План-конспект внеклассного мероприятия "История возникновения алфавита"
план-конспект занятия (7 класс)

Зайцева Евгения Андреевна

План-конспект внеклассного мероприятия "История возникновения алфавита"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_5.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие #ЗнайЧитай

Тема: «История возникновения алфавита»

Класс: 7 класс

Цель урока: познакомить учеников с историей возникновения алфавита, приобщить детей к чтению на материале истории письменности.

Задачи:

- обучающие: обобщить сведения, полученные на занятиях русского языка, литературы, истории, формировать умения комментировать, анализировать исторические изменения, происходившие в письменности с течением времени;

-развивающие: формировать духовно-нравственную сферу личности ученика через внимательное и вдумчивое изучение материалов по истории письменности;

-воспитательные: пробудить интерес к познанию культуры

Планируемые результаты:

  • умение аргументированно отвечать на вопросы;
  • способность к конструированию предложений;
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • развитие интереса к языку и чувства языка;
  • умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;
  • овладение умением работать в группе

Оборудование: презентация, раздаточный материал 

Ход мероприятия.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

(УУД)

1.Организационный момент

(1 мин)

Приветственное слово.

Приветствие учащихся.

2. Возникновение

проблемы –

выявление

области незнания. Целеполагание.

(3 мин)

Современная система письма — алфавит, настолько привычна для нас, что мы не представляем, как могли бы иначе записывать и передавать свои мысли. Но далеко не сразу люди научились изображать звуки речи специальными знаками и составлять из них слова. (слайд 1-2)

 Вопросы для размышления:

  - Для чего современному человеку алфавит?

- Что будет, если алфавит исчезнет?

- Как раньше общались люди до появления алфавита?

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по истории возникновения алфавита. (слайд 3)

Слушают повествование. Отвечают на вопросы. Активно участвуют в обсуждении вопросов.

Познавательные: целеполагание; слушание с целью извлечения нужной информации; выводы, обобщения.

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно- этическое оценивание.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3.Пиктографическое письмо.

(10 мин)

Все началось с рисунков. Около 40 тысяч лет назад люди уже умели красиво и реалистично рисовать. На разных континентах находят высеченные на камне подобные изображения — петроглифы («петрос» — «камень», «глифэ» — «резьба»). Со временем люди поняли, что с помощью рисунка они могут сохранить и передать информацию тому, с кем не могут общаться непосредственно. Так появилось пиктографическое (рисуночное) письмо.  (слайд 4)

Практические задания:

1. Рассмотреть «беломорские петроглифы» на слайде. Попробовать расшифровать, что изображено. (слайд 5)

2.  Рассмотреть раздаточный материал (1а. пиктограф.письмо). Попробовать пересказать историю, представленную серией рисунков. (слайд 6)

Вопросы для размышления:

- В чём преимущества и недостатки такого вида передачи информации?

Участвуют в обсуждении. Предлагают варианты расшифровки петроглифов. Предлагают свои варианты историй по серии картинок.

Познавательные: выводы, обобщения, слушание с целью извлечения нужной информации.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих.

4. Иероглифическая письменность.

(15 мин)

Рисунок не все понимают одинаково, и люди стали договариваться, какой рисунок что обозначает. Так появились знаки. Такими знаками являются иероглифы древних египтян — схематические изображения слова, понятия, слога. (слайд 7)

Практические задания:

1. Рассмотреть египетский папирус и рисунок с надписью иероглифами. Попробовать пересказать, что изображено. (слайд 8)

2. На доске мелом изобразить слова (карточки со словом случайным образом вытягиваются каждым участником). Сравнить с тем, как изображали эти слова древние египтяне. (слайд 9)

Вопросы для размышления:

- В чём преимущества и недостатки такого вида передачи информации?

- Сколько нужно было учиться египтянину, чтобы научиться писать?

- Сколько было иероглифов?  

Участвуют в обсуждении. Предполагают, что могут означать те или иные иероглифы. Участвуют в игре. Сравнивают свои иероглифы с египетскими оригиналами.

Познавательные: выводы, обобщения.

Личностные: самоопределение, смыслообразование, творческое самовыражение.

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

5. Финикийский алфавит.

(5 мин)

Распространение алфавитного принципа в мире связано с другим народом — с финикийцами. Распространенные в это время системы письма —были невероятно сложными, требовали длительного обучения и не подходили для быстрой записи информации. Финикийцы, бывавшие во многих странах Древнего мира, позаимствовали знаки различных систем для создания куда более удобного звуко-буквенного письма (когда значки обозначают звуки) и первого в истории человечества алфавита (XV в. до н.э.). (слайд 10)

Практические задания:

- Рассмотреть изображение финикийской монеты. Найти на ней надпись с использованием финикийского алфавита. (слайд 11)

Вопросы для размышления:

- Какая главная особенность финикийского алфавита?

Участвуют в обсуждении.

Познавательные: выводы, обобщения, слушание с целью извлечения нужной информации;

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Коммуникативные: выражение своих мыслей, уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников

6. Греческий алфавит.

(5 мин)

В финикийском алфавите было 22 согласные. Греки приспособили финикийский алфавит к своему более напевному языку. В древнегреческом языке, очевидно, гласные играли более существенную роль, чем в языке финикийцев, для них нужны были отдельные буквы. Греческий алфавит был первым алфавитом, содержащим как согласные, так и гласные буквы, всего их было 24. Греческий алфавит послужил основой для многих языков Европы и Ближнего Востока, а его элементы были позаимствованы для систем письменности многих стран мира, в том числе латиницы и кириллицы. (слайд 12)

Вопросы для размышления:

- Во сколько лет древний грек начинал посещать школу и изучать алфавит?

- Где вы сейчас могли встречаться с древнегреческим алфавитом?  (слайд 13)

Вот мы с вами и прошли этот непростой пусть от наскальных рисунков до уже знакомого алфавита. (слайд 14)

Участвуют в обсуждении.

Познавательные: целеполагание; выводы, обобщения.

Личностные: самоопределение, смыслообразование, творческое самовыражение

Коммуникативные: выражение своих мыслей, уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников

8. Рефлексия

(5 мин)

Заполнить лист рефлексии:
- Какая система письма вам запомнилась больше всего?

- Какая система письма вам показалась наиболее сложной?

- Какой интересный факт вы узнали сегодня?

Отвечают на вопросы.

Познавательные: рефлексия.

9. Итоги урока

(1 мин)

Учитель задает вопросы:

-Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня?

- Хотели бы вы продолжить путешествие по истории письменности?

Ответы на вопросы учителя.

 Самооценка и оценка деятельности других.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: уметь связно,

логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь

других участников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока внеклассного чтения "Подвигу народа жить в веках"

Внеклассное мероприятие для по патриотическому, нравственному воспитанию...

План-конспект открытого внеклассного мероприятия "Веселые старты"

План-конспектоткрытого внеклассногомероприятия"Веселые старты"...

План-конспект открытого внеклассного мероприятия" Пасха.Светлое Христово Воскресение "

Это самый важный праздник в христианском календаре. Вам, конечно, известен обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами и троекратно христосоваться. Протягивает тебе кто-нибудь яйцо и говорит:...

План-конспект открытого внеклассного мероприятия

Цели и задачи:Популяризация физической культуры, привлечение учащихся к занятиям физической культурой, воспитание чувства коллективизма и товарищества....

План-конспект интегрированного внеклассного мероприятия (классного часа), приуроченного ко Дню памяти жертв политических репрессий

Данный интегрированный классный час был проведён 29 октября 2015 года длястудентов I и II курсов ГАПОУ «Чебоксарского техникума технологии питания икоммерции» Минобразования Чувашии. Время проведения ...

План-конспект интегрированного внеклассного мероприятия (классного часа), приуроченного ко Дню памяти жертв политических репрессий

Данный интегрированный классный час был проведён 29 октября 2015 года длястудентов I и II курсов ГАПОУ «Чебоксарского техникума технологии питания икоммерции» Минобразования Чувашии. Время проведения ...

План-конспект урока внеклассного чтения в 7 классе по теме: "Дети войны"

План-конспект урока внеклассного чтения в 7 классе по теме: "Дети войны"...