РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы психологии»
рабочая программа (7, 8, 9 класс)
Психология в жизни каждого из нас
Для чего нужна психология? Житейская и профессиональная психология. Место психологии в системе наук. Как психология помогает понять человека? Будущее психологии и ее перспективы.
Человек как уникальная личность в социальном взаимодействии
Личность человека и ее уникальность. Факторы развития личности. Внутренняя позиция личности. Потенциал и ресурсы личности. Личность в современном мире. Человек на пересечении социальных реалий. Возможности личностного развития и успешного социального взаимодействия.
Развитие личностного потенциала человека
Развитие психики человека. Личностные и характерологические особенности человека. Всё об эмоциях. Искусство управления эмоциями. Эмоциональный интеллект в жизни и профессии. Психологическая готовность к самостоятельному принятию решений.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики
Исполнительный комитет Лаишевского района
МБОУ "Нармонская средняя общеобразовательная школа"
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО ___________ /Валиева Р.Р./ Протокол № 1 от «31 » августа 2022 г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора ___________ /Леонтьева Л.М./ « 31 » августа 2022 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ___________ /Солягина Р.И./ Приказ № 109-ОД от « 31 » августа 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Основы психологии»
для 7-9 классов общеобразовательных организаций
Составитель: учитель татарского языка и литературы
Мухаметшина Р.М.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № ___
от « » августа 20 г
Год разработки: 2022
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
- класс
.
Психология в жизни каждого из нас
Для чего нужна психология? Житейская и профессиональная психология. Место психологии в системе наук. Как психология помогает понять человека? Будущее психологии и ее перспективы.
Человек как уникальная личность в социальном взаимодействии
Личность человека и ее уникальность. Факторы развития личности. Внутренняя позиция личности. Потенциал и ресурсы личности. Личность в современном мире. Человек на пересечении социальных реалий. Возможности личностного развития и успешного социального взаимодействия.
Развитие личностного потенциала человека
Развитие психики человека. Личностные и характерологические особенности человека. Всё об эмоциях. Искусство управления эмоциями. Эмоциональный интеллект в жизни и профессии. Психологическая готовность к самостоятельному принятию решений.
8 класс
Как мы живем и работаем вместе? Человек как член сообщества
Человек, группа, коллектив, общество. Как организовать совместную деятельность? Как общаться и работать вместе? Социальный и эмоциональный интеллект. Как вести за собой?
Азбука общения: от А до Я
Навыки эффективного общения. Культура виртуального общения. Конфликты и пути их разрешения. Возможности медиации при разрешении конфликтов. Психология лидерства.
Универсальные компетенции для жизни и учебы
Искусство навыков XXI века. Успеваем всё: современный тайм-менеджмент. Будь уверен! Говори! Навыки самопрезентации. Искусство переговоров.
9 класс
Проектирование своей истории успеха
Психология идентичности: кто Я? Как стать успешным! Мой карьерный путь. Папка достижений. Подготовка портфолио. Мой успех – успех для каждого.
Практическая психология на каждый день
Психология в социальной сфере. Психология в образовании. Психология в управлении. Психология и современное производство. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях.
Институциональная основа современных психологических и педагогических практик
Общее представление об институтах. Нормативная база современного образования. Нормативная база современной психологии. Этические нормы профессий. Волонтерство в педагогике и психологии.
Место учебного курса в учебном плане
Продолжительность курса: 17 часов (0,5 час в неделю в течение года).
Целевая ориентация. Данная программа «Основы психологии» рассчитана на 3 года обучения
и предназначена для учащихся 7-9 классов с педагогическим профилем обучения. Она нацелена на удовлетворение специфических познавательных интересов, учащихся в области педагогики, развитие социальной компетентности учащихся, воспитание гармонично развитой личности, способностей к саморазвитию и самосовершенствованию, эффективному функционированию в обществе.
Планируемые результаты освоения курса
В результате освоения программы курса «Основы психологии» обучающиеся будут знать:
- специфику педагогической профессии,
- какие личностные качества профессионально значимы для педагога;
- основные требования к профессиональной педагогической деятельности;
- ключевые термины и понятия, характерные для педагогики и психологии, изучаемые в рамках данного курса;
- методы и приемы изучения поведения человека с точки зрения различных образовательных ситуаций;
- о способностях человека, их природе, о стратегиях личностного развития, успешного образовательного и социального взаимодействия.
Будут уметь:
- проектировать стратегию собственного профессионального и личностного развития, в том числе в области дальнейшего освоения педагогической профессии;
- работать в команде для совместного решения поставленных задач, в том числе проектно-исследовательских;
- самостоятельно работать с информацией.
Будут иметь опыт:
- организации совместной деятельности и общения, в т. ч. в виртуальной среде, проектирования условий и средств продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности;
Смогут сделать осознанный профессиональный выбор в отношении педагогической профессии.
Поскольку учебный курс «Основы педагогики и психологии» изучается на уровне среднего общего образования за счет часов части из учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, обучение обеспечивает:
- удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
- развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;
- развитие навыков самообразования и самопроектирования;
- углубление, расширение и систематизацию знаний в психолого-педагогической области;
- совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.
Результаты изучения учебного курса «Основы педагогики и психологии» способствуют:
- развитию личности обучающихся средствами педагогики и психологии: развитию их общей культуры, мировоззрения, формирование ценностно-смысловых установок;
- развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;
- обеспечению профессиональной ориентации обучающихся.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Итоговая оценка складывается из результатов оценки метапредметных и предметных результатов.
Оценка метапредметных результатов
Оценивание заявленных в Программе метапредметных результатов осуществляется по результатам проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
Система оценки предметных результатов
Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего, промежуточного, так и итогового оценивания.
Критерии оценивания письменных работ (эссе)
Эссе – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать свои мысли (или услышанный текст) и проверки уровня развития речи обучающихся.
При оценивании эссе внимание обращается прежде всего на содержание и речевое оформление, при этом учитываются:
- соответствие работы обучающегося теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения;
- умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой.
Проектная и исследовательская работа
Критерии оценки проектной и исследовательской работы:
- самостоятельность в постановке проблемы в рамках определенной темы и в выборе способов ее решения, включая поиск и обработку информации;
- самостоятельность в формулировке, обосновании и апробации выводов;
- сформированность предметных знаний и способов действий для раскрытия содержания работы;
- правильность оформления и изложения результатов исследовательской работы
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс (17 часов)
Модуль | Тема | Дата | Кол- во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Психология в жизни каждого из нас | Для чего нужна психология? Житейская и профессиональная психология. Место психологии в системе наук. Как психология помогает понять человека. Будущее психологии и ее перспектив | 6 | Работа с проблемным вопросом. Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль | |
Человек как уникальная личность в социальном взаимодействии | Личность человека и ее уникальность. Факторы развития личности. Внутренняя позиция личности. Потенциал и ресурсы личности. Личность в современном мире. Человек на пересечении социальных реалий. Возможности личностного развития и успешного социального взаимодействия | 6 | Работа с проблемным вопросом. Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль | |
Развитие личностного потенциала человека | Развитие психики человека. Личностные и характерологические особенности человека. Всё об эмоциях. Искусство управления эмоциями. Эмоциональный интеллект в жизни и профессии. Психологическая готовность к самостоятельному принятию решений | 5 | Работа с проблемным вопросом. Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль | |
Всего | 17 |
8 класс (17 часов)
Модуль | Тема | Дата | Кол- во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | |
Как мы живем и работаем вместе? Человек как член сообщества | Человек, коллектив, общество. Как организовать совместную деятельность? Как общаться и работать вместе? Социальный и эмоциональный интеллект. Как вести за собой? | 6 | Работа с проблемным вопросом. Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль | ||
Азбука общения: от А до Я | Навыки эффективного общения. Культура виртуального общения. Конфликты и пути их разрешения. Возможности медиации при разрешении конфликтов. Психология лидерства | 6 | Работа с проблемным вопросом. Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль | ||
Универсальные компетенции для жизни и учебы | Искусство навыков XXI века. Успеваем всё: современный тайм-менеджмент. Будь уверен! Говори! Навыки самопрезентации. Искусство переговоров | 5 | Работа с проблемным вопросом. Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль | ||
всего | 17 | ||||
9 класс (17 часов) | |||||
Модуль | Тема | Дата | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | |
Проектирование своей истории успеха | Психология идентичности: кто Я? Как стать успешным! Мой карьерный путь. Папка достижений. Подготовка портфолио. Мой успех – успех для каждого | 6 | Работа с проблемным вопросом. Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль | ||
Практическая психология на каждый день | Психология в социальной сфере. Психология в образовании. Психология в управлении. Психология и современное производство. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях | 6 | Работа с проблемным вопросом. Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль | ||
Институциональная основа современных психологических и педагогических практик | Общее представление об институтах. Нормативная база современного образования (Конституция, Закон, Стандарт). Нормативная база современной психологии. Этические нормы профессий. Волонтерство в педагогике и психологии | 5 | Работа с проблемным вопросом. Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Итоговый контроль (проект) | ||
Всего | 17 | ||||
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебно-методическое обеспечение программы включает в себя учебники для 10-11 классов, учебные пособия, рабочие тетради, словари, справочники, методические пособия для учителей, работающих в психолого-педагогических классах, а также электронные образовательные ресурсы.
Учебно-дидактические материалы могут разрабатываться учителями на основе материалов, указанных в списке литературы, самостоятельно как для коллективной, групповой работы, так и для индивидуальной работы с обучающимися с целью поиска образовательного маршрута конкретного обучающихся в зависимости от его образовательных потребностей.
Реализация программы обеспечивается доступом обучающихся к библиотечным фондам, электронным изданиям основной учебной литературы, информационно-образовательным ресурсам и инструментам образовательных организаций.
Кабинеты для проведения занятий по возможности должны быть оснащены техническими средствами обучения, компьютерами, интерактивными досками, мультимедийными проекторами, многофункциональным оборудованием.
Список литературы
- Коломинский Я. Л. Основы психологии. Учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений. М. : АСТ, 2010. 239 с.
- Крысько В. Г. Основы общей педагогики и психологии. М. : Юрайт, 2019. 472 с.
- Немов Р. С. Психология: Пособие для учащихся 10-11 классов. М. : Просвещение, 1995.
- Психология: Учебное пособие. Х класс / Под ред. И. В. Дубровиной. М. : Изд-во МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2008.
- Реан А. А., Гатанов Ю. Б., Баранов А. А. Психология 8-11 класс. Учебник. СПб. : Питер, 2001. 212 с.
- Социальная компетентность: учебное пособие для 10-11 классов средней школы / под ред. В. Н. Журкова, С. А. Маничева. М., 2008.
- Факторович А. А. Педагогические технологии: учебное пособие для СПО ; 2. изд., испр. и доп . М. : Юрайт, 2020 . 128 с.
Словари
- Психология развития: словарь / Под ред. А. Л. Венгера. М., 2005
- Энциклопедия для детей. Т. 18. Ч. 2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия. М., 2002.
- Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М. : ИЭТ, 2013. 268 с.
Учебно-методическая литература
(методические рекомендации, программы дополнительного
образования и др.) для учителей по организации
образовательной деятельности
- Блага К. Я, Шебек М. Я – твой ученик, ты – мой учитель: кн. для учителя |; пер. с чеш. Д. М. Прошуниной. М. : Просвещение, 1991. 140 с.
- Воспитательная деятельность педагога / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М. : 2006.
- Гамезо М. В. Атлас по психологии: информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека». М. : Педагогическое общество России, 2001.
Дополнительная литература, направленная на формирование личностных результатов
- Бен-Шахар Т. Научиться быть счастливым. Минск : Попурри, 2009. 240 с.
- Берджес Д. Обучение как приключение. Как сделать уроки интересными. М. : Альпина Паблишер, 2015. 155 с.
- Вачков И. В. Психологическая азбука. Сказки о самой душевной науке. Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей. М. : Генезис, 2012. 424с.
- Кассар Р., Велла К. Я не люблю Учиться. М. : ИТРК, 2017.
- Кляйн С. Формула счастья. Как настроится на позитивный лад. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. 352 с.
- Петрановская Л. В. Однажды в сказке. Читаем и развиваемся с психологом. М. : АСТ, 2021.
- Саманта Сноуден: Управление гневом. Рабочая тетрадь для детей. М. : Диалектика, 2021.
Информационные ресурсы
- «Педагогическая библиотека» (http://www.pedlib.ru/)
- Электронная библиотека психологической литературы (http://bookap.info/)
- Электронная библиотека «Koob.ru»: подраздел «Психология» (http://www.koob.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Основы медицинских знаний» 10-11 классы
Программа курса «Основы медицинских знаний» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук: анатомии, физиологии, гигиены, микробиологии. Содержание и структура курса...

Рабочая программа учебного курса Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс
Программа ОДНРК разработа с учетом требований ФГОС второго поколения...
Рабочая программа учебного курса «Основы информатики» для 5 класса
Курс составлен на основе авторской программы Л. Л. Босовой «Информатика и ИКТ». Данная программа ориентирована на изучение пропедевтического курса информатики....
Рабочая программа учебного курса «ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ» для 7 класса
Курс составлен на основе авторской программы Л. Л. Босовой «Информатика и ИКТ». Данная программа ориентирована на изучение пропедевтического курса информатики....

Рабочая программа учебного курса Основы здорового образа жизни для 6-го класса
Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 6 классов составлена на основе региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни» для общеобразовательных учрежден...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно – нравственной культуры народов России» (базовый уровень) 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно – нравственной культуры народов России» (базовый уровень) 5 классРабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов Р...

Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 - 9 классов
Рабочая программа учебного курса "Основы безопасности жизнедеятельности" для 5-9 классов разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:ФГОС основного общего образования, утвержденно...
