Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
рабочая программа

Радочина Галина Васильевна

Данная программа является одним из разделов Основной образовательной программы начального общего образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Создание условий для формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) школьника — одна из важнейших задач образовательного учреждения.

Программа ЗОЖ включает в себя следующие направления:

1. Диагностика здоровья учащихся: группы здоровья, группы по физкультуре, заболевания, пропуски по болезни (всего и на одного ученика).

2. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм.

3. Наличие эмоциональных разрядок, физкультурных минуток и пауз, гимнастик для глаз, актуализация двигательной активности школьников, направленная на оздоровление организма средствами физической культуры и обеспечивающая активный отдых учащихся. На особом контроле у администрации находится проведение контрольных работ в соответствии с графиком. Составление расписания с учётом динамики физиологических функций и умственной работоспособности школьников на протяжении учебного дня и недели.

4. Создание благоприятного психологического климата: внимание к ребёнку со стороны взрослых, доброжелательные взаимоотношения со сверстниками.

5. Работа по обогащению учащихся валеологическими знаниями, в рамках работы с дневником здоровья и программ кружковой деятельности «Тропинки к здоровья», «Мой любимый мяч».

6. Проведение психолого-педагогических консилиумов, решения которых направлены на выбор образовательного маршрута, оптимизирующего нагрузки на ребёнка.

Для организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы необходимо посещение спортивного зала, стадиона с беговыми дорожками.

Направления воспитания:

– воспитание физической культуры: осознание ценности здорового образа жизни, понимание вреда алкоголя и наркотиков, повышение осведомленности  в разных областях физической культуры, развитие навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности;

  • социально-нравственное воспитание: развитие чувства сострадания и сопереживания ближнему; формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и переживания других людей; воспитание  уважения к чужому мнению; обучение правилам поведения в обществе и семье; ознакомление с этическими нормами, их культурно–исторической обусловленностью и формирование осознанного понимания их ценности и необходимости.

Принципы организации работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни:

-принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников напрямую связан с задачами урочной деятельности, одновременно решаемыми программой формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Он предусматривает поддержку всех учащихся с использованием разного по трудности и объему представления предметного содержания, а соответственно помощи и взаимопомощи  при усвоении программного материала каждым учеником. Это открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребенка.

-принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, формирования и развития основ культуры умственного и физического труда. Предполагается также создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, динамические паузы, прогулки на природу).

Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Направления  формирования  здорового образа жизни

Ценностные установки

Планируемые результаты  формирования культуры здорового

и безопасного образа жизни

Формирование ценностного отношения к здоровью и

здоровому образу жизни

Здоровье физическое, стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое,

нервно–психическое и социально–психологическое

1)У учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.

2)Учащиеся имеют элементарные представления о физическом, нравственном,  психическом и социальном здоровье человека.

3)Учащиеся имеют первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности.

4)Учащиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.

5)Учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека

Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения

Ценность здоровья и здорового образа жизни

Соответствие состояния и содержания зданий и

помещений санитарным и гигиеническим нормам,

нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся

Рациональная организация образовательного процесса

Отношение к здоровью детей как главной ценности. Ценность рациональной организации учебной деятельности

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки

(выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения

Организация физкультурно–оздоровительной работы

Положительное отношение к двигательной активности и  совершенствование физического состояния

1)Полноценная  и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях).

2)Рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно–двигательного характера на ступени начального общего образования

Реализация дополнительных образовательных программ

Ценность здоровья и здорового образа жизни

Эффективное внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и

здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включенных в учебный процесс.

Просветительская работа с родителями (законными представителями)

Отношение к здоровью детей как главной ценности семейного воспитания

Эффективная совместная работа педагогов и родителей (законных  представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

Взаимосвязь направлений, задач, видов и форм воспитания

Направление формирования  здорового образа жизни

Задачи формирования  здорового образа жизни

Виды и формы здоровьесберегающих  мероприятий

Формирование ценностного отношения к здоровью и

здоровому образу жизни

Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);

Обеспечение заинтересованного отношения педагогов, родителей к здоровью детей

1)Беседы о роли разных видах здоровья в жизни человека, о необходимости соблюдения правил распорядка дня, правил личной гигиены, о занятиях спортом и физической культурой (урочная, внеурочная, внешкольная).

2) Встречи со спортсменами, тренерами (внеурочная, внешкольная).

3) Урок  физической культуры (урочная).

4) Прогулки на природе для укрепления своего здоровья (урочная, внеурочная, внешкольная);

5) Дни здоровья с выходом на природу (внеурочная, внешкольная);

6) Спортивный праздник «Папа, мама, я — спортивная семья» (внеурочная, внешкольная)

7) Акция «Мое здоровье — мое будущее!» (внеурочная, внешкольная)

8) Всемирный день здоровья  (урочная, внеурочная, внешкольная)

Создание здоровьесберегающей инфраструктуры ОУ

Организация качественного горячего питания учащихся;

Оснащение кабинетов (в том числе медицинского), физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем (медицинским, спортивным, игровым)

1)Укрепление материально–технической базы;

2)Комплектование необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися  (учителя физической культуры, социальный педагог, медицинские работники)

3)Работа «Уголка здорового питания»

Рациональная организация образовательного процесса

Повышение эффективности учебного процесса, снижение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Обеспечение возможности обучающихся осуществлять учебную и внеучебную деятельности  в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями

1)Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию).

2)Индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования

Организация физкультурно–оздоровительной работы

Обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья

1)Организация динамических перемен, физкультминуток на уроках.

2)Организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования.

3)Проведение спортивно–оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, походов и т. п.)

Реализация дополнительных образовательных программ

Включение каждого учащегося в здоровьесберегающую деятельность

1)Кружок «Мой любимый мяч» (урочная, внеурочная, внешкольная).

2)Дни Здроровья с выходом на природу ((урочная, внеурочная,внешкольная)

3)Создание комиссии Управляющего совета по здоровьесбережению

Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Включение  родителей  (законных представителей) в здоровьесберегающую и здоровьеукрепляющую деятельность школы

1)Лектории, видеолекции, консультации по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей.

2)Организация встреч, круглых столов со специалистами системы здравоохранения (внеурочная, внешкольная)

3)Приобретение для родителей  необходимой научно–методической литературы, раздаточного материала, буклетов

4)Работа информационного тематического стенда «Культура питания»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменени...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни участников образовательного процесса

В данной работе Вы узнаете, как сформировать культуру здорового образа жизни учеников....

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Крепкое здоровье – это здорово!»

. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс....

Программа «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни на уроках информатики»

Особенностями данной программы являются доступность получения практических знаний в области сохранения и преумножения здоровья, формирование мотивации здорового образа жизни у детей и подростков...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни по ФГОС

Организация работы образовательного учреждения которая всесторонне учитывает сущность, содержание,  а также условия и факторы процесса воспитания и обучения, объединенных следующим приоритетным н...

"За здоровьем - к природе" программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"

Здоровьесберегающая программа "За здоровбем - к природе" муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов"...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в МБОУ Ширыштыкская СОШ «Образование и здоровье»

Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьник...