Главные вкладки

    Место социального партнерства в воспитательной системе Русскополянской гимназии
    статья по теме

    Клаус Ирина Михайловна

    Описан положительный опыт взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнерами

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Место социального партнерства в воспитательной системе гимназии

    В процессе реализации национального проекта «Образование» «…мы, наконец, перешли от лозунгов к действиям» - так сказал министр образования и науки  РФ  А. Фурсенко. Ключевое слово реализации проекта - действие. Оно означает активную позицию государства и общества, рассчитанную на результаты, которые проявятся не завтра, не послезавтра, а появились уже сегодня.  Ключевые слова сегодня также – качество, инновации, доступность, открытость. Рождается совершенно другое культурно-образовательное сообщество – активное, с аналитическим мышлением, со способностью идти вперёд Специфика деятельности сельской школы обусловлена, с одной стороны, особенностью села как производственно-территориальной и социально-экономической общности людей, с другой - особой ролью школы в жизни села как важнейшего социального института. Стратегия развития современной сельской школы имеет в своей основе ряд ключевых позиций, среди которых важнейшими являются  создание интегрального образовательного пространства, для обеспечения  роста заинтересованности образовательных учреждений, родителей, общественности поселка в развитии государственно-общественной системы управления образованием. В основе решения всех задач оптимальной реструктуризации сельских школ находится внедрение эффективных форм социального партнерства. Достижение нового уровня развития форм и механизмов государственно-общественного управления зависит от совместных усилий, понимания ответственности за будущее наших детей, республики. Таким образом, существует необходимость моделирования, и внедрения комплекса мер, направленных на углубление наметившейся тенденции партнерства в образовании.

     В Русскополянском муниципальном районе складывается система государственно-общественного  управления, формируется  его правовое поле. Деятельность общественного управления прописана в уставах, обеспечена локальными актами. Родители в определенной степени являются участниками образовательного процесса: участвуют в выборе профильной направленности,  в обеспечении результативного взаимодействия с социумом образовательного учреждения.

    Примеры:

    1. родительская общественность в лице попечительских советов и родительских комитетов обеспечивает плодотворную  работу профильных классов, оказывает  действенную помощь в укреплении материальной базы и организации учебного процесса.
    2. Интересен опыт  гимназии в плане определения следующих (наиболее удачных) форм согласованной работы с родителями: час встречи с администрацией, консультпункт: родители-учителя, телефон доверия, где родители в удобное для себя время могут вносить предложения, замечания и рекомендации по работе школьного учреждения.
    3. В гимназии также практикуется проведение родителями (специалистами) лекций, бесед для старшеклассников по правоохранительной тематике, по профилактике и планированию семьи, возможности летнего трудоустройства детей. (Сотрудничество с больницей, комитетом по делам молодежи, судом и прокуратурой, Центром занятости населения, Центром социальной защиты).
    4.  Одной из самых популярных форм участия родителей  в образовательном процессе является «Семейный час», День открытых дверей школы. Темы семейных часов разнообразны: «Любимое дело нашей семьи», «Орден в моем доме», «Самый дорогой человек», которые направлены на формирование и укрепление нравственных позиций семьи.
    5. Попечительский Совет гимназии -  прежде всего орган стратегического управления. Сегодня он осваивает свое место в системе управления гимназией, закрепляет за собой функции стратегического планирования образовательной деятельности гимназии, бюджетного и внебюджетного финансирования, мотивации проектной активности участников образовательного процесса, направленной на развитие гимназии и повышения качества образования, поворачивает гимназию во внешнюю среду – в окружающий социум.
    6. Успешно прививается такая форма обеспечения открытости деятельности  образовательных учреждений как ежегодные творческие и публичные отчеты. Такой публичный отчет состоялся в 2008 году, привлек внимание общественности и выявил уровень заинтересованности родителей в образовании школьников.

              Всё это, основанное на принципах открытости, гласности, доброжелательности, компетентной подачи  материалов, создает в поселке положительный резонанс.

     Важное место занимает в воспитательной стратегии гимназии социальное проектирование и развитие социальных компетентностей. Социальная компетентность - это способность человека эффективно решать проблемы (и индивидуальные, и социальные) в процессе взаимодействия с социумом. Социальное проектирование является одним из важнейших элементов развития гражданских знаний и умений, выражения собственной активной позиции в общественной жизни. Наша гимназия работает по теме «Формирование гражданского самосознания, толерантности как условие успешной социализации сельского выпускника», деятельностный подход проявляется в успешном проектировании. Были созданы и успешно проходят  апробацию следующие проекты: « Работа клуба юных друзей пограничников», «Край зовется нежно Русскою Поляной», «Организация работы сельского пресс-центра «Идея» и др.. Перестройка самоощущения личности, создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе сверстников, создание каждому ситуации успеха и принятия окружающими - важные достижения проектировочной деятельности в развитии социальной компетентности.

    Хочется поделиться опытом работы в режиме  апробации вышеназванных проектов, занимающих приоритетные направления воспитательной системы гимназии.

    1. Проект «Школьный пресс-центр и районные СМИ»

    В условиях национального проекта «Образование» приоритетным является умение взаимодействовать образовательного учреждения  социальных партнеров. На протяжении ряда лет сложилась определенная система сотрудничества Русскополянской гимназии №1  и муниципального учреждения «Редакция телепрограммы «Русская Поляна». С 2000 года  по решению Совета старшеклассников в гимназии организован и успешно работает пресс центр «Идея», который включает в себя газету «Это мы» и детскую телепередачу «Клякса», что означает «Каждая Личность Яркая Как Само совершенство». Создание школьных СМИ помогает создать среду для приобретения социально – значимого опыта, направленного  на определение перспектив собственного развития. Ребята прошли учебу-тренинги в ГТРК «Иртыш» и «Акмэ-Омск», получили первоначальные навыки и умения. Затем учеба происходила непосредственно в районной студии телепрограммы «Русская Поляна», где работают специалисты. Огромная заинтересованность со стороны взрослых и детей, позволили ребятам осваивать новую среду-тележурналистику. Ведь очень важно, чтобы вокруг добрых дел не было информационного вакуума. Ребята Русскополянской гимназии создают фильмы на основе местного материала, в каждом классе есть тележурналисты, которые отбирают информацию о жизни классных коллективов. Смонтированные фильмы о школьной жизни выпускаются один раз в месяц на местном телевидении, которые всегда поддерживают нас и с нетерпением ждут детских фильмов, отмечая рост проффесионализма ребят. Затем творческое объединение «Клякса» стало выезжать в сельские школы. Так появились детские видеофильмы о Новосанжаровской, Целинной, Хлебодаровской, Цветочной, Розовской, Алаботинской средних школах. В рамках реализации  международного проекта, шведские школьники побывали в Русской Поляне, а наша группа смогла побывать в Швеции на видеофестивале детских фильмов и видеоклипов.  Особое место занимают вопросы здоровьесбережения, которые поднимаются на районном телеканале, И школьный пресс – центр выпустил ряд фильмов и газет о занятости детей, о формировании здорового образа жизни, о спорте, об  акциях антинаркотической направленности. И пропаганда ЗОЖ, и деятельностный подход в воспитании – все это для формирования будущего гражданина, здорового, творческого, деятельного. Таким образом, формирование социально активной личности, решающей жизненно важные вопросы – это главная задача гражданского воспитания, успешно реализующаяся через партнерские отношения районных и школьных средств массовой информации.

    1. Проект  летней трудовой смены «Край зовется нежно Русскою Поляной»

                                            посвящен 100-летию р.п. Русской Поляны

    Поддерживающие организации:

    1. Поселковая администрация,
    2. Государственное учреждение Омской области «Центр занятости     населения Русскополянского района»
    3. Районный телеканал «Русская Поляна»

    Русскополянская гимназия № 1-это дружный коллектив детей, родителей и учителей, имеющий традиции и приоритетные виды деятельности. Главная задача гимназии-воспитание трудолюбия, гражданственности, патриотизма, которые проявляются в постоянной заботе  и любви к родному краю. Развитию таких качеств способствует работа в учебно-производственной бригаде «Заря», история ведет отсчет с 1972 года, девиз которой «В родном селе хозяевами стать». Сегодня бригада строит работу в соответствии с Положением и Уставом гимназии. Высший управленческий орган УПБ – общее собрание членов бригады. Социальное партнерство  с поселковой администрацией и государственным учреждением Омской области «Центр занятости населения Русскополянского района» позволяет определить фронт работ на территории поселка и оплату труда школьников, что немаловажно. Заключается ежегодно трудовой договор на период летней трудовой практики. Составляется смета, ведется табель учета рабочего времени. Руководитель бригады, администрация гимназии, директор Центра занятости и его команда  заинтересованы в организованном и оплачиваемом труде школьников. Тем более что наряду с трудовой деятельностью, школа предлагает и историко-краеведческую, и коллективно-творческую деятельность, ведь год 2008-для Русской Поляны – юбилейный. В августе поселок отметит свое 100-летие. Кто, если не мы, живущие на родной земле, в своем селе, наведем порядок, благоустроим  и озеленим улицы, разобьем цветники. Подобная деятельность является чрезвычайно актуальной для Русской Поляны, так как решает проблему возрождения села через летнюю занятость детей в учебно-производственной бригаде «Заря», через большую историко-краеведческую работу. Социальная значимость проявляется и в привлечении школьного пресс-центра «Идея» для освещения всех этапов работы. Социальное партнерство с Центром занятости решает проблемы отдыха, оздоровления, интеллектуального развития, трудовой занятости детей от 14 до 17 лет.

    1. Работа с пограничной заставой через клуб Юных друзей пограничников

    Данное направление актуально в связи с падением престижа профессии военного, нежеланием молодых людей идти в армию из-за неподготовленности в моральном и физическом плане, необходимостью изучения основ безопасности жизнедеятельности и психологической подготовки детей к самостоятельной жизни. Социологический опрос, проведенный среди гимназистов 7-11 классов, позволяет сделать выводы: На вопрос «Нужен ли военно-патриотический клуб в школе?», да -50%,нет-35%,не знают-15%.А среди родителей (опрошено 256 ч.), 86%-ответили утвердительно, да, нужен. Ребята считают, что занятия в клубе ЮДП помогают развивать такие качества, как: инициатива и предприимчивость, товарищество и взаимопомощь, помогают овладевать военно-прикладными навыками. Старшеклассники (72%) отмечают необходимость проведения военно-патриотических игр (Зарница, Орлята России, Граница).

    Возрастные группы по реализации проекта

    1 этап  Начальное звено – 1-4 класс «Юные Россияне»

    2 этап   Среднее звено – 5-8 класс – клуб Юных Друзей Пограничников

    3 этап   Старшеклассники – 9-11 класс – военно-патриотический клуб допризывной подготовки «Патриот»

    Пограничная комендатура «Русская Поляна» сформирована Приказом Директора Федеральной пограничной службы РФ, с местом дислокации в р.п. Русская Поляна. 25 декабря 2001 года пограничная комендатура приступила к охране Российско-Казахстанской государственной границы (пограничные заставы «Хлебодаровка», «Калинино», «Цветочное»). С 2003 года гимназия сотрудничает с пограничной заставой Русскополянского района. Заключен договор о взаимном сотрудничестве в целях гражданско-патриотического воспитания и подготовке молодежи к службе в армии. Создан и работает отряд ЮДП-юные друзья пограничников на базе 9 класса (Кл.рук. Андреенко Г.А.) и 5 класса (кл.рук. Ключко Л.Г.).У обелиска воинам-русскополянцам, погибшим в горячих точках страны, проходит торжественное принятие членов клуба ЮДП, и ребята впервые проходят парадным маршем вдоль обелиска, отдавая «воинские почести» мальчишкам, отдавшим жизнь за Годину. На уроках мужества офицеры пограничной службы знакомят ребят   с   историей   становления   пограничных   войск,   традициями   и особенностями службы на заставах. Ребята - частые гости на заставе: присутствуют и сами участвуют на занятиях по строевой, огневой подготовке, знакомятся с навыками рукопашного боя, изучают наглядные пособия по кинологии и следопытству. Важнейшее значение в работе по патриотическому воспитанию имеют массовые, хорошо известные и незаслуженно забытые сегодня военно-спортивные игры «Зарница» и «Орлята России».

    Направления работы:

    1. военно-прикладное
    2. физическая подготовка
    3. основы безопасности жизнедеятельности
    4. дискуссионный клуб

    В клубе работают: гимназисты (5,6,10,11 классы), пограничный отряд, преподаватель физкультуры, организатор ОБЖ, преподаватель истории и обществоведения, заместитель директора по воспитательной работе.

     В ходе работы над проектом создается и апробируется Модель индивидуального маршрута членов клуба ЮДП

    Результатом воспитательной работы гимназии по приоритетному направлению в режиме методической темы «Формирование гражданского самосознания и толерантности как условие успешной социализации сельского выпускника» станут такие про явления воспитанников, как:

    1. уважение к закону при развитии инициативы, ответственности, умения пользоваться личными свободами;
    2. критическое мышление и рациональное обоснование своей точки зрения;
    3. приверженность системе демократических и гражданских ценностей, основанная на разуме, чувствах и опыте личности;
    4. руководство универсальными человеческими принципа ми при столкновении различных воззрений на нормы морали и жизненные ценности. 

    Ожидаемый результат по социальному партнерству

    1. Финансовые и человеческие ресурсы школы будут использоваться более эффективно в интересах всех людей, живущих вокруг образовательного учреждения.
    2. Между школой и окружающим сообществом, местной властью и различными коммерческими организациями установится диалог и взаимовыгодное сотрудничество.
    3. И школа и жители обретут объединяющее чувство принадлежности к соседскому сообществу.
    4. Образование и воспитание станет общим, важным для всех делом.
    5. Вокруг школы начнётся процесс самоорганизации местного населения и развития соседского сообщества, способного оказать школе ощутимую помощь и поддержку, самостоятельно решать, кроме задач образования и воспитания, многие другие важные местные проблемы.
    6. Школа станет не только образовательным учреждением, но и гражданским, культурным, общественным центром микрорайона.

    Критерии оценки планируемых результатов:

    1. Родители и другие члены сообщества активно вовлекаются в жизнь школы.
    2. Приветствуется атмосфера коллегиальности: родители и члены сообщества рассматриваются как партнёры школы.
    3. Члены сообщества помогают учителям во время уроков и во внеклассной/внеурочной работе.
    4. Педагоги и учащиеся принимают активное участие в сотрудничестве с другими организациями и учреждениями поселка
    5.  Педагогический коллектив приветствует стремление учащихся изучать и решать проблемы, стоящие перед сообществом.
    6. Цель педагогов и учащихся – развитие в себе активной жизненной позиции и чувства принадлежности к сообществу.

    Способ оценки планируемых результатов: - Статистический учёт количественных и качественных показателей.- Анкетирование.- Интервьюирование.- Публикации в СМИ.

    МОУ Русскополянская гимназия

     Технология эффективного механизма взаимодействия с социальными партнерами

     Тема: « Место социального партнерства в воспитательной системе гимназии»

     

    Автор:

    Клаус Ирина Михайловна,

    заместитель директора научно-методической работе

    Русскополянская гимназия 1

    Русская Поляна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая система учителя биологии муниципального общеобразовательного учреждения Русскополянская гимназия №1

    В основе методической системы лежит использование технологии проектирования на уроках и во внеурочное время.Показана результативность и преимущества деятельностного подхода, лежащего в основе технолог...

    «Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования» Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса.

    «Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования»Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса....

    Воспитательная система МАОУ "Гимназия "Логос" г.Чудово Новгородской области

    Модель воспитательной системы гимназии "Логос" напрвлена на развитие способности гимназиста к саморазвитию на основе сотрудничества всех субъектов образовательного процесса через выбор содержания, раз...

    Статья "Социальное партнерство как механизм реализации новых форм воспитательной работы в рамках ФГОС"

    Социальное партнерство сегодня качественно меняется, поэтому помимо стандартных форм работы в рамках самоуправления школ, которые мы все проводим, приходится искать новые формы работы....

    «Организация социального партнерства с родителями и включение их в воспитательный процесс»

           Социально-педагогическое партнёрство - это вид социального партнёрства, которое представляет собой взаимодействие педагогов и родителей, объединённых  общей цель...