Педагогическая мастерская "Толерантный педагог"
методическая разработка по теме
Данное мероприятие направлено на формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие в сфере “ребенок – взрослый”, “взрослый – взрослый” и необходимость создания толерантной среды в образовательном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая мастерская «Толерантный педагог»
Автор Колычихина Ирина Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Цель: формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие в сфере “ребенок – взрослый”, “взрослый – взрослый” и необходимость создания толерантной среды в образовательном учреждении.
Задачи:
- Осознать необходимость применения принципов толерантности в практике;
- Осознать свою позицию в общении и проанализировать свои установки при восприятии других людей;
- Освоить принципы коллективного взаимодействия с людьми, имеющими разные стили поведения, разные типы характеров и т.п.;
- Осознать необходимость дисциплины и культуры оценки как одного из факторов воспитания личности.
Оборудование: раздаточный материал, 3 ватмана, карандаши, маркеры, фломастеры.
Ход занятия
Ведущий:
Добрый день, уважаемые коллеги! Давайте поздороваемся. У разных народов существуют свои обычаи приветствия. Мы сегодня попробуем быть представителями других стран.
Упражнение – разминка «Приветствие»
Участники образуют два круга, внутренний круг стоит на месте, а внешний передвигается на один шаг по часовой стрелке.
Участники приветствуют поочередно друг друга:
Объятие и троекратное лобзание поочередно в обе щёки (Россия);
Лёгкий поклон со скрещёнными на груди руками (Китай);
Рукопожатие и поцелуй в обе щёки (Франция);
Лёгкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
Лёгкий поклон, ладони и руки вытянуты по бокам (Япония);
Поцелуй в щёки, ладони лежат на предплечьях партнёра (Испания);
Простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
Мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
Потереться друг о друга носами (Эскимосская традиция).
Ведущий:
Я вижу, что вы поближе познакомились, настроились на плодотворную командную работу. Прошу вас образовать творческие группы согласно своим внутренним установкам.
I группа «Молодость» ( начинающие работать в школе педагоги)
II группа «Опыт» (педагоги, работающие в развивающем режиме)
III группа «Профессионализм» (педагоги с большим стажем и опытом воспитательной работы)
Участники делятся на группы
Ведущий:
Как всегда, рады видеть вас в стенах нашей школы. В 2012 году мы стали областной опытно-экспериментальной площадкой по теме «Создание модели гражданского становления личности», поэтому с 2012 – 2013 учебного года в рамках опорного учреждения мы работаем над темой «Роль образовательной среды в формировании гражданской идентичности обучающихся». Сегодня мы предложили вам стать участниками семинара «Толерантность как основа становления гражданской идентичности» (из опыта проведения Дня толерантности в школе)
А сейчас «погружение в теорию» - обратимся к проблематике семинара
(ведущий представляет опыт работы школы по теме семинара):
В период становления гражданской идентичности важнейшее значение имеет формирование и развитие таких качеств личности, которые составляют основу гражданской культуры личности – патриотизма, гражданственности, политической и правовой культуры. Безусловно, и то, что главенствующим, системообразующим фактором этой культуры является культура толерантности. Ведь только познавая и признавая другие культуры - человек может понять свою.
Понятие «толерантность» формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Термин «толерантность» (от латинского «tolerantia» - терпение) трактуется как способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды и как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
Нашу встречу мне хотелось бы продолжить молитвой
Молитва о встрече
Я пришел в это мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я – это я,
А ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли
Друг друга – то это прекрасно!
А если нет, ну и что ж ничего не поделаешь!
- Как вы думаете, какое отношение эта молитва имеет к толерантности? Какую мысль она нам посылает? (ответ групп)
Вывод: никто не обладает абсолютной властью над другим. Не имеет права порабощать другого, вторгаться в его мир и насильственно его изменять. Индивидиум не властен над мыслью, действием, жизнью себе подобного.
Эта мысль будет ключевой на нашем семинаре.
Навыки толерантного поведения у детей формируется в процессе проведения и организации целевых внешкольных мероприятий во время учебного процесса, где основой формирования толерантного поведения является повседневная жизнь ребенка в школьном коллективе. И важно то, чтобы толерантным был сам педагог.
Работа в группах
Сегодня в нашей мастерской мы будем создавать портрет толерантного педагога;
выявлять причины, способствующие толерантности и мешающие учителю быть толерантным; говорить об условиях создания толерантного пространства в школе; создавать и защищать проекты «10 шагов к толерантности педагога»; создавать кодекс толерантного педагога «Профессиональный кодекс педагога»,
Нам необходимо принять правила работы в группах (предлагают группы)
- Правило общей активности
Результат работы зависит от активности каждого участника и группы в целом.
- Правило важной информации
Говорим только главное. Нам важно мнение каждого. Одновременно говорит только один.
- Правило разделения мыслей и чувств
Требуется поделиться мыслями – сообщаем о размышлениях, рассуждениях. Требуется поделиться чувствами – сообщаем о том, что пережитом. Запрещены оценочные суждения и оскорбления.
- Правило «здесь и теперь»
Обсуждение важной для каждого информации. Мыслей, чувств не откладывается на потом.
Задание № 1 Упражнение «Толерантность и интолерантность»
На ваших столах карточки со словами – качествами толерантной и интолерантой личности. (Приложение № 1) Дополните списки положительными и отрицательными качествами, которые вы, соответственно, хотели и не желали бы видеть в педагоге.
Способом ранжирования выделите 5 качеств, на ваш взгляд, совершенно необходимых для толерантного педагога и 5 качеств, недопустимых в личности педагога с точки зрения толерантности.
Таким образом, мы создадим ядро педагогической толерантности, характерное для нашего коллектива.
(Выступление групп)
Свой выбор аргументируйте.
Вывод: толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям; интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Задание № 2 Упражнение «Отражение в воде»
Работа в парах. «Один человек будет тот, кто стоит на берегу, а другой - тот, кто живёт в речке. Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды:
- человек скорчил страшную рожицу;
-человек замахнулся палкой;
- человек приветливо улыбнулся тому, кто живёт в речке»
Вопросы после выполнения упражнения.
1.Что Вы чувствовали, когда Ваш партнёр скорчил Вам рожу (замахнулся на Вас, улыбнулся Вам);
2. Что Вам было приятнее делать: корчить рожу, замахиваться палкой, улыбаться? 3. Как Вы думаете, все ли из Вас правильно выполняли мои задания, ведь в реке всё отражается так же, как в зеркале?
Вывод ведущего
Злая рожица может испугать не только другого человека, но и нас самих. Замахиваясь на другого человека палкой, мы замахиваемся на себя, улыбаясь другому, мы улыбаемся сами себе.
Задание № 3 Упражнение «Толерантный педагог»
Ни один человек не может быть на 100% толерантным. Есть факты, способствующие проявлению толерантности и снижающие такую возможность.
Что, на ваш взгляд, в педагогической деятельности способствует толерантности и что мешает учителю быть толерантным?
- На шкале от 0% до 100% каждый участник отмечает, насколько он считает себя толерантным педагогом;
- Каждая группа высказывает свое мнение по поводу того, что в педагогической деятельности способствует толерантности и что мешает педагогу быть толерантным.
(выступление групп)
Задание № 4. Упражнение "Как быть толерантным в общении"
Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций - кто-то обижается, кто-то "дает сдачи", кто-то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого?
Ведущий предлагает педагогам проанализировать конфликтную ситуацию взаимодействия педагога с учащимся.
Пример: «Иванов, ты постоянно опаздываешь и мешаешь мне вести урок! Выйди вон из класса (аудитории)».
Методом «мозгового штурма» участникам предлагается сначала высказать свои чувства и эмоции, когда они озвучивают эту фразу, а затем представить себя на месте подростка и предположить, что чувствует в этот момент он.
После проведенного анализа ведущий предлагает передать смысл фразы более конструктивным путем.
Задание № 4 Упражнение "Кодекс толерантности".
Участникам предлагается коллективно создать «Кодекс толерантного педагога»
Напомню, кодекс – это свод правил, определяющих деятельность и поведение педагогов
в школе, собрание нравственных ценностей, на которые ориентируется каждый из нас. Проект этого кодекса у вас на столах. Ваша задача, обсудив, включить в кодекс правила, касающиеся толерантности педагога (Приложение № 2)
После обсуждения группы называют 5-7 позиций «Кодекса…»
Задание № 5 «10 шагов к толерантности педагога»
Если образно представить процесс толерантности, то более всего он похож на лестницу, поднимаясь по которой, мы достигнем бесценных сокровищ – жизнь в мире с собой и другими.
Предлагаю создать и защитить проект «10 шагов к толерантности педагога». На ваших столах те самые лестницы-чудесницы. 3 первые ступеньки бесспорны.
Первая ступень этой лестницы - ступень Признания. Признание – способность видеть в другом именно другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознания его права быть другим, отличным от остальных.
Вторая ступень – ступень Принятия. Принятие – положительное отношение к таким отличиям.
Третья ступень – ступень Понимания. Понимание – умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения – своей и его.
Следующие ступени – ступени Поступков. Наполните содержанием эти ступени (7)..
Но, как все мы понимаем, у лестницы должна быть опора. Она должна на чем-то стоять. Предложите основной, базовый тезис, руководствуясь которыми, мы сможем твердо и уверенно подниматься по ней, не боясь, что она в любой момент может обрушиться.
(Защита проектов).
Рефлексия. Упражнение «Чемодан в дорогу»
Наша работа подходит к концу. Но, перед тем, как разойтись, соберем чемодан.
Мы работали вместе, поэтому и собирать чемодан будем вместе. Содержимое чемодана будет особым. Так как мы занимались проблемой педагогической толерантности, то в чемодан положим то, что каждому из нас поможет в освоении толерантного пространства в школе и то, мешает, от чего каждый из нас хочет избавиться. ( По три листочка разного цвета каждого участника).
Кроме того, по 5-бальной шкале оцените степень удовлетворенности и полезности сегодняшнего занятия.
( Слово аналитикам); оценка и результат
- Об этапах работы (краткие выводы)
- О создании специального информационного стенда с текстом кодекса «Профессиональный кодекс педагога школы» для актуализации идей толерантности в сознании учителей.
- Об итогах рефлексии:
- Поможет в освоении толерантного пространства в школе;
- От чего есть желание избавиться;
- степень удовлетворенности работой.
Упражнение «Похвали себя и других»
Участники делятся на пары. Если мы не научимся находить в себе положительные качества характера, говорить о них окружающим нас людям, мы ничего положительного не увидим и в другом человеке. Поэтому сейчас каждый должен сказать своему партнёру, что вам в нём нравится. Партнёр, выслушав вас, должен сказать: «А кроме того, я…»- и продолжить говорить комплименты в свой адрес.
Например «Вера, ты очень добрый человек, мне нравится, что ты всегда помогаешь другим в беде». Вера продолжает: «А кроме того, я настойчивая». Затем Вера должна похвалить меня.
- Что вы чувствовали, когда говорили комплименты другим участникам? Легко ли было хвалить себя?
Рефлексия «Я желаю себе и другим…»
Участники по очереди говорят добрые пожелания себе и другим.
Приложение № 1
В английском языке, толерантность- "готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь",
Во французском - "уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов".
В китайском языке быть толерантным значит "позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других".
В арабском толерантность- "прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим",
в персидском - "терпение, выносливость, готовность к примирению".
Виды толерантности:
- межличностная,
- социальная, национальная,
- веротерпимость
Толерантный человек:
- справедливый,
- умеет видеть в человеке прежде всего положительные черты,
- умеет конструктивно выходить из конфликтов,
- принятие СЕБЯ и других такими, какие они есть
Быть толерантным значит:
- уважать личность за отличные от тебя взгляды, убеждения и даже внешность
- принять инакомыслие как норму.
- признать ценность человеческой личности независимо от расовой, национальной, половой и другой принадлежности
- Это личность, хорошо знающая себя и понимающая других людей
Толерантность:
- Сотрудничество, дух партнёрства.
- Готовность мириться с чужим мнением.
- Уважение человеческого достоинства.
- Уважение прав других.
- Принятие другого таким, какой он есть.
- Способность поставить себя на место другого.
- Уважение права быть иным.
- Признание многообразия.
- Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
- Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.
В атмосфере приобщения детей к культурному наследию, освоения детьми богатства традиций можно воспитать личность, обладающую социальной ответственностью, умеющую ценить и применять духовные и материальные ценности общества и стремящую к самореализации.
Смысл деятельности педагога в формировании толерантных отношений – содействовать повышению коммуникативной компетентности воспитанников, то есть готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому, кто в этой истине нуждается. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения воспитатели и ребенка, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.
Для плодотворного воспитания и развивающего обучения необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.
Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «педагог - ребенок». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение воспитателем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения детей друг с другом и с педагогом.
Важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.
Толерантная личность Интолерантная личность
- Терпимость к чужим мнениям, поведению. - Непонимание
- Уважение прав других - Игнорирование
- Принятие другого таким, какой он есть. – Эгоизм
- Прощение - Нетерпимость
- Милосердие - Пренебрежение
- Сотрудничество, дух партнерства - Раздражительность
- Признание многообразия - Равнодушие
- Понимание - Цинизм
- Снисходительность - Агрессивность
- Сострадание - Амбициозность
- Доверие - Авторитаризм
- Альтруизм - Конфликтность
- Отказ от доминирования - Инертность
- Тактичность - Настороженность в общении
- Самообладание - Властолюбие
Приложение № 2
Проект кодекса
- Никогда не унижайте и не подавляйте личность ученика. Заставлять детей делать силой то, что нам кажется хорошим, значит внушать им отвращение к тому, что нам кажется хорошим.
- Недопустимо делить детей на умных и глупых, богатых и бедных, хороших и плохих. Необходимо избегать однозначных, категорических оценок и некорректных сравнений детей друг с другом.
- Оценивать можно поступки, взгляды, но не самих детей.
- Сравнивать ребенка можно не с другим ребенком, а только с самим собой, подчеркивая тем самым позитивные или негативные изменения, произошедшие в нем за тот или иной промежуток времени.
- Изживать педагогический авторитаризм и деспотизм, иллюзию собственной непогрешимости и гарантированной правоты. Спасение от пагубного властолюбия – в рефлексии, постоянном самоконтроле.
- Школьный учитель в любых обстоятельствах образец толерантности, он ведет осознанную миротворческую деятельность.
- Чаще улыбаетесь! Будьте приветливы! Нет ничего более неприятного в школе, чем хмурое, злое лицо учителя.
- Настоящий учитель постоянно развивает в себе незаурядность, всеми силами борется с формализмом и равнодушием, проявляет инициативу и творчество.
- Педагог, смотри на мир глазами ребенка.
- Истинный педагог любит школу, а не себя в школе. Он дорожит добрым отношением коллег, детей, родителей и готов прийти на помощь, не дожидаясь, пока его об этом попросят.
- Для учителя личность ребенка – цель, объект и результат педагогической деятельности, сам ребенок – равноправный субъект взаимодействия.
- Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе. Познание себя, управление собой – забота каждого педагога.
- Если другие не разделяют ваших точек зрения. Это не показатель их несостоятельности.
- Не страдайте от того, что не все упорядочено, строго, правильно в в окружающей действительности и людях. Принимайте окружающий мир таким, какой он есть.
- Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости – извиняться.
- Будьте заинтересованы в продуктивном общении с людьми, обращайтесь к тому позитивному, что в них есть, поворачивайте людей к себе хорошей стороной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки ФГОС второго поколения.http://fgos.isiorao.ru/download/publ.1.php
- Асмолов А.Г., Карабанова О.А., Солдатова В.Г. «Научно-исследовательская работа по теме: Психология формирования толерантного сознания»,М.,МГУ им.М.В.Ломоносова,2009г.
- Хуторской А.В.Теория и технология креативного обучения. Изд-во МГУ.2003.с.99.
- Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.:Генезис, 2002.-336с.
- Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: Для педагогов и старшеклассников, М., 2002.
- Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). Сборник научно–методических статей, М., 2002.
- Фопель К. Энергия паузы, М., 2002. (теория и практика). Сборник научно–методических статей, М., 2002.
- Ольшанская Н.А. Техника педагогического общения: Практикум для учителей и классных руководителей. – Волгоград, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта инновационного педагогического опыта педагога
Описание своего педагогического опыта в виде сводной таблицы...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/14/picture-67221.jpg)
Творческая индивидуальность как компонент профессионально-педагогической культуры педагога
Развитие творческих способностей детей-сирот...
Анкета для диагностирования и анализа педагогических умений педагога
Анкета для диагностирования и анализа педагогических умений педагога...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/19/picture-163883-1376932853.jpg)
Доклад на тему" Педагогическая компетентность педагога результаты освоения обучающимися,воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений как ресурс реализации ФГОС "
Выступление на педсовете МБОУСОШ№8 г.Ельца, 2012г-ноябрь....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/23/picture-186729-1358968198.jpg)
Обобщение педагогического опыта педагога дополнительного образования
Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие личностного самоопределения учащихся 5-9 классов"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/02/picture-359080-1385974951.jpg)
«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».
Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/01/picture-42448-1575195912.jpg)
Работа районного педагогического объединения как средство повышения педагогической культуры педагога
Доклад для педагогической конференции...