Технология самосовершенствования личности Г.К. Селевко как средство, реализующее идеи концепции духовно-нравственного воспитания ФГОС второго поколения
методическая разработка на тему

24 октября 2012 года в МБОУ СОШ с. Георгиевка района имени Лазо Хабаровского края прошёл районный семинар учителей химии, биологии и математики, на котором я выступала с мастер-классом по теме "Технология самосовершенствования личности Г.К. Селевко как средство, реализующее идеи концепции духовно-нравственного воспитания ФГОС второго поколения".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология самосовершенствования личности Г.К. Селевко

как средство, реализующее идеи концепции духовно-нравственного воспитания ФГОС второго поколения

Петухова Ю.В., учитель химии и биологии

МБОУ СОШ с. Георгиевка

        Вот уже второй год в районе проходит внедрение Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения в образовательный процесс начальной ступени. Одним из фундаментальных документом по внедрению ФГОС является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Период реформации российского образования характеризуется новыми, повышенными требованиями к ученикам средней школы, которые должны: быть подготовленными к новым общественным рыночным отношениям; быть нравственно стойкими, социально закалёнными, чтобы противостоять всякого рода соблазнам, отклонениями в окружающей жизни; подготовлены к встрече с трудностями конкурентной деятельности; иметь знания на уровне современной науки и техники; быть здоровыми физически и психически.

        С сентября 2015 года средняя школа будет продолжать эстафету, переданную ей начальной школой по введению ФГОС. И уже сейчас МБОУ СОШ с. Георгиевка активно готовится к данному процессу. Вот уже два года в учебный план введен курс Г.К. Селевко «Самосовершенствование личности» с 5 по 11 классы.

Селевко Герман Константинович – кандидат педагогических наук, автор Энциклопедии образовательных технологий и Школы саморазвития личности в Ярославской области.

В программе «Самосовершенствование личности» реализованы три условия:

1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.

2. Участие личности в самостоятельной творческой деятельности, представляющей определённый опыт успеха и достижений.

3. Создание адекватного уклада, стиля и методов внешних воздействий: условий обучения, воспитания и жизнедеятельности.

        Эти условия соотносятся с основными тенденциями Закона РФ «Об образовании», особенностями теории и практики метатехнологий, согласно которым образовательный процесс рассматривается на уровне образовательной политики, через выдвижение и внедрение в практику ряда концепций. Однако любая концепция ориентирует нас, практиков, на решение главного вопроса: какими средствами её реализовать?

        Программа «Самосовершенствование личности», по существу, следует рассматривать как средство, реализующее идеи, выдвинутые концепциями: ФГОС второго поколения, духовно-нравственного воспитания, профильного обучения в общеобразовательной школе. В ней основной акцент сделан на формирование умений целостного оптимального самоопределения личности во всех сферах жизнедеятельности.

        Посвятив себя для работы в сфере образования более 20 лет, убеждена, что главное для учителя – подготовить ученика к вступлению во взрослую жизнь посредством изучения философии предмета, а так же воспитательными и развивающими задачами, которые мы ставим ежедневно в работе перед учениками.

В интернете на личном сайте Г.К. Селевко была найдена программа данного курса, целевые и системные ориентации, концепция и логика курса.

        Издательством «Народное образование» выпущены методические пособия по реализации курса ССЛ, которые были мною приобретены.

5 класс. Познай себя (самопознание).

6 класс. Сделай себя сам (самовоспитание).

7 класс. Научи себя учиться (самообучение).

8 класс. Утверждай себя (самоутверждение).

9 класс. Найди себя (самоопределение).

10 класс. Управляй собой (саморегуляция).

11 класс. Реализуй себя (самоактуализация).

        Кроме того, данная программа предусматривает введение в начальной школе с 1 по 4 классы «Начала этики (саморегуляция поведения)».

        На занятиях используются формы обучения: объяснение, выполнение упражнений и тестов, изучение рекомендаций, оценивание Я-концепции, мысли мудрых, ситуации-пробы, социально-приемлемые позиции, советы: почитать (книги), послушать (музыкальные произведения, песни), посмотреть (фильмы, картины).

Учебные пособия Селевко Г.К.  помогают ученикам ответить на самые жгучие вопросы, волнующие растущего человека, ответы на которые нет ни в одном школьном курсе: какой я, почему моему товарищу всё даётся легко, а мне с трудом, почему родители часто меня не понимают? Книги Г.К. Селевко учат подростков жить в гармонии с собой, с людьми, с природой, наполнять жизнь трудом, разнообразными интересами, содержательным общением.

Деятельность учеников на занятиях организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда  потребностей саморазвития личности:

– в  самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);

– в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);

– в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);

– в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

Главными аспектами технологии саморазвития являются:

– индивидуальный подход;

– создание благоприятных условий для саморазвития, самовоспитания;

– обеспечение социальной защищенности ребенка - демократизм воспитательного процесса: равенство взрослого и ученика;

– признание прав ребенка: на ошибку, свободу выбора вида деятельности, добровольное  участие, собственное мнение;

– сотрудничество.

Особенности методики заключаются в основной мотивации: нравственно-волевая плюс познавательная. Позиция учителя: деловой партнер, старший товарищ, знающий более высокую истину. Позиция ученика: свобода выбора, самоопределение.

Занятия по курсу самосовершенствование личности проводятся в 5-8 классах на факультативах, 9-11 классах на элективных часах. При изучении востребованности предмета, рейтинг составил от 45% до 100% по классам. К каждому занятию готовится презентация, дополнительный материал.

По итогам работы по введению курса в апреле 2012 года на педагогическом совете школы было принято решение об использовании в деятельности классных руководителей данной программы, предмет ССЛ ведут ещё 2 педагога школы. Предлагаем наш опыт работы по внедрению курса Г.К. Селевко «Самосовершенствование личности» для ознакомления и использования в работе образовательным учреждениям района как актуальную технологию на этапе введения ФГОС в основной и средней школе:

общепедагогическая технология, гармонично включается в систему личностно ориентированного образования;

применима ко всем категориям и группам детей;

ведущая роль отводится формированию положительной Я-концепции, отслеживанию изменений и коррекции недостатков;

полноценный инструментарий в интересной и доступной форме для детей и взрослых.

И закончить своё выступление хочу словами «Если что-то не получается, ищите причину неудач, самосовершенствуйтесь».

 



Подписи к слайдам:

«Технология самосовершенствования личности Г.К. Селевко как средство, реализующее идеи концепции духовно-нравственного воспитания ФГОС второго поколения»
«Человек есть то, что он воспитывает в себе сам, вырабатывает благодаря поступкам» Аристотель
Петухова Юлия Валентиновна, учитель химии и биологии
Проблема:
Основной упор в общеобразовательной школе отводится предметным знаниям и навыкам.
КТО Я? ЧЕМ Я ОТЛИЧАЮСЬ ОТ ДРУГИХ?
Вызовы современного образования (ФГОС 2-го поколения):
Концепция духовно-нрвсственного воспитания: Основной акцент сделан на формирование умений целостного самоопределения личности, саморазвитие во всех сферах жизнедеятельности.
ЦЕЛЬ (внутренний позыв на результат):
Необходимо обучение детей самопознанию и определению в сложных условиях бытия.НУЖНА ПРОГРАММА??!! Герман Константинович Селевко «Самосовершенствование личности»
В программе «Самосовершенствование личности» реализованы три условия:1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.2. Участие личности в самостоятельной творческой деятельности, представляющей определённый опыт успеха и достижений.3. Создание адекватного уклада, стиля и методов внешних воздействий: условий обучения, воспитания и жизнедеятельности.
Курс "Самосовершенствование личности" (1-11-й классы)
1-4-й классы. Начала этики (саморегуляция поведения);5-й класс. Познай себя (самопознание).6-й класс. Сделай себя сам (самовоспитание).7-й класс. Научи себя учиться (самообразование).8-й класс. Утверждай себя (самоутверждение).9-й класс. Найди себя (самоопределение).10-и класс. Управляй собой (саморегуляция).11-й класс. Реализуй себя (самоактуализация).
На занятиях используются формы обучения:
объяснение, выполнение упражнений и тестов, изучение рекомендаций, оценивание Я-концепции, мысли мудрых, ситуации-пробы, социально-приемлемые позиции, советы: почитать (книги), послушать (музыкальные произведения, песни), посмотреть (фильмы, картины).
Учебники и пособия Селевко Г.К. помогают ученикам ответить на самые жгучие вопросы, волнующие растущего человека, ответов на которые нет ни в одном школьном курсе: какой я, почему моему товарищу всё даётся легко, а мне с трудом, почему родители часто меня не понимают? Книги Г.К. Селевко учат подростков жить в гармонии с собой, с людьми, с природой, наполнять жизнь трудом, разнообразными интересами, содержательным общением.
Технология самосовершенствования личности
Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда потребностей саморазвития личности:• в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);• в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);• в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);• в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).
Главные аспекты
- индивидуальный подход, развитие индивидуальности каждого ученика;- создание благоприятных условий для саморазвития, самовоспитания;- обеспечение социальной защищенности ребенка - демократизм воспитательного процесса: равенство взрослого и ученика;- признание прав ребенка: на ошибку, свободу выбора вида деятельности, добровольное участие, собственное мнение- сотрудничество.
«Если что-то не получается, ищите причину неудачи, само-совершенствуйтесь»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии реализации компетентностного подхода в обучении школьников иностранному языку в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Осуществлять компетентностный  подход  необходимо с применением инновационных технологийигровые технологииинформационно-коммуникационные технологиипроблемные технологиипроектные  ...

Основные идеи “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России” и их реализация в процессе изучения дистанционного курса “Русский язык”

В статье представлены возможные направления работы по реализации идей, представленных в “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”....

Сценарий проведения педагогического совета "Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития,воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ"

Разработанный сценарий педагогического совета послужит помощью в подготовке и проведении педагогического совета по реализации Концепции духовно-нравственного развития.воспитания граждан России в совре...

Современные педагогические технологии как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения

   В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых образовательных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания...

Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...

Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...