Воспитательное занятие по финансовой грамотности для детей с ОВЗ "Семейный бюджет"
классный час (7 класс)

Есипова Елена Анатольевна

Одним из современных направлений в работе с детьми с ОВЗ является формирование их экономических представлений , а точнее развитие финансовой грамотности у детей через решение элементарных практических задач. Умение грамотно относиться к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами, открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект воспитательного занятия  по финансовой грамотности для детей с ОВЗ «Семейный бюджет»

Подготовил: воспитатель высшей квалификационной категории ГБОУ СО «Школа – интернат АОП г.Балаково»  Есипова Елена Анатольевна.

Цель: формирование финансовой грамотности у детей с нарушениями интеллекта через решение элементарных практических задач по ведению семейного бюджета.

Задачи:

- формировать понятия и знания о семейном бюджете;

- расширить знания об источниках доходов в семье;

- формировать и расширять знания об основных статьях доходов и расходов;

- способствовать развитию умения у обучающихся отличать  доходы и расходы   через решение практических задач;

- развить аналитические процессы, мышление и память, творческую активность, информационную компетентность и коммуникативные навыки через выполнение заданий;

- развить и коррегировать речь обучающихся, через обогащение словарного запаса и правильного построения ответа;

- воспитать уважение друг к другу в процессе групповой работы.

Аудитория детей: обучающиеся 12 – 15 лет с нарушениями интеллекта.

Учебно – методическое обеспечение:  презентация к занятию, раздаточный материал для выполнения дифференцированных заданий ( купюры игрушечных денег, кошелек)

Оборудование: доска, калькуляторы, фломастеры.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Начинаем наше занятие по финансовой грамотности.

- Скажите, как вы понимаете слово «финансовое» и слово «грамотность» (ответы детей)

- Финансы – это деньги. Каждому человеку необходимо уметь управлять финансами, т.е деньгами.

- Грамотность – умение. Мы должны научиться распределять имеющиеся у нас деньги так, чтобы жить без долгов, кредитов, займов и тд.

Нашей главной задачей станет научиться быть финансово грамотными людьми.

2. Введение в новую тему.

- На каждом нашем занятии мы будем решать финансовые проблемы одной семьи. Фамилия этой семьи Ивановы. Она состоит из 4 человек. Папа, мама, и двое детей. Мальчик уже ходит в школу, ему 8 лет. Девочка ходит в садик, ей всего 3 года. Папа работает водителем автобуса, мама – воспитатель в детском садике. Вот такая, самая обычная российская семья. ( слайд фото семьи)

Каждая страна, каждый город, поселок имеют бюджеты. Каждая семья так же имеет свой семейный бюджет.

- Что такое бюджет? (ответы детей)

- Семейный бюджет – это план семьи, в нем учитываются все доходы и расходы этой семьи. Он нужен, чтобы понимать, сколько денег имеется в семье, на что они тратятся, и как ими распорядиться с пользой.

- На нашем занятии семейный бюджет семьи Ивановых мы будем обозначать виде кошелька. (распечатанный кошелек крепится на доске)

 i?id=3796df5dd526a3a48954f9e3aeff3fd3_l-9066514-images-thumbs&ref=rim&n=13&w=1300&h=1300

- Любой бюджет состоит из ДОХОДОВ и РАСХОДОВ.

Как вы думаете ,что такое ДОХОДЫ? (ответы детей)

Доходы -это деньги, которые зарабатываются в семье за определенное время.

(на доску к картинке кошелька крепится распечатанная нога человека, детям дается объяснение – деньги дошли в бюджет )

 i?id=e0f5f9d588e6fff26a5e5ae0acefb3e5_l-5216269-images-thumbs&n=13i?id=3796df5dd526a3a48954f9e3aeff3fd3_l-9066514-images-thumbs&ref=rim&n=13&w=1300&h=1300

А что такое РАСХОДЫ?

Расходы – это деньги, которые тратятся в семье за определенный период.

( на картинку вывешивается картинка ноги, ушедшей из кошелька. Детям делается объяснение – деньги ушли из кошелька – это расход)

i?id=e0f5f9d588e6fff26a5e5ae0acefb3e5_l-5216269-images-thumbs&n=13i?id=3796df5dd526a3a48954f9e3aeff3fd3_l-9066514-images-thumbs&ref=rim&n=13&w=1300&h=1300i?id=e0f5f9d588e6fff26a5e5ae0acefb3e5_l-5216269-images-thumbs&n=13

Порой происходит так: одни работают, получают приличный доход, но живут, так, что денег не хватает до зарплаты. А другие вроде бы и получают меньше, но всегда при деньгах? (ответы детей).(не умеют планировать свой семейный бюджет).

Сегодня на занятии поучимся распределять семейный бюджет семьи Ивановых.

3.Практические задания.

- Ребята, сегодня с помощью игрушечных денег мы с вами распределим  бюджет семьи Ивановых. И вы наглядно сможете увидеть, сколько денег тратится этой семьей, а сколько зарабатывается. Нам понадобятся наши схематические рисунки изображения бюджета.

- Сначала мы выполним задание на доске, а затем я вам буду диктовать условия задачи, и вы уже самостоятельно на своих схемах их сможете решить.

- Папа получил зарплату – это доход или расход? (ответы детей) Да, это доход, т.к деньги дошли в кошелек – бюджет. Мама получила зарплату -  это доход или расход? (ответы детей) На ребенка выплатили денежное пособие – это доход или расход? (ответы детей)

(Одновременно с вопросами, педагог крепит купюры игрушечных денег на доске на схеме).

- Семья решила купить велосипед сыну – это доход или расход? (ответы детей)

- Это расход – деньги «ушли» из кошелька. (на схеме изобразить это)

- Заболела дочь, купили лекарства для нее – это доход или расход? (ответы детей) Это расход – деньги «ушли» их кошелька, хотя причина для этого важная и серьезная.

4. Индивидуальная работа.

- Приготовьте свои схемы и купюры денег. Каждый будет работать индивидуально.

(Задания диктует педагог, Каждый ребенок выбирает на схеме доход или расход)

- Задания: Мама на работе получила премию. Папа пробил колесо на машине. У ребенка сломался велосипед. Мама сходила сделать прическу в парикмахерскую. Папа выиграл в лотерею. На день рождения внучки, бабушка прислала ей деньги в подарок. Сломался холодильник. Оплатили счет за воду и свет. Купили проездной билет сыну. Купили продукты.

- Молодцы, все справились с заданием.

5. Групповая работа.

- Сейчас вам необходимо разделиться на две группы. Каждой подгруппе будет дано задание. Мы так же будем использовать нашу схему. Но теперь необходимо посчитать в денежном эквиваленте,  каковы доходы и расходы семьи Ивановых. (На слайд выводится задание для каждой команды)

Задание:

- Сначала считаем доходы:

 папа получил зарплату за месяц 18 р.т

мама получила зарплату за месяц - 15 т.р

детское пособие на сына – 2 т.р

детское пособие на дочь – 2 т.р

Посчитайте, сколько денег в семейном бюджете семьи Ивановых. (дети считают с помощью калькулятора и наклеивают  получившееся число на кошелек)

- Теперь считаем расходы семьи:

оплата услуги за электроэнергию – 500.р

оплата услуги за воду – 500 р

оплата проездного билета сыну – 300 р.

купили продукты питания – 8 т.р

ремонт холодильника – 2 т.р

купили канцтовары в школу – 1 т.р

- Посчитайте, сколько потратила семья.

- Сколько денег в семейном бюджете осталось. (дети наклеивают новые числа)

6. Подведение итогов.

- Ребята, сегодня мы начали обучение  финансовой грамотности. На нашем первом занятии мы научились отличать доходы от расходов. На следующих занятиях нам предстоит помочь семье Ивановых их распределять.

-

.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по финансовой грамотности "Что такое деньги? Откуда они взялись и как их тратить"

Данная методическая разработка предназначена обучающимся 2 класса. Форма проведения занятия - путешествие в прошлое, в ходе которого ребята знакомятся с историей появления денег,их функциям, назначени...

Конспект занятия по финансовой грамотности "Семейный бюджет"

Разработка занятия может быть использована во внеурочной деятельности, в частности, при изучении финансовой грамотности в 5-7 классах. В ходе занятия учащиеся усвоят понятие "семейный бюджет", его со...

Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности "Страхование как способ избежать финансовых потерь"

В современной России вопрос о финансовом образовании населения является актуальным, потому что у россиян нет достаточного опыта жизни в условиях рыночной экономики.Страхование имеет многовековую истор...

Разработка факультативного занятия по финансовой грамотности. Тема: "Семейный бюджет"

Класс:8 классУчитель: Мозолева Альбина ВладимировнаТип урока: Урок открытия новых знанийТема: Семейный бюджет.Цель:научиться правильно определять к какому уровню экономического благосостояния населени...

Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности Квест - игра. «Знатоки финансовой грамотности»

Квест-игра - «Знатоки финансовой грамотности» Форма проведения: занятие-игра по станциям.Участники: учитель, учащиеся 5-6 классы.Цель: формирование  финансовой грамотности обучаю...

Методическая разработка внеурочного занятия по «Финансовой грамотности» для 6-7 классов Квест-игра: «Три богатыря и Семейный бюджет».

Внеурочное занятие по «Финансовой грамотности» для 6-7 классов «Три богатыря и Семейный бюджет» формирует и развивает основные финансовые понятия и использование...