Главные вкладки

    Статья:
    Формирование творческого и интеллектуального потенциала учащихся как фактор успеха и развития гимназии

    Евсеева Оксана Николаевна

    Интеллектуальный и творческий потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование творческого и интеллектуального потенциала учащихся как фактор успеха и развития гимназии

    Евсеева О.Н., заместитель директора по УМР

    МАОУ гимназии № 5 г. Новороссийска

    Гении не падают с неба, они должны иметь

                                                                         возможность образоваться и развиться.
                                                                                                                       А. Бебель

                 Интеллектуальный и творческий потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

                Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

                  Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

                    Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

                    Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

                    Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.

    Одаренные дети:

    - имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

    - имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

    - испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

                    В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

    • Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

    • Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

    • Не могут четко развести реальность и фантазию.

    • Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.

    • Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.

    • Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

                Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

    1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

    2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

    3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

    4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

    5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.

            В МАОУ гимназии № 5 действует программа «Одарённые дети», целью которой является выявление одаренных детей и создание условий для их оптимального развития. Основными задачами программы являются:

    - реализация принципа системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

    - создание оптимальных условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей;

    - знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми.

    - изучение факторов целенаправленного психолого-педагогического содействия процессам развития личности, эффективной реализации способностей к неограниченному развитию индивидуальности каждого субъекта педагогического процесса;

    - совершенствование системы подготовки учителей  через   педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации;

    - внедрение в учебно-воспитательные отношения всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;

    -  установление сотрудничества в работе с одаренными детьми с заинтересованными структурами;

    - проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.

             В своей работе с одаренными детьми педагогический коллектив МАОУ гимназии № 5 руководствуется принципами педагогической деятельности:

    ·  принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

    ·  принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

    ·  принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

    ·  принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

    ·  принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

    • Формы работы с одаренными учащимися:
    • групповые занятия с одаренными учащимися;
    • факультативы;
    • конкурсы;
    • работа НОУ;
    • курсы по выбору, элективные курсы;
    • участие в олимпиадах;
    • работа по индивидуальным планам;
    • занятия в профильных классах;
    • интеллектуальные марафоны и др.

                  На базе гимназии работают две школьные площадки «Студия эстетического воспитания «Маленькая страна». Формирование творческой личности школьников средствами театрализованной деятельности»  и  «Студия эстетического развития «Исток».  Формирование творческих способностей у младших школьников в рамках изучения краеведения».

                  С 2008 года МАОУ гимназия № 5 сотрудничает с Н(Ч)ОУ «Центр Бернулли», директором которой является кандидат физико-математических наук, тренер сборной Краснодарского края по подготовке к участию во всероссийской олимпиаде школьников по математике Федоренко Игорь Владимирович. Это даёт возможность нашим учащимся улучшить свои математические компетентности и участвовать в престижных российских и международных математических соревнованиях: олимпиадах в России, Сербии, Болгарии, Германии. Османкин Евгений – победитель немецко-российской математической олимпиады. Османкин Евгений, Левин Лев стали призёрами всероссийской олимпиады школьников по математике в 2015 году.

    C:\Documents and Settings\Светлана Валерьевна.MALTSEVASV\Рабочий стол\image (2).jpg

      В 2014-15 учебном году учащиеся гимназии завоевали 6 дипломов победителей и 64 диплома призёров муниципального этапа всероссийской и региональных олимпиад школьников по разным предметам, на региональном уровне – 5 победителей и 29 призёров,2призёра всероссийской олимпиады школьников по математике. Черкашин Вячеслав  -  победитель Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений имени Д.И. Менделеева.Володина Мария -  победитель краевой научно-практической конференции «Эврика» в 2015  году в секции «Химия»; победитель краевой научно-практической конференции Малой сельскохозяйственной академии учащихся Кубани  в секции «Химия». Тышко Анастасия -  победитель краевой научно-практической конференции Малой сельскохозяйственной академии учащихся Кубани в 2014-2015 учебном году в секции «Ветеринарная медицина». Кузнецова Арина – диплом II степенив интеллектуальных соревнованиях молодых исследователей в рамках Российской научно-социальной программы «Шаг в будущее» ЮФО в секции «Химия и химические технологии»; лауреат премии администрации Краснодарского края в области качества в 2015 году. Османкин Евгений, Черкашин Вячеслав стали обладателями премии Президента РФ в поддержку талантливой и одарённой молодёжи. Володина Мария - лауреат премии администрации Краснодарского края в 2015 году. По решению коллегии министерства образования и науки Краснодарского края от 29 января 2015 г. МАОУ гимназия № 5 муниципального образования  город Новороссийск вошла в «Перечень 100 муниципальных и государственных общеобразовательных организаций Краснодарского края, обеспечивающих высокий уровень подготовки выпускников».Мы гордимся своими учениками! Наш девиз: «Успех гимназии – в победах наших учеников!»

    Список литературы:

    1. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. – М., 1993. – 127 с
    2. Одаренные дети: проблемы полноценного развития: Сборник научных статей и тезисов научных докладов / Под ред. Е.А. Козыревой. – М., 2000. – 102 с.
    3. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М., 2000. – 320 с.
    4. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 2000, 136с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся через использование современных образовательных технологий

    В статье описано применение современных образовательных технологий на уроках математики в классах физико-математического направления....

    Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ-технологий в условиях перехода на предпрофильное и профильное обучение.

    Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ-технологий в условиях перехода на предпрофильное и профильное обучение....

    Формирование приёмов мыслительной деятельности - основа развития мышления, творческих и интеллектуальных способностей учащихся

    Считаю, что создание  проблемной ситуации на уроке побуждает учащихся  к активной мыслительной деятельности,  в ходе решения  которой они овладевают мыслительными приемами: а...

    Реферат: "Развитие навыка чтения и аккомпанирования с листа как фактор творческого и интеллектуального роста концертмейстера."

    Актуальность   работы   вызвана  требованиями современного  образования  к  уровню   развития  необходимых умений и навыков концертмейстера...

    Исследовательская деятельность на уроках литературы как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся

    Презентация о поэтапном приобщении учащихся к исследовательской дея тельности в области литературы, создание алгоритмов выполнения исследовательских работ различного уровня сложности....

    Учебный проект как способ развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности.

    в статье рассматриваются проблемы организация работы над учебным проектом в школе, приводтся примеры проектов, выполненных учащимися по УМК «Английский в фокусе». Ваулина Юлия Евгеньевна, Дули Дженни,...

    Создание условий для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся

    Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной системой, адекватной нашей жизниК сожалению, наша современная школа не всегда ...