Ресурсы современного урока
статья

Куликова Елена Николаевна

Данный материал может быть использован на  педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл resursy_sovremennogo_uroka.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет по теме

«Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов и успешное прохождение  ГИА.»

Куликова Е.Н

  Последние 10–15 лет стали для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей и путей развития. Речь идет о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление в соответствии с требованиями общества. Ключевой характеристикой такого образования становиться не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

В 2009 г. разработан проект национальной образовательной инициативы“ Наша новая школа”, ключевые параметры которой уже внедрены  в образовательный процесс.

Современный этап общественного развития предъявляет новые требования к школьному образованию. В настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни. В решении этой важной задачи ведущая роль принадлежит учителю, его профессионализму. Сегодня стало ясно, что только творческий учитель, обладающий индивидуальным стилем деятельности, высокой профессиональной мобильностью, владеющий искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеющий свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач, способен повысить качество школьного образования, поднять общий уровень культуры подрастающего поколения, внося тем самым вклад в развитие и совершенствование общества в целом.

Модернизация системы образования предполагает переход в компетентностное образование, в котором ведущей и доминирующей идеей является качество образования. И главным фактором и ресурсом, обеспечивающим качество образования, является урок. Урок как форма организации учебной деятельности возник очень давно. Ученые считают, что уроку приблизительно 350 лет. И все эти годы лучшие, думающие учителя стремились максимально обеспечить через урок решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, актуальных для своего времени. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но  какие бы ни совершались реформы и преобразования, главным ресурсом развития урока в любое время становился сам учитель.

Рассматривают следующие ресурсы современного урока: временные, информационные, технологические, мотивационные, инновационные, здоровьесберегающие, кадровые , материально-технические.

Ресурс времени

Самое общее условие экономии времени вытекает из определения урока как управляемого процесса. Следовательно, на уроке не должно быть места тому, что не "работает" на достижение цели. 

Причины потери времени на уроке:

  1. Дети входят в кабинет по звонку
  2. Проверка отсутствующих
  3. Поиск дежурных и приведение кабинета в порядок
  4. Выявление причин опоздания обучающихся
  5. Выяснение причин не готовности обучающихся к уроку
  6. Опрос обучающихся, не подготовленных к уроку
  7. Требование встать для произнесения реплики
  8. Запись в тетради информации , которая есть в учебнике
  9. Вычерчивание сложных таблиц и схем.

Мотивационные ресурсы современного урока

По мнению многих педагогов-практиков, одним из наиболее сложных условий обеспечения высокого качества образования в контексте компетентностно-ориентированного обучения является формирование и поддержание на оптимальном уровне мотивации учебной деятельности современных школьников. 

Технологический ресурс современного обучения

     Можно ли назвать современным урок, если не привлечены технологические ресурсы, такие как  проектная деятельность, ИКТ, интерактивная доска, электронные учебники? Конечно, нет. С ними урок богаче, ярче, образнее. Они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.

Виды информационных ресурсов, используемых на уроке:

1.Электронные издания

2.Ресурсы сети Интернет

На разных этапах урока используются  материалы открытых образовательных ресурсов. Это позволяет решать следующие задачи:

1.Интенсификация образовательного процесса.

2.Активизация познавательной деятельности.

3.Формирование образовательных компетенций.

4.Формирование информационной культуры.

Задачи комплекта цифровых образовательных ресурсов -это помощь учителю при подготовке к уроку:

- большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;

- эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;

- подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);

- подготовка творческих заданий;

помощь при проведении урока:

- демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;

- компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;

- индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми образовательными ресурсами на уроке.

На уроках  использование информационных технологий существенно решает проблему наглядности. Учащиеся опираются на представленные образы, модели, знаки. Использование ЦОРов на уроке не является чьей-то прихотью или данью моде. Это необходимость, продиктованная временем. Естественно, это не означает, что компьютерные технологии непременно необходимо применять на каждом уроке. Использование цифровых образовательных ресурсов должно соответствовать целям и задачам урока.

      Использование учителем в своей работе электронных образовательных ресурсов значительно повышает качество учебного процесса, увеличивает степень усваивания знаний школьниками, повышает их интерес к учебе, освобождает учителя от рутинной работы, оставляя время на работу с одаренными или отстающими детьми. Интерактивные средства обучения предоставляют уникальную возможность школьникам для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности. Обучающиеся получают возможность самостоятельно учиться. Информационные технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать подготовку старшеклассников  ГИА.

Сегодня вопрос сдачи  экзамена, беспокоит всех  участников образовательного процесса: учеников, их родителей, учителей.

Как известно, учитель, с одной стороны, должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков всех обучающихся, а с другой —развить потенциальные творческие возможности и мыслительные способности сильных учеников. Основная цель занятий с обучающимися 9класса  —не только закрепить, обобщить, углубить знания, но и научить применять их на практике, подготовить учеников к новой форме сдачи выпускного экзамена. Главная задача учителя при проведении таких занятий –обеспечение качественной подготовки обучающихся к итоговой аттестации.

Здоровьесберегающие ресурсы.

  Успешность в обучении определяется уровнем состояния здоровья учащихся. Поэтому возникает проблема, как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба для здоровья школьников?

Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-образовательном процессе, можно разделить на три основные группы:

1) Технологии, обеспечивающие гигиенические оптимальные условия образовательного  процесса.

2) Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.

3) Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами, воспитателями и родителями.

          Здоровьесберегающие технологии неразрывно связаны с такими технологиями, как:

  • личностно-ориентированные технологии
  • педагогика сотрудничества
  • технологии развивающего обучения (ТРО)
  • технология уровневой дифференциации обучения

Кадровый ресурс

Кадровые ресурсы обеспечивают качество проведения учебного занятия, его целостность, связь между этапами. Учитель осуществляет актуализацию опорных знаний учащихся, формирует познавательную потребность. Располагать ученика к себе – профессиональная необходимость и профессиональная функция учителя.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребёнка – это главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

Традиционные методы обучения невозможно отбросить совсем. Традиционное образование ориентировано на усвоение учебной программы. Но ученик при этом, работая по заданиям учителя, пассивно выполняет действия, не всегда понимая цели этих действий. Он привыкает быть пассивным исполнителем. Современный мир требует быть коммуникативным, деятельностным, интеллектуальным, информационно-осведомлённым. Учитель помогает приобретать такие качества.

Вывод:

Урок - это неотъемлемая часть учебного процесса, которая и при переходе на новые стандарты остается одной из основных форм организации обучения. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - что учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Современный урок - это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Решение по педсовету:

1.Учителям при проектировании учебных занятий учитывать требования федерального государственного образовательного стандарта, теоретические и методологические основы современного учебного занятия.

2. Учителям-предметникам проанализировать уровневые показатели оценки проводимых уроков в целях приведения их в соответствие с требованиями ФГОС.

3. Реализовывать системно-деятельностный и компетентностный подходы к обучению как основные при введении новых образовательных стандартов;

4.   С целью повышения качества образования использовать здоровьесберегающие и развивающие технологии;

5.   Рекомендовать использование наряду с традиционными нетрадиционных форм и методов обучения, учитывающих склонности учащихся и обеспечивающих активное участие каждого ребенка в процессе образования;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ресурсы современного урока"

Статья раскрывает понятие "ресурс урока".В ней рассказывается о видах ресурсов и их применении в процессе обучения....

Статья "РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ"

Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. А образовательные ресурсы - это мат...

уроки английского языка в лингафонном кабинете, как один из видов ресурса современного урока

Данный материал предназначен для учителей английского языка, применяющих в своей практике уроки аудирования и говорения (полилоги, диалоги) в лингафонном кабинете....

«Технологические ресурсы современного урока английского языка, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»

Модернизации современного российского образования  с введением новых федеральных образовательных стандартов предъявляет особые требования к работе учителя, к уроку. Учитель обязан  уметь пол...