Имея опыт работы в данном направлении, можно с уверенностью сказать, что кинопедагогика, позволяющая сочетать традиционные и нетрадиционные методы и приёмы, открывает большие возможности для воспитания нравственно-ценностных ориентаций школьников, становлению их гражданственности, формированию высоких патриотических убеждений.

В качестве приемов внутренней оценки системы оценивания достижения планируемых результатов используются дебаты и выступления представителей творческих групп, выполнение интерактивного задания, элемент соревнования, кластер, коллективные обсуждения. На этапе подведения итогов самооценка и взаимооценка позволяет осуществить анализ индивидуальной и групповой работы учащихся и выявить достижения учеников и их проблемы в освоении учебного материала.

В качестве внешней оценки можно рассматривать формирование навыков ведения дебатов, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение работать с информацией в процессе чтения, ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения, способствовать критическому осмыслению исторического явления и его адекватной моральной оценки.

Требованиями киноурока диктуется взаимодействие с учреждениями культуры, в данном случае музыкальной школой, библиотекой, музеями. Уверены, шестиклассники не только ещё не раз вернутся в их стены, но и откроют для себя что-то новое и проникнутся интересом к чтению и музыке.

Материалы киноурока «Расстрелянная скрипка» можно использовать на уроках и в рамках внеурочной деятельности по литературе. В соответствии с намеченными целями и задачами урока учитель может как использовать фрагменты урока, так и апробировать полную версию разработки.

Размещение ресурса в сетевых сообществах позволит организовать конструктивный диалог с коллегами и определить векторы диссеминации и перспективы использования созданных в рамках конкурса материалов.

Таким образом,  использование современных образовательных технологий, активное внедрение элементов информационно-коммуникативных технологий является необходимым условием при преподавании и обучении в рамках урочной и внеурочной деятельности. Использование мультимедийных средств обучения активизирует познавательную активность обучающихся. Но, планируя урок, необходимо  помнить, что использование мультфильма или фильма должно быть к месту и в меру.

Смотрите с детьми хорошие фильмы, обсуждайте их, делитесь мнениями и эффект не заставит себя ждать!

Список литературы

  1. Ю.Лотман Ю.Цивьян. Диалог с экраном. Таллинн, Александра, 1994, 108 с.
  2. Ситникова О.В. Кинопедагогика ка средство эмоционального сопровождения личности. // Инновации в образовании, 2021, с.92-101.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Деятельностный подход как условие достижения метапредметных результатов в процессе обучения географии»

Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной...

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ДЛЯ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МАТЕМАТИКИ,КОНЕЦ 5 КЛАССА)

Диагностическая работа по математике в 5 классе на конец учебного года, проводимая с целью оценки метапредметных результатов (на два урока)....

Диагностическая работа для оценки достижения метапредметных результатов обучения по математике (5 класс)

В работе представлены задания для проверки метапредметных результатов обучения по математике на конец 5 класса.(ФГОС)...

Интегрированные тесты как средство достижения метапредметных результатов

В стате даётся краткая характеристика интегрированных тестов как средство достижения метапредметных результатов....

Метапредметные задания как средство достижения метапредметных результатов образования

Пособие адресовано обучающимся в основной и средней школе. Содержит метапредметные задания, направленные на формирование универсальных учебных действий, что обеспечит обобщение и систематизацию предме...