Интегрированное музыкальное занятие " Времена года" П. И. Чайковского для реабилитации людей с нарушением зрения.
материал (10 класс)

Алфеева Людмила Николаевна

Сочетание музыки П.И. Чайковского , темы " Времена года" и песочной терапии создает мощный реабилитационный инструмент.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-сенсорное путешествие « Времена года» с П.И. Чайковским

Целевая аудитория: Люди с нарушением зрения (незрячие и слабовидящие)

Количество участников:10 человек

Продолжительность: 60 мин.

Действующие лица: Ведущий, Музыкант (исполняет,  включает пьесы из цикла « Времена года»), Ассистенты (волонтеры).

Оборудование и материалы:

  1. Аудио-оборудование.
  2. Индивидуальные подносы с бортиками.
  3. Песок кварцевый
  4. Тактильный материал ( для каждого времени года)

Цель: Социально-психологическая реабилитация и эмоциональная разгрузка людей с нарушением зрения через многоканальное сенсорное восприятие классической музыки.

Задачи:

  1. Активизация слухового восприятия : Развить навыки глубокого слушания и интерпретации музыки.
  2. Стимуляция тактильной, обонятельной и кинестетической чувствительности: Создать целостный образ каждого времени года через не-визуальные каналы.
  3. Эмоциональное развитие : Способствовать проживанию и выражению широкого спектра эмоций (радость, грусть, умиротворение, ностальгия). Выражать эмоции через музыку и образы.
  4. Социальная интеграция: Создать комфортную среду для общения , совместного переживания и творчества.
  5. Когнитивное развитие : Расширить кругозор,  ассоциативные связи и знания о музыке и природе)
  6. Стимулирование сенсорного восприятия. Развитие мелкой моторики.

Концепция: Погружение в цикл времена года через музыку, тактильное ощущение и свободное творчество.

Ход мероприятия

Часть 1. Введение .

Сбор гостей. Волонтеры помогают разместиться в общем круге.

Приветствие и настройка.  Ведущий знакомится с аудиторией в форме игры « Имя и мое любимое время года, Почему?»

Знакомство с композитором П.И. Чайковским и его творчеством.

Знакомство с песком. Участники погружают руки в песок, на своих планшетах. Ведущий дает простые инструкции « Почувствуйте текстуру песка, проведите по поверхности песка, нарисуйте линию, волну».

Знакомство с атрибуами ( камешки, веточки, шишки и т.д)

Ведущий : Сегодня мы отправимся в необычное путешествие, где главным проводником будет музыка. Она много интересного сегодня нас расскажет.

Часть 2. « Путешествие по временам года»

Введение в сезон. Весна « Подснежник» Апрель.

Ведущий не дает готовых названий, а направляет воображение вопросом « Какие образы рождает музыка. Она легкая или тяжелая? Быстрая или медленная? Где мы сейчас находимся. В лесу, в поле, у ручья? Участники делятся ассоцияциями( Первый луч солнца, капель, упругие стебельки цветов, пробивающих из под снега. Музыка нежная , светлая с высокими птичьими нотками)Рождение жизни, таяние снега, первые ручьи, хрупкие цветы.

Под продолжение музыки участники переносят свои образы на песочный планшет.

Весна. Подснежник. Изобразите то, что вы чувствуете. Какие образы? Не надо инструктировать, только немного направлять. Создайте на песке первые проталинки. Изобразите тающий снег. Создайте узор весеннего дождя. Дайте вашим рукам двигаться так, как звучит музыка. Добавьте в свой рисунок атрибуты. Создание волн, ручейков на песке. Посадка « Подснежников» из перышек или лепестков.

Лето « Баркарола» Июнь

Музыка : Плавная, напевная ,умиротворяющая.

Теплая вода, покачивание лодки, лунная дорожка.

Покажите волны на реке. Создайте следы от капель теплого дождя. Использование ракушек. Движения руками, имитирующие плавные покачивания.

Осень « Охота». Сентябрь.

Музыка: Энергичная, динамичная, ритмичная.

Шуршание листьев под ногами, прохладный ветер, лесная чаща, порыв ветра

Создание фактурной поверхности. Отпечатки ладоней, шаги пальцами (следы животных на влажной земле) Создайте ковер из осенних листьев. Гладкий каштан или шишка.

Зима « У камелька». Январь

Музыка спокойная, уютная, мечтательная.

Тепло и уют дома. За окном метель, узоры на стекле.

Создание « окна» в песке, рисование снежинок пальцами. Следы саней на песке.

Использование ваты для создания сугробов за « окном» и мягкая ткань внутри дома. Веточки ели, мандарины.

Часть 3. Рефлексия.

Музыка затихает. Ведущая благодарит участников за их работу и творчество. Участники делятся ощущениями .

Вопросы: Какое время года было вам ближе всего? Что вы чувствовали, когда слушали музыку и работали с песком. Хочет ли кто рассказать, что у него получилось в подносе?

Завершение. Предложить участникам аккуратно разровнять песок в своем подносе, символически завершив путешествие( Под тихое зучание пьесы « У Камелька»)

Подарок на память.

Данное мероприятие не просто знакомит с классической музыкой людей с нарушением зрения, а позволяет активно прожить ее, переводя ее на язык собственных ощущений и эмоций, что является мощным шагом в процессе реабилитации и социализации.

Ожидаемые результаты:

  1. У участников повысится эмоциональный тонус, снизится уровень тревожности.
  2. Появятся новые впечатления и темы для общения, что снизит ощущение социальной изоляции.
  3. Разовьются сенсорные способности и воображение.
  4. Участники познакомятся с шедевром мировой классики в доступной и запоминающей форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное музыкальное занятие «За елочкой» для средней группы

Интегрированное  музыкальное занятие «За елочкой»Программное содержание.Формировать у детей эстетические чувства, вызвать положительные эмоции. Добиваться выразительности движений, дружного совме...

«Использование электронной лупы при реабилитации детей с нарушениями зрения»

       Благодаря современным технологическим разработкам становится возможным обеспечить доступность восприятия текстов, таблиц и изображений различной сложности слабо...

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия в младшей группе с нарушением зрения (с использованием современных технологий)Тема: «Зимняя картинка»

Конспект предназначен для проведения учителем-дефектологом(тифлопедагогом) занятия по развитию зрительного восприятия в младшей группе с нарушением зрения. Тема занятия "Зимняя картинка". Ко...

Сценарий музыкальной гостиной "Времена года П.Чайковский"

Досугово -  просветительское мероприятие, музыкальная гостиная, кофе-пауза, в рамках дня открытых дверей школы в рамках Фестивального движения педагогических идей и инноваций в области образ...

Конспект музыкального занятия "Времена года.Зима." А. Вивальди

Кл ассическая музыка - основа цивилизованного общества. Особое место в жизни ребенка дошкольного возраста занимает приобщение его к миру музыки. в частности, к творчеству великого композитора А. Вивал...

Технологическая карта урока музыки по теме "Музыкальные инструменты. Времена года П. Чайковский" (4 класс)

Цель: знакомство учащихся с тембрами музыкальных инструментов группы медные духовые. ...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию зрительного восприятия для младших школьников с нарушением зрения "Урожай-собирай"

Коррекционное занятие для учащихся второго класса. Использование графических упражнений способствуют развитию навык прослеживания глаз за действием руки; умения удерживать в поле зрения стимул дл...