Программа духовно - нравственного воспитания (ФГОС)
методическая разработка по теме

Программа для учащихся 1-2 класса с учетом требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya.docx68.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя  общеобразовательная школа №6

 г. Аткарска Саратовской области

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор__________________Н. Ю. Сучкова

«____» ________________________ 2012 год

Программа

духовно-нравственного воспитания

обучающихся

2012 год

Наименование программы: Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №6 г. Аткарска Саратовской области

Актуальность программы: Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания. Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих ограничений и запретов в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия. Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребенка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребенка отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности младшего школьника оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, которые требуют учета при формировании подходов к организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать этим негативным тенденциям. В реализации данной задачи категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и другие, - на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, духовных традиций. В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными, и соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные, «продовольственно-вещевые» по характеру. В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе образовательной деятельности образовательного учреждения. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех её духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Нормативно-правовые документы: Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  1. Закон РФ «Об образовании»
  2. Конституция Российской федерации
  3. Закон об основных гарантиях прав ребёнка
  4. Стандарты второго поколения
  5. Декларация прав и свобод человека
  6. Конвенция о правах ребёнка
  7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  8. Устав школы

Основные разделы программы:

  1. Цель и задачи программы
  2. Основные направления программы
  3. Принципы и особенности организации содержания программы
  4. Содержание программы по каждому из направлений
  5. Виды деятельности программы
  6. Совместная деятельность школы, семьи и общественности
  7. Принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей
  8. Планируемые результаты

Цель программы: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества.

Основные задачи программы:

  1. формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
  2. формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;
  3. укрепление позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
  4. принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  5. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  6. формирование основ российской гражданской идентичности;
  7. пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
  8. формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  9. формирование отношения к семье как к основе российского общества;
  10. формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

Сроки реализации: 2012 – 2016 годы

Основные направления программы: Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

«Ученик – патриот и гражданин»

Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Задачи:

  1. элементарные представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
  2. представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  3. элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
  4. элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;
  5. интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  6. уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
  7. начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
  8. элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
  9. интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, области, района, села;
  10. стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села;
  11. любовь к школе, своему селу, народу, России;
  12. уважение к защитникам Родины;
  13. умение отвечать за свои поступки;
  14. негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

«Ученик – нравственная личность»

Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Задачи:

  1. первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
  2. различение хороших и плохих поступков;
  3. представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;
  4. элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;
  5. уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  6. установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  7. бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  8. знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
  9. стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
  10. представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
  11. отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

 «Ученик – трудолюбивая личность»

Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Задачи:

  1. первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  2. уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  3. элементарные представления об основных профессиях;
  4. ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
  5. элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  6. первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
  7. умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
  8. умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  1. бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  2. отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

«Ученик и красота»

Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Задачи:

  1. представления о душевной и физической красоте человека;
  2. умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  3. интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
  4. интерес к занятиям художественным творчеством;
  5. стремление к опрятному внешнему виду;
  6. отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Содержание программы по каждому направлению

«Ученик – патриот и гражданин»

любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

«Ученик – нравственная личность»

нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

«Ученик – трудолюбивая личность»

уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и  настойчивость, бережливость.

«Ученик и красота»

красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Виды деятельности и формы занятий

«Ученик – патриот и гражданин»

  1. получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Белгородской области и Ивнянского района (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом);
  2. ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);
  3. ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);
  4. знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);
  5. знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);
  6. участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, встреч с ветеранами и военнослужащими;
  7. получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);
  8. участие во встречах и беседах с выпускниками школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

«Ученик – нравственная личность»

  1. получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России);
  2. получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий (через содержание учебных предметов: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «ИЗО»);
  3. ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);
  4. участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
  5. ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);
  6. усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы – овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;
  7. посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;
  8. получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);
  9. расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

«Ученик – трудолюбивая личность»

  1. участвуют в экскурсиях, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, знакомятся с различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;
  2. узнают о профессиях своих родителей, бабушек и дедушек, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;
  3. получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;
  4. приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления школьникам возможностей творческой инициативы в учебном труде);
  5. учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);
  6. приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, трудовые акции, как в учебное, так и в каникулярное время);
  7. приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;
  8. участвуют во встречах и беседах с выпускниками школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

«Ученик и красота»

  1. получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России (в ходе учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);
  2. ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи школы, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, фестивалей народного творчества, тематических выставок);
  3. обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду. Разучивание стихотворения, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах. Обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;
  4. обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой, (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного);
  5. получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках и в системе учреждений дополнительного образования);
  6. участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в школе своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;
  7. получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека;
  8. участие в художественном оформлении помещений школы и классной комнаты.

Мероприятия по реализации направления программы воспитания

«Ученик – патриот и гражданин»

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

Отметка о выполнении

Экскурсии в историко-краеведческий музей

сентябрь

классные руководители

Конкурс рисунков на тему «Моя любимая учительница»

сентябрь

учитель изобразительного искусства

классные руководители

Знакомство с государственными символами: герб, флаг, гимн

октябрь

заместитель директора по ВР

совет старшеклассников

Конкурс стихов на тему «Мой папа самый лучший»

февраль

классные руководители

Выпуск классной стенгазеты на героико-патриотическую и правовую тематику

февраль

классные руководители

Конкурс рисунков на тему «Человек поднялся в небо»

апрель

учитель изобразительного искусства

классные руководители

Проект на тему «Память, которой не будет конца»

май

классные руководители

Мероприятия по реализации направления программы воспитания

«Ученик – нравственная личность»

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

Отметка о выполнении

Экскурсия на тему «Мы теперь непросто дети, мы теперь ученики» (1 класс)

сентябрь

классный руководитель

Внеклассное мероприятие на тему «Каким я должен быть?»

сентябрь

заместитель директора по ВР

совет старшеклассников

Конкурс стихов на тему «Доброта вокруг нас»

октябрь

классные руководители

Акции «Открытие птичьей столовой» и «Птичий домострой»

ноябрь – март

классные руководители

учителя технологии

Проект на тему «Дружба – это здорово»

декабрь

классные руководители

Конкурс на тему «Поздравим маму от души»

март

классные руководители

Проект на тему «Моя семья – мое богатство»

май

классные руководители

Мероприятия по реализации направления программы воспитания

«Ученик – трудолюбивая личность»

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

Отметка о выполнении

Виртуальная экскурсия в мир профессий

ноябрь

заместитель директора по ВР

совет старшеклассников

Встречи с представителями разных профессий «Все работы хороши»

декабрь

классные руководители

Ярмарка на тему «Город мастеров»

январь

классные руководители

Оформление кабинета и здания школы к праздникам и мероприятиям

сентябрь-май

классные руководители

Уход за комнатными растениями

сентябрь-май

классные руководители

Мероприятия по реализации направления программы воспитания

«Ученик и красота»

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

Отметка о выполнении

Выставка-презентация «Мои любимые книжки»

сентябрь

классные руководители

Экскурсия на тему «Город, в котором я живу»

октябрь

март

классные руководители

воспитатели ГПД

«Фильм, фильм, фильм…»

октябрь

декабрь

апрель

заместитель директора по ВР

совет старшеклассников

Внеклассное мероприятие на тему «Мисс Снегурочка»

декабрь

заместитель директора по ВР

совет старшеклассников

Конкурс фотографий на тему «Зимние зарисовки»

январь

классные руководители

«Внеклассное мероприятие на тему «Шедевры русской живописи»

апрель

классные руководители

учитель изобразительного искусства

Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников

Взаимодействие школы и семьи.

Цель: повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)

Задачи:

  1. создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
  1. позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
  2. преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;
  3. способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
  1. создавать условия для духовного общения детей и родителей;
  2. создать систему целенаправленной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.

Взаимодействие школы с общественными организациями и объединениями

Формы взаимодействия:

  1. участие представителей традиционных религиозных и общественных организаций и объединений с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
  2. реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с учащимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и одобренных педагогическим советом школы и Управляющим советом школы;
  3. проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников;
  4. привлечение квалифицированных представителей традиционных религиозных и общественных организаций и объединений к разработке программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Повышение педагогической культуры родителей

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников основана на следующих принципах:

  1. совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
  2. сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
  3. педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
  4. поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
  5. содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
  6. опора на положительный опыт семейного воспитания.

Содержание воспитательной работы:

  1. создание банка данных о семьях учащихся и потребностно-ценностной сфере детей и родителей;
  2. изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
  3. сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;
  4. создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель»;
  5. удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психолого-социальной службы школы;
  6. разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;
  7. организация проведения совместного досуга родителей и учащихся;
  8. привлечение родителей к активному участию в жизни школы, формированию внутренней политики школьной жизни;
  9. демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;
  10. поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.

Формы внеклассной работы:

  1. родительские собрания, посещение семей учащихся;
  2. анкетирование;
  1. тематические классные часы, посвящённые истории рода и семьи;
  2. семейные праздники;
  3. спортивные состязания с участием бабушек, дедушек, отцов и матерей;
  4. календарные праздники – 8 марта, 23 февраля, 1 сентября, День учителя, праздник вступления в школьную жизнь и т.д.;
  5. тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;
  6. походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы родительско-ученических и семейных команд, интеллектуальные марафоны родителей и детей;
  7. дни творчества, дни открытых дверей.

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

Отметка о выполнении

Классные родительские собрания

сентябрь-май

классный руководитель

1 класса

Классные родительские собрания

сентябрь-май

классный руководитель

2 класса

Внеклассное мероприятие на тему «Мама! Нет слова прекраснее!»

ноябрь

классные руководители

Привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время

сентябрь-май

классные руководители

Работа с семьями учащихся, стоящих на внутришкольном учете

сентябрь-май

классные руководители

социальный педагог

Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

  1. воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).
  2. эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие школьника как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).

«Ученик – патриот и гражданин»

  1. ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому языку, народным традициям, старшему поколению;
  2. элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  3. первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры.

 «Ученик – нравственная личность»

  1. начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  2. нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  3. уважительное отношение к традиционным религиям;
  4. неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  5. способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  6. уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  7. знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

«Ученик – трудолюбивая личность»

  1. ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  2. ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  3. элементарные представления о различных профессиях;
  4. первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  5. осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  6. первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  7. потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  8. мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

 «Ученик и красота»

  1. первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  2. первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  3. элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  4. первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  5. первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  6. первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
  7. мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются также  по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы и в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  1. на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  2. на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания и развития "Путь к себе"

Данна программа направлена на духовно-нравственное воспитание и  развитие младших школьников в связи с новыми требованиями ФГОС, основана на сотрудничестве с местным храмом, содержит  формы ...

Социализация несовершеннолетних через программы духовно-нравственного воспитания

Работа СРЦ по духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних вместе с РПЦ...

Программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального об...

Программа духовно -нравственного воспитания в классах казачьей направленности

Программа представляет стркутурированный алгоритм организации духовно -нравственного воспитания учащихся классов казачьей направленности....

Технология самосовершенствования личности Г.К. Селевко как средство, реализующее идеи концепции духовно-нравственного воспитания ФГОС второго поколения

24 октября 2012 года в МБОУ СОШ с. Георгиевка района имени Лазо Хабаровского края прошёл районный семинар учителей химии, биологии и математики, на котором я выступала с мастер-классом по теме "Технол...

Программа духовно-нравственного воспитания и развития воспитанников с ОВЗ в условиях школы- интерната "Истоки нравственности"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеКупинского района "Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"г. Купино, ул. Розы Л...