Классный час как основная форма воспитательной работы с классом
материал
Предварительный просмотр:
Классный час как основная форма воспитательной работы с классом
Жилкина Е.С.
Любой коллектив держится традициями, особенно коллектив класса. Когда вы вместе проводите несколько часов в школе-интернате, у вас есть возможность живого общения с детьми, а у учащихся - возможность таким же образом общаться между собой. Вы можете оперативно обсудить важный вопрос, обменяться мнениями, наметить будущие действия.
При переходе в дистанционный режим обучения возможность такого близкого, непосредственного общения во многом теряется. Тем не менее, важно постараться ее сохранить.
Несмотря на сложности обучения в дистанционном режиме, желательно сохранить классные часы как естественную и неотъемлемую часть жизни класса. Именно как продолжение этой традиции, пусть в новых условиях, учителю стоит позиционировать их проведение в онлайн-режиме перед детьми и их родителями. Важно, чтобы информация о предстоящих классных часах доносилась до учащихся с позитивным настроем и не воспринималась как дополнительное увеличение и без того непростой в сложившихся условиях учебной нагрузки.
В общем виде, классные часы можно систематизировать следующим
образом:
- классный час, организованный как способ коллективного планирования творческих дел;
- информационный классный час как «открытие» ранее неизвестного для обучающихся;
- классный час как час общения, разговор «по душам», уточнение нравственных ценностей;
- классный час - плановый, для подведения итогов, например успеваемости за неделю.
Классный час может проводиться в форме:
- классного собрания
- воспитательного часа
- викторины по различным областям знаний
- дискуссии (по заданной теме)
- интерактивной игры;
- игры — путешествия;
- психологического тренинга.
В принципе, большинство этих форматов классных часов могут быть творчески адаптированы к условиям дистанционного обучения. Однако необходимо помнить об особенностях этого способа взаимодействия:
1)вы не всегда видите аудиторию, но она видит вас.
2)меньше возможности обратной связи. Вам, как правило, не будет сразу видна реакция обучающихся. Однако при проведении занятий в таком формате важно психологически настроить себя, что обратная связь со стороны аудитории существует.
3)значительно сложнее координировать и корректировать совместную деятельность;
4)качество интернета, видео и аудио напрямую влияет на то, насколько эффективным может оказаться классный час. Надо быть готовым к техническим накладкам, воспринимая их спокойно и готовя запасные решения в подобных ситуациях.
По своему характеру классные часы должны отличаться от учебных занятий в условиях вынужденного режима дистанционного обучения. Следует стараться выстраивать их таким образом, чтобы они настраивали детей на позитивный настрой, вызывали преимущественно положительные эмоции. Достижению этого в условиях удаленного взаимодействия могут способствовать:
- выбор интересной для детей тематики;
- сообщение интересных, ярких, необычных фактов;
- более свободный и открытый стиль общения с детьми;
- предоставление учащимся возможности выразить в режиме онлайн свое мнение, как-то образом отнестись к тому, что они слышат и видят;
- включение элементов игры и соревновательности;
• предоставление информации (например, в виде ссылок на ресурсы сети Интернет) о том, где учащиеся могут познакомиться с дополнительными сведениями по заинтересовавшему их вопросу.
Для достижения эффекта вовлеченности детей в совместное дело педагогу имеет смысл не готовить весь классный час, от начала до конца, самому, а создавать и проводить его вместе с детьми.
При проведении классного часа в дистанционном режиме крайне целесообразно использовать приемы, обеспечивающие обратную связь, отклик учащихся на услышанное и увиденное, их взаимодействие между собой. С этой целью, в частности, можно использовать:
вопросы, обращенные к аудитории. В зависимости от имеющихся технических возможностей, они могут предполагать либо устный ответ с использованием микрофона (видеокартинку транслировать необязательно, если возможности связи ограничены) либо короткий ответ в чате;
короткие онлайн-опросы, позволяющие наглядно увидеть мнение учащихся по какому-то обсуждаемому вопросу (В том же чате можно предложить учащимся ответить с помощью знаков + и - на простой вопрос. Другой вариант - заранее создать небольшой опрос (анкету) на стороннем сервисе, позволяющем оперативно увидеть результат опроса, во время классного часа дать ученикам в чате ссылку на его прохождение и определить лимит времени (несколько минут) на прохождение. После этого учитель может обозначить и обобщить полученные результаты);
виртуальное голосование (например, можно предложить участникам классного часа определить, какое из выступлений одноклассников показалось им наиболее интересным/содержательным/аргументированным; провести голосование, позволяющее определить, скажем, топ-5, необычных памятников России или самых полезных изобретений 20 века, на основе того, что было представлено учащимися и т.д.);
короткие тесты и викторины, составленные на основе той информации, которая была представлена учителем и детьми в ходе классного часа (Задания теста учитель готовит заранее, опираясь на материалы, которые школьники направили ему до проведения классного часа. Простейший формат предъявления и проведения теста может быть следующим: на экране демонстрируется и параллельно озвучивается
учителем слайд с вопросом, учащимся предлагается в течение ограниченного времени ввести в чате номер правильного ответа (или просто записать правильный ответ в одно-два слова). Затем демонстрируется следующее задание и так далее. После проведения теста можно озвучить правильные варианты ответов)
занимательные задания (могут быть устно озвучены учителем, продемонстрированы на слайде, либо заранее созданы и размещены на стороннем цифровом сервисе,на соответствующую страницу которого учитель дает ссылку во времени классного часа (разумеется, ссылка должна быть заранее проверена учителем, при этом важно не забыть открыть доступ для выполнения задания своим ученикам). На выполнение подобных заданий в рамках классного часа желательно установить лимит времени в несколько минут. По его истечении педагогу стоит поинтересоваться, кому удалось найти решение, попросить описать его.
В целях обеспечения полноценной, многосторонней коммуникации при проведении классного часа педагогу важно воздерживаться от монолога: желательно откликаться на высказывания ребят, записи в чате (при условии, что они носят содержательный характер), интересоваться мнением аудитории по поводу каких-то выраженных одноклассниками идей, обращаться к конкретным ученикам, прося высказаться именно их и т.д.
Рекомендации
При проведении классного часа в дистанционном режиме следует придерживаться следующих правил:
- Продумайте заранее формат и организационные детали проведения классного часа. Во-первых, у вас не будет живой обратной связи во время мероприятия, поэтому не стоит полагаться на импровизацию, даже если вы привыкли это делать. Во-вторых, нужно помнить о существующих ограничениях, налагаемых использованием цифровых сервисов и технологий.
- Соберите больше фактов, интересных деталей, которые удержат внимание обучающихся. «Г оворящая голова» на экране утомляет. Используйте цитаты, короткие презентации, средства инфографики, мемы, фото, средства организации коллективной работы (например, сервисы онлайн-голосования; простейшие опросы, которые можно провести непосредственно в чате).
- Выберите площадку проведения классного часа. Главное, чтобы используемый вами сервис был вам знаком, удобен для вас и для детей, а также обеспечивал надежную связь. Если у вас нет соответствующего практического опыта, лучше не использовать сложные цифровые сервисы.
- Протестируйте необходимый функционал выбранного сервиса или платформы заранее. Убедитесь, что знаете:
как зарегистрироваться в системе (если это необходимо) и подключиться к мероприятию;
как включать и останавливать трансляцию,
как демонстрировать нужные вам изображения (слайды, презентации, фотографии), делиться изображением экрана с участниками, переключать слайды (скорее всего, это надо будет делать вам, а не учащимся);
как предоставить другому участнику возможность для выступления, включить и выключить для него доступ к микрофону и камере;
как работать с чатом, читать и отвечать в нем на записи участников;
как разместить те или иные материалы для скачивания и предоставить участникам возможность скачать их.
- По возможности, не стремитесь использовать в ходе онлайн- трансляции демонстрацию видеофрагментов: высока вероятность того, что видео и звук будут предаваться с задержками или «зависнут». Если видите в этом необходимость, лучше дайте ссылку на короткий
видеофрагмент, размещенный в сети интернет, или направьте его ученикам на смартфоны через WhatsApp.
- Если платформа (сервис) позволяют это сделать - ведите запись трансляции классного часа. Впоследствии ее можно будет разместить в сети с доступом для учащихся, и ее смогут посмотреть те, кто по каким-то причинам не смог этого сделать вместе со всеми.
- Заранее дайте точную ссылку на трансляцию тем, кому это необходимо (и только им).
- Установите и в самом начале встречи со своими учениками изложите правила проведения классного часа в дистанционном режиме.
Обязательно оговорите простое правило: «Закончив мысль, говорим:
«Передаю слово» («Мое выступление закончено» или нечто подобное)». В онлайне при задержках звука и невысоком качестве видеоизображения довольно трудно почувствовать, закончил ваш собеседник свою мысль или сделал небольшую паузу. В обычном общении мы улавливаем окончание мысли интуитивно, но в онлайне накладки случаются регулярно и при задержках звука создают хаос. Правило «Передаю слово» позволяет эту проблему снять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новая форма воспитательной работы с классом.
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию новую форму работы с классом "Наш дом". Работаю по ней уже 5 лет.Ребятам очень нравится,они каждый день заглядывают в свои домики.Но,конечно же, все зависи...

Основные принципы воспитательной работы классного руководителя
В данной статье представлены основные принципы воспитательной работы классного руководителя...

Основные направления и формы воспитательной работы ГОУ СПО «Калязинский машиностроительный техникум».
Направления и формы воспитательной работы....

Классный час как основная форма воспитательной работы с классом.
План работы по самообразованиюклассного руководителя...
Доклад на тему "Классный час как основная форма воспитательной работы с классом"
Классный час - это основная форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у н...
«Классный час - игра как форма воспитательной работы»
Специфика Нахимовского военно-морского училища такова, что воспитатель находится все время в тесном контакте с воспитанниками – с команды «подъем» и до команды – «отбой». Это время общения расписано к...

Основные направления и формы воспитательной работы с подростками с ОВЗ
Цель воспитательной работы с подростками – создание условий для всестороннего развития личности каждого ребенка и оказание помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и ...