Педагогическая мастерская "Толерантный педагог"
методическая разработка по теме

Колычихина Ирина Николаевна

 

Данное мероприятие направлено на формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие в сфере “ребенок – взрослый”, “взрослый – взрослый” и необходимость создания толерантной среды в образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_masterskaya_tolerantnyy_pedagog.docx34.45 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая мастерская  «Толерантный педагог»

Автор Колычихина Ирина Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Цель: формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие в сфере “ребенок – взрослый”, “взрослый – взрослый” и необходимость создания толерантной среды в образовательном учреждении.

Задачи:

  • Осознать необходимость применения принципов толерантности в практике;
  • Осознать свою позицию в общении и проанализировать свои установки при восприятии других людей;
  • Освоить принципы коллективного взаимодействия с людьми, имеющими разные стили поведения, разные типы характеров и т.п.;
  • Осознать необходимость дисциплины и культуры оценки как одного из факторов воспитания личности.

Оборудование: раздаточный материал, 3 ватмана, карандаши, маркеры,  фломастеры.

Ход занятия

Ведущий:

Добрый день, уважаемые коллеги! Давайте поздороваемся. У разных народов существуют свои обычаи приветствия. Мы сегодня попробуем быть представителями других стран.

Упражнение – разминка «Приветствие»

Участники образуют два круга, внутренний круг стоит на месте, а внешний передвигается на один шаг по часовой стрелке.

Участники приветствуют поочередно друг друга:

Объятие и троекратное лобзание поочередно в обе щёки (Россия);

Лёгкий поклон со скрещёнными на груди руками (Китай);

Рукопожатие и поцелуй в обе щёки (Франция);

Лёгкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);

Лёгкий поклон, ладони и руки вытянуты по бокам (Япония);

Поцелуй в щёки, ладони лежат на предплечьях партнёра (Испания);

Простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);

Мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);

Потереться друг о друга носами (Эскимосская традиция).

Ведущий:

Я вижу, что вы поближе познакомились, настроились на плодотворную командную работу. Прошу вас образовать творческие группы согласно своим внутренним установкам.

I   группа  «Молодость» ( начинающие работать в школе педагоги)

II группа «Опыт» (педагоги, работающие в развивающем режиме)

III группа «Профессионализм» (педагоги с большим стажем и опытом воспитательной работы)

Участники делятся на группы

Ведущий:

Как всегда, рады видеть вас в стенах нашей школы. В 2012 году мы стали областной опытно-экспериментальной площадкой по теме «Создание модели гражданского становления личности», поэтому с 2012 – 2013 учебного года  в рамках опорного учреждения   мы работаем над  темой «Роль образовательной среды  в формировании гражданской  идентичности обучающихся». Сегодня мы предложили вам стать участниками семинара  «Толерантность как основа становления гражданской идентичности»  (из опыта проведения Дня толерантности в школе)

А сейчас «погружение в теорию» - обратимся к проблематике семинара

(ведущий представляет опыт работы школы по теме семинара):

В период становления гражданской идентичности важнейшее значение имеет формирование и развитие таких качеств личности, которые составляют основу гражданской культуры личности – патриотизма, гражданственности, политической и правовой культуры. Безусловно, и то, что главенствующим, системообразующим фактором этой культуры является культура толерантности. Ведь только познавая и  признавая другие культуры - человек может понять свою.

Понятие «толерантность» формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Термин «толерантность» (от латинского «tolerantia» - терпение) трактуется как способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды и как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.  

Путь к толерантности –  это  серьезный  эмоциональный,  интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на  основе  изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.

Нашу встречу мне хотелось бы продолжить молитвой

Молитва о встрече

 Я пришел в это мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я – это я,

А ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли

Друг друга – то это прекрасно!

А если нет, ну и что ж ничего не поделаешь!

- Как вы думаете, какое отношение эта молитва имеет к толерантности? Какую мысль она нам посылает?  (ответ групп)

Вывод: никто не обладает абсолютной властью над другим. Не имеет права порабощать другого, вторгаться в его мир и насильственно его изменять. Индивидиум не властен над мыслью, действием, жизнью себе подобного.

Эта мысль будет ключевой на нашем семинаре.

       

 Навыки толерантного поведения у детей формируется  в процессе проведения и организации  целевых внешкольных мероприятий во время учебного процесса, где основой формирования толерантного поведения является  повседневная жизнь ребенка в школьном коллективе. И важно то, чтобы толерантным был сам педагог.

Работа в группах

       Сегодня в нашей мастерской мы будем создавать портрет толерантного педагога;

 выявлять причины, способствующие толерантности и мешающие учителю быть толерантным; говорить об условиях создания толерантного пространства в школе; создавать и защищать проекты «10 шагов к толерантности педагога»; создавать кодекс толерантного педагога  «Профессиональный кодекс педагога»,

Нам необходимо принять правила работы в группах   (предлагают группы)

  1. Правило общей активности

Результат работы зависит от активности каждого участника и группы в целом.

  1. Правило важной  информации

Говорим только главное. Нам важно мнение каждого. Одновременно говорит только один.

  1. Правило разделения мыслей и чувств

Требуется поделиться мыслями – сообщаем о размышлениях, рассуждениях. Требуется поделиться чувствами – сообщаем о том, что пережитом. Запрещены оценочные суждения и оскорбления.

  1. Правило «здесь и теперь»

Обсуждение важной для каждого информации. Мыслей, чувств не откладывается на потом.

Задание № 1 Упражнение «Толерантность и интолерантность»

На ваших столах карточки со словами – качествами толерантной и интолерантой личности. (Приложение № 1) Дополните списки положительными и отрицательными качествами, которые вы, соответственно, хотели и не желали бы видеть  в педагоге.

Способом ранжирования выделите 5 качеств, на ваш взгляд, совершенно необходимых для толерантного педагога и 5 качеств,  недопустимых в личности педагога с точки зрения толерантности.

Таким образом, мы создадим  ядро педагогической толерантности, характерное для нашего коллектива.    

(Выступление групп)

Свой выбор аргументируйте.

 Вывод: толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям; интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

 Задание № 2 Упражнение «Отражение в воде»

Работа в парах. «Один человек будет тот, кто стоит на берегу, а другой - тот, кто живёт в речке. Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды:

- человек скорчил страшную рожицу;        

 -человек замахнулся палкой;                                                                        

- человек приветливо улыбнулся тому, кто живёт в речке»

Вопросы  после выполнения упражнения.

1.Что Вы чувствовали, когда Ваш партнёр скорчил Вам рожу (замахнулся на Вас, улыбнулся Вам);                

2. Что Вам было приятнее делать: корчить рожу, замахиваться палкой, улыбаться?                 3. Как Вы думаете, все ли из Вас правильно выполняли мои задания, ведь в реке всё отражается так же, как в зеркале?        

Вывод ведущего

Злая рожица может испугать не только другого человека, но и нас самих.  Замахиваясь на другого  человека палкой,  мы замахиваемся на себя, улыбаясь другому, мы улыбаемся сами себе.

Задание № 3  Упражнение «Толерантный педагог»

Ни один человек не может быть на 100% толерантным. Есть факты, способствующие проявлению толерантности и снижающие такую возможность.

Что, на ваш взгляд, в педагогической деятельности способствует толерантности и что мешает учителю быть толерантным?

  • На шкале от 0% до 100% каждый участник отмечает, насколько он считает себя толерантным педагогом;
  • Каждая группа  высказывает свое мнение по поводу того, что в педагогической деятельности способствует толерантности и что мешает педагогу быть толерантным.

 (выступление групп)

Задание №  4. Упражнение "Как быть толерантным в общении"

Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций - кто-то обижается, кто-то "дает сдачи", кто-то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого?

Ведущий предлагает педагогам проанализировать конфликтную ситуацию взаимодействия педагога с учащимся.

Пример: «Иванов, ты постоянно опаздываешь и мешаешь мне вести урок! Выйди вон из класса (аудитории)».

Методом «мозгового штурма»  участникам предлагается сначала высказать свои чувства и эмоции, когда они озвучивают эту фразу, а затем представить себя на месте подростка и предположить, что чувствует в этот момент он.

После проведенного анализа ведущий предлагает передать смысл фразы более конструктивным путем.

Задание № 4  Упражнение  "Кодекс толерантности".

Участникам предлагается коллективно создать «Кодекс толерантного педагога»

Напомню, кодекс – это свод правил, определяющих деятельность и поведение педагогов

в школе, собрание нравственных ценностей, на которые ориентируется каждый из нас. Проект этого кодекса у вас на столах. Ваша задача, обсудив, включить в кодекс правила, касающиеся толерантности педагога (Приложение № 2)

После обсуждения группы называют 5-7 позиций «Кодекса…»

Задание  № 5  «10 шагов к толерантности педагога»

Если образно представить процесс толерантности, то более всего он похож на лестницу, поднимаясь по которой, мы достигнем бесценных сокровищ – жизнь в мире с собой и другими.

Предлагаю создать и защитить проект «10 шагов к толерантности педагога». На ваших столах те самые лестницы-чудесницы. 3 первые ступеньки бесспорны.

Первая ступень этой лестницы -  ступень Признания. Признание – способность видеть в другом именно другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознания его права быть другим, отличным от остальных.

Вторая ступень – ступень Принятия. Принятие – положительное отношение к таким отличиям.

Третья ступень – ступень Понимания. Понимание – умение видеть другого  изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух  точек зрения – своей и его.

Следующие ступени – ступени Поступков. Наполните содержанием эти ступени (7)..

   Но, как все мы понимаем, у лестницы должна быть опора. Она должна на чем-то стоять. Предложите основной, базовый тезис, руководствуясь которыми, мы сможем твердо и уверенно подниматься по ней, не боясь, что она в любой момент может обрушиться.

(Защита проектов).

Рефлексия.  Упражнение «Чемодан в дорогу»

         Наша работа подходит  к концу. Но, перед тем, как разойтись, соберем чемодан.

Мы работали вместе, поэтому и собирать чемодан будем вместе. Содержимое чемодана будет особым. Так как  мы занимались проблемой педагогической толерантности, то в чемодан положим то, что каждому из нас поможет в освоении толерантного пространства в школе и то,  мешает, от чего каждый из нас хочет избавиться.   ( По три листочка разного цвета каждого участника).

Кроме того, по 5-бальной шкале оцените степень удовлетворенности и полезности сегодняшнего занятия.

  ( Слово аналитикам); оценка и результат

  1. Об этапах работы (краткие выводы)
  2. О создании специального  информационного стенда с текстом кодекса «Профессиональный кодекс педагога школы»  для актуализации идей толерантности в сознании учителей.
  3. Об итогах  рефлексии:

- Поможет  в освоении толерантного пространства в школе;

- От чего есть желание избавиться;

- степень удовлетворенности работой.

Упражнение «Похвали себя и других»

Участники делятся на пары. Если мы не научимся находить в себе положительные качества характера, говорить о них окружающим нас людям, мы ничего положительного не увидим и в другом человеке. Поэтому сейчас каждый должен сказать своему партнёру, что вам в нём нравится. Партнёр, выслушав вас, должен сказать: «А кроме того, я…»- и продолжить говорить комплименты в свой адрес.

Например «Вера, ты очень добрый человек, мне нравится, что ты всегда помогаешь другим в беде». Вера продолжает:  «А кроме того, я настойчивая». Затем Вера должна похвалить меня.

- Что вы чувствовали, когда говорили комплименты другим участникам? Легко ли было хвалить себя?

Рефлексия «Я желаю себе и другим…»

Участники по очереди  говорят добрые пожелания себе и другим.

Приложение № 1

В английском языке, толерантность- "готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь",

 Во  французском - "уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов".

В китайском языке быть толерантным значит "позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других".

В арабском толерантность- "прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим",

в персидском - "терпение, выносливость, готовность к примирению".

Виды толерантности:

  • межличностная,
  • социальная, национальная,
  • веротерпимость

Толерантный человек:

  • справедливый,
  • умеет видеть в человеке прежде всего положительные черты,
  • умеет конструктивно выходить из конфликтов,
  • принятие СЕБЯ и других такими, какие они есть

Быть толерантным значит:

  • уважать личность за отличные от тебя взгляды, убеждения и даже внешность
  • принять инакомыслие как норму.
  • признать ценность человеческой личности независимо от расовой, национальной, половой и другой принадлежности
  • Это личность, хорошо знающая себя и понимающая других людей

Толерантность:

  1. Сотрудничество, дух партнёрства.
  2. Готовность мириться с чужим мнением.
  3. Уважение человеческого достоинства.
  4. Уважение прав других.
  5. Принятие другого таким, какой он есть.
  6. Способность поставить себя на место другого.
  7. Уважение права быть иным.
  8. Признание многообразия.
  9. Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
  10. Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.

В  атмосфере приобщения детей к культурному наследию, освоения детьми богатства традиций можно воспитать личность, обладающую социальной ответственностью, умеющую ценить и  применять духовные и материальные ценности общества и стремящую к самореализации.

Смысл  деятельности педагога  в формировании толерантных отношений – содействовать повышению коммуникативной компетентности воспитанников, то есть готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому, кто в этой истине нуждается. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения воспитатели и ребенка, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

Для плодотворного воспитания и развивающего обучения необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «педагог - ребенок». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является  освоение воспитателем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения детей  друг с другом и с педагогом.

Важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.

Толерантная личность                                                  Интолерантная личность

- Терпимость к чужим мнениям, поведению.                          -  Непонимание

-  Уважение прав других                                                             - Игнорирование

- Принятие другого таким, какой он есть.                                 – Эгоизм

- Прощение                                                                                    - Нетерпимость

- Милосердие                                                                                - Пренебрежение

- Сотрудничество, дух партнерства                                     - Раздражительность

- Признание многообразия                                                           - Равнодушие

- Понимание                                                                                   - Цинизм

- Снисходительность                                                                     - Агрессивность

- Сострадание                                                                                - Амбициозность

- Доверие                                                                                         - Авторитаризм

- Альтруизм                                                                                   - Конфликтность

- Отказ от доминирования                                                       - Инертность

- Тактичность                                                     - Настороженность в общении

- Самообладание                                                                             - Властолюбие

Приложение № 2

Проект кодекса

  1. Никогда не унижайте и не подавляйте личность ученика. Заставлять детей делать силой то, что нам кажется хорошим, значит внушать им отвращение к тому, что нам кажется хорошим.
  2. Недопустимо делить детей на умных и глупых, богатых и бедных, хороших и плохих. Необходимо избегать однозначных, категорических оценок и некорректных сравнений детей друг  с другом.
  3. Оценивать можно поступки, взгляды, но не самих детей.
  4. Сравнивать ребенка можно не с другим ребенком, а только с самим собой, подчеркивая тем самым позитивные или негативные изменения, произошедшие в нем за тот или иной промежуток времени.
  5. Изживать педагогический авторитаризм и деспотизм, иллюзию собственной непогрешимости и гарантированной правоты. Спасение от пагубного властолюбия – в рефлексии, постоянном самоконтроле.
  6. Школьный учитель в любых обстоятельствах образец толерантности, он ведет осознанную миротворческую деятельность.
  7. Чаще улыбаетесь! Будьте приветливы! Нет ничего более неприятного в школе, чем хмурое, злое лицо учителя.
  8. Настоящий учитель постоянно развивает в себе незаурядность, всеми силами борется с формализмом и равнодушием, проявляет инициативу и творчество.
  9. Педагог, смотри на мир глазами ребенка.
  10. Истинный педагог любит школу, а не себя в школе. Он дорожит добрым отношением коллег, детей, родителей и готов прийти на помощь, не дожидаясь, пока его об этом попросят.
  11. Для учителя личность ребенка – цель, объект и результат педагогической деятельности, сам ребенок – равноправный субъект взаимодействия.
  12. Помните, что самые главные вопросы задаются не людям,  а самому себе, но ответы на них следует искать вместе. Познание себя, управление собой – забота каждого педагога.
  13. Если другие не разделяют ваших точек зрения. Это не показатель их несостоятельности.
  14. Не страдайте от того, что не все упорядочено, строго, правильно в в окружающей действительности и людях. Принимайте окружающий мир таким, какой он есть.
  15. Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости – извиняться.
  16. Будьте заинтересованы в продуктивном общении с людьми, обращайтесь к тому позитивному, что в них есть, поворачивайте людей к себе хорошей стороной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки ФГОС второго поколения.http://fgos.isiorao.ru/download/publ.1.php
  2. Асмолов А.Г., Карабанова О.А., Солдатова В.Г. «Научно-исследовательская работа по теме: Психология формирования толерантного сознания»,М.,МГУ им.М.В.Ломоносова,2009г.
  3. Хуторской А.В.Теория и технология креативного обучения. Изд-во МГУ.2003.с.99.
  4. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.:Генезис, 2002.-336с.
  5. Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: Для педагогов и старшеклассников, М., 2002.
  6. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). Сборник научно–методических статей, М., 2002.
  7. Фопель К. Энергия паузы, М., 2002. (теория и практика). Сборник научно–методических статей, М., 2002.
  8. Ольшанская Н.А. Техника педагогического общения: Практикум для учителей и классных руководителей. – Волгоград, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта инновационного педагогического опыта педагога

Описание своего педагогического опыта в виде сводной таблицы...

Анкета для диагностирования и анализа педагогических умений педагога

Анкета для диагностирования и анализа педагогических умений педагога...

Обобщение педагогического опыта педагога дополнительного образования

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие личностного самоопределения учащихся 5-9 классов"....

«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».

 Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...