Патриотическое воспитание учащихся в урочное и во внеурочное время
статья (5 класс)
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание учащихся в урочное и во внеурочное время
Что такое патриотическое воспитание? - Это формирование у молодого поколения и у самих себя качеств гражданина-патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства любви к своей Родине, малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, которые рядом, за тех, кто защищает наше Отечество.
Основными задачами школы являются: создание условий для воспитания личности, способной себя максимально реализовать, ответственной за свои поступки и решения, умеющей жить в демократическом обществе и создание механизма, обеспечивающего патриотическое воспитание учащихся. Самое главное – это ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ. Память прошлого и связь с настоящим. Изучение истории тех мест, где мы жили и живем, где и как работали наши предки, с чего когда-то начиналась наша Родина, святая Великая Отечественная война…
Цель программы патриотического воспитания — формирование личности гражданина и патриота Беларуси с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи программы:
• проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
• формирование эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
• утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому Беларуси, к традициям родного края;
• развитие у учащихся потребности в познании культурно-исторических ценностей, стимулирование творческой активности;
• привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
Основные направления по реализации Программы патриотического воспитания учащихся школы
1. Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время.
2. Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у учащихся.
Разнообразные формы патриотического воспитания как в урочной так и во внеурочной деятельности позволяют выявить особенности формирования патриотических чувств и сознания у детей и юношества; возродить у молодого поколения традиционные моральные ценности; воспитать социально-активную личность.
В последнее время стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.
Прививать молодёжи гордость за принадлежность к своему народу и его свершениям, воспитывать чувство уважения к национальным святыням и символам, к культурному и историческому прошлому нашей Родины, к её славным традициям, а также готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству - эти принципы воспитания актуальны как никогда. Связано это с тем, что наше государство на современном этапе нуждается в новом молодом поколении с развитым патриотическим сознанием.
Роль учителя в формировании патриотического воспитания очень велика. Учитель постепенно ведёт детей по пути осознания значимости человека в обществе, государстве, понимания того, что достоинство гражданина определяется силою его патриотизма. Реализация идеи осуществляется через следующие основополагающие блоки:
- Патриотическое сознание
- Патриотические чувства
- Патриотические отношения
- Патриотическая деятельность
Идея разностороннего обучения. Гибкая система урочной деятельности предполагает разработку и включение разнообразных форм обучения, направленных на разностороннее восприятие учащимися понятия «патриотизм».
- Чувство любви к своему народу
- Любовь к своей Родине
- Верность воинскому долгу, беззаветная служба Родине
- Духовное и нравственное начало каждого гражданина
Несформированность у юношества качеств патриотизма, пробная реализация государственной программы патриотического воспитания требует осмысленного подхода в применении различных форм и методов воспитательной работы, использование межпредметных связей и усиление воспитательной роли уроков в образовательном процессе.
1) Урочная деятельность.
Для осуществления задач программы помогают разнообразные формы и методы обучения, главное назначение которых состоит в том, чтобы наиболее полно воздействовать на личность, наиболее основательно рассмотреть изучаемый материал, позволить увидеть его во всём многообразии связей и отношений с другими явлениями и фактами. Это и создаёт внутренний стимул интереса и любознательности учащихся, повышает их познавательную активность. Этому способствуют проводимые уроки-конференции, пресс-конференции, уроки-экскурсии, диспуты, на которых учащиеся в игровой форме решают довольно серьёзные вопросы и проблемы по военной тематике. Использование на уроках ТСО (демонстрация и видеофильмов) по таким темам как «Право войны», «Я горжусь своей Родиной» и т.д. содействует учебно-познавательной деятельности учащихся, так как способствуют развитию наглядно-образного мышления, обеспечивают познавательный интерес к учению, создают возможность для изучения ряда ненаблюдаемых процессов и явлений.
На уроках необходимо использовать музыкальные моменты (прослушивание песен или фрагментов песен, воспитывающих мужество, стойкость и героизм наших воинов), что совершенно точно даёт определённый настрой учащимся на восприятие данной темы, позволяет затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям: мать, Родина-мать, родное Отечество.
2) Внеурочная деятельность.
Добиться реализации поставленных задач в направлении военно-патриотического воспитания просто невозможно без внеурочной деятельности.
Какое-либо направление в воспитании детей только тогда даст результат, когда оно проводится в системе. В нашей школе сложилась определённая система военно-патриотического воспитания, которая базируется на сохранении и развитии традиций.
Ежегодно 23 февраля в школе проводится неделя военно- патриотической работы. И каждый раз она включает в себя новые мероприятия. Каждый год проходит конкурс «А ну-ка, парни!». Это либо встреча команд старшеклассников, либо соревнование разновозрастных команд мальчиков 5-11 классов. В данных конкурсах проявляется не только их физическая сила, ловкость, знания по истории Вооружённых Сил, но и взаимоподдержка, трогательная забота старших о младших, умение рационально распределять обязанности в команде.
Всё это способствует установлению связи поколений, сохранению исторической памяти, изучению истории Отечества на положительных примерах отдельных человеческих судеб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей учащихся в урочное и во внеурочное время"
С 2004 года в школе я веду детское творческое общество "Литературный альманах". Накоплен большой опыт, хочется поделиться! данный доклад был представлен на районных педчтениях....

Развитие творческих способностей учащихся в урочное и во внеурочное время
Из опыта работы по развитию творческих способностей учащихся...

Развитие творческих способностей учащихся в урочное и во внеурочное время
Из опыта работы по развитию творческих способностей учащихся...

Индивидуальный подход к учащимся в урочное и во внеурочное время
Темой своей работы я выбрала: «Индивидуальный подход к учащимся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности».Данную тему я выбрала, чтобы показать актуальность данной проблемы и необход...
Выступление на педагогическом совете по теме: "Патриотическое воспитание учащихся через урочную деятельность". март 2015 г.
Школьные учебные предметы в своем содержании имеют огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителюэффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развит...

Патриотическое воспитание учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Ро...

Внеурочная деятельность по английскому языку. Проектная деятельность. Патриотическое воспитание обучающихся на уроках и во внеурочное время.
В Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации до 2025 г. и в Федеральной программе «Культура России» на 2012-2016 г. поставлена задача повышения социальной эффективно...
