Место социального партнерства в воспитательной системе Русскополянской гимназии
статья по теме
Описан положительный опыт взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнерами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klaus_i.mesto_socialnogo_partnerstva_v_vospitatelnoy_sisteme_gimnazii.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Место социального партнерства в воспитательной системе гимназии
В процессе реализации национального проекта «Образование» «…мы, наконец, перешли от лозунгов к действиям» - так сказал министр образования и науки РФ А. Фурсенко. Ключевое слово реализации проекта - действие. Оно означает активную позицию государства и общества, рассчитанную на результаты, которые проявятся не завтра, не послезавтра, а появились уже сегодня. Ключевые слова сегодня также – качество, инновации, доступность, открытость. Рождается совершенно другое культурно-образовательное сообщество – активное, с аналитическим мышлением, со способностью идти вперёд Специфика деятельности сельской школы обусловлена, с одной стороны, особенностью села как производственно-территориальной и социально-экономической общности людей, с другой - особой ролью школы в жизни села как важнейшего социального института. Стратегия развития современной сельской школы имеет в своей основе ряд ключевых позиций, среди которых важнейшими являются создание интегрального образовательного пространства, для обеспечения роста заинтересованности образовательных учреждений, родителей, общественности поселка в развитии государственно-общественной системы управления образованием. В основе решения всех задач оптимальной реструктуризации сельских школ находится внедрение эффективных форм социального партнерства. Достижение нового уровня развития форм и механизмов государственно-общественного управления зависит от совместных усилий, понимания ответственности за будущее наших детей, республики. Таким образом, существует необходимость моделирования, и внедрения комплекса мер, направленных на углубление наметившейся тенденции партнерства в образовании.
В Русскополянском муниципальном районе складывается система государственно-общественного управления, формируется его правовое поле. Деятельность общественного управления прописана в уставах, обеспечена локальными актами. Родители в определенной степени являются участниками образовательного процесса: участвуют в выборе профильной направленности, в обеспечении результативного взаимодействия с социумом образовательного учреждения.
Примеры:
- родительская общественность в лице попечительских советов и родительских комитетов обеспечивает плодотворную работу профильных классов, оказывает действенную помощь в укреплении материальной базы и организации учебного процесса.
- Интересен опыт гимназии в плане определения следующих (наиболее удачных) форм согласованной работы с родителями: час встречи с администрацией, консультпункт: родители-учителя, телефон доверия, где родители в удобное для себя время могут вносить предложения, замечания и рекомендации по работе школьного учреждения.
- В гимназии также практикуется проведение родителями (специалистами) лекций, бесед для старшеклассников по правоохранительной тематике, по профилактике и планированию семьи, возможности летнего трудоустройства детей. (Сотрудничество с больницей, комитетом по делам молодежи, судом и прокуратурой, Центром занятости населения, Центром социальной защиты).
- Одной из самых популярных форм участия родителей в образовательном процессе является «Семейный час», День открытых дверей школы. Темы семейных часов разнообразны: «Любимое дело нашей семьи», «Орден в моем доме», «Самый дорогой человек», которые направлены на формирование и укрепление нравственных позиций семьи.
- Попечительский Совет гимназии - прежде всего орган стратегического управления. Сегодня он осваивает свое место в системе управления гимназией, закрепляет за собой функции стратегического планирования образовательной деятельности гимназии, бюджетного и внебюджетного финансирования, мотивации проектной активности участников образовательного процесса, направленной на развитие гимназии и повышения качества образования, поворачивает гимназию во внешнюю среду – в окружающий социум.
- Успешно прививается такая форма обеспечения открытости деятельности образовательных учреждений как ежегодные творческие и публичные отчеты. Такой публичный отчет состоялся в 2008 году, привлек внимание общественности и выявил уровень заинтересованности родителей в образовании школьников.
Всё это, основанное на принципах открытости, гласности, доброжелательности, компетентной подачи материалов, создает в поселке положительный резонанс.
Важное место занимает в воспитательной стратегии гимназии социальное проектирование и развитие социальных компетентностей. Социальная компетентность - это способность человека эффективно решать проблемы (и индивидуальные, и социальные) в процессе взаимодействия с социумом. Социальное проектирование является одним из важнейших элементов развития гражданских знаний и умений, выражения собственной активной позиции в общественной жизни. Наша гимназия работает по теме «Формирование гражданского самосознания, толерантности как условие успешной социализации сельского выпускника», деятельностный подход проявляется в успешном проектировании. Были созданы и успешно проходят апробацию следующие проекты: « Работа клуба юных друзей пограничников», «Край зовется нежно Русскою Поляной», «Организация работы сельского пресс-центра «Идея» и др.. Перестройка самоощущения личности, создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе сверстников, создание каждому ситуации успеха и принятия окружающими - важные достижения проектировочной деятельности в развитии социальной компетентности.
Хочется поделиться опытом работы в режиме апробации вышеназванных проектов, занимающих приоритетные направления воспитательной системы гимназии.
- Проект «Школьный пресс-центр и районные СМИ»
В условиях национального проекта «Образование» приоритетным является умение взаимодействовать образовательного учреждения социальных партнеров. На протяжении ряда лет сложилась определенная система сотрудничества Русскополянской гимназии №1 и муниципального учреждения «Редакция телепрограммы «Русская Поляна». С 2000 года по решению Совета старшеклассников в гимназии организован и успешно работает пресс центр «Идея», который включает в себя газету «Это мы» и детскую телепередачу «Клякса», что означает «Каждая Личность Яркая Как Само совершенство». Создание школьных СМИ помогает создать среду для приобретения социально – значимого опыта, направленного на определение перспектив собственного развития. Ребята прошли учебу-тренинги в ГТРК «Иртыш» и «Акмэ-Омск», получили первоначальные навыки и умения. Затем учеба происходила непосредственно в районной студии телепрограммы «Русская Поляна», где работают специалисты. Огромная заинтересованность со стороны взрослых и детей, позволили ребятам осваивать новую среду-тележурналистику. Ведь очень важно, чтобы вокруг добрых дел не было информационного вакуума. Ребята Русскополянской гимназии создают фильмы на основе местного материала, в каждом классе есть тележурналисты, которые отбирают информацию о жизни классных коллективов. Смонтированные фильмы о школьной жизни выпускаются один раз в месяц на местном телевидении, которые всегда поддерживают нас и с нетерпением ждут детских фильмов, отмечая рост проффесионализма ребят. Затем творческое объединение «Клякса» стало выезжать в сельские школы. Так появились детские видеофильмы о Новосанжаровской, Целинной, Хлебодаровской, Цветочной, Розовской, Алаботинской средних школах. В рамках реализации международного проекта, шведские школьники побывали в Русской Поляне, а наша группа смогла побывать в Швеции на видеофестивале детских фильмов и видеоклипов. Особое место занимают вопросы здоровьесбережения, которые поднимаются на районном телеканале, И школьный пресс – центр выпустил ряд фильмов и газет о занятости детей, о формировании здорового образа жизни, о спорте, об акциях антинаркотической направленности. И пропаганда ЗОЖ, и деятельностный подход в воспитании – все это для формирования будущего гражданина, здорового, творческого, деятельного. Таким образом, формирование социально активной личности, решающей жизненно важные вопросы – это главная задача гражданского воспитания, успешно реализующаяся через партнерские отношения районных и школьных средств массовой информации.
- Проект летней трудовой смены «Край зовется нежно Русскою Поляной»
посвящен 100-летию р.п. Русской Поляны
Поддерживающие организации:
- Поселковая администрация,
- Государственное учреждение Омской области «Центр занятости населения Русскополянского района»
- Районный телеканал «Русская Поляна»
Русскополянская гимназия № 1-это дружный коллектив детей, родителей и учителей, имеющий традиции и приоритетные виды деятельности. Главная задача гимназии-воспитание трудолюбия, гражданственности, патриотизма, которые проявляются в постоянной заботе и любви к родному краю. Развитию таких качеств способствует работа в учебно-производственной бригаде «Заря», история ведет отсчет с 1972 года, девиз которой «В родном селе хозяевами стать». Сегодня бригада строит работу в соответствии с Положением и Уставом гимназии. Высший управленческий орган УПБ – общее собрание членов бригады. Социальное партнерство с поселковой администрацией и государственным учреждением Омской области «Центр занятости населения Русскополянского района» позволяет определить фронт работ на территории поселка и оплату труда школьников, что немаловажно. Заключается ежегодно трудовой договор на период летней трудовой практики. Составляется смета, ведется табель учета рабочего времени. Руководитель бригады, администрация гимназии, директор Центра занятости и его команда заинтересованы в организованном и оплачиваемом труде школьников. Тем более что наряду с трудовой деятельностью, школа предлагает и историко-краеведческую, и коллективно-творческую деятельность, ведь год 2008-для Русской Поляны – юбилейный. В августе поселок отметит свое 100-летие. Кто, если не мы, живущие на родной земле, в своем селе, наведем порядок, благоустроим и озеленим улицы, разобьем цветники. Подобная деятельность является чрезвычайно актуальной для Русской Поляны, так как решает проблему возрождения села через летнюю занятость детей в учебно-производственной бригаде «Заря», через большую историко-краеведческую работу. Социальная значимость проявляется и в привлечении школьного пресс-центра «Идея» для освещения всех этапов работы. Социальное партнерство с Центром занятости решает проблемы отдыха, оздоровления, интеллектуального развития, трудовой занятости детей от 14 до 17 лет.
- Работа с пограничной заставой через клуб Юных друзей пограничников
Данное направление актуально в связи с падением престижа профессии военного, нежеланием молодых людей идти в армию из-за неподготовленности в моральном и физическом плане, необходимостью изучения основ безопасности жизнедеятельности и психологической подготовки детей к самостоятельной жизни. Социологический опрос, проведенный среди гимназистов 7-11 классов, позволяет сделать выводы: На вопрос «Нужен ли военно-патриотический клуб в школе?», да -50%,нет-35%,не знают-15%.А среди родителей (опрошено 256 ч.), 86%-ответили утвердительно, да, нужен. Ребята считают, что занятия в клубе ЮДП помогают развивать такие качества, как: инициатива и предприимчивость, товарищество и взаимопомощь, помогают овладевать военно-прикладными навыками. Старшеклассники (72%) отмечают необходимость проведения военно-патриотических игр (Зарница, Орлята России, Граница).
Возрастные группы по реализации проекта
1 этап Начальное звено – 1-4 класс «Юные Россияне»
2 этап Среднее звено – 5-8 класс – клуб Юных Друзей Пограничников
3 этап Старшеклассники – 9-11 класс – военно-патриотический клуб допризывной подготовки «Патриот»
Пограничная комендатура «Русская Поляна» сформирована Приказом Директора Федеральной пограничной службы РФ, с местом дислокации в р.п. Русская Поляна. 25 декабря 2001 года пограничная комендатура приступила к охране Российско-Казахстанской государственной границы (пограничные заставы «Хлебодаровка», «Калинино», «Цветочное»). С 2003 года гимназия сотрудничает с пограничной заставой Русскополянского района. Заключен договор о взаимном сотрудничестве в целях гражданско-патриотического воспитания и подготовке молодежи к службе в армии. Создан и работает отряд ЮДП-юные друзья пограничников на базе 9 класса (Кл.рук. Андреенко Г.А.) и 5 класса (кл.рук. Ключко Л.Г.).У обелиска воинам-русскополянцам, погибшим в горячих точках страны, проходит торжественное принятие членов клуба ЮДП, и ребята впервые проходят парадным маршем вдоль обелиска, отдавая «воинские почести» мальчишкам, отдавшим жизнь за Годину. На уроках мужества офицеры пограничной службы знакомят ребят с историей становления пограничных войск, традициями и особенностями службы на заставах. Ребята - частые гости на заставе: присутствуют и сами участвуют на занятиях по строевой, огневой подготовке, знакомятся с навыками рукопашного боя, изучают наглядные пособия по кинологии и следопытству. Важнейшее значение в работе по патриотическому воспитанию имеют массовые, хорошо известные и незаслуженно забытые сегодня военно-спортивные игры «Зарница» и «Орлята России».
Направления работы:
- военно-прикладное
- физическая подготовка
- основы безопасности жизнедеятельности
- дискуссионный клуб
В клубе работают: гимназисты (5,6,10,11 классы), пограничный отряд, преподаватель физкультуры, организатор ОБЖ, преподаватель истории и обществоведения, заместитель директора по воспитательной работе.
В ходе работы над проектом создается и апробируется Модель индивидуального маршрута членов клуба ЮДП
Результатом воспитательной работы гимназии по приоритетному направлению в режиме методической темы «Формирование гражданского самосознания и толерантности как условие успешной социализации сельского выпускника» станут такие про явления воспитанников, как:
- уважение к закону при развитии инициативы, ответственности, умения пользоваться личными свободами;
- критическое мышление и рациональное обоснование своей точки зрения;
- приверженность системе демократических и гражданских ценностей, основанная на разуме, чувствах и опыте личности;
- руководство универсальными человеческими принципа ми при столкновении различных воззрений на нормы морали и жизненные ценности.
Ожидаемый результат по социальному партнерству
- Финансовые и человеческие ресурсы школы будут использоваться более эффективно в интересах всех людей, живущих вокруг образовательного учреждения.
- Между школой и окружающим сообществом, местной властью и различными коммерческими организациями установится диалог и взаимовыгодное сотрудничество.
- И школа и жители обретут объединяющее чувство принадлежности к соседскому сообществу.
- Образование и воспитание станет общим, важным для всех делом.
- Вокруг школы начнётся процесс самоорганизации местного населения и развития соседского сообщества, способного оказать школе ощутимую помощь и поддержку, самостоятельно решать, кроме задач образования и воспитания, многие другие важные местные проблемы.
- Школа станет не только образовательным учреждением, но и гражданским, культурным, общественным центром микрорайона.
Критерии оценки планируемых результатов:
- Родители и другие члены сообщества активно вовлекаются в жизнь школы.
- Приветствуется атмосфера коллегиальности: родители и члены сообщества рассматриваются как партнёры школы.
- Члены сообщества помогают учителям во время уроков и во внеклассной/внеурочной работе.
- Педагоги и учащиеся принимают активное участие в сотрудничестве с другими организациями и учреждениями поселка
- Педагогический коллектив приветствует стремление учащихся изучать и решать проблемы, стоящие перед сообществом.
- Цель педагогов и учащихся – развитие в себе активной жизненной позиции и чувства принадлежности к сообществу.
Способ оценки планируемых результатов: - Статистический учёт количественных и качественных показателей.- Анкетирование.- Интервьюирование.- Публикации в СМИ.
МОУ Русскополянская гимназия
Технология эффективного механизма взаимодействия с социальными партнерами
Тема: « Место социального партнерства в воспитательной системе гимназии»
Автор:
Клаус Ирина Михайловна,
заместитель директора научно-методической работе
Русскополянская гимназия 1
Русская Поляна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая система учителя биологии муниципального общеобразовательного учреждения Русскополянская гимназия №1
В основе методической системы лежит использование технологии проектирования на уроках и во внеурочное время.Показана результативность и преимущества деятельностного подхода, лежащего в основе технолог...
«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования» Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса.
«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования»Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса....
Воспитательная система МАОУ "Гимназия "Логос" г.Чудово Новгородской области
Модель воспитательной системы гимназии "Логос" напрвлена на развитие способности гимназиста к саморазвитию на основе сотрудничества всех субъектов образовательного процесса через выбор содержания, раз...
Социальное партнерство в процессе интеграции основного и дополнительного образования Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС
Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС...
Социальное партнерство в процессе интеграции основного и дополнительного образования Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС
Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС...
Статья "Социальное партнерство как механизм реализации новых форм воспитательной работы в рамках ФГОС"
Социальное партнерство сегодня качественно меняется, поэтому помимо стандартных форм работы в рамках самоуправления школ, которые мы все проводим, приходится искать новые формы работы....
Обновление воспитательной системы с ориентацией на создание единого культурно-воспитательного пространства гимназии в малом городе
Для понимания сущности гимназического образования в условиях малого города мы обращаемся к анализу многолетнего целостного процесса развития воспитательной системы гимназии.Мы исходим из того, ч...