Использование системного подхода в деятельности классного руководителя.
статья

В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес            к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников, в Управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения. Появилось

большое количество педколлективов, пробующих моделировать и создавать образовательные и воспитательные системы. Во многих случаях попытки оказываются удачными: применение системного подхода позволяет сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и, самое важное, эффективным. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование системного подхода

в деятельности классного руководителя.

(Теория и практика моделирования и построения

воспитательных систем классов).

В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес            к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников, в Управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения. Появилось

большое количество педколлективов, пробующих моделировать и создавать образовательные и воспитательные системы. Во многих случаях попытки оказываются удачными: применение системного подхода позволяет сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и, самое важное, эффективным. Педагоги и руководители образовательных учреждений, которые в своей деятельности смогли убедиться в целесообразности использования системного подхода, становятся его сторонниками и стремятся расширить рамки его применения в педагогической практике.

Не случайно в тех учреждениях образования, где построена и успешно функционирует воспитательная система учебного заведения в целом, появилось желание создать воспитательные системы в учебных группах и классах. Построение воспитательной системы в структурном подразделении образовательного учреждения является не только субъективным желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью.

Педагогическую целесообразность создания воспитательной системы класса можно объяснить следующими обстоятельствами:

  • Во-первых, системность – это сущностная характеристика человеческого индивида, его развития и педагогического обеспечения данного процесса.
  • Во-вторых, воспитательная система – это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребенка, что способствует повышению эффективности педагогического процесса.
  • В-третьих, системный подход позволяет классному руководителю рационально распределить свои усилия при организации учебно-воспитательного процесса в классе.
  • В-четвертых, в процессе построения воспитательной системы формируется «лицо» класса, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение для развития индивидуальности членов классного общества.
  • В-пятых, на определенном этапе становления общешкольной воспитательной системы темп системообразования существенно замедляется, если системный подход слабо используется на уровне структурных подразделений учреждения образования.

Перечисленные обстоятельства были выявлены в ходе, проводимой в нашей школе экспериментальной работы. Они являются убедительным свидетельством необходимости использования системного подхода в деятельности классного руководителя и осуществления работы по моделированию и построению воспитательных систем классов.

Под воспитательной системой класса принято понимать способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующих развитию личности и коллектива. Она включает  себя следующие компоненты:

  1. Индивидуально-групповой, т.е. общность детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы класса.  
  2. Ценностно-ориентационный, т.е. ценности и перспективы жизнедеятельности классного сообщества, цели, задачи и принципы построения воспитательного процесса в классе.
  3. Функционально-деятельностный, который складывается из таких элементов, как системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения, основные функции воспитательной системы.
  4. Пространственно-временной, т.е. эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда классного коллектива, его связи и отношения с другими общностями детей и взрослых, этапы развития воспитательной системы.
  5. Диагностико-аналитический, включающий в себе критерии, показатели, формы и способы изучения, анализа и оценки эффективности функционирования воспитательной системы.  

Совершенствование процесса воспитания учащихся

посредством моделирования и построения воспитательных

систем классов.

В воспитательной практике образовательного учреждения классный руководитель занимает особое место и играет очень важную роль. Взаимодействие классного руководителя и учащихся является ключевым моментом в построении воспитательных отношений, от которого во многом зависят успешность деятельности всего педагогического коллектива, результативность процесса развития личности ребенка и формирования детского коллектива, благополучие контактов родителей и учебного заведения. Изучая, эффективность воспитательной работы педагогов, и определяя степень удовлетворенности учащихся и их родителей жизнедеятельности в классе, мы получили такие оценочные суждения, как «хорошая или плохая школа», «удачный или неудачный класс», которые обусловлены успешностью работы того или иного классного руководителя.

Уже несколько лет делаются в нашей школе попытки обновления и совершенствования воспитательной практики, но не многие из них можно назвать удачными, так как в незначительной мере затрагивается и изменяется деятельность классных руководителей. Более продуктивной, на наш взгляд, является идея моделирования и построения воспитательной системы класса, реализация которой позволяет внести существенные изменения во все компоненты деятельности классного руководителя, начиная с планирования воспитательной работы и завершения оценкой ее эффективности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический семинар "Возрастной подход в деятельности классного руководителя. Формы и методы работы с учащимися"

В рамках практического семинара рассматриваются психологические особен­ности детей разного возраста и основные формы и мето­ды работы с ними. Проблемные формы овладения теоретическим материалом позвол...

Использование принципов эргономичного подхода в работе классного руководителя

При управлении классным коллективом нужно руководствоваться принципами эргономики.Эргономика (или человеческий фактор) – это научная дисциплина, занимающаяся изучением взаимодействия между людьм...

Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

В условиях перехода специальных (коррекционных) общеобразовательных школ на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) перед учителями ставится задача формирования знаний в соответст...

Мастер-класс для классных руководителей «Арт-терапевтические технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода в работе классного руководителя»

план мастер-класса для классных руководителей по теме «Арт-терапевтические технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода в работе классного руководителя»...

Презентация "Использование системно-деятельностного подхода в деятельности классного руководителя"

Презентация может быть использована на заседании МО классных руководителей....

Выступление на МО классных руководителей Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

Выступление на МО классных руководителей  Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС....