Анализ воспитательной работы школы за год
материал по теме

ЛОПАСОВА МАРИНА ИВАНОВНА

Воспитание педагогическим коллективом школы рассматривается в неразрывной связи с обучением. Организация воспитательной работы в школе подчинена главной идее - человек есть саморазвивающееся, самоопределяющееся, самореализующееся существо. Иначе говоря, человек развивает, учит, воспитывает себя сам, а не какая-то посторонняя сила, будь то даже родители, педагоги, ближайшее окружение. По-другому и быть не может, ибо только в этом случае возникает сама возможность обретения человеком личной ответственности.

От того, какие наши дети сегодня, зависит, каким будет наше общество завтра. В поведении детей и подростков проявляется их отношение к другим людям и к самим себе, к окружающему предметному миру и природе, к нравственным, правовым, эстетическим и другим нормам и ценностям общества. Поведение можно рассматривать как один из важнейших факторов, связывающих ребёнка или подростка с окружающим миром, оказывающим влияние на формирование социальных качеств его личности. Для воспитания особенно важны те аспекты поведения, в которых проявляются и формируются взаимоотношения детей друг с другом и с окружающими людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  –

Средняя  общеобразовательная  школа  с. Карпенка  

Краснокутского  района  Саратовской  области

     


Воспитание педагогическим коллективом школы рассматривается в неразрывной связи с обучением. Организация воспитательной работы в школе подчинена главной идее - человек есть саморазвивающееся, самоопределяющееся, самореализующееся существо. Иначе говоря, человек развивает, учит, воспитывает себя сам, а не какая-то посторонняя сила, будь то даже родители, педагоги, ближайшее окружение. По-другому и быть не может, ибо только в этом случае возникает сама возможность обретения человеком личной ответственности.

От того, какие наши дети сегодня, зависит, каким будет наше общество завтра. В поведении детей и подростков проявляется их отношение к другим людям и к самим себе, к окружающему предметному миру и природе, к нравственным, правовым, эстетическим и другим нормам и ценностям общества. Поведение можно рассматривать как один из важнейших факторов, связывающих ребёнка или подростка с окружающим миром, оказывающим влияние на формирование социальных качеств его личности. Для воспитания особенно важны те аспекты поведения, в которых проявляются и формируются взаимоотношения детей друг с другом и с окружающими людьми.

Цель воспитательной работы школы:  личностно-ориентированное воспитание, направленное на раскрытие, развитие и реализацию интеллектуально-духовных свойств личности учащихся.

         В  2011-2012 учебном году коллектив школы решал следующие воспитательные задачи:

формирование у школьников системы духовно-нравственных ценностей,  готовности к самостоятельному нравственному выбору;  

организация ученического самоуправления, способствующего сплочению  школьного коллектива и реализации каждым школьником своей гражданской позиции;

формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;

развитие познавательной и социальной  активности учащихся, воспитание ответственного отношения к учебе, сознательной  дисциплины, потребности в самосовершенствовании и самореализации;

формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений, развитие организаторских, партнерских и лидерских качеств, коммуникативных навыков;

воспитание самостоятельности и инициативности, приучение к различным видам общественной деятельности, развитие творческой индивидуальности и креативности;

активное вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности школы,

     продолжение формирования системы работы с родителями и общественностью;

качественное улучшение индивидуальной работы с учащимися группы риска, работы по охране детства, опекаемыми и другими социально незащищенными категориями детей.

Главную роль в реализации поставленных целей и задач играют педагоги - непосредственные участники УВП.

Качественная характеристика организаторов  учебно-воспитательного процесса.

Всего

Квалификационная категория

Стаж работы

Выс

шая

1кв.к.

2кв.к.

б/к

До 3лет

3-10

10-15

≥15

Классные

руководители

11

11

-

3

8

Воспитатели  в  ГПД

1

1

1

По данным таблицы можно сделать вывод, что  большинство учителей, воспитатель, имеют достаточно большой опыт работы, это творчески работающие специалисты, которые способны комплексно и профессионально решать сложные педагогические ситуации.

         На основе выдвинутых задач были сконструированы воспитательные планы и программы, план работы по воспитательной, планы работ классных коллективов.             

          В воспитательной работе школы сформирована система социально- значимых традиций, определены приоритетные направления деятельности: физкультурно-спортивное,  художественно-эстетическое,  туристско-краеведческое, естественнонаучное, научно-техническое, военно-патриотическое, сотрудничество с родителями, профилактическая деятельность с детьми «группы риска, кружковая работа..

Традиции - это то, чем сильна школа, то, что делает её родной и неповторимой, близкой для тех, кто в ней учится, и тех, кто учит. Традиционные дела любимы, к ним готовятся заранее. Появляются ожидания, связанные с каким-то праздником, следовательно, каждый может представить и спрогнозировать  своё участие в определённом деле.  Такая прогнозируемость  и облегчает подготовку традиционных дел, и одновременно усложняет её, т. к.  каждый год ждут, что праздник не будет похож на прошлогодний.

Все школьные традиционные дела делились на общешкольные, классные и групповые.

Что же касается традиционных школьных дел, то все они прошли успешно, это:

"1 сентября - День Знаний" - торжественная линейка

"День Учителя"

"Праздник царицы Осени"

"Пусть всегда будет мама"

"Новогодние ёлки", "Новогодний бал"

День защитника Отечества,  "Уроки Мужества"

"Международный женский день - 8 Марта"

"Масленица"

"День птиц"

Месячники по профилактике дорожного травматизма и правонарушений

"Войны не знали мы, но все же…"

"День защиты детей" (по основам безопасности жизнедеятельности)

"Последний звонок".

В традиционных школьных мероприятиях участвуют все группы, но степень активности групп в жизни школы, естественно, разная. Это связано с работой классных руководителей, воспитателей их желанием и умением организовать, зажечь детей, умением привлекать к участию в мероприятиях каждого ребенка.

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие  физкультурно-спортивного направления деятельности школы. Цель: создание наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования у  школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Были определены основные формы организации воспитательной деятельности: цикл классных часов «В 21 век без наркотиков», психологические тренинги, дискуссии с элементами ток-шоу, дни здоровья, встречи с медицинскими работниками,  спортивные праздники, спартакиады, соревнования, тематическая неделя «В здоровом теле - здоровый дух», конкурсы творческих работ «Здоровье в ваших руках», путешествия в мир природы.

Для сохранения и поддержания здоровья  детей в школе работали  спортивные секции  по волейболу, баскетболу, настольному теннису  «Чудо - шашки».  В прошедшем учебном году школьники приняли участие в 15 соревнованиях, из них в 9 районных, 6 - зональных и областных.

 Повышению уровня физического здоровья детей способствовало сотрудничество со школами  района и области,  совместно с которыми систематически проводились Дни здоровья, спортивные соревнования и праздники.

            Планы классных руководителей предусматривали реализацию целенаправленных мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся, пропаганде здорового образа жизни в разделе «Здоровье». Каждым классным руководителем разработан и реализован комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей, включающий в себя организацию и проведение каникулярного отдыха детей, инструктажей по правилам техники безопасности, детского травматизма на дорогах, наркомании, токсикомании, табакокурения, встреч родителей и детей с представителями правоохранительных органов, медработниками, экскурсий и походов, участие коллектива класса в Днях здоровья, спортивных внутришкольных мероприятиях.

В рамках тематической недели «Твое здоровье в твоих руках», акции «Спорт вместо наркотиков» классными руководителями проведены классные ученические и родительские собрания, тематические классные часы, беседы  по пропаганде здорового образа жизни учащихся.

          В целом проведенные мероприятия спортивно-оздоровительного направления воспитательной деятельности  соответствовали возрасту учащихся, их психофизическим особенностям и интеллектуальному развитию, способствовали повышению уровня физического, психического и социального здоровья детей.

В прошедшем  учебном году реализованы годовые планы мероприятий по профилактике правонарушений, по профилактике употребления психоактивных веществ в молодежной среде; по профилактике безнадзорности и беспризорности, предупреждению правонарушений среди подростков.

         В соответствии с  планом работа велась по следующим направлениям: организация массовых мероприятий, проведение профилактических дней с учащимися, индивидуальная профилактическая работа с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении, работа  с педагогическим коллективом, родительский правовой всеобуч. В школе  проводились единые тематические классные часы, Дни профилактики курения, алкоголизма, токсикомании и наркомании, коллективно-творческие дела, посвященные Международному Дню без табака, Дню памяти, погибших от СПИДа, Дню борьбы с наркоманией, Всемирному Дню здоровья. Систематически  организовывались круглые столы, просмотр  и обсуждение видеофильмов, совместные мероприятия по профилактике вредных привычек среди подростков с библиотекой села и  Домом культуры, тематическая неделя «Все в твоих руках», акция «Футбол  против наркотиков».

Профилактическая деятельность с детьми «группы риска» организовывалась  согласно  Федеральному Закону № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Классными руководителями, общественным  инспектором и медицинской сестрой ежегодно проводятся медико-социальные исследования по раннему выявлению курения, употребления алкогольных напитков, токсических средств и причин, побудивших к этому. Выявляются  несовершеннолетние «группы риска», склонные к правонарушениям, употреблению ПАВ. Изучаются индивидуальные особенности развития личности учащихся «группы риска», социальное положение и материально-бытовые условия проживания их семей, условия  семейного воспитания,  занятость в свободное время. Полученная информация размещается в школьном банке данных. За обучающимися устанавливается систематическое психолого-педагогическое наблюдение, организуется индивидуально-профилактическая работа, результаты которой фиксируются  в дневниках  индивидуальной профилактической работы с учащимися «группы риска».

Профилактической работе способствует деятельность в школе Совета по профилактике асоциальных  явлений,  на  заседаниях  которого  решались  индивидуальные проблемы отдельных учащихся, по каждому факту принимались экстренные меры.

Руководство школы уделяло особое внимание совершенствованию профилактической работы. Вопросы правового воспитания и профилактики безнадзорности, правонарушений,  рассматривались на родительских собраниях, совещаниях при директоре.

Профилактическая работа педагогического коллектива школы имеет положительные результаты. По состоянию  на  1.06.2012г  на  учете  в  КДН  и ПДН,  на  учете  у  нарколога   не  состоит  ни  одного  подростка  и  ни  одной  семьи   из  нашей  школы.

Продолжена работа школьного коллектива по военно-патриотическому воспитанию  в образовательном учреждении.   Реализованы планы мероприятий, посвященных 67-летию  со  Дня  победы  в  ВОВ, 200-летию Отечественной войны 1812 года,  памятных  дат  истории  России. Проведены конкурсы рисунков и плакатов, выпущены буклеты об освобождении Москвы,  митинг  и  торжественные  линейки, приняли участие в Параде Победы в г. Красный Кут.

В мае организована декада, посвященная 67-летию  Великой Победы.  Установлено тесное сотрудничество с районным  краеведческим музеем, на базе которого систематически проводились экскурсии,  организовывались   экскурсии  в  Парк  Победы  в  г. Саратов.

  Активно осуществлялась работа по вовлечению учащихся в исследовательскую деятельность  по туристско-краеведческому,  естественнонаучному,  техническому  направлениям, результатом которой стали участие и победы  в конкурсах:   муниципальных – НПК «Шаг  в  будущее»,  региональных – экологическая  НПК «Природа и человек»,  НПК «МОСТ», федеральных -  международная  НПК  «От  школьного  проекта  -  к  профессиональной  карьере»,  «Зеленая планета»,  «А.С. Пушкин  глазами  детей», «Природа. Человек. Страна -2012».

В становлении личности учащихся школа большую роль отводит художественно-эстетическому воспитанию, которое способствует развитию творческих задатков, способностей, дарований и талантов. В рамках реализации этого  направления  в школе проводилась традиционная работа (КТД, школьные вечера, утренники, праздничные концерты, выставки творчества) и появились инновационные формы, такие, как: презентация – конкурс классных коллективов «День рождения класса»,   продуктивные игры.

Особое внимание отводилось выявлению творческих способностей и наклонностей учащихся, вовлечению  их в разнообразную творческую внеурочную деятельность. В течение года все дети приняли участие в одном или нескольких вечерах, КТД, творческих конкурсах. Для эффективного творческого развития личности ребенка налажена тесная связь с сельской  библиотекой,  Домом культуры. Все это способствовало художественно-эстетическому развитию учащихся,  формированию художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной.  В  этом  учебном  году 10  класс  принял  участие  в  областном  конкурсе  «Самый  лучший  класс»,  заняв   долгожданное 1  место.

Школа и семья – два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Целенаправленность и эффективность данной работы обеспечивались по следующим направлениям деятельности: диагностика семьи, взаимоотношения с родителями учащихся, работа с нестандартными семьями, организация полезного досуга. Успешно проведены классные родительские собрания, организационные, тематические, итоговые, собрания-диспуты, общешкольные родительские собрания, тематические консультации. Для информирования общественности о деятельности педагогов и учащихся создан и работает сайт школы. Активная работа велась на заседаниях Управляющего совета школы и Совета профилактики безнадзорности и правонарушений, в состав которых входит родительская общественность. Благодаря активной поддержке родителей в этом учебном году, так же как и на протяжении ряда лет,  решаются задачи организации оздоровительных мероприятий, школьных праздников, экскурсий, содействия социально незащищенным семьям. При помощи родителей проводится косметический ремонт кабинетов, приобретается  недостающая учебная литература.

Сотрудничество с родителями позволяет повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса.

          Необходимым условием нормального функционирования воспитательной системы является формирование высокопрофессионального корпуса педагогов - воспитателей. С этой целью в школе ведет  свою  деятельность  методическая секция классных руководителей.

           Результатом воспитательной работы школы являются показатели уровня воспитанности обучающихся. При оценке УВ обучающихся классные руководители используют методику, которая подразумевает оценку УВ самим обучающимся одноклассниками, родителями, учителем. По результатам проделанной работы был определен УВ каждого обучающегося, школы в целом.

Результаты даны в таблице  в  сравнении за  3  года:

2009/2010

2010/2011

2011-2012

5

4,07

5

4,4

6

4,43

5

4,14

6

4,1

7

4,3

6

3,7

7

4,0

8

4,38

7

3,7

8

3,9

9

4,17

8

4,4

9

4,3

10

4,5

9

4,02

10

4,4

11

4,52

        

По результатам диагностики уровня воспитанности наблюдается положительная динамика высокого уровня воспитанности учащихся,  имеются учащиеся с низким уровнем воспитанности.

Увеличилось количество школьников, участвующих в творческих конкурсах и  спортивных соревнованиях на муниципальных и региональных и  всероссийском  уровнях.

Результативность участия

Уровень

Количество конкурсов,  фестивалей и т.д.

Количество  

участников

Количество победителей

Муниципальный

8

21

9

Региональный

10

33

17

Всероссийский

8

33

217

        Кроме этого, каждый второй учащийся школы принял участие во Всероссийских сетевых конкурсах и олимпиадах:  «Русский медвежонок», «КиТ», «Кенгуру», Британский бульдог», «ЧиП», «Олимпус», «Эрудит», «Предметные чемпионаты по биологии, географии, обществознанию».

Результативность участия в спортивных мероприятиях

Уровень

Количество игр, соревнований

Количество  

Участников (команд)

Победы

1

2

3

Муниципальный

9

65 чел

3

1

Межмуниципальный

4

28 чел

1

1

1

Региональный

2

8 чел

1

1

Главная  проблема - не  всегда  вовремя  подводятся  итоги,  особенно  всероссийских  конкурсов,  поэтому  результаты  многих  конкурсов,  в  которых  приняли  участие  наши  учащиеся,  до  сих  пор  неизвестны.

В школе имеются дополнительные условия для развития творческих способностей учащихся, воспитания чувства ответственности за порученное дело. Для этого работают кружки разного направления.

Название  кружка

Руководитель  кружка

«Первые  шаги  в  науку»

Глущенко  Н.А.

«Лабиринты  мастерства»

Каткова О.С.

«Наш  край»

Трипузова Л.П.

«Я – ученик, я – патриот»

Сарсалиева Д.М.

«Спорт   и  здоровье»

Бескобальный  А.В.

«Нить Ариадны»

Мусагалиева Ж.М.

«Умелые руки»

Бескобальный  А.В.

Спортивная секция

Бескобальный  А.В.

Умелый подход к детям, аккуратное и своевременное ведение документации, энтузиазм и целенаправленность - главные черты этих руководителей кружков. Они расширяют кругозор учащихся, активизируют их интерес.

За текущий  учебный  год наиболее важными достижениями коллектива школы являются следующие:

более эффективным стало педагогическое влияние на процесс развития личности ребенка, формирование его нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического, трудового, физического потенциала;

наблюдается рост удовлетворенности учащихся и родителей воспитательной работой школы;

продолжают развиваться формы взаимодействия семьи и школы, такие как: праздничные совместные вечера, отчеты детей перед родителями, родительские лектории;

активизировалась работа по участию классных руководителей и школьников в творческих и профессиональных конкурсах;

бережно сохраняются и преумножаются традиции школы;

ведется постоянное сотрудничество и взаимодействие с организациями – субъектами системы воспитания.

          Можно считать, что, в целом, педколлектив уделял большое внимание вопросам воспитания. Все запланированные мероприятия соответствовали возрастным и психологическим особенностям детей,  были направлены на реализацию поставленных задач,  и имели место в воспитательной системе школы.

Однако нельзя отрицать и  ряд проблем, существенно осложняющих организацию  воспитательной  работы:

Классные   руководители и педагоги дополнительного образования не всегда могут сформировать у школьников активную гражданскую позицию, систему ценностей здорового образа жизни и способности противостоять вредным привычкам, ответственное отношение к семье.

К  сожалению, увеличивается число обучающихся с отклонениями в здоровье.

Есть необходимость работать над повышением уровня воспитанности учащихся: как среднего звена, так и старших, формировать у детей основы культуры поведения.

Еще не у всех учащихся сформировано чувство сознательной дисциплины, негативное влияние на отдельных учащихся оказывает социальная среда.

Не удовлетворяет уровень культуры общения отдельных школьников со сверстниками, в процессе обучения и воспитания имеются трудности в работе с неблагополучными семьями.

Продолжает иметь место ряд нарушений Устава школы подростками.

А это означает, что одной из главнейших задач воспитательной работы школы в новом учебном году должна стать работа,  как с детьми, так и родителями по нравственному воспитанию.

Таким образом, важнейшие задачи воспитания в следующем учебном году 

Активизировать  работу  среди  подростков  и  старших  школьников,  направленную  на  заботу  о  близких    и  пожилых  людях;

Усилить  работу  по  развитию  у  школьников  чувства  любви  и  ответственности  за  своё  Отечество  и  свой  родной  край;

Формировать  активную  жизненную  позицию,  осуществлять      личностное  развитие  в  процессе  взаимодействия  между  взрослыми  и  учащимися.

Разнообразить  формы  работы  с  родителями  с  целью  привлечения  их  к  активному  участию  в  работе  педколлектива  и  внеклассных  мероприятиях  среди  школьников.

В  течение  всего  года  заниматься профилактикой  наркомании,  табакокурения  и  алкоголизма;

Вызывать  и  поддерживать  интерес  школьников  к  здоровому  образу  жизни  через  массовые  спортивные  мероприятия,  профилактические  беседы  и  экскурсии  в  природу;

Воспитывать  экологическую  грамотность  школьников.

Заместитель директора по воспитательной работе: ____________/М.И.Лопасова/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательной работы школы за 2009-2010 год. Планы работы на 2010, 2011 годы

Анализ воспитательной работы школы проводится по всем направлениям....

Анализ воспитательной работы школы

Анализ воспитательной работы школы за 2010 - 2011 учебный год....

Анализ воспитательной работы школы за 20101-2011 учебный год

В отчете показана деятельность ОУ за прошедший учебный год по направлению воспитательной работы....

анализ воспитательной работы школы

Данный анализ работы школы составляется ежегодно по итогам работы всех кружков, Концепции воспитательной работы, программ воспитания и т.п....

Анализ воспитательной работы школы за 2011-2012 уч. год.

Анализ воспитательной работы школы за 2011-2012 уч. год. Цель воспитательной программы школы:Создание в школе единого воспитательного пространства детства, главной ценностью которого являет...

Анализ воспитательной работы школы за 2011-2012 учебный год

Анализ работы содержит информацию по основным направлениям работы школы: личность, коллектив, здоровье, семья....

Анализ воспитательной работы школы

Анализ воспитательной работы школы за 2011-12 учебный год...