Программа внеурочной деятельности "Добрая школа"
рабочая программа (5 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа
социально – гуманитарной направленности
«Добрая школа»
(волонтерская деятельность)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования Ивановской области
ОГКОУ "Санаторная школа-интернат"
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО воспитателей ________________________ Махмутова Т.В. Протокол №1 от 29.08.2025 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________________ Насонова А.Ю. 29.08.2025 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Сташевский В.А. Приказ № от 29.08.2025 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
социально – гуманитарной направленности
«Добрая школа»
(волонтерская деятельность)
Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом социальное направление возможно реализовать на занятиях курса внеурочной деятельности «Добрая школа».
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Добрая школа» ОГКОУ «Санаторная школа-интернат» разработана в соответствии с требованиями:
• Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
• СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
• СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.
Программа данного курса внеурочной деятельности реализуется в рамках инвариантного модуля рабочей программы воспитания ОГКОУ «Санаторная школа-интернат» «Курсы внеурочной деятельности».
Содержание курса направлено на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации.
Цель программы:
- Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
- Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание
доброты, чуткости, сострадания.
Задачи:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; - формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся;
- формирование здорового образа жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое
воспитание); - воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
- формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере;
- формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной
деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, формирования гражданско-патриотической жизненной позиции у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
∙ личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
∙ метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
∙ предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому направлению является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью куратора (учителя).
- проговаривать последовательность действий.
- учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом, учить работать по предложенному плану.
учиться совместно с куратором (учителем) и другими - учениками давать эмоциональную оценку деятельности сверстников.
- Познавательные УУД:
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительные материалы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы со сверстниками.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
- Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других.
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и
малых группах.
В результате освоения программы обучающиеся будут знать:
- историю волонтерского движения в России и в мире;
- права и обязанности волонтеров,
- основные направления деятельности волонтерских отрядов,
- основные формы работы волонтеров.
Обучающиеся будут уметь:
- организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи;
- проводить антинаркотические и другие акции, направленные на формирование здоровых привычек;
- проводить профилактическую работу в школьном учреждении и в микрорайоне;
- аргументировано отстаивать свою позицию;
- адекватно общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения;
- издавать агитационную печатную и видео продукцию;
- формировать собственное портфолио;
- принимать общечеловеческие ценности.
Занятия курса рассчитаны на 34 учебных часа для учеников 5-9 классов один раз в неделю.
Содержание программы.
Программа состоит из относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности учащихся и направлена на решение педагогических задач.
Раздел. 1 Основы знаний – 2 часа
История волонтерского движения в России и в мире. Права и обязанности волонтеров. Правила групповой работы. Благоустройство класса
Раздел. 2 Основная деятельность отряда «Добрая школа»
(малого волонтерского отряда)
Деятельность обучающихся направлена на:
- оказание помощи при формировании жизненной позиции у школьников путем возрождения нравственных идеалов и ценностей (ЗОЖ, настоящая дружба, чистая любовь, счастливая семья и т.п.);
- гражданское и патриотическое воспитание молодёжи; пропаганду здорового образа жизни среди школьников и молодёжи;
- пропаганду бережного отношения к историко-культурному наследию России, своей малой Родине;
- защиту окружающей среды;
- помощь ветеранам, одиноким пенсионерам, детям, оказавшимся в ТЖС.
Просветительская деятельность:
- поддержка реализации программ по содействию и формированию экологически грамотного отношения к окружающей среде;
- участие в общественно-полезной деятельности;
- обеспечение участия добровольцев в мероприятиях проекта на школьном и районном
уровнях;
- публикации в СМИ и на школьном сайте.
Охранно-профилактическая деятельность:
- организация субботников по уборке школьной территории;
-организация рейдов по безопасности жизнедеятельности подростка.
Спортивная деятельность:
- участие в соревнованиях по направленности, соответствующей деятельности волонтера;
- организация спортивных мероприятий с младшими подростками.
Шефская деятельность:
- оказание помощи пенсионерам, одиноким пожилым людям, детям и сверстникам,
оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- организация просветительских и социокультурных мероприятий для детей-инвалидов,
сирот, пожилых людей, инвалидов, ветеранов, многодетных семей, малообеспеченных слоёв населения.
Информационно-рекламная деятельность:
- создание и распространение обучающих, рекламных печатных материалов;
- организация и проведение тематических бесед, лекториев;
- организация и проведение презентаций и других рекламных акций волонтерской
деятельности.
Образовательные технологии и методы:
∙ Технология коллективного взаимообучения и технология сотрудничества;
∙ Здоровье сберегающие технологии;
∙ Технология развития критического мышления;
∙ Технология исследовательской деятельности (метод творческого поиска).
Формы реализации программы
Основной формой организации вне учебной деятельности является волонтёрское движение, создание рабочей группы с микрогруппами, творческая работа всего коллектива, консультации, самостоятельная работа, вовлечение детей в социальную активность, способствующее формированию и совершенствованию экологической и социальной компетентности подрастающего поколения. Программа содержит теоретические и практические занятия.
В рамках освоения программы, обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.
Тематическое планирование
№ | Название темы | Содержание темы | Форма организации занятия | Вид деятельности обучающегося | ||
Раздел. Основы знаний – 2 часа | ||||||
1 | Понятие о волонтерском движении | История волонтерского движения в России и в мире. Права и обязанности волонтеров | Лекционное занятие | Ценностное общение | ||
2 | Организационное заседание | Правила групповой работы. Инструктажи ТБ | Инструктаж, практическое занятие | Трудовая деятельность | ||
Раздел. Основная деятельность экологического отряда «Добрая школа» (малого волонтерского отряда) | ||||||
3 | Всемирная акция «Очистим планету от мусора» | Уборка мусора на территории ООПТ «Мельничный» | Общественно –полезная практика | Трудовая деятельность | ||
4 | Правила поведения в природе. Распределение поручений. | Выпуск памяток | Творческое занятие | Эколого- просве- тительская деятельность | ||
5 | Акция «Родники» | Уборка мусора на территории родника около ООПТ «Мельничный» | Общественно –полезная практика | Трудовая деятельность | ||
6 | Чистая площадка | Субботник на детской площадке | ОПП | Трудовая деятельность | ||
7 | Акция "Вторая жизнь бумаги" | Сбор макулатуры | Практическое занятие | Волонтерская деятельность | ||
8 | Акция милосердия «От всей души», посвященная Дню пожилого человека | Изготовление подарка своими руками и поздравления ветерана труда | Творческое занятие | Художественно-творческая деятельность | ||
9 | Всемирный день защиты животных (в России с 2000г.) | Беседа о Всемирном дне защиты животных с просмотром презентации | Беседа с презентацией | Проблемно –ценностное общение | ||
10 | Акция «Школьный парк» | Уборка школьного парка | ОПП | Трудовая деятельность | ||
11 | «Друзья заповедных островов» | Участие в марафоне, выполнение заданий | Творческое задание | Познавательная деятельность | ||
12 | Изготовление кормушек, развешивание их на территории школы | Творческое занятие | Волонтерская деятельность | |||
13 | Подготовка к конкурсу «Удивительное вокруг нас» |
| Проект | Исследовательс- кая деятельность | ||
14 | Акция «Чистый класс» | Практическое занятие | Социальное творчество | |||
15 | Всемирный день волонтеров | Круглый стол | Беседа | Проблемно –ценностное общение | ||
16 | Озеленение классов | Уход за комнатными растениями (рыхление, протирание от пыли, опрыскивание) | Практическая работа | Трудовая деятельность | ||
17 | Акция «Чистая школа» | Генеральные уборки | Общественно –полезная практика | Трудовая деятельность | ||
18 | Проект «Рождественские подарки – в каждый дом» | Изготовление рождественских подарков для обучающихся младших классов | Творческое занятие | Социальное творчество | ||
19 | Ознакомление учащихся с заповедниками и национальными парками России | Беседа, просмотр видеофильма | Познавательная деятельность | |||
20 | Акция «Кормушка» | Совместно с воспитанниками детского сада кормления птиц | Практическая работа | Волонтерская деятельность | ||
21 | Агитбригада «Сделаем мир краше» | Выступление агитбригады перед учащимися начальной школы | Творчество | Волонтерская деятельность | ||
22 | «Я выбираю здоровье» | Экология человека, здоровый образ жизни | Игра по станциям | Познавательная деятельность | ||
23 | Акция "Хлебные крошки" | Кормления птиц | Практическая работа | Волонтерская деятельность | ||
24 | Участие в конкурсе рисунков «Мой край родной» | Творческое занятие | Социальное творчество | |||
25 | Участие в областной экологической акции «Эколята» | Подготовка к конкурсам в рамках экологической акции «Эколята» | Творческое занятие | Художественное творчество | ||
26 | Изготовление листовок, агиток | Конкурсы | Социальное творчество | |||
27 | В гостях у леса | Выявление сезонных изменений в природе | Экскурсия в школьный парк | Эколого- просветительская деятельность | ||
28 | Конкурс юных цветоводов | Подготовка рассады на пришкольный участок | Общественно- полезная практика | Трудовая деятельность | ||
29 | Трудовая акция «Зона заботы» | Уборка территории вокруг памятников, посадка деревьев, цветов | Общественно- полезная практика | Трудовая деятельность | ||
30 | Акция «Чистая дорога в школу» | Уборка дороги в школу | Общественно- полезная практика | Трудовая деятельность | ||
31 | Выставка-конкурс «Чудеса из мусорной корзины» | Организация выставки из поделок из отходного материала | Творческое занятие | Социальное творчество | ||
32 | «Наш город прекрасен» | Ознакомление с территорией родного края | Экскурсия | Туристско – краеведческая деятельность | ||
33-34 | Акция «Сделаем школу краше» | Облагораживание цветников школы (формирование цветников, посадка рассады) | Общественно- полезная практика | Трудовая деятельность | ||
Методическая литература для педагога
Интернет-ресурсы:
1. Практическое руководство для начинающих волонтеров:
http://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82
2."Библиотека волонтера" форум: www.charite.org.ua
3. http://www.rak.by/cgi-bin/article.cgi?a=319
- «Донорство» сайт: http://www.donors.ru
- http://pedportal.net/po-zadache/vneklassnaya-rabota/programma-vneurochnoy-deyatel-nostilaquo-my-ndash-volontery-raquo-5-klassy-756554
- http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/03/22/programma-shkolnogo-kruzhka-volontyorov-tvorim-dobro
Литература
Ильина И. Волонтерство в России. Интернет советы – http//www/isovet.ru
Майорова Н.П. Обучение жизненноважным навыкам. СПб,200
Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2012.
Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях:от 11.08.1995г. «135 – ФЗ (ред. от 30.12.08).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности школы
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа народного творчества» 1-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа народного творчества» 1-4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа телетворчества"
Цель реализации программы: создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка через приобщение к миру тележурналистики.В осно...

Программа внеурочной деятельности «Школа навигатора»,
программа направлена на обучение навыкам выживания ребенка, как самостоятельной, жизнерадостной и здоровой личности,...

Программа внеурочной деятельности "Школа подготовки вожатых"
В программе представлен методический материал по внеурочной деятельности....

Программа внеурочной деятельности "Школа важных дел"
Реализация курса внеурочной деятельности направлена на достижение следующих результатов:приобретение школьниками знаний об устройстве общества, о формах поведения, об организации и проведении обществе...

Программа внеурочной деятельности "Школа лидерства"
Программа педагогически целесообразна, так как способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к р...
