Программа "Одаренные дети"
рабочая программа на тему

Программа "Одаренные дети" (2015-2020 г.г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_odarennye_deti_15-20.docx100.99 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №40»

Картинки по запросу Картинки Одаренные дети

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название:

Одаренные дети

Авторы-составители:

Волкова Елена Валдиленовна, заместитель директора по УР,

Пучнина Юлия Николаевна, методист,

Власова Вероника Михайловна, методист

Сроки реализации подпрограммы:

2015-2020 учебный год

Учреждение:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 40» города Нижневартовска

Юридический адрес:

г. Нижневартовск, ул. Дзержинского, 29А.

Учредитель программы:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 40» города Нижневартовска

Вид программы:

Целевая комплексная программа

Цель программы:

Совершенствование системы выявления, развития и поддержки талантливых детей в общеобразовательном учреждении, обеспечение условий для их личной самореализации и профессионального самоопределения и  успешной социализации в обществе.

Задачи программы:

  1. Создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей.
  2. Осуществлять мониторинг развития одаренности через создание и ведение банка данных, индивидульного образовательного маршрута.
  3. Создать благоприятные условия для интеллектуального, творческого развития одаренных детей.
  4. Разработать и поэтапно внедрять новое содержание образования в условиях введения ФГОС, образовательные технологии в работе с одаренными детьми.
  5. Обеспечить фундаментальную подготовку одаренных детей к осознанному профессиональному самоопределению.
  6. Создать условия одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской и проектной деятельности.
  7. Создать условия для комфортного развития и становления одаренного ребенка как социально-адаптивной и социально-ответственной личности.

Основание для  разработки

программы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации
  2. Указ Президента РФ от 01.06.2012.№761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
  3. Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.07.2013г. №68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре»
  4. Муниципальная программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2015-2020 годы»


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка.....................................................

3

2.

Методологическая основа................................................

4

3.

Типология детской одаренности.....................................

5

4.

Нормативно-правовые основы работы с одаренными детьми................................................................................

8

5.

Цели и задачи программы.................................................

9

6.

Этапы программы.............................................................

10

7.

Необходимые условия реализации программы................

14

8.

Принципы реализации программы...................................

15

9.

Содержание программы....................................................

16

10.

Бизнес-план реализации программы................................

20


  1. Пояснительная записка

В федеральном документе «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» отмечается, что важной задачей системы образования является выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи. Обращение к проблеме системной и целенаправленной работы с талантливыми детьми на уровне государства обусловлено переменами, происходящими в социально-экономическом развитии страны. В материалах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» необходимость выявления и поддержки одаренных детей была также названа в числе приоритетных направлений образовательной деятельности. Обращается внимание на то, что ключевой характеристикой современного российского образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование компетентностей у детей, в том числе творческих. Именно такой подход к образованию способствует формированию у обучающихся инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения. Таким образом, четко обозначена позиция государства в работе с одаренными детьми, показана стратегическая направляющая современной образовательной деятельности.

Данное направление нашло отражение в Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Ханты-мансийского автономного округа-Югры от 14 ноября 2008 года №491-рп.

Анализ состояния работы с одаренными детьми в образовательной организации позволил выявить ряд противоречий и определить ряд проблем.

Противоречия

- между необходимостью удовлетворения потребности округа в талантливых инициативных кадрах и отсутствием скоординированной системы выявления и профессионального сопровождения одаренных детей;

-   между необходимостью в научно обоснованном методическом и технологическом обеспечении выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей и отсутствием принятой на уровне округа концепции работы с такой категорией обучающихся;

- между необходимостью квалифицированной психолого-педагогической деятельности по работе с одаренными детьми и недостаточностью указанной тематики в программах профессиональной подготовки и программах повышения квалификации педагогических кадров;

- между потребностью в применении современных образовательных технологий, в том числе дистанционных, и отсутствием курсов, обучающих семинаров, тренингов по их применению.

Проблемы

 - работа с одаренными детьми в основном не имеет на уровне автономного округа единого научно-методического и информационного пространства; на муниципальном уровне она представлена отдельными мероприятиями; на уровне организации –   школьными программами;

-   учет данных по одаренным детям не имеет системного характера;

- отсутствует сетевое взаимодействие с округом по вопросам мониторинга мероприятий;

- отсутствует система повышения квалификации педагогов по работе с этой категорией школьников;

-   недостаточно эффективно внедряются дистанционные технологии.

Таким образом, ряд выявленных ограничений актуализирует проблему работы с одаренными детьми в образовательной организации.

Концепция общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов, утвержденная Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года, акцентирует внимание на необходимость дальнейшего обеспечения условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, на оказание адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработку индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка. На формирование личностного и профессионального самоопределения. При этом необходимым условием полноценного и позитивного развития является взаимодействие педагогов, психологов и других специалистов с родителями обучающихся. Система работы с талантливыми школьниками должна включать в себя целый ряд составляющих, направленных на создание условий для благоприятного психологического и психофизического их развития на всех этапах взросления, с тем, чтобы способствовать максимальному сохранению и развитию их природного дара и в зрелом возрасте.

  1. Методологическая основа

_________________________________________________________________________

В основе программы лежат исследования ведущих современных ученых в области психологии одаренности Бабаевой Ю.Д., Богоявленской Д.Б. Брушлинского А.В.,Дружинина В.Н., Ильясова И.И., Лейтес Н.С., Матюшкина A.M., Панова В.И., Калиша И.В., Холодной М.А., Шадрикова В.Д., Шумаковой Н.Б. и других.

При разработке программы мы исходили из положения о том, что потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрируют небольшая часть детей (Рабочая концепция одаренности под редакцией Д.Б.Богоявленской. – М., 2003).

Понятия, используемые в программе

Одаренный    ребенок        - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.

Потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т. д.).

Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме. Вследствие этого появляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей.

  1. Типология детской одаренности

_________________________________________________________________________

Дети, одаренные в познавательной деятельности. Эту группу детей мы условно разделили на две подгруппы: академически одаренные дети и интеллектуально одаренные дети.

1.1. Академически одаренные дети – дети, успешно обучающиеся в школе, отлично справляющиеся с учебным материалом, имеющие высокий уровень обучаемости (академическая одаренность).

Отличительные черты детей этой группы:

Чтение: ребенок часто выбирает своим занятием чтение, использует богатый словарный запас и сложные синтаксические структуры; подолгу сохраняет внимание, когда ему читают; понимает и исключительно хорошо запоминает то, что ему читают; способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова; проявляет необыкновенный интерес к написанию имен, букв и слов; демонстрирует умение читать.

Математика: ребенок проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений; демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков); с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания; разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег; часто применяет математические навыки и понятия в процессе занятий, не имеющих отношения к математике.

Естествознание: ребенок внимателен к предметам и явлениям; проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации; может подолгу сохранять внимание к предметам, связанным с естествознанием и природой; часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов; проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понятия.

1.2. Интеллектуально одаренные дети – дети с высокими показателями специальных тестов интеллекта (интеллектуальная одаренность).

Отличительные черты детей этой группы:

- ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью,

- проявляет выраженную и разностороннюю любознательность, часто с головой уходит в то или иное занятие,

- охотно и легко учится, выделяется умением хорошо излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическому приложению знаний,

- знает многое, о чем его сверстники и не подозревают,

- проявляет исключительные способности к решению задач.

  1. Социально одаренные дети – лидеры, дети, способные в общении со сверстниками брать на себя роль руководителя, организатора, командира.

Отличительные черты детей этой группы:

- ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям;

- другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;

- в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;

- имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей;

- с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми;

- генерирует идеи и решения задач; в общении со сверстниками проявляет инициативу;

- принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста;

- другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.

  1. Творчески и художественно одаренные дети – дети с высоким уровнем творческих способностей, основанных на сочетании высокого уровня развития логического (или конвергентного) мышления и творческого мышления. В эту же группу мы относим детей, достигших успехов в каких-либо областях художественного творчества: музыкантов, поэтов, художников, шахматистов и пр. (творческая одаренность).

Отличительные черты детей этой группы:

- ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу;

- демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей);

- часто делает все по-своему (независим, неконформен);

- изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;

- способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость);

- способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат;

- он склонен к завершенности и точности в  художественно-прикладных  занятиях и  играх.

Изобразительное искусство: 

- ребенок проявляет очень большой интерес к визуальной информации;

- в мельчайших деталях запоминает увиденное;

- проводит много времени за рисованием или лепкой;  

- весьма  серьезно  относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие;

- демонстрирует опережающую свой возраст умелость;

- оригинально использует средства художественной выразительности;

- экспериментирует с использованием традиционных материалов;

- осознанно строит композицию картин или рисунков;

- его произведения включают множество деталей;

- его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.

Музыка:

- ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;

- чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам;

- с удовольствием подпевает;

- определяет, какая из двух нот ниже или выше.

  1. Спортивно и физически одаренные дети – дети, имеющие высокий уровень физической подготовки, отличающиеся хорошим здоровьем, активностью и выносливостью, выполняющие спортивные нормативы на очень высоком уровне (спортивная или двигательная одаренность).

Отличительные черты детей этой группы:

- ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;

- обладает хорошей зрительно-моторной координацией;

- любит движение (бег, прыжки, лазание);

- обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);

- прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений (на бревне, трамплине);

- прекрасно владеет телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь, целенаправленно меняя направление и т. п.);

- для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

4. Нормативно-правовые основы работы с одаренными детьми

_________________________________________________________________________

Федеральный уровень:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Указ Президента РФ от 7 мая 2012г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в сфере образования и науки».
  3. Указ Президента РФ от 1 июня 2012г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
  4. План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2012 года №2620-р.
  5. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 8 декабря 2011г. №2227-р.
  6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010г. Пр-271.
  7. Концепция общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов, утвержденная Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012г.
  8. Комплекс мер по реализации концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденный 26 мая 2012г. №2405п-П8.

Окружной уровень:

  1. Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1 июля 2013г. №68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре».
  2. Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2014-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 9 октября 2013 года №413-п.
  3. Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до 2020 года и на период до 2030 года (в ред. Постановления Првительства ХМАО-Югры от 16.05.2014 № 179-п).
  4. План мероприятий («дорожная карта») по реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденный Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 9 октября 2013 года №413-п.
  5. Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры №1537 от 21.12.2012 «Об утверждении Комплекса мер по реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов в системе образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры».

Муниципальный уровень:

муниципальная программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2015-2020 годы»

5. Цели и задачи программы

____________________________________________________________

Цель программы:

Совершенствование системы выявления, развития и поддержки талантливых детей в общеобразовательном учреждении, обеспечение условий для их личной самореализации и профессионального самоопределения и  успешной социализации в обществе.

Задачи программы:

  1. Создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей.
  2. Осуществлять мониторинг развития одаренности через создание и ведение банка данных, индивидульного образовательного маршрута.
  3. Создать благоприятные условия для интеллектуального, творческого развития одаренных детей.
  4. Разработать и поэтапно внедрять новое содержание образования в условиях введения ФГОС, образовательные технологии в работе с одаренными детьми.
  5. Обеспечить фундаментальную подготовку одаренных детей к осознанному профессиональному самоопределению.
  6. Создать условия одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской и проектной деятельности.
  7. Создать условия для комфортного развития и становления одаренного ребенка как социально-адаптивной и социально-ответственной личности.

6. Этапы программы

___________________________________________________________________

Реализация программы рассчитана на период 2015-2020 гг. в три этапа.

I  этап  –  проектно-организационный – 2015-2016 учебный год,

II этап  –  практический –  2016-2019 учебные годы;

III этап  –  рефлексивно-аналитический –  2019-2020 учебный год.

 

На  первом  этапе реализации программы предусматривается:

 -  проектирование, разработка организационных основ реализации программы;

 -  обновление  нормативно-правовой  базы развития и поддержи одаренных детей;

 -  обновление материально-технического обеспечения.

На  втором  этапе:

 - реализация  основных мероприятий программы;

 - промежуточный мониторинг реализации программы.

На  третьем  этапе предусматривается:

-  подведение итогов реализации программы;

-  анализ и оценка эффективности реализации программы;

-  определение дальнейших перспектив развития системы работы с одаренными детьми.



Содержание и формы организации деятельности с одаренными детьми

 

Этап

Содержание

Форма работы

Планируемые результаты

 

I  этап  –проектно-организа-ционный

  • Разработка системы  информационного, нормативно-правового, научно-методического обеспечения программных мероприятий.
  • Разработка и реализация комплекса мер по выявлению, развитию и поддержке талантливых детей.
  • Разработка системы организации конкурсов, олимпиад, мастер-классов для обучающихся.
  • Разработка системы порядка финансирования, отчетности и мониторинга программных мероприятий.

 

  • Обновление и изучение нормативно-правовой, научно-методической и учебно-методической документации, имеющей отношение к организации и осуществлению образования талантливых детей;
  • Совершенствование процессов управления работой с одарёнными детьми.
  • Формирование системы партнерского взаимодействия с высшими учебными заведениями города, округа.
  • Разработка комплекса мероприятий для выявления и поддержки талантливых детей, организация научно-методического сопровождения мероприятий разного уровня.
  • Реализация программ повышения квалификации педагогических работников по проблемам работы с одаренными детьми.
  • Организация взаимодействия с родительской общественностью по вопросам выявления и поддержки талантливых детей.
  • Реализация системы внутренней и внешней оценки достижения планируемых результатов программы.
  • Нормативное и методическое обеспечение деятельности педагогов, работающих с одаренными детьми.
  • Создание банка данных по одаренным обучающимся.
  • Формирование банка технологий и методик развития детской одаренности;
  • Методические разработки (рекомендации, памятки, мастер-классы, сценарии учебных и внеучебных мероприятий и др.) по психолого-педагогическому сопровождению развития детской одаренности в общеобразовательном учреждении.
  • Повышение квалификации педагогов (в том числе через систему внутришкольного тьюторства), работающих с одаренными детьми.

II этап  –практи-ческий

  • Формирование комфортных социально-психологических условий в общеобразовательном учреждении для развития одаренных детей и реализации основных программных мероприятий
  • Обновление банка данных детей в соответствии с типологией детской одаренности и составление индивидуальных образовательных маршрутов, направленных на сопровождение дальнейшего развития ребёнка.
  • Обучение преподавателей на курсах повышения квалификации, обучающих семинарах и вебинарах по направлению работы с одаренными детьми.
  • Формирование учебно-познавательной мотивации и исследовательской культуры одаренных детей в клубах научного общества учащихся «Инсайт».
  • Организация участия талантливых детей  в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях, фестивалях, слетах научных обществ учащихся и иных интеллектуальных марафонах.
  • Организация дополнительного дистанционного обучения одаренных детей по углублённым программам.
  • Реализация дополнительных образовательных программ повышенного уровня по учебным предметам.
  • Реализация программы взаимодействия с родителями одарённых детей.
  • Разработка методических рекомендаций для работы с одаренными детьми в урочное и внеурочное время.
  • Организация и проведение конференций, форумов, выставок для родительской и ученической общественности с целью презентации достижений одарённых детей.
  • Разработка новых (обновление) концепций работы с одарёнными детьми.
  • Описание и внедрение  новых моделей выявления, поддержки и сопровождения одарённых детей.
  • Разработка  нового (совершенствование) диагностического инструментария, методических, педагогических  материалов для работы с одарёнными детьми.

 

  • Создание условий для развития и  сохранения интеллектуального и творческого потенциала обучающихся.
  • Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности.
  • Расширение учебно-познавательных и научно-исследовательских областей для выявления интеллектуальных, творческих способностей одаренных детей.
  • Создание аналитических, диагностических и научно-исследовательских материалов по работе с одаренными детьми.
  • Создание медиатеки, в том числе электронн-цифровых продуктов: образовательных программ, разработок занятий, мастер-классов, авторских методик, диагностического инструментария, презентаций опыта работы педагогов с одаренными детьми.

III этап  –рефлексивно-аналити-ческий

Анализ результатов реализации программы

 

  • Анализ и оценка эффективности выполнения мероприятий программы: рефлексия, проведение анкетирования, опросов с целью определения результативности выполнения программы.
  • Внутренняя и внешняя оценка достижения результатов выполнения программы.
  • Определение дальнейших перспектив развития и реализации программы.
  • Повышение качества образования общеобразовательной организации.
  • Внедрение нового содержания образования в условиях введения ФГОС, образовательных технологий в работе с одаренными детьми.
  • Фундаментальная подготовка одаренных детей к осознанному профессиональному самоопределению.
  • Комфортное развитие и становление одаренного ребенка как социально-адаптивной и социально-ответственной личности.

 

 

 



7. Необходимые условия реализации программы

______________________________________________________________________

Эффективная реализация программных мероприятий по работе с одаренными детьми в образовательной организации предполагает наличие комплексного обеспечения, включающее  кадровое, организационное, научно-методическое, материально-техническое и финансовое.

Кадровое обеспечение

Основными исполнителями мероприятий программы являются:

  • педагогические и руководящие работники образовательной организации;
  • педагог-психолог;
  • педагоги-организаторы;
  • классные руководители;
  • обучающиеся школы.

Организационное обеспечение

  • пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих работу школы по работе с одаренными детьми;
  • организация  системы работы по выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей;
  • проведение педагогических советов, конференций, круглых столов, мастер-классов по вопросам работы с одаренными детьми;
  • организация социального партнерства и взаимодействия с учреждениями и организациями, работающими направлении развития детской одаренности. 

Научно – методическое обеспечение

  • программное обеспечение деятельности школы в направлении работы с одаренными детьми;
  • отбор педагогически целесообразных и эффективных форм, методов и принципов работы;
  • формирование пакета диагностических методик;
  • комплектование методических материалов, наглядных пособий, научно-методической литературы и других материалов на основе информационно-коммуникационных технологий и электронно-цифровых ресурсов.

Материально-техническое обеспечение

  • комплектование школьной библиотеки и методического кабинета учебно-методической, научно-методической, психолого-педагогической литературой в связи с реализацией программы «Одаренные дети»;
  • оснащение коридоров школы тематическими стендами для любознательных детей;
  • компьютеризация образовательного процесса с целью создания банка данных;
  • минитипография для публикации творческих работ обучающихся, а также методических разработок педагогов;
  • формирование системы спонсорского финансирования для материального поощрения одаренных детей, добившихся наиболее значительных результатов в научно-исследовательской деятельности.

 

Финансовое обеспечение

Финансирование Программы осуществляется за счет привлечения бюджетных средств, а также за счёт привлечения  спонсорской помощи.

Все эти компоненты тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, и только комплексное их использование в процессе взаимодействия субъектов и объектов этой деятельности способствует достижению  главной цели по  работе с одаренными обучающимися.

Планомерная и последовательная реализация цели  и задач  программы  позволит педагогическому  коллективу   школы  выйти на новый уровень качества образовательных  услуг, создаст новую, более плодотворную и комфортную образовательную  среду в учебном заведении.

 

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов

  • рассмотрение результатов реализации программы на заседаниях педагогического совета образовательного учреждения, Управляющего совета;
  • количественные и качественные показатели вовлеченности детей и подростков в мероприятия программы;
  • продукты научной и творческой деятельности обучающихся;
  • личностные достижения детей, выраженные в новых знаниях, умениях, навыках, победах в различных конкурсах, соревнованиях;
  • наличие фото, видеоматериалов, летописей;
  • наличие методических материалов и научно-методической литературы, авторских методических разработок педагогов, публикаций.
  1. Принципы реализации программы

_________________________________________________________________________

  • смыслообразующий принцип предполагает поиск и реализацию индивидуальных личностных смыслов участников учебной ситуации, включенных в учебно-воспитательную деятельность школы;
  • принцип научного индивидуально-дифференцированного подхода позволяет достигать научного, системного, дифференцированного, индивидуального подхода к общему образованию;
  • принцип открытости, уважения и доверия;
  • принцип диалогической культуры познавательной деятельности;
  • принцип культуросообразности предполагает формирование образа мира, малой Родины в пространстве реальной культуры;
  • принцип предоставления элементов содержания образования в виде разноуровневых «таксонов» - личностно-ориентированных задач различной когнитивной и нравственной сложности.
  • принцип следования гуманистическим установкам или гуманистический принцип.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Наименование мероприятия

Ответственные

Сроки

I. Организационно-функциональное и научно-методическое обеспечение программы

1.1

Выработка рабочей концепции одаренности в рамках введения ФГОС общего образования

Директор школы

2015 г.

1.2

Накопление теоретического и практического материала по проблеме
«Одаренные дети».

Зам.директора по УР, ВР,  методист, социально-психологическая служба

2015-2020 гг.

1.3

Составление картотеки книг и статей периодических изданий по теме «одаренные дети».

Зав. библиотекой

2015-2020 гг.

1.4

Разработка методического сопровождения программы «Одаренные дети»

методист

2015-2016 гг.

1.5

Организация работы над программой «Одаренные дети»

Директор, методист

2015-2016 гг.

1.6

Обсуждение проекта концепции программы «Одаренные дети» на

  • методических объединений;
  • заседании методического совета;
  • педагогического совета.

Внесение предложений по корректировке программы «Одаренные дети»

методист, руководители МО

2015-2016 гг.

1.7

Подбор и расстановка педагогических кадров, работающих с одаренными детьми  

Директор, специалист ОК

2015-2016 гг.

1.8

Обеспечение условий для систематического повышения профессионального уровня учителей, работающих с одаренными детьми, через курсы повышения квалификации, систему внутришкольного тьюторства, обучающие семинары

Методист

2015-2020 гг.

1.9

Определение и формулирование функциональных полномочий методических объединений, расширение их полномочий в аспекте реализации программы «Одаренные дети»

Методист

2015-2016 гг.

1.10

Разработка программ спецкурсов, факультативных занятий с учетом индивидуальных способностей одаренных детей

Методист, руководители ШМО

2015-2020 гг.

1.11

Организация открытой защиты педагогами собственных проектов по организации работы с одаренными детьми

Методист, руководители ШМО

2015-2020 гг.

1.12

Педагогический отбор методик, педагогических технологий по учебным предметам, отвечающим организационным формам и задачам обучения одаренных детей:

  • по гуманитарным дисциплинам;
  • по естественно-научным наукам;
  • по эстетически развивающим дисциплинам;
  • по точным наукам.

Методист, руководители ШМО

2015-2020 гг.

1.13

Организация и проведение творческих отчетов педагогов-предметников по результатам работы с одаренными детьми

Методист, руководители ШМО

2015-2020 гг.

1.14

Изучение психолого-педагогической литературы по вопросу «Критерии отбора педагогических кадров для работы с одаренными детьми»

Методист

2015-2016 гг.

1.15

Разработка системы стимулирования учителей, работающих с одаренными детьми

Директор школы, специалист ОК

2015-2020 гг.

1.16

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей

Методист, руководители МО

2015-2020 гг.

1.17

Разработка алгоритмов, памяток, рекомендаций для одаренных детей, способам ведения самостоятельной научно-исследовательской деятельности

Зам.директора по УР, методист, руководители МО

2015-2020 гг.

II. Психолого-педагогическая диагностика

2.1

Психологическая диагностика готовности будущих первоклассников к школе.

Педагог-психолог

Ежегодно

2.2

Психолого-педагогическая анкета-тест на выявление способностей детей.

Педагог-психолог, классные руководители

Ежегодно

2.3

Психологическая диагностика интеллектуальных способностей Кеттелла CFIT (4 классы).

Педагог-психолог

Ежегодно

2.4

Психологическая диагностика структуры интеллекта Амтхауэра (8 классы).

Педагог-психолог

Ежегодно

2.5

Собеседования с родителями обучающихся, выявленных в ходе диагностического этапа (библиографический метод)

Педагог-психолог, зам.директора по УР.

В течение года

2.6

Тематическое тестирование (контрольные срезовые работы) при переходе на
новую ступень обучения или к новой программе, а также по итогам четверти,
полугодия и года.

Зам.директора по УР

1 раз в четверть

2.7

Педагогическая диагностика академической одаренности детей.

Зам.директора по УР

Ежегодно

2.8

Анкетирование по вопросам социального статуса обучающихся (1-11 классы)

Зам.директора по ВР

2 раза в год

2.9

Организация работы по выявлению профессиональных предпочтений одаренных детей – обучающихся 9-х классов

Педагог-психолог

Ежегодно

III. Банк данных

3.1

Составление и ведение банка данных детей с академической одаренностью, составление портфолио детей

Зам.директора по УР, педагог-психолог

Ежегодно

3.2

Составление и ведение банка данных детей с интеллектуальной одаренностью.

Педагог-психолог

Ежегодно

3.3

Составление и ведение банка данных детей с лидерской одаренностью, составление портфолио детей

Зам.директора по ВР

Ежегодно

3.4

Составление и ведение банка данных детей со спортивной одаренностью, составление портфолио детей

Зам.директора по УР, ВР, МО физкультуры

Ежегодно

3.5

Составление и ведение банка данных детей с художественной одаренностью, составление портфолио детей

Зам.директора по УР, ВР, МО учителей ИЗО, музыки, педагоги дополнительного образования

Ежегодно

3.6

Ведение общего банка данных по одаренным детям всех групп

Методист

Ежегодно

IV. Информационно-консультационная работа

4.1

Работа постоянно действующего семинара для педагогов «Одаренные дети: раскрыть, поддержать, развивать»

Зам.директора по УР, ВР, методист, социально-психологическая служба

В течение года

4.2

Площадка для родителей «Способные дети: как их развивать»

Зам.директора по УР, ВР, методист, социально-психологическая служба

В течение года

4.3

Заседания предметных МО педагогов по вопросам методики преподавания (принципы дифференциации и
индивидуализации в обучении одаренных)

Зам.директора по УР, методист, руководители МО

В течение года

4.4

Педсовет по вопросам обучения и воспитания одаренных детей

Методист

1 раз в год

4.5

Организация консультаций родителей со специалистами, работающими с одаренными детьми

Зам.директора по УР, учителя-предметники

В течение года

4.6

Информирование родителей одаренных детей по вопросам критериев и показателей достижения обучающимися определенного уровня образования, развития способностей

Зам.директора по УР, учителя-предметники

В течение года

V. Школьное научное общество учащихся «Инсайт»

5.1

Совершенствование структуры научного общества учащихся МБОУ «СШ № 40» «Инсайт»

  • расширение диапазона профилей
  • введение лекционных курсов по организации научно-исследовательской деятельности

Методист

В течение года

5.2

Работа по индивидуальной программе в рамках НОУ (научного общества
учащихся).

Методист

В течение года

5.3

Участие членов научного общества учащихся «Инсайт» в научно-практических конференциях, слетах, фестивалях.

Методист

В течение года

5.4

Организация социального партнерства с вузами города и другими образовательными организациями по работе с одаренными детьми.

Методист

В течение года

VI. Обучение одаренных детей

6.1

Создание межпредметных и предметных банков заданий для детей с продвинутым уровнем знаний.

Зам.директора по УР, руководители МО

Ежегодно

6.2

Организация и проведение предметных декад, интеллектуальных марафонов для одаренных школьников.

Разработка материалов, подготовка вопросов и заданий повышенного уровня сложности на основе интегративных связей.

Методист, руководители МО, зам.директора

Ежегодно

6.3

Привлечение одаренных детей к подготовке и подбору задания для проведения интеллектуальных марафонов

МО

Ежегодно

6.4

Подготовка обучающихся к всероссийской олимпиаде школьников и иным городским, региональным и федеральным олимпиадам, конкурсам, марафонам

Методист, руководители МО, зам.директора, учителя-предметники, работающие с одаренными детьми

Ежегодно

6.5

Оформление предметных информационных стендов для любознательных
школьников с высоким уровнем познавательной мотивации.

Методист, руководители МО

Ежегодно

VII. Воспитание одаренных детей

7.1

Организация участия детей с лидерской одаренностью в работе органов ученического самоуправления в школе и классе

Зам.директора по ВР

Ежегодно

7.2

Организация участия детей с лидерской одаренностью во внеурочной деятельности в классе и в школе

Зам.директора по ВР

Ежегодно

7.3

Организация кружков, секций, клубов

Зам.директора по ВР

Ежегодно

7.4

Организация постоянно действующего семинара для классных руководителей «Одаренные дети в условиях современной школы» с привлечением врача, психолога, и др. специалистов

Зам.директора по ВР

Ежегодно

7.5

Определение направлений краеведческой работы с одаренными обучающимися в рамках музейной педагогики

Зам.директора по ВР

Ежегодно

7.6

Обобщение и систематизация материалов по результатам краеведческой работы

Зам.директора по ВР

Ежегодно

VIII. Психологическое сопровождение программы

8.1

Осуществление групповой и индивидуальной  психологической диагностики (по плану и запросу)

Педагог-психолог

Ежегодно

8.2

Организация лекционно-семинарских занятий с одаренными детьми по обучению их навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции, творческого саморазвития

Педагог-психолог

Ежегодно

8.3

Организация и проведение практических занятий с одаренными детьми, направленных на тренинг психорегуляции.

Педагог-психолог

Ежегодно

8.4

Индивидуальное консультирование одаренных детей, а также их родителей и педагогов.

Педагог-психолог

Ежегодно

8.5

Индивидуальная развивающая работа с одаренными детьми (по запросу).

Педагог-психолог

Ежегодно

IX. Печатные работы

9.1

Выпуск школьного информационного вестника о результатах участия классов и одаренных обучающихся в интеллектуальных марафонах.

Ежегодно

9.2

Выпуск газеты «Инсайт» с материалами, способствующими повышению уровня познавательной мотивации обучающихся.

4 раза в год

9.3

Выпуск сборника научно-исследовательских работ обучающихся школы.

Ежегодно

9.4

Публикация сборника методических разработок педагогов и узких специалистов по работе с одаренными детьми.

Ежегодно

БИЗНЕС-ПЛАН

реализации программы

«Одаренные дети»

Мероприятие

Стоимость

1

Приобретение методической литературы по теме «Одаренные дети»

10 000 руб.

2

Минитипография и расходные материалы к ней

50 000 руб.

3

Тематические стенды для родителей и обучающихся

20 000 руб.

4

Приобретение литературы (комплектование библиотеки)

20 000 руб.

ИТОГО:

100 000 руб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный урок английского языка"Дети России, дети Китая - дети общей планеты Земля!" (из опыта работы)

     В рамках установления и дальнейшего поддержания дружественных отношений между детьми и педагогами г.Белогорска(Амурской области) и г.Хэйхэ (КНР) был мной организован и...

Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте

Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...