РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы психологии»
рабочая программа (7, 8, 9 класс)

Мухаметшина Разиня Минвалиевна

Психология в жизни каждого из нас

Для чего нужна психология? Житейская и профессиональная психология. Место психологии в системе наук. Как психология помогает понять человека? Будущее психологии и ее перспективы.

Человек как уникальная личность в социальном взаимодействии

Личность человека и ее уникальность. Факторы развития личности. Внутренняя позиция личности. Потенциал и ресурсы личности. Личность в современном мире. Человек на пересечении социальных реалий. Возможности личностного развития и успешного социального взаимодействия.

Развитие личностного потенциала человека

Развитие психики человека. Личностные и характерологические особенности человека. Всё об эмоциях. Искусство управления эмоциями. Эмоциональный интеллект в жизни и профессии. Психологическая готовность к самостоятельному принятию решений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_psihologii.docx32.59 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                        Министерство образования и науки Республики

                                          Исполнительный комитет Лаишевского района

                                                              МБОУ "Нармонская средняя общеобразовательная школа"

«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

___________ /Валиева Р.Р./

Протокол № 1 

от «31 » августа 2022 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

___________ /Леонтьева Л.М./

«  31  » августа 2022 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

___________ /Солягина Р.И./

 Приказ № 109-ОД

от « 31 » августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Основы психологии»

для 7-9 классов общеобразовательных организаций

Составитель: учитель татарского языка и литературы

                                                                                                                                                                                            Мухаметшина Р.М.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол №  ___ 

от «       » августа 20     г

Год разработки: 2022

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

  1. класс

.

Психология в жизни каждого из нас

Для чего нужна психология? Житейская и профессиональная психология. Место психологии в системе наук. Как психология помогает понять человека? Будущее психологии и ее перспективы.

Человек как уникальная личность в социальном взаимодействии

Личность человека и ее уникальность. Факторы развития личности. Внутренняя позиция личности. Потенциал и ресурсы личности. Личность в современном мире. Человек на пересечении социальных реалий. Возможности личностного развития и успешного социального взаимодействия.

Развитие личностного потенциала человека

Развитие психики человека. Личностные и характерологические особенности человека. Всё об эмоциях. Искусство управления эмоциями. Эмоциональный интеллект в жизни и профессии. Психологическая готовность к самостоятельному принятию решений.

8 класс

Как мы живем и работаем вместе? Человек как член сообщества

Человек, группа, коллектив, общество. Как организовать совместную деятельность? Как общаться и работать вместе? Социальный и эмоциональный интеллект. Как вести за собой?

Азбука общения: от А до Я

Навыки эффективного общения. Культура виртуального общения. Конфликты и пути их разрешения. Возможности медиации при разрешении конфликтов. Психология лидерства.

Универсальные компетенции для жизни и учебы

Искусство навыков XXI века. Успеваем всё: современный тайм-менеджмент. Будь уверен! Говори! Навыки самопрезентации. Искусство переговоров.

9 класс

Проектирование своей истории успеха

Психология идентичности: кто Я? Как стать успешным! Мой карьерный путь. Папка достижений. Подготовка портфолио. Мой успех – успех для каждого.

Практическая психология на каждый день

Психология в социальной сфере. Психология в образовании. Психология в управлении. Психология и современное производство. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях.

Институциональная основа современных психологических и педагогических практик

Общее представление об институтах. Нормативная база современного образования. Нормативная база современной психологии. Этические нормы профессий. Волонтерство в педагогике и психологии.

Место учебного курса в учебном плане

Продолжительность курса: 17 часов (0,5 час в неделю в течение года).

Целевая ориентация. Данная программа «Основы психологии» рассчитана на 3 года обучения

и предназначена для учащихся 7-9 классов с педагогическим профилем обучения. Она нацелена на удовлетворение специфических познавательных интересов, учащихся в области педагогики, развитие социальной компетентности учащихся, воспитание гармонично развитой личности, способностей к саморазвитию и самосовершенствованию, эффективному функционированию в обществе.

Планируемые результаты освоения курса

В результате освоения программы курса «Основы психологии» обучающиеся будут знать:

  • специфику педагогической профессии,
  • какие личностные качества профессионально значимы для педагога;
  • основные требования к профессиональной педагогической деятельности;
  • ключевые термины и понятия, характерные для педагогики и психологии, изучаемые в рамках данного курса;
  • методы и приемы изучения поведения человека с точки зрения различных образовательных ситуаций;
  • о способностях человека, их природе, о стратегиях личностного развития, успешного образовательного и социального взаимодействия.

Будут уметь:

  • проектировать стратегию собственного профессионального и личностного развития, в том числе в области дальнейшего освоения педагогической профессии;
  • работать в команде для совместного решения поставленных задач, в том числе проектно-исследовательских;
  • самостоятельно работать с информацией.

Будут иметь опыт:

  • организации совместной деятельности и общения, в т. ч. в виртуальной среде, проектирования условий и средств продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности;

Смогут сделать осознанный профессиональный выбор в отношении педагогической профессии.

Поскольку учебный курс «Основы педагогики и психологии» изучается на уровне среднего общего образования за счет часов части из учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, обучение обеспечивает:

  • удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
  • развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;
  • развитие навыков самообразования и самопроектирования;
  • углубление, расширение и систематизацию знаний в психолого-педагогической области;
  • совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.

Результаты изучения учебного курса «Основы педагогики и психологии» способствуют:

  • развитию личности обучающихся средствами педагогики и психологии: развитию их общей культуры, мировоззрения, формирование ценностно-смысловых установок;
  • развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;
  • обеспечению профессиональной ориентации обучающихся.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Итоговая оценка складывается из результатов оценки метапредметных и предметных результатов.

Оценка метапредметных результатов

Оценивание заявленных в Программе метапредметных результатов осуществляется по результатам проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

Система оценки предметных результатов

Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего, промежуточного, так и итогового оценивания.

Критерии оценивания письменных работ (эссе)

Эссе – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать свои мысли (или услышанный текст) и проверки уровня развития речи обучающихся.

При оценивании эссе внимание обращается прежде всего на содержание и речевое оформление, при этом учитываются:

  • соответствие работы обучающегося теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения;
  • умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой.

Проектная и исследовательская работа

Критерии оценки проектной и исследовательской работы:

  • самостоятельность в постановке проблемы в рамках определенной темы и в выборе способов ее решения, включая поиск и обработку информации;
  • самостоятельность в формулировке, обосновании и апробации выводов;
  • сформированность предметных знаний и способов действий для раскрытия содержания работы;
  • правильность оформления и изложения результатов исследовательской работы

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс (17 часов)

Модуль

Тема

Дата

Кол- во

часов

Характеристика основных видов  деятельности обучающихся

Психология в жизни каждого из нас

Для чего нужна психология?

Житейская и профессиональная психология. Место психологии в системе наук. Как психология помогает понять человека. Будущее психологии и ее перспектив

6

Работа с проблемным вопросом.

Сочинение-рассуждение.

Самостоятельный выбор цели и построение маршрута.

Решение учебных задач.

Групповое проектирование.

Дискуссия.

Промежуточный контроль

Человек как уникальная личность в социальном взаимодействии

Личность человека и ее уникальность. Факторы развития личности. Внутренняя позиция личности. Потенциал и ресурсы личности. Личность в современном мире. Человек на пересечении социальных реалий. Возможности личностного развития и успешного социального взаимодействия

6

Работа с проблемным вопросом.

Сочинение-рассуждение.

Самостоятельный выбор цели и построение маршрута.

Решение учебных задач.

Групповое проектирование.

Дискуссия.

Промежуточный контроль

Развитие личностного потенциала человека

Развитие психики человека. Личностные и характерологические особенности человека. Всё об эмоциях. Искусство управления эмоциями. Эмоциональный интеллект в жизни и профессии. Психологическая готовность к самостоятельному принятию решений

5

Работа с проблемным вопросом.

Сочинение-рассуждение.

Самостоятельный выбор цели и построение маршрута.

Решение учебных задач.

Групповое проектирование.

  Дискуссия.

  Промежуточный контроль

Всего

17

8 класс (17 часов)

Модуль

Тема

Дата

Кол- во

часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Как мы живем и работаем вместе? Человек как член сообщества

Человек, коллектив, общество. Как организовать совместную деятельность? Как общаться и работать вместе? Социальный и эмоциональный интеллект. Как вести за собой?

6

Работа с проблемным вопросом.

Сочинение-рассуждение.

Самостоятельный выбор цели и построение маршрута.

Решение учебных задач.

Групповое проектирование.

Дискуссия.

Промежуточный контроль

Азбука общения: от А до Я

Навыки эффективного общения. Культура виртуального общения. Конфликты и пути их разрешения. Возможности медиации при разрешении конфликтов. Психология лидерства

6

Работа с проблемным вопросом.

Сочинение-рассуждение.

Самостоятельный выбор цели и построение маршрута.

Решение учебных задач.

Групповое проектирование.

Дискуссия.

Промежуточный контроль

Универсальные компетенции для жизни и учебы

Искусство навыков XXI века. Успеваем всё: современный тайм-менеджмент. Будь уверен! Говори! Навыки самопрезентации. Искусство переговоров

5

Работа с проблемным вопросом.

Сочинение-рассуждение.

Самостоятельный выбор цели и построение маршрута.

Решение учебных задач.

Групповое проектирование.

Дискуссия.

Промежуточный контроль

всего

17

9 класс (17 часов)

Модуль

Тема

Дата

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Проектирование своей истории успеха

Психология идентичности: кто Я? Как стать успешным! Мой карьерный путь. Папка достижений. Подготовка портфолио. Мой успех – успех для каждого

6

Работа с проблемным вопросом.

Сочинение-рассуждение.

Самостоятельный выбор цели и построение маршрута.

Решение учебных задач.

Групповое проектирование.

Дискуссия.

Промежуточный контроль

Практическая психология на каждый день

Психология в социальной сфере. Психология в образовании. Психология в управлении. Психология и современное производство. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях

6

Работа с проблемным вопросом.

Сочинение-рассуждение.

Самостоятельный выбор цели и построение маршрута.

Решение учебных задач.

Групповое проектирование.

Дискуссия.

Промежуточный контроль

Институциональная основа современных психологических и педагогических практик

Общее представление об институтах. Нормативная база современного образования (Конституция, Закон, Стандарт). Нормативная база современной психологии. Этические нормы профессий. Волонтерство в педагогике и психологии

5

Работа с проблемным вопросом.

Сочинение-рассуждение.

Самостоятельный выбор цели и построение маршрута.

Решение учебных задач.

Групповое проектирование.

Дискуссия.

Итоговый контроль (проект)

Всего

17

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Учебно-методическое обеспечение программы включает в себя учебники для 10-11 классов, учебные пособия, рабочие тетради, словари, справочники, методические пособия для учителей, работающих в психолого-педагогических классах, а также электронные образовательные  ресурсы.

Учебно-дидактические материалы могут разрабатываться учителями на основе материалов, указанных в списке литературы, самостоятельно как для коллективной, групповой работы, так и для индивидуальной работы с обучающимися с целью поиска образовательного маршрута конкретного обучающихся в зависимости от его образовательных потребностей.

Реализация программы обеспечивается доступом обучающихся     к библиотечным фондам, электронным изданиям основной учебной литературы, информационно-образовательным ресурсам и инструментам образовательных организаций.

Кабинеты для проведения занятий по возможности должны быть оснащены техническими средствами обучения, компьютерами, интерактивными досками, мультимедийными проекторами, многофункциональным оборудованием.

Список литературы

  1. Коломинский Я. Л. Основы психологии. Учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений. М. : АСТ, 2010. 239 с.
  2. Крысько В. Г. Основы общей педагогики и психологии. М. : Юрайт, 2019. 472 с.
  3. Немов Р. С. Психология: Пособие для учащихся 10-11 классов. М. : Просвещение, 1995.
  4. Психология: Учебное пособие. Х класс / Под ред. И. В. Дубровиной. М. : Изд-во МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2008.
  5. Реан А. А., Гатанов Ю. Б., Баранов А. А. Психология 8-11 класс. Учебник. СПб. : Питер, 2001. 212 с.
  6. Социальная компетентность: учебное пособие для 10-11 классов средней школы / под ред. В. Н. Журкова, С. А. Маничева. М., 2008. 
  7. Факторович А. А. Педагогические технологии: учебное пособие для СПО ; 2. изд., испр. и доп . М. : Юрайт, 2020 . 128 с.

Словари

  1. Психология развития: словарь / Под ред. А. Л. Венгера. М., 2005
  2. Энциклопедия для детей. Т. 18. Ч. 2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия. М., 2002.
  3. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М. : ИЭТ, 2013. 268 с.

Учебно-методическая литература

(методические рекомендации, программы дополнительного

образования и др.) для учителей по организации

образовательной деятельности

  1. Блага К. Я, Шебек М. Я – твой ученик, ты – мой учитель: кн. для учителя |; пер. с чеш. Д. М. Прошуниной. М. : Просвещение, 1991. 140 с. 
  2. Воспитательная деятельность педагога / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М. : 2006.
  3. Гамезо М. В. Атлас по психологии: информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека». М. : Педагогическое общество России, 2001.

Дополнительная литература, направленная на формирование личностных результатов

  1. Бен-Шахар Т. Научиться быть счастливым. Минск : Попурри, 2009. 240 с.
  2. Берджес Д. Обучение как приключение. Как сделать уроки интересными. М. : Альпина Паблишер, 2015. 155 с.
  3. Вачков И. В. Психологическая азбука. Сказки о самой душевной науке. Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей. М. : Генезис, 2012. 424с.
  4. Кассар Р., Велла К. Я не люблю Учиться. М. : ИТРК, 2017.
  5. Кляйн С. Формула счастья. Как настроится на позитивный лад. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. 352 с.
  6. Петрановская Л. В. Однажды в сказке. Читаем и развиваемся с психологом. М. : АСТ, 2021.
  7. Саманта Сноуден: Управление гневом. Рабочая тетрадь для детей. М. : Диалектика, 2021.

Информационные ресурсы

  1.  «Педагогическая библиотека» (http://www.pedlib.ru/)
  2. Электронная библиотека психологической литературы (http://bookap.info/)
  3. Электронная библиотека «Koob.ru»: подраздел «Психология» (http://www.koob.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Основы медицинских знаний» 10-11 классы

Программа курса «Основы медицинских знаний» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук: анатомии, физиологии, гигиены, микробиологии. Содержание и структура курса...

Рабочая программа учебного курса Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс

Программа ОДНРК разработа с учетом требований ФГОС второго поколения...

Рабочая программа учебного курса «Основы информатики» для 5 класса

Курс составлен на основе авторской программы Л. Л. Босовой «Информатика и ИКТ». Данная программа ориентирована на изучение пропедевтического курса информатики....

Рабочая программа учебного курса «ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ» для 7 класса

Курс составлен на основе авторской программы Л. Л. Босовой «Информатика и ИКТ». Данная программа ориентирована на изучение пропедевтического курса информатики....

Рабочая программа учебного курса Основы здорового образа жизни для 6-го класса

Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 6 классов составлена на основе  региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни»  для общеобразовательных учрежден...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно – нравственной культуры народов России» (базовый уровень) 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учебного курса  «Основы духовно – нравственной культуры народов России» (базовый уровень) 5 классРабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов Р...

Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 - 9 классов

Рабочая программа учебного курса "Основы безопасности жизнедеятельности" для 5-9 классов разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:ФГОС основного общего образования, утвержденно...