МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК КОМПОНЕНТ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРИ КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ УЧЕБНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
статья на тему

Переход от административного управления к корпоративному, способствующий консолидации сил всех участников учебно-воспитательного процесса, требует выработки новой системы понятий, приоритетов, практической деятельности. Одним из компонентов корпоративного управления является концептуальное проектирование, универсальной формой которого может быть музейная педагогика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._e._prasolova.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Елена ПРАСОЛОВА,

учитель русского языка и литературы,

директор Луганской школы

І-ІІІ ступени № 13

имени Александра Молодчего

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК КОМПОНЕНТ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО  ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРИ КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ УЧЕБНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

Работа образовательных учреждений в условиях рыночной конкуренции ведет к преобразованию системы управления ими. Переход от административного управления к корпоративному, способствующий консолидации сил всех участников учебно-воспитательного процесса, требует выработки новой системы понятий, приоритетов, практической деятельности.  Одним из компонентов корпоративного управления является концептуальное проектирование, универсальной формой которого может быть музейная педагогика. 

        Ключевые слова: музейная педагогика, концептуальное проектирование, корпоративный субъект, образовательный менеджмент

В современном мире школа (в широком смысле слова) выступает не только субъектом образовательного процесса, который обеспечивает воспроизводство знаний для формирования производительных сил общества, но и корпоративным субъектом, строящим свою деятельность на принципах корпоративного объединения членов для наиболее эффективного достижения образовательных целей.

Какие есть основания рассматривать ее как корпоративный субъект?

Если в условиях общества советского типа школу представляли как объект патерналистского объединения граждан —  «второй дом», то в условиях рыночного общества велико искушение сделать ее инструментом предоставления образовательных услуг по стандартам, гарантированным государством. Такой подход имеет определенный резон. Для развития инновационного, стимулирующего, творческого образования необходимо «сломать» общественную психологию, в которой преобладает потребительское отношение к учебному заведению — «школа обязана», «школа должна». Но, во-первых, реальное состояние образования далеко не всегда соответствует декларируемым стандартам, а во-вторых, образование все-таки не является товаром в чистом виде, который производится для потребителя в отчужденной по отношению к нему форме.

В новейших подходах к организации системы образования начинают доминировать более гибкие модели, ориентированные на государственно-общественное партнерство, гуманизацию и демократизацию управления в учебных заведениях, что, собственно, и позволяет продвигаться к формированию общества знаний как результату усилий всего общества.

«В основе демократизации управления лежат идеи синергетического подхода, — пишет Е.Н. Хрыков. —  Он дает возможность рассматривать человека как сложную, открытую систему, которая самоорганизуется, саморазвивается, которой невозможно навязать несвойственные ей пути развития» (1, 167).

Синергетический эффект возможен, если учебное заведение организовано как корпоративный субъект, действующими звеньями которого выступают директорат (образовательный менеджмент), учительский, родительский коллективы, учащиеся (в формате ученического самоуправления), попечительский совет, совет выпускников и т. д. (2). Кроме того, корпоративное управление является наиболее органичной производственной формой открытого общества, в котором оно выступает как действующий «механизм соблюдения, регулирования и достижения баланса интересов» (3, 25). Очевидно, что школа как раз и является механизмом, во-первых, обеспечивающим баланс интересов всех участников образовательного процесса, а во-вторых, демонстрирующим для них действующую (обучающую) модель организации общества, основанного на балансе интересов.

В этих условиях одним из важнейших компонентов корпоративного управления  оказывается концептуальное проектирование. Концептуальное проектирование создает формат для достаточно эластичного и вместе с тем последовательного программирования развития образовательного учреждения. Позволим себе сослаться на пример нашего образовательного учреждения,  где в рамках концептуального проектирования к обсуждению инициирована такая форма работы как музейная педагогика.  Музейная педагогика - относительно новое направление в современной методике; это научная дисциплина, сочетающая элементы музееведения, педагогики и психологии. Некоторые вопросы музейной педагогики разрабатывались учеными-исследователями (Т. Белофастовой, Н Ганнусенко, М. Заировой, Ю. Омельченко и др.), которые отмечают, что музеи и музейные экспозиции, созданные при школах, являются своеобразными творческими лабораториями воспитания молодежи, где осуществляется формирование нравственных качеств личности.

Музей — это особая коммуникативная система, которая характеризуется наличием различных уровней коммуникации, а именно: музейного предмета и исследователя, который раскрывает различные стороны информационного потенциала, заложенного в предмете; музейного предмета и экспозиционера, который составляет научную концепцию экспозиции, (включая архитектора, дизайнера, музейного сценариста и психолога);  музейного предмета и музейного педагога, экскурсовода и психолога, которые стремятся не только донести до различных категорий посетителей (в соответствии с уровнем восприятия) информацию, но и влиять через эмоции на подсознание реципиентов и способствовать их углублению в историческое и культурное пространство.

Результатом проектной деятельности школы как корпоративного субъекта стало создание целостной системы музеев и музейных уголков, позволяющей расширить и углубить знания по истории, культуре, литературе, искусству, математике, биологии. Создан Музей истории и культуры Каменного Брода, музей истории казачьего войска, этнографический кабинет-музей, музейные уголки, посвященные выдающимся землякам и выпускникам школы: Дважды Герою Советского Союза Александру Молодчему, Герою Советского Союза Александру Раю, поэту-песеннику Михаилу Матусовскому, заслуженному скульптору Украины Ивану Чумаку, академику Академии наук УССР, доктору биологических наук, профессору Константину Сытнику, доктору математических наук, профессору Льву Лоповку. Разработана система уроков и внеклассных мероприятий с использованием элементов музейной педагогики: ситуативные упражнения («Я экскурсовод», «Работаем над музейной экспозицией», «Найди музейный предмет», «Найди символ понятия»); передвижные и временные выставки («Герб моей семьи», «Семейная реликвия»,  «Семейный альбом», «Любимое место отдыха»,  «Музей кукол»); иллюстрации произведений образами-символами (например, иллюстрации стихов и песен М. Матусовского), подборка региональных текстов (фрагменты «Семейного альбома» М. Матусовского, фрагменты статей о выдающихся людях Луганщины). Результатом работы над иллюстрацией произведений М. Матусовского является сборник «И снова дома». В рамках работы школы экскурсоводов обучающимся предлагается разработать экскурсионную программу, составить текст экскурсии и провести ее для сверстников, для родителей, для младших школьников, для русскоязычных гостей города, для иностранцев. Тематика экскурсий может быть следующая: «Выдающиеся люди нашего края», «С чего начинается Родина?», «История возникновения города», «Луганск в годы Великой Отечественной войны», «Становление промышленности города», «История одной семьи» и т.д.

И ход обсуждения внедрения системы музейной педагогики в учебно-воспитательный процесс, и выбор направлений и путей его реализации сами по себе являются «школой» концептуального проектирования, во многом определяющей, в каком направлении будет развиваться корпоративный субъект образования.

И если инициатором предложений может быть любой из участников  процесса, то координатором, несомненно, выступает образовательный менеджмент. В его задачи входит актуализация инициатив, поступающих от всех заинтересованных сторон, формирование фундаментальных целей, гибкой концепции развития и имиджа учебного заведения.

         Менеджером в образовании может выступать тот, кто сам готов и способен к инициативе и нестандартным управленческим решениям, генерировать идеи. Но фактически его задача — создавать предпосылки и оптимальные условия для того, чтобы инициативы на всех уровнях образовательного процесса не только приобрели системный характер, но и поощрялись именно как корпоративные инициативы. Другими словами, чем менее «заметна» роль менеджмента, тем более эффективной является его работа. При корпоративном управлении на первый план выходит личностный вклад в достижение общих целей.

 Реализация идеи музейной педагогики («школа в пространстве музея» и «музей в пространстве школы») позволяет достичь синергетического эффекта, так как  усилия менеджмента направлены на создание и постоянное совершенствование системы взаимодействия и взаимоотчетности всех участников образовательного процесса. Такой подход создает основу для перерастания спонтанного партнерства учителя и учащегося, менеджмента учреждения и родительского коллектива в открытую систему образования, при которой ответственность всех партнеров становится общей формой ценностных ориентаций.

Собственно говоря, задача образовательного менеджмента как раз и состоит в том, чтобы сгенерировать усилия всех участников образовательного процесса и в идеале создать устойчивую, саморазвивающуюся систему, превратив школу из объекта, где оказываются образовательные услуги, в корпоративный субъект. Объединяющие идеи могут быть разными — все зависит от конкретных условий, уровня взаимодействий. Но несомненно, что  внутренней движущей силой любого корпоративного субъекта является понимание того, что усилия, предпринимаемые всеми сторонами, — это общественные вложения в человеческий капитал, который возвращается сторицей только в том случае, если обеспечивает собственное самовозрастание.

Литература:

  1. Е.Н. Хрыков. Управление учебным учреждением. Учебное пособие. Киев. Знання. – 2006. 2.  Д. Карапетян, М. Грачева. Корпоративное управление: основные понятия и результаты исследовательской практики.// Управление компанией. – 2004. – №1. 3. Ильин М.С., Тихонов А.Г. Финансово-промышленная интеграция и корпоративные структуры: мировой опыт и реалии России. М. : Альпина Паглишер, 2002: 4. Теслинов  А.Г. Концептуальное проектирование сложных решений. — СПб: «Питер», 2009;  5. Бєлофастова Т. Сучасні технології зарубіжних музеїв // Посвіт. — 1999. - № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музейной педагогики в работе классного руководителя

      В 2007 году наша школа №1 им. Героя Советского Союза Дмитрия Евлампиевича Комарова отметила  70-летний юбилей. Торжественное празднова...

Музейная педагогика в учебном процессе

Роль кабинета-музея в учебном процессе. Использование материалов предметного кабинета-музея "История притчи" в  урочной и внеклассной раьоте по литературе....

Музейные уроки в образовательном учреждении в системе музейной педагогики.

О проблемах внедрения  положений "музейной педагогики" в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны. В «Профессиональном стандарте педагога» пря...

Реализация регионального компонента посредством музейной педагогики

Что такое музей? Это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений. Культура родного края – это удивительный феномен, воздействие которого на духовный мир человека трудно перео...

Программа по музейной педагогике «Использование музейного потенциала Санкт-Петербурга в изучении предметов гуманитарного цикла»

Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся...

ШКОЛА КАК СУБЪЕКТ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Работа образовательных учреждений в условиях рыночной конкуренции ведет к преобразованию системы управления ими. Переход от административного управления к корпоративному, способствующий консолидации с...

Статья на тему «Роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей» (на примере Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»)

Статья описывает роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей на примере деятельности Музея истории путешествий Детско-юношеского центра «ПЕТЕ...