Программа "Формирование культуры здорового питания"
методическая разработка по теме

РУССКИХ ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Связь между питанием и обучением убедительно доказана. Здоровое питание необходимо учащимся для того, чтобы они могли достичь высот своего потенциала знаний, полноценно развиваться физически и умственно, обеспечить здоровье и благополучие на всю жизнь. Доказано, что здоровое питание напрямую связано с продлением жизни и понижением риска развития многих хронических болезней у взрослых. Школа несёт ответственность за содействие ученикам и персоналу в формировании и поддержании здорового режима питания на протяжении всей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progrmamma_formrovanie_kultury_pitaniya.doc411.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 62 им. Ю.А. Гагарина»

Принято

на педагогическом совете   школы

Протокол  №  1

 от  « 29»  августа 2012 года

ПРОГРАММА

«ЗДОРОВЫЙ  РЕБЕНОК - ЗДОРОВОЕ  ОБЩЕСТВО»

Направление: «Формирование  культуры

 здорового  питания  школьников»

  • Возрастная     категория- учащиеся1-11классы,      

педагоги, родители                                                                                                

                                 

  • Срок реализации                                              

с 2012-2017 гг.

                                                 

  • Автор:

 Русских Ольга Николаевна

зам. директора по ВР,

ответственная  за питание учащихся

                                           г. Ижевск, 2014 г

                                       Паспорт  программы

Наименование программы

Школьная   программа воспитывающей деятельности «Здоровый ребенок - здоровое общество»

Направление   «Формирование  культуры  здорового  питания  школьников»

Основание

для разработки программы

1.СаН пиН «Гигиенические требования  к рациону питания учащихся, продуктам, блюдам  и кулинарным изделиям, используемым в питании   детей и подростков, и к ассортименту  реализуемой продукции» (2010 год)

2.Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 № 29-ФЗ.

3.Федеральный закон «О техническом  регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ.

4.Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-I.

5.Закон Российской Федерации № 273  «Об образовании в РФ»

Заказчик программы

Администрация МБОУ «СОШ № 62»

Разработчик и руководитель  программы

Русских О.Н.- зам. директора по ВР, учитель биологии

Сроки и этапы реализации программы

5 лет , 2012- 2017 г

Цель программы

Создание условий для совершенствования организации питания учащихся с целью сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, формирование культуры и навыков здорового питания.

Задачи программы

1.Создание нормативной и методической базы для организации питания учащихся.

2.Проведение мониторинга «Отношения участников образовательного процесса  к  организации и качеству питания».

3.Внесение дополнений, касающихся организации и качества питания учащихся, в программу мониторинга.

4.Расширение знаний учащихся о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Совершенствования организации питания учащихся с целью сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, формирование культуры и навыков здорового питания

Контроль

за исполнением программы

Администрация МБОУ «СОШ № 62»

                                         

                               Пояснительная   записка

        Связь между питанием и обучением убедительно доказана. Здоровое питание необходимо учащимся для того, чтобы они могли достичь высот своего потенциала знаний, полноценно развиваться физически и умственно, обеспечить здоровье и благополучие на всю жизнь. Доказано, что здоровое питание напрямую связано с продлением  жизни и понижением риска развития многих хронических болезней у взрослых. Школа несёт ответственность за содействие ученикам и персоналу в формировании и поддержании здорового режима питания на протяжении всей жизни.

           В образовательном учреждении с 2009 года действует программа  по сохранению здоровья учащихся «Здоровый ребенок- здоровое общество», одним из направлений которой является направление  «Формирование культуры  здорового питания школьников» (с 2012 года)

            В МБОУ  «СОШ № 62»  созданы следующие условия по организации питания учащихся.  Для общественного питания образовательного учреждения и для обслуживания учащихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в школьных и дошкольных организациях» в школе оборудована столовая, работающая на продовольственном сырье и полуфабрикатах.

Помещение столовой размещается в цокольном  этаже здания образовательного учреждения и включают в себя производственные, бытовые помещения и складские помещения для пищевых продуктов. В состав производственных помещений входят варочный цех, рабочая зона для разделки овощей, мяса, рыбы, раздаточная зона (в которую входит раздаточная,  витрина), обеденный зал. В помещении столовой также располагается буфет, осуществляющий реализацию готовых кулинарных и выпечных изделий, салатов собственного приготовления.

        Во всех производственных цехах установлены раковины, моечные ванны с подводкой холодной и горячей воды через смесители. Холодная и горячая вода, используемая в технологических процессах обработки пищевых продуктах и приготовления блюд, мытье столовой и кухонной посуды, оборудования, инвентаря, санитарной обработке помещений, соблюдения правил личной гигиены отвечает требованиям, предъявляемым к питьевой воде. Мытье столовой и кухонной посуды и инвентаря выполняется в двух моечных помещениях.

При обеденных залах столовой установлено 5 умывальников, рядом с умывальниками располагаются дозаторы для мыла,  электросушилки

             Оборудование, инвентарь, посуда, тара, являющиеся  предметами производственного окружения, соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям общественного питания, и выполнены из материалов, допущенных для контакта с пищевыми продуктами.            

              Все установленное в производственных помещениях технологическое и холодильное оборудование находится в исправном состоянии.

Производственные столы, предназначенные для обработки пищевых продуктов, имеют покрытие, устойчивое к действию моющих и дезинфицирующих средств и отвечают требованиям безопасности для материалов, контактирующих с пищевыми продуктами.

                 Столовая школы обеспечена достаточным количеством столовой посуды и приборами. В столовой используется фаянсовая и стеклянная посуда (тарелки, стаканы), отвечающая требованиям безопасности для материалов, контактирующих с пищевыми продуктами. Столовые приборы (ложки, вилки), посуда для приготовления и хранения готовых блюд изготовлены из нержавеющей стали. Питьевой режим обеспечивается в классных кабинетах, заключен договор с организацией  ООО «Кристальная вода»

            При столовой имеется обеденный зал на 100 человек, зал оснащен удобной мебелью современного дизайна: стульями, табуретками и 4-х местными столами, столешницы, которых изготовлены  с покрытием, позволяющим проводить их обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.

В столовой разработана нормативно-правовая документация, обеспечивающая деятельность столовой и ее работников: инструкции и рекомендации для сотрудников, журналы бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья, учета температурного режима холодильного оборудования и другие.

        Помещения и оборудование столовой соответствуют нормам и требованиям СанПина, об этом свидетельствуют акты приемки школы к новому учебному году.

               В школе обеспечиваются горячим питанием дети из малообеспеченных семей, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, также организовано горячее питание за счет родительских денег. Для детей, посещающих группу продленного дня, организовано  двухразовое питание (завтрак и обед).Учащиеся посещают столовую организованно в течение 4-х перемен, что позволяет обеспечить максимально комфортное питание. Кроме этого за родительские деньги все учащиеся могут приобрести в буфете столовой любую понравившуюся продукцию, включая салаты.

                                            Актуальность

               программы   обусловлена  наличием  следующих  проблем:

  • недостаточная просветительская работа среди учащихся и их родителей о здоровом питании школьников;
  • увеличение детей, страдающих заболеваниями обмена веществ, желудочно-кишечного тракта;
  •  недостаточная работа по организации питания учащихся, воспитанию их культуры поведения в столовой;
  • малоэффективный контроль за качеством и безопасностью питания.

Программа предусматривает проведение мониторинга и контроля за качеством питания учащихся.

В ходе мониторинга планируется анкетирование родителей и учащихся.

 

Цель:

Создание условий для совершенствования организации питания учащихся с целью сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, формирование культуры и навыков здорового питания.

Задачи:

  1. Создание нормативной и методической базы для организации питания учащихся.
  2. Проведение  мониторинга  отношение учащихся к  организации и качеству питания.
  3. Внесение дополнений, касающихся организации и качества питания учащихся, в программу мониторинга.
  4. Расширение знаний учащихся о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

                            Основные  направления  работы:

  1. Организационно - аналитическая работа, информационное обеспечение

Основные мероприятия

Сроки

Исполнители

1.Совещание при директоре по вопросам организации и развития школьного питания

август

Директор

2.Организационное совещание:

    - Организация школьного питания;

    - утверждение графика дежурства и обязанности  дежурного учителя и учащихся в столовой.

(Приложение № 9)

сентябрь,

декабрь

Зам. директора по УВР, ВР

3.Совещание классных руководителей: «Планирование работы по формированию культуры питания»

сентябрь

администрация

4.Заседание комиссии  по питанию с приглашением классных руководителей 1 – 11-х классов по вопросам:
- охват учащихся горячим питанием
- соблюдение сан. гигиенических требований;
- профилактика инфекционных заболеваний.

Ежегодно (октябрь, февраль)

комиссия

5.Осуществление ежедневного контроля  над работой столовой, буфета, проведение целевых тематических проверок

в течение года

Администрация, бракеражная комиссия

6.Мониторинг организации питания.

в течение уч.года

Зам.директора по ВР

7.Конкурсы  рисунков, стенгазет по вопросам организации питания учащихся; размещение информации на сайте школы

в течение учебного года

Медработник школы,  ответственный за обновление сайта.

   

2.Методическое  обеспечение

Основные   мероприятия

Сроки

Исполнители

1.Формирование методической базы по вопросам организации питания школьников

в течение  учебного года

медработник, классные руководители

2.Консультации для классных руководителей 1 – 11 классов: «Культура поведения учащихся во время приема пищи, соблюдение санитарно-гигиенических требований»;
«Организация горячего питания – залог сохранения здоровья»

в течение  учебного года

медработник

3.Проведение педагогического совета на тему: «Здоровое питание- залог успешного развития школьников»

(Приложение № 1

январь 2013

администрация

4.Обобщение и распространение положительного опыта по вопросам организации и развития школьного питания, внедрению новых форм обслуживания учащихся

в течение учебного года

администрация школы, комиссия по питанию

5.Освещение вопросов питания в СМИ, интернете

(Приложение № 7)

в течение года

администрация

6.Участие в конкурсах по вопросам организации питания учащихся

в течение года

педагоги

7. Печатные и интернет издания педагогов по формированию культуры здорового питания

(Приложение № 8)

в течение года

педагоги

3.Работа  по воспитанию  культуры  питания  среди  учащихся

Основные мероприятия

Сроки

Исполнители

1.Проведение классных часов по темам:

- «Еда или заменители» (о вредном воздействии консервантов и красителей на здоровье человека)

- «Хлеб- всему голова»

- «Питание и здоровье» и т.д.

(Приложение № 5)

ежегодно (сентябрь - май)

классные руководители, медсестра 

2.Конкурс газет среди учащихся 5 – 8 классов

«О вкусной и здоровой пище»

ноябрь 2014

учитель ИЗО

3. Беседы с учащимися 10-11 кл. «Берегите свою жизнь»

ежегодно декабрь 2013

учитель ОБЖ

4.Конкурс  среди учащихся 5 – 8 классов «Хозяюшка»

ежегодно март

учитель технологии

5.Уроки химии и биологии, технологии, где изучаются вопросы здорового питания

апрель

учителя химии и биологии

6. Анкетирование учащихся:

- По вопросам организации школьного питания

ежегодно сентябрь, май

кл.руководители

7. Уроки биологии, химии, окружающего мира, ОБЖ, где рассматриваются вопросы здорового питания

(Приложения № 2, 10)

ежегодно апрель

Классные руководители

 1-4 классов

9. Устный журнал "Молоко - волшебный дар" (начальная школа)

май

библиотекарь

10. Защита проектов «Рациональное питание»

6-7 классы

апрель

учитель химии

11.Проведение Дня здоровья

апрель

Педагог-организатор ЗОЖ

12.Экскурсии на предприятия :«Хлебозавод № 3», «Ижмолоко» и т.д

в течение года

Классные руководители

4.Работа по воспитанию культуры питания среди родителей учащихся

Основные мероприятия

Сроки

Исполнители

1. Размещение информации на стенде в вестибюле школы и сайте школы № 62:

Ежегодно в сентябре

ответственная за организацию горячего питания

 Проведение родительских собраний по темам: 
«Совместная работа семьи и школы по формированию здорового образа жизни»; «Оценка работы школы по организации горячего питания»,

«Как научить своего ребенка правильно питаться»

(Приложение № 4)

сентябрь
апрель

Администрация школы,
медработник

3. Индивидуальные консультации медработника школы «Как кормить ребёнка,  нуждающегося в диетпитании»

по запросу

медработник

4. Организация встречи  родителей с детским педиатром

 - «Диетическое питание детей с хроническими заболеваниями»

апрель

Администрация школы, медработник

5.Анкетирование родителей «Питание глазами родителей»

(Приложение № 3)

сентябрь

классные руководители

6. Опрос родителей «Оценка работы школы по организации горячего питания»

май

классные руководители, зам.директора по ВР

                           Механизм   реализации   программы

          Координация  деятельности  осуществляется через  руководителей  программы - администрацию МБОУ «СОШ № 62», что обеспечивает взаимодействие всех участников  образовательного процесса и эффективность мероприятий, привлекая  к их организации  заинтересованные учреждения. В процессе  подготовки мероприятий привлекаются представители  родительской общественности, классные руководители, специалисты различных   муниципальных   учреждений  образования, общепита, спонсоры. Взаимодействие с партнерами проекта  осуществляется  на договорной основе.

Сотрудничество в реализации проекта с государственными  и общественными организациями учреждении образования, органами власти:

  • ООО «Манго»;
  • Управление образования Администрации г. Ижевска;
  • Администрацию  Октябрьского  района г. Ижевска;
  • ООО «Академ-Парк»;
  • Депутатов  Государственного совета и Городской Думы  по микрорайону  

           школы;

  • Автошколу  «Клаксон», расположенную на территории школы и др.;

                                 Критерии оценки программы

•         Актуальность  программы;

•         Обоснование и постановка цели, планирование путей ее достижения;

•         Полнота использованной информации, разнообразие ее источников;

•         Творческий и аналитический подход к работе;

•        Анализ  процесса  и результата работы;

•        Личная заинтересованность автора, его вовлеченность в работу;

                           Планируемые  результаты:

          Реализация  программных  мероприятий  по совершенствованию организации питания обучающихся и воспитанников позволит решить ряд социальных проблем, направленных на создание условий для организации рационального, сбалансированного питания детей и подростков:
1. Снизить уровень заболеваний, связанных с неправильным питанием, среди детей  и подростков.
2. Стабилизировать и снизить удельный вес общей заболеваемости хронической патологии.
3. Улучшить показатели физического развития детей и подростков.
4. Повысить сопротивляемость организма к различным заболеваниям, воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.
5. Улучшить показатели успеваемости школьников.

6.Расширить знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

7.Повысить уровень информированности родителей в вопросах организации правильного питания.

Список  литературы:

1. СаН пиН «Гигиенические требования  к рациону питания учащихся, продуктам, блюдам  и кулинарным изделиям, используемым в питании   детей и подростков, и к ассортименту  реализуемой продукции» (2010 год)

2.Астахова Л.Б. Программа по совершенствованию качества организации питания. Интернет ресурс http://school61-tlt.ru/.

2.Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя. М: Олма, 2009. – С. 2-4.

3.Боровская Э. Здоровое питание школьника. М.: Эксмо, 2010. –С. 15 – 20.

4.Коростелёв Н.Б.. Воспитание здорового школьника. М.: Просвещение, 1992.

–С. 54 -58.

5.Токарева Т.В.. Программа формирования и оценки гигиенической грамотности и культуры питания учащихся. Интернет ресурс http://school61-tlt.ru/

 

 

 

 

Приложения к Программе

«Формирование   культуры   здорового   питания   школьников»

Приложение № 1

Презентация «Педагогический совет «Здоровое питание – залог успешного развития школьников»

Приложение № 2

Информация о проведении уроков в рамках  государственной программы, где рассматриваются вопросы формирования культуры здорового питания

Приложение № 3

Анкета  «Питание глазами  детей и родителей родителей»

Приложение № 4

Сценарий родительского собрания «Как научить своего ребенка правильно питаться»

Приложение № 5

«Сценарий классного часа «Питание и здоровье»»

Приложение № 6

Фотодокументы о проведении мероприятий программы

(10 штук)

Приложение № 7

Освещение  вопросов  питания  учащихся в СМИ, интернет  ресурсах

Приложение № 8

Интернет  издания  педагогов в интернет ресурсах

 по вопросам организации  питания учащихся

Приложение № 9

Информация об охвате питания учащихся, характеристика столовой

Приложение № 10

Презентация к уроку биологии в 8 классе «Признаки правильного питания»

Приложение № 1

Информация о проведении уроков в рамках  государственной программы,

где рассматриваются вопросы формирования культуры здорового питания

Класс

Учебный  предмет

Тема

3-4 класс

Окружающий мир

1.Пищеварение  человека

2.Питание

5-7 классы

Технология (девочки)

1.Витамины

2.Рациональное питание

3.Калорийность  и  пищевые ценности  продуктов

4.Совместимость продуктов

6 класс

ОБЖ

1.Белки. Жиры , углеводы

2.Правивила рационального питания

1.Этикет питания

9 класс

ОБЖ

1.Привила  питания

8 класс

«Биология. Человек»

1.Пищеварительная система человека

2.Обмен веществ и энергии в организме

3.Витамины

4.Обмен белков, углеводов, жиров и солей

5.Энергозатраты  организма человека и пищевой рацион

9 класс

«Введение в общую биологию»

1.Углеводы

2Липиды

3.Состав строение и функции белков

10 класс

«Общая  биология»

1.Белки. Жиры. Углеводы

2.Витамины

11 класс

«Общая  биология»

1.Пищевые  добавки

Химия

1.Белки. Жиры. Углеводы

 

Приложение № 2

Анкета «Питание  глазами  учащихся»

№ п/п

Вопросы анкеты

Ответы

Да (%)

Нет (%)

1

Удовлетворяет ли тебя система организации питания в школе?

83 %

17 %

2

Устраивает ли тебя ежедневное меню?

94 %

6 %

3

Удовлетворены ли ты качеством приготовления пищи?

80 %

20 %

4

Удовлетворены ли ты работой обслуживающего персонала?

94 %

6 %

5

Удовлетворены ли ты графиком питания?

95 %

5 %

6

Считаешь ли ты, что горячее питание повышает твою успеваемость?

78 %

22 %

7

Считаете ли Вы рациональным организацию горячего питания в школе?

85 %

15 %

Анкета «Питание  глазами  родителей»

№ п/п

Вопросы  анкеты

Ответы

Да (%)

Нет (%)

1.

Удовлетворяет  ли Вас система организации питания в школе?

95 %

5 %

2.

Считаете ли  Вы  рациональным организацию  горячего питания в школе?

98 %

2 %

3.

Удовлетворены  ли  Вы санитарным состоянием столовой?

100 %

0

4.

Удовлетворены ли Вы качеством приготовления  пищи?

86 %

14%

  Приложение № 3

Освещение  вопросов  питания  учащихся в СМИ, интернет  ресурсах, сайт «Я люблю Ижевск», октябрь , 2014 год

Портал  izhlife.ru  решил выяснить, чем питаются ижевские школьники в столовых. Наш журналист посетил 5 школьных столовых в разных районах города. В учебных заведениях введено трехразовое питание школьников младшей и двухразовое средней и старшей школ. Учеников младших классов кормят завтраками (молоко и печенье) бесплатно, затем обед (первое, второе, чай с булкой) и полдник (чай с булкой). Учащихся средней и старшей школы кормят два раза - это обед (первое, второе, чай с булкой) и полдник (чай с булкой).

Средняя общеобразовательная школа № 62 им. Ю.А. Гагарина, ул. Кирова, 56

Что предпочитают ижевские школьники на обед Что предпочитают ижевские школьники на обед

Столовая работает с 9:00 до 15:00. В школе введено комплексное питание (это полный обед, в которое входит первое, второе и чай, в этот комплекс ребенок не может самостоятельно внести изменения - прим. ред.), а также есть свободная раздача. Стоя в очереди, ребята рассказывают о предпочтениях. Ученики старшей школы любят макароны или картофельное пюре, причем мальчики предпочитают на второе блюда из мяса, а девочки из рыбы или курицы. А ученики младшей школы больше любят выпечку и каши.

  • Суп, борщ стоимостью 14 рублей 60 копеек
  • Каша гречневая стоимостью 4 рубля 60 копеек
  • Гуляш из индейки стоимостью 38 рублей 20 копеек
  • Булочка и чай общей стоимостью 2 рубля 80 копеек

             Что предпочитают ижевские школьники на обед Что предпочитают ижевские школьники на обед Что предпочитают ижевские школьники на обед


Итого цена обеда - 60 рублей 20 копеек, в месяц на обеды уходит 1685 рублей 60 копеек. (при расчете за месяц было взято 4 недели по 5 учебных дней - прим. ред.)

       

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию организации питания учащихся и осуществлению производственного контроля за питанием

Правительство Московской области, администрация Ленинского муниципального района и другие районные службы и ведомства проводят целенаправленную работу по формированию, сохранению и укреплению здоровья...

Рациональное питание. Режим питания.

Разработка урока по экологии в 8класс...

урок по кулинарии "Питание. Гигиена питания" 8 класс

Интегрированный урок технология - биология проводился в 8-ом классе при изуучении темы "Питание"  по биологии и раздела "Кулинария" по технологии (2 урока по 45 минут). Этот урок  помог учащ...

Система работы по популяризации правильного питания и организации горячего питания

Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколе...

Правила покупки продуктов питания. Учет потребления продуктов питания в семье.

Раздел "Домашняя экономика"Цель: научить обучающихся правильно и рационально расходовать средства на питание....