План-конспект внеклассного мероприятия "История возникновения алфавита"
план-конспект занятия (7 класс)
План-конспект внеклассного мероприятия "История возникновения алфавита"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие #ЗнайЧитай
Тема: «История возникновения алфавита»
Класс: 7 класс
Цель урока: познакомить учеников с историей возникновения алфавита, приобщить детей к чтению на материале истории письменности.
Задачи:
- обучающие: обобщить сведения, полученные на занятиях русского языка, литературы, истории, формировать умения комментировать, анализировать исторические изменения, происходившие в письменности с течением времени;
-развивающие: формировать духовно-нравственную сферу личности ученика через внимательное и вдумчивое изучение материалов по истории письменности;
-воспитательные: пробудить интерес к познанию культуры
Планируемые результаты:
- умение аргументированно отвечать на вопросы;
- способность к конструированию предложений;
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- развитие интереса к языку и чувства языка;
- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;
- овладение умением работать в группе
Оборудование: презентация, раздаточный материал
Ход мероприятия.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Универсальные учебные действия (УУД) |
1.Организационный момент (1 мин) | Приветственное слово. | Приветствие учащихся. |
2. Возникновение проблемы – выявление области незнания. Целеполагание. (3 мин) | Современная система письма — алфавит, настолько привычна для нас, что мы не представляем, как могли бы иначе записывать и передавать свои мысли. Но далеко не сразу люди научились изображать звуки речи специальными знаками и составлять из них слова. (слайд 1-2) Вопросы для размышления: - Для чего современному человеку алфавит? - Что будет, если алфавит исчезнет? - Как раньше общались люди до появления алфавита? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по истории возникновения алфавита. (слайд 3) | Слушают повествование. Отвечают на вопросы. Активно участвуют в обсуждении вопросов. | Познавательные: целеполагание; слушание с целью извлечения нужной информации; выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно- этическое оценивание. Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
3.Пиктографическое письмо. (10 мин) | Все началось с рисунков. Около 40 тысяч лет назад люди уже умели красиво и реалистично рисовать. На разных континентах находят высеченные на камне подобные изображения — петроглифы («петрос» — «камень», «глифэ» — «резьба»). Со временем люди поняли, что с помощью рисунка они могут сохранить и передать информацию тому, с кем не могут общаться непосредственно. Так появилось пиктографическое (рисуночное) письмо. (слайд 4) Практические задания: 1. Рассмотреть «беломорские петроглифы» на слайде. Попробовать расшифровать, что изображено. (слайд 5) 2. Рассмотреть раздаточный материал (1а. пиктограф.письмо). Попробовать пересказать историю, представленную серией рисунков. (слайд 6) Вопросы для размышления: - В чём преимущества и недостатки такого вида передачи информации? | Участвуют в обсуждении. Предлагают варианты расшифровки петроглифов. Предлагают свои варианты историй по серии картинок. | Познавательные: выводы, обобщения, слушание с целью извлечения нужной информации. Личностные: самоопределение, смыслообразование. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих. |
4. Иероглифическая письменность. (15 мин) | Рисунок не все понимают одинаково, и люди стали договариваться, какой рисунок что обозначает. Так появились знаки. Такими знаками являются иероглифы древних египтян — схематические изображения слова, понятия, слога. (слайд 7) Практические задания: 1. Рассмотреть египетский папирус и рисунок с надписью иероглифами. Попробовать пересказать, что изображено. (слайд 8) 2. На доске мелом изобразить слова (карточки со словом случайным образом вытягиваются каждым участником). Сравнить с тем, как изображали эти слова древние египтяне. (слайд 9) Вопросы для размышления: - В чём преимущества и недостатки такого вида передачи информации? - Сколько нужно было учиться египтянину, чтобы научиться писать? - Сколько было иероглифов? | Участвуют в обсуждении. Предполагают, что могут означать те или иные иероглифы. Участвуют в игре. Сравнивают свои иероглифы с египетскими оригиналами. | Познавательные: выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, творческое самовыражение. Коммуникативные: выражение своих мыслей. |
5. Финикийский алфавит. (5 мин) | Распространение алфавитного принципа в мире связано с другим народом — с финикийцами. Распространенные в это время системы письма —были невероятно сложными, требовали длительного обучения и не подходили для быстрой записи информации. Финикийцы, бывавшие во многих странах Древнего мира, позаимствовали знаки различных систем для создания куда более удобного звуко-буквенного письма (когда значки обозначают звуки) и первого в истории человечества алфавита (XV в. до н.э.). (слайд 10) Практические задания: - Рассмотреть изображение финикийской монеты. Найти на ней надпись с использованием финикийского алфавита. (слайд 11) Вопросы для размышления: - Какая главная особенность финикийского алфавита? | Участвуют в обсуждении. | Познавательные: выводы, обобщения, слушание с целью извлечения нужной информации; Личностные: самоопределение, смыслообразование Коммуникативные: выражение своих мыслей, уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников |
6. Греческий алфавит. (5 мин) | В финикийском алфавите было 22 согласные. Греки приспособили финикийский алфавит к своему более напевному языку. В древнегреческом языке, очевидно, гласные играли более существенную роль, чем в языке финикийцев, для них нужны были отдельные буквы. Греческий алфавит был первым алфавитом, содержащим как согласные, так и гласные буквы, всего их было 24. Греческий алфавит послужил основой для многих языков Европы и Ближнего Востока, а его элементы были позаимствованы для систем письменности многих стран мира, в том числе латиницы и кириллицы. (слайд 12) Вопросы для размышления: - Во сколько лет древний грек начинал посещать школу и изучать алфавит? - Где вы сейчас могли встречаться с древнегреческим алфавитом? (слайд 13) Вот мы с вами и прошли этот непростой пусть от наскальных рисунков до уже знакомого алфавита. (слайд 14) | Участвуют в обсуждении. | Познавательные: целеполагание; выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, творческое самовыражение Коммуникативные: выражение своих мыслей, уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников |
8. Рефлексия (5 мин) | Заполнить лист рефлексии: - Какая система письма вам показалась наиболее сложной? - Какой интересный факт вы узнали сегодня? | Отвечают на вопросы. | Познавательные: рефлексия. |
9. Итоги урока (1 мин) | Учитель задает вопросы: -Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня? - Хотели бы вы продолжить путешествие по истории письменности? | Ответы на вопросы учителя. Самооценка и оценка деятельности других. | Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: уметь связно, |
логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока внеклассного чтения "Подвигу народа жить в веках"
Внеклассное мероприятие для по патриотическому, нравственному воспитанию...

План-конспект открытого внеклассного мероприятия "Веселые старты"
План-конспектоткрытого внеклассногомероприятия"Веселые старты"...

План-конспект открытого внеклассного мероприятия" Пасха.Светлое Христово Воскресение "
Это самый важный праздник в христианском календаре. Вам, конечно, известен обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами и троекратно христосоваться. Протягивает тебе кто-нибудь яйцо и говорит:...
План-конспект открытого внеклассного мероприятия
Цели и задачи:Популяризация физической культуры, привлечение учащихся к занятиям физической культурой, воспитание чувства коллективизма и товарищества....

План-конспект интегрированного внеклассного мероприятия (классного часа), приуроченного ко Дню памяти жертв политических репрессий
Данный интегрированный классный час был проведён 29 октября 2015 года длястудентов I и II курсов ГАПОУ «Чебоксарского техникума технологии питания икоммерции» Минобразования Чувашии. Время проведения ...

План-конспект интегрированного внеклассного мероприятия (классного часа), приуроченного ко Дню памяти жертв политических репрессий
Данный интегрированный классный час был проведён 29 октября 2015 года длястудентов I и II курсов ГАПОУ «Чебоксарского техникума технологии питания икоммерции» Минобразования Чувашии. Время проведения ...

План-конспект урока внеклассного чтения в 7 классе по теме: "Дети войны"
План-конспект урока внеклассного чтения в 7 классе по теме: "Дети войны"...
