Программа внеурочной деятельности "Добрая школа"
рабочая программа (5 класс)

Лунякова Татьяна Сергеевна

Дополнительная общеразвивающая программа

социально – гуманитарной направленности

 «Добрая школа»

(волонтерская деятельность)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_dobraya_shkola.docx38.13 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования Ивановской области‌‌

ОГКОУ "Санаторная школа-интернат"

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

воспитателей

________________________

Махмутова Т.В.

Протокол №1 от 29.08.2025 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________________

Насонова А.Ю.

29.08.2025 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Сташевский В.А.

Приказ №   от 29.08.2025 г.

Дополнительная общеразвивающая программа

социально – гуманитарной направленности

 «Добрая школа»

(волонтерская деятельность)

Шуя 2025

Пояснительная записка

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом социальное направление возможно реализовать на занятиях курса внеурочной деятельности «Добрая школа».

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Добрая школа» ОГКОУ «Санаторная школа-интернат» разработана в соответствии с требованиями:

•        Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

•        приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;

•        СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;

•        СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.

Программа данного курса внеурочной деятельности реализуется в рамках инвариантного модуля рабочей программы воспитания ОГКОУ «Санаторная школа-интернат» «Курсы внеурочной деятельности».

Содержание курса направлено на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации.

Цель программы:

  • Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
  • Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание
    доброты, чуткости, сострадания.

Задачи:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;
    воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся;
  • формирование здорового образа жизни;
  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое
    воспитание);
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
  • формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере;
  • формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной
деятельности

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, формирования  гражданско-патриотической жизненной позиции у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

 личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

 метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

 предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому направлению является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:
  • определять и формулировать цель деятельности с помощью куратора (учителя).
  • проговаривать последовательность действий.
  • учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом, учить работать по предложенному плану.
    учиться совместно с куратором (учителем) и другими
  • учениками давать эмоциональную оценку деятельности сверстников.
  1. Познавательные УУД:
  • Делать предварительный отбор источников информации.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительные материалы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы со сверстниками.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

  1. Коммуникативные УУД:
  • Умение донести свою позицию до других.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и
    малых группах.

В результате освоения программы обучающиеся будут знать:

  • историю волонтерского движения в России и в мире;
  • права и обязанности волонтеров,
  • основные направления деятельности волонтерских отрядов,
  • основные формы работы волонтеров.

Обучающиеся будут уметь:

  • организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи;
  • проводить антинаркотические и другие акции, направленные на формирование здоровых привычек;
  • проводить профилактическую работу в школьном учреждении и в микрорайоне;
  • аргументировано отстаивать свою позицию;
  • адекватно общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения;
  • издавать агитационную печатную и видео продукцию;
  • формировать собственное портфолио;
  • принимать общечеловеческие ценности.

Занятия курса рассчитаны на 34 учебных часа для учеников 5-9 классов один раз в неделю.

Содержание программы.

Программа состоит из относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности учащихся и направлена на решение педагогических задач.

Раздел. 1 Основы знаний – 2 часа 

История волонтерского движения в России и в мире. Права и обязанности волонтеров.  Правила групповой работы. Благоустройство класса

Раздел. 2 Основная деятельность  отряда «Добрая школа»  

(малого волонтерского отряда)

Деятельность обучающихся направлена на:

  • оказание помощи при формировании жизненной позиции у школьников путем возрождения нравственных идеалов и ценностей (ЗОЖ, настоящая дружба, чистая любовь, счастливая семья и т.п.);
  • гражданское и патриотическое воспитание молодёжи; пропаганду здорового образа жизни среди школьников и молодёжи;
  • пропаганду бережного отношения к историко-культурному наследию России, своей малой Родине;
  • защиту окружающей среды;
  • помощь ветеранам, одиноким пенсионерам, детям, оказавшимся в ТЖС.

Просветительская деятельность:

- поддержка реализации программ по содействию и формированию экологически грамотного отношения к окружающей среде;

- участие в общественно-полезной деятельности;

- обеспечение участия добровольцев в мероприятиях проекта на школьном и районном
уровнях;

- публикации в СМИ и на школьном сайте.

Охранно-профилактическая деятельность:

- организация субботников по уборке школьной территории;

-организация рейдов по безопасности жизнедеятельности подростка.

Спортивная деятельность:

- участие в соревнованиях по направленности, соответствующей деятельности волонтера;

- организация спортивных мероприятий с младшими подростками.

Шефская деятельность:

- оказание помощи пенсионерам, одиноким пожилым людям, детям и сверстникам,
оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- организация просветительских и социокультурных мероприятий для детей-инвалидов,
сирот, пожилых людей, инвалидов, ветеранов, многодетных семей, малообеспеченных слоёв населения.

Информационно-рекламная деятельность:

- создание и распространение обучающих, рекламных печатных материалов;

- организация и проведение тематических бесед, лекториев;

- организация и проведение презентаций и других рекламных акций волонтерской
деятельности.

Образовательные технологии и методы:

 Технология коллективного взаимообучения и технология сотрудничества;

 Здоровье сберегающие технологии;

 Технология развития критического мышления;

 Технология исследовательской деятельности (метод творческого поиска).

Формы реализации программы

Основной формой организации вне учебной деятельности является волонтёрское движение, создание рабочей группы с микрогруппами, творческая работа всего коллектива, консультации, самостоятельная работа, вовлечение детей в социальную активность, способствующее формированию и совершенствованию экологической и социальной компетентности подрастающего поколения. Программа содержит теоретические и практические занятия.

В рамках освоения программы, обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.

Тематическое планирование

Название темы

Содержание темы

Форма организации занятия

Вид деятельности обучающегося

Раздел. Основы знаний – 2 часа

1

Понятие о волонтерском движении

История волонтерского  движения в России и в мире. Права и обязанности  волонтеров

Лекционное занятие

Ценностное общение

2

Организационное заседание

Правила групповой работы.

Инструктажи ТБ

Инструктаж, практическое занятие

Трудовая деятельность

Раздел. Основная деятельность экологического отряда «Добрая школа»  

(малого волонтерского отряда)

3

Всемирная акция

«Очистим планету от мусора»

Уборка мусора  на территории  ООПТ «Мельничный»

Общественно –полезная практика

Трудовая деятельность

4

Правила поведения  в природе.

Распределение поручений.

Выпуск  памяток

Творческое занятие

Эколого- просве- тительская

деятельность

5

Акция «Родники»

Уборка мусора  на  территории  родника около ООПТ «Мельничный»

Общественно –полезная практика

Трудовая деятельность

6

Чистая площадка

Субботник на детской площадке

ОПП

Трудовая деятельность

7

Акция "Вторая жизнь бумаги"

Сбор макулатуры

Практическое занятие

Волонтерская деятельность

8

Акция милосердия «От всей души», посвященная Дню пожилого человека

Изготовление подарка своими руками и поздравления  ветерана труда

Творческое занятие

Художественно-творческая деятельность

9

Всемирный день защиты животных (в России с 2000г.)

Беседа о Всемирном дне защиты животных с просмотром презентации

Беседа  с презентацией

Проблемно –ценностное общение

10

Акция «Школьный парк»

Уборка школьного парка

ОПП

Трудовая деятельность

11

«Друзья заповедных островов»

Участие в марафоне, выполнение заданий

Творческое задание

Познавательная деятельность

12

Синичкин день

Изготовление кормушек, развешивание их на территории школы

Творческое занятие

Волонтерская деятельность

13

Подготовка к конкурсу «Удивительное вокруг нас»

 

Проект

Исследовательс- кая деятельность

14

Акция «Чистый класс»

Практическое занятие

Социальное творчество

15

Всемирный день волонтеров

Круглый стол

Беседа

Проблемно –ценностное общение

16

Озеленение классов

Уход за комнатными растениями (рыхление, протирание от пыли, опрыскивание)

Практическая работа

Трудовая деятельность

17

Акция «Чистая школа» 

Генеральные уборки

Общественно –полезная практика

Трудовая деятельность

18

Проект «Рождественские подарки – в каждый дом»

Изготовление рождественских подарков для обучающихся младших классов

Творческое занятие

Социальное творчество

19

День заповедников  

(День заповедников и национальных парков)

Ознакомление учащихся с заповедниками и национальными парками России

Беседа, просмотр видеофильма

Познавательная деятельность

20

Акция «Кормушка»

Совместно с воспитанниками детского сада кормления птиц

Практическая работа

Волонтерская деятельность

21

Агитбригада «Сделаем мир краше»

Выступление агитбригады перед учащимися начальной школы

Творчество

Волонтерская деятельность

22

 «Я выбираю здоровье»

Экология человека, здоровый образ жизни

Игра по станциям      

Познавательная деятельность

23

Акция "Хлебные крошки"

Кормления птиц

Практическая работа

Волонтерская деятельность

24

Участие в конкурсе рисунков «Мой край родной»

Творческое занятие

Социальное творчество

25

Участие в областной экологической акции «Эколята»

Подготовка к конкурсам в рамках экологической акции «Эколята»

Творческое занятие

Художественное творчество

26

Всемирный день Земли.

Изготовление листовок, агиток

Конкурсы

Социальное творчество

27

В гостях у леса

Выявление сезонных изменений в природе

Экскурсия

в школьный парк

Эколого- просветительская деятельность

28

Конкурс юных цветоводов  

Подготовка рассады на пришкольный участок

Общественно- полезная практика

Трудовая деятельность

29

Трудовая акция «Зона заботы»

Уборка территории вокруг памятников, посадка деревьев, цветов

Общественно- полезная практика

Трудовая деятельность

30

Акция «Чистая дорога в школу»

Уборка дороги в школу

Общественно- полезная практика

Трудовая деятельность

31

Выставка-конкурс «Чудеса из мусорной корзины»

Организация выставки из поделок из отходного материала

Творческое занятие

Социальное творчество

32

«Наш город прекрасен»

Ознакомление с территорией родного края

Экскурсия

Туристско – краеведческая деятельность

33-34

Акция «Сделаем школу краше»

Облагораживание цветников школы (формирование цветников, посадка рассады)

Общественно- полезная практика

Трудовая деятельность

Методическая литература для педагога

 

Интернет-ресурсы:

1. Практическое руководство для начинающих волонтеров:

http://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82

2."Библиотека волонтера" форум: www.charite.org.ua

3. http://www.rak.by/cgi-bin/article.cgi?a=319

  1. «Донорство» сайт: http://www.donors.ru
  2. http://pedportal.net/po-zadache/vneklassnaya-rabota/programma-vneurochnoy-deyatel-nostilaquo-my-ndash-volontery-raquo-5-klassy-756554
  3. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/03/22/programma-shkolnogo-kruzhka-volontyorov-tvorim-dobro

Литература

Ильина И. Волонтерство в России. Интернет советы – http//www/isovet.ru

Майорова Н.П. Обучение жизненноважным навыкам. СПб,200

Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2012.

Федеральный закон «О  благотворительной  деятельности  и  благотворительных  организациях:от 11.08.1995г. «135 – ФЗ (ред. от 30.12.08).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности школы

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа народного творчества» 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа народного творчества» 1-4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа телетворчества"

Цель реализации программы: создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка через приобщение к миру тележурналистики.В осно...

Программа внеурочной деятельности «Школа навигатора»,

программа  направлена  на  обучение   навыкам  выживания  ребенка,  как   самостоятельной, жизнерадостной  и  здоровой  личности,...

Программа внеурочной деятельности "Школа подготовки вожатых"

В программе представлен методический материал по внеурочной деятельности....

Программа внеурочной деятельности "Школа важных дел"

Реализация курса внеурочной деятельности направлена на достижение следующих результатов:приобретение школьниками знаний об устройстве общества, о формах поведения, об организации и проведении обществе...

Программа внеурочной деятельности "Школа лидерства"

Программа педагогически целесообразна, так как способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к р...