Главные вкладки

    Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников
    учебно-методический материал

    Баендуева Лариса Цыденовна

     Методические рекомендации "Диагностика ВУД"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл diagnostika_effektivnosti_vud.docx52.29 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников

    Целью диагностики является выяснение, того - чтобы обнаруживать и решать наиболее острые проблемы, существующие во внеурочной сфере, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.

    Что же именно должно стать предметом диагностики, что именно необходимо изучить для оценки эффективности воспитания? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся ещё раз к определению воспитания. Воспитание — это управление процессом развития личности ребёнка (человека) через создание благоприятных условий. Соответственно и диагностика должна быть направлена на изучение личности ученика и создаваемые во внеурочной деятельности условия развития личности. Исходя из этого, можно выделить три основных предмета диагностики.

    Первый предмет диагностики - это личность самого воспитанника.

    В каком направлении происходит развитие личности ученика? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания?

    Узнать об изменениях, происходящих в личности школьника, можно различными способами. Это может быть наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно-деятельностных играх, погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам. Это может быть анализ письменных работ школьников: дневников, сочинений, эссе, статей в школьную газету и т. д.

    Второй предмет диагностики — это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика.

    Традиционно в российских школах внеурочная деятельность организуется главным образом в коллективе: классе кружке, спортивной секции, детском общественном объединении и т. д. Современный ребёнок развивается как личность в нескольких разных коллективах — разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ученика многоаспектно: за счёт одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, её усреднения, за счет других — развивать индивидуальность ученика, его творческий потенциал.

    Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива (здесь мы предлагаем использовать хорошо зарекомендовавшую себя диагностическую методику А. Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»), а также характер взаимоотношений школьников в детском коллективе (для диагностики этих отношений целесообразно использовать методику социометрии).

    Третий предмет диагностики — это профессиональная позиция педагога, ещё одно важнейшее условие развития личности ученика. Позиция — это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей (Н. Г. Алексеев, В. И. Слободчиков).

    В связи с этим важно выяснить: является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога (или педагог всего лишь выполняет возложенную на него кем-то обязанность, т. е. попросту отбывает повинность); какие профессиональные ценности сформированы у педагогов (или такие ценности вовсе отсутствуют, и педагог осуществляет свою работу формально, равнодушно)? Не меньшее значение имеет и характер педагогической позиции. Сформирована ли у воспитателя гуманистическая или авторитарная педагогическая позиция, предполагает ли он самоопределение воспитанника или рассматривает его как tabula rasa для воплощения своих замыслов? Здесь можно использовать методику диагностики профессиональной позиций педагога как воспитателя.

    Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности, ее диагностики должно позволить педагогам:

    • разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;

    • подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;

    • выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;

    • диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;

    • оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на какой результат они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и

    т. д.).

    Начальная ступень образования вносит вклад в социально-личностное развитие ребёнка. В процессе обучения формируется достаточно осознанная система представлений об окружающем мире, о социальных и межличностных отношениях, нравственно-этических нормах. Происходят изменения в самооценке ребёнка. Оставаясь достаточно оптимистической и высокой, она становится всё более объективной и самокритичной.

    Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

    Системно-деятельностный подход является методологической основой организации уклада школьной жизни, с учетом которого определяется, что процесс духовно-нравственного развития и воспитания в структурно-методологическом плане представляют собой как метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен младший школьник, на основе базовых национальных ценностей. Таким образом, достигается согласование системно-деятельностного подхода к организации целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося.

    Развивающий подход. Он определяет общую конструкцию программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы, каждое из основных направлений которой оформляется в виде тематической программы (плана), основу которой составляют:

    • многоукладность тематической программы, т.е. интеграцию ею различных видов образовательной и социально-педагогической деятельности: урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной и т.д. (системно-деятельностный подход);
    • разработанные для каждого направления и соответствующие базовым ценностям технологии духовно-нравственного развития и воспитания.

    Процесс духовно-нравственного развития и воспитания технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. Развивающий характер развития и воспитания заключается в сознательном принятии учащимся определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации). 

    Базовые национальные ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью. 

    Цель программывоспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

    Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:

    • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
    • Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
    • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
    • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
    • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
    • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание.)

    Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

    • нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
    • социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;
    • индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
    • интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;
    • социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

       Идеологическую основу программы составляют, указанные в проекте Концепции духовно-нравственного воспитания ценности («источники человечности»):

      hello_html_4dd089bb.png


    Замысел программы заключается в том, что целостное воспитательное пространство школы структурируется рядом воспитательных программ и подпрограмм. 


    Направления работы учителя в рамках программы:

    1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
    . Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

    2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

    3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.

    4.Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

    5.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

    6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

    Содержание работы по духовно- нравственному развитию и воспитанию обучающихся на ступени начального общего образования.

    Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

    • в содержании и построении уроков;
    • в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности;
    • в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
    • в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
    • в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
    • в личном примере ученикам

    Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов:

    1. Традиционными внеклассными мероприятиями, КТД.
    2. Социальным и средовым проектированием
    3. Целевыми и комплексно-целевыми программами воспитательной работы и внеучебной деятельности.

    Календарь традиционных школьных дел и праздников

    (в зависимости от этапа реализации программы календарь традиционных дел может меняться)




    Процедура мониторинга программы духовно-нравственного развития (ДНР)


    Мониторинг проводится классным руководителем (после специального обучения) дважды в год сентябре, апреле.

    Классный руководитель выполняет диагностику нравственного уровня развития и воспитания младших школьников (субъективный тест).

    Далее все измерения заносятся в сводную таблицу. Анализ результатов, представленных в сводной таблице, позволяет провести экспертизу и выявить эффективность деятельности по формированию духовно-нравственной сферы младших школьников.

    Мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников направлен на выявление следующих параметров:

    - уровень сформированности личностной культуры через диагностику личностной сферы учеников с использованием методики «Я разный», диагностику проводит педагог-психолог;

    - уровень сформированности социальной культуры через диагностику нравственных представлений младших школьников (Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников.

    - уровень сформированности семейной культуры через диагностику семейных ценностей и представлений учеников, диагностику проводит педагог-психолог (анкета «Я и моя семья»);

    - уровень нравственного развития и воспитания младших школьников, диагностику проводит классный руководитель (субъективный тест классного руководителя, методика предложенная М.И. Шиловой («Учитель о воспитанности школьников», М., 1990).

    Все результаты выражаются в баллах и фиксируются в таблицах. 


    Таблица 1. Уровень духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников




    Бланковый материал: 

    Таким образом, полученный уровень духовно нравственного развития и воспитания каждого младшего школьника (значение суммарного балла) можно соотнести с ключами:

    0-3 – низкий,

    4-6 – средний,

    Выше 7 – высокий.


    Таблица 2 . Диагностическая таблица классного руководителя


    Критерии


     Ф.И. ученика











    Социальная культура

    Долг, товарищество ответственность









    Трудолюбие









    Дисциплинированность, отношение к учебе









    Показатель (средний арифметический)











    Семейная культура

    Следование семейным ценностям









    Уважение, забота о родителях









    Авторитет семьи











    Показатель (средний арифметический)











    Личностная культура

    Доброта, отзывчивость









    Честность









    Милосердие 









    Показатель (средний арифметический)









    Суммарный показатель 





    Таким образом, полученный уровень духовно- нравственного развития и воспитания каждого младшего школьника (значение суммарного балла) можно соотнести с ключами:

    0-3 – низкий,

    4-6 – средний,

    Выше 7 – высокий

    Далее по результатам диагностики классным руководителем составляется сводная таблица, которая позволяет сделать анализ эффективности работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников.



    К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

    • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
    • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
    • индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).

    Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика

    Диагностика отношения к окружающей дейтсвительности.

    Постарайтесь быть искренними. Здесь не может быть правильных и неправильных оценок. Важно лишь, чтобы они отражали ваше личное мнение. Свои оценки вы можете занести в специальный бланк рядом с порядковым номером утверждения анкеты. Спасибо!

    1. Мне нравится, когда вся наша семья идёт в гости, отмечает какой-либо праздник или просто собирается за общим столом.
    2. Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами.
    3. Бродячих собак надо уничтожать, так как они могут быть опасны.
    4. Любой конфликт можно уладить, не прибегая к силе.
    1. Я способен с радостью выполнять разную работу.
    2. То, что многие называют культурными ценностями прошлого, на деле часто оказывается примитивной старой рухлядью.
    3. Не стоит на уроке обращаться к учителю с вопросами: они отвлекают от главного.
    4. Человек, совершивший преступление, никогда не сможет измениться к лучшему.
    1. Глупо брать на себя риск ради пользы другого человека.
    2. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды.
    3. Спортивные занятия - жизненная необходимость для каждого человека.

    12. Большинство моих сверстников предпочитают общаться с красивыми людьми.

    1. Свои проблемы я стремлюсь решать самостоятельно, собственными силами.
    2. Я смогу прожить счастливо и не создавая собственной семьи.
      15. Я многим обязан своей стране.
      16. Если есть возможность выбрать живую или искусственную ёлку для празднования Нового года, я выбираю живую: она приятнее во всех отношениях.
      17. Люди, выступающие против войны, на самом деле трусоваты.
      18. Физический труд - удел неудачников.
      19. Внешний вид - показатель уважения не только к себе, но и к окружающим.
      20. Я стремлюсь узнать значение незнакомых мне слов.
      21. Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.
      22. Мне жаль беспомощных людей и хочется им помочь.
    1. Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.
    2. Я считаю, что курение или алкоголь способны помочь мне расслабиться, снять напряжение.
    3. Я часто чувствую разочарование от жизни.
    1. Выбирая, люди часто ошибаются, но я не боюсь сделать ошибку, совершая выбор.
    2. Без семьи и детей человек чувствует себя более свободным.
    3. Я готов защищать свою Родину в случае серьёзной опасности.
    4. Держать животных в передвижных зверинцах -бесчеловечно.
    5. Фильмы-боевики со стрельбой и кровью учат нас мужеству.
    6. Домохозяйка тоже может быть творческим человеком.
    7. Нецензурные выражения в общении - признак бескультурья.
    8. Учёба легко дается занудам и зубрилам.
      34.Убийство человека может быть оправдано, если совершено ради торжества справедливости.
    1. Я испытываю сильные положительные эмоции, когда делаю кому-то подарок.
    2. Я и без знания статистики уверен, что большинство преступлений в нашем городе (посёлке, селе) совершают приезжие.
    3. От одной дозы наркотиков я не стану наркоманом.
    4. Я очень сильно переживаю любые, даже незначительные, неудачи.
    5. Я готов спорить с учителем, если считаю, что он не прав.
    6. Я горжусь своей фамилией.
    7. День Победы (9 мая) - праздник только для ветеранов и пожилых людей.
    8. Ввоз редких экзотических животных из-за рубежа - нормальный способ заработать деньги.
    9. На военнопленных не должны распространяться права человека.
    10. Я хотел бы подрабатывать в свободное время, если это не будет мешать учебе.
    11. Какое общение без бутылочки пива?!
    12. Человек не может всего знать, поэтому я не беспокоюсь по поводу своего незнания некоторых важных вещей.
    1. Лучше оправдать 10 преступников, чем казнить одного невиновного.
    2. Люди, просящие милостыню, скорее всего ленивы и лживы.
    1. Судейство в отношении наших спортсменов на международных соревнованиях часто несправедливо, потому что россиян никто не любит.
    2. Все состоявшиеся в жизни люди стараются поддерживать хорошую физическую форму.
    3. Мне тяжело заводить знакомства с новыми людьми.
      52. Для меня важно найти смысл собственной жизни.
    1. Рассматривать старые семейные фотографии - занятие для чудаков.
    2. Оказавшись за границей, я постараюсь, чтобы меня не воспринимали как россиянина.
    3. Убирать чужой мусор на туристских стоянках - глупое занятие.
    1. Идти на уступки - значит проявлять слабость.
    2. Хорошая учеба тоже серьёзный труд.
    1. Вандализм в отношении тех или иных объектов окружающей среды - допустимая форма молодёжного протеста против «мира взрослых».
    2. Мне нравится копаться в энциклопедиях, журналах, словарях: там можно найти много интересного.
    3. Я не могу хорошо себя чувствовать, когда окружающие меня люди чем-то подавлены.
    4. Я могу пожертвовать своим благополучием ради помощи незнакомому мне человеку.
    5. Несправедливо ставить людей с тёмным цветом кожи руководителями над белыми людьми.
    6. Я предпочту активный отдых сидению у телевизора или компьютера.
      64. Я неловко себя чувствую в незнакомой компании.
    1. Мои поступки часто зависят от внешних обстоятельств.
    2. Человеку не обязательно знать свою родословную.
    3. Бывает, что я испытываю сильное волнение, когда слышу песни о своей Родине.
    4. Если учесть все за и против, то хранение в России иностранных ядерных отходов принесёт больше финансовой выгоды, чем экологического вреда.
    5. Мы сильная военная держава, и именно поэтому нас должны уважать.
    6. Субботник по очистке территории дома или школы - пережиток прошлого.
    7. Я не могу представить русскую разговорную речь без мата.
    8. Я думаю, что и без получения хороших знаний смогу в будущем сделать неплохую карьеру.
      73. Пыток и издевательств не заслуживают даже отъявленные преступники, ведь они тоже люди.
    1. Я готов помочь пожилому человеку, но желательно за вознаграждение.
    2. Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.
    3. Здоровье - хорошая вещь, потому что позволяет получать различные удовольствия от жизни и не испытывать отрицательных последствий.
    4. Меня не угнетает временное одиночество.
    5. Я чаще всего следую за мнением большинства.
    6. Меня огорчает то, что я не делаю для своих родителей всего, что мог бы.
    7. Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей.
    8. Для ликвидации угрозы стихийных бедствий нам не обойтись без установления господства над природой.
    9. Мне кажется, что в нашей стране слишком много оружия.
    10. Я могу заставить себя делать работу, которая мне не нравится.
    11. Я могу нахамить человеку, если он мне чем-то не нравится.
    12. Телевидение в первую очередь должно быть средством развлечения и отдыха и только во вторую — источником информации о событиях в стране и мире.
    13. Всех бомжей необходимо вылавливать и принуждать к работе.
    1. Человеку свойственно никогда и ничего не делать без оглядки на собственную выгоду.
    2. Различия в религиозных взглядах людей мешают объединению общества. Вкусовые качества продуктов питания, на мой взгляд, важнее их полезности.
      90. В глубине души я знаю, что недооцениваю себя.
      91. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.




    Обработка результатов

    Ответы школьников распределяются по 13 шкалам: им соответствуют 13 строк в заполняемом респондентом бланке для ответов. Результаты получаются путём сложения баллов по каждой шкале. Суммировать баллы в шкалах нужно с учётом изменения знака «+» или «—» ответов.

    1. Характер отношений школьника к семье показывают его оценки высказываний № 1, 14, 27, 40, 53, 66, 79. При этом в ответах на вопросы № 1, 40, 79 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 14, 27, 53, 66 знак меняется на противоположный.

    2. Характер отношений школьника к Отечеству показывают его оценки высказываний № 2, 15, 28, 41, 54, 67, 80. При этом в ответах на вопросы № 15, 28, 67, 80 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 2, 41, 54 знак меняется на противоположный.

    1. Характер отношений школьника к Земле показывают его оценки высказываний № 3, 16, 29, 42, 55, 68, 81. При этом в ответах на вопросы № 29, 81 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 3, 16, 42, 55, 68 знак меняется на противоположный.
    2. Характер отношений школьника к миру показывают его оценки высказываний № 4, 17, 30, 43, 56, 69, 82. При этом в ответах на вопросы № 4, 82 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 17, 30, 43, 56, 69 знак меняется на противоположный.

    5. Характер отношений школьника к труду показывают его оценки высказываний № 5, 18, 31, 44, 57, 70, 83. При этом в ответах на вопросы № 5, 31, 44, 57, 83 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 18, 70 знак меняется на противоположный.

    1. Характер отношений школьника к культуре показывают его оценки высказываний № 6, 19, 32, 45, 58, 71, 84. При этом в ответах на вопросы № 19, 32 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 6, 45, 58, 71, 84 знак меняется на противоположный.
    2. Характер отношений школьника к знаниям показывают его оценки высказываний № 7, 20, 33, 46, 59, 72, 85. При этом в ответах на вопросы № 20, 59 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 7, 33, 46, 72, 85 знак меняется на противоположный.
    3. Характер отношений школьника к человеку, как таковому, показывают его оценки высказываний № 8, 21, 34, 47, 60, 73, 86. При этом в ответах на вопросы № 47, 60, 73 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 8, 21, 34, 86 знак меняется на противоположный.

    9. Характер отношений школьника к человеку как Другому показывают его оценки высказываний № 9, 22, 35, 48, 61, 74, 87. При этом в ответах на вопросы № 22, 35, 61 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 9, 48, 74, 87 знак меняется на противоположный.

    1. Характер отношений школьника к человеку как Иному, как к представителю иной национальности, иной веры, иной культуры показывают его оценки высказываний № 10, 23, 36, 49, 62, 75, 88. При этом в ответе на вопрос №10 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 23, 36, 49, 62, 75, 88 знак меняется на противоположный.
    2. Характер отношений школьника к своему телесному Я показывают его оценки высказываний № 11, 24, 37, 50, 63, 76, 89. При этом в ответах на вопросы № 11, 50, 63 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 24, 37, 76, 89 знак меняется на противоположный.
    3. Характер отношений школьника к своему внутреннему миру, своему душевному Я показывают его оценки высказываний № 12, 25, 38, 51, 64, 77, 90. При этом в ответе на вопрос № 77 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 12, 25 , 38 , 51, 64, 90 знак меняется на противоположный.
    4. Характер отношений школьника к своему духовному Я показывают его оценки высказываний № 13, 26, 39, 52, 65, 78, 91. При этом в ответах на вопросы № 13, 26, 39, 52, 91 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 65, 78 знак меняется на противоположный.


    Сводная таблица результатов класса (группы)


    Подсчитывается, какое количество учащихся класса (группы) демонстрируют устойчиво-позитивное отношение к конкретной ценности, какое количество — ситуативно-позитивное, ситуативно-негативное и устойчиво-негативное. Результаты заносятся в таблицу и могут быть переведены в проценты.

    Например, из 20 учащихся класса по отношению к ценности семьи 5 человек (25%) показали устойчиво-позитивное, 10 человек (50%) — ситуативно-позитивное, 5 человек (25%) — ситуативно-негативное отношение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"

    Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...

    Программа организации внеурочной деятельности школьников Проектная деятельность обучающихся по литературе

    Сегодня в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи.  Занятия по методу проектов дают возможность ученику прояви...

    "Формирование института общественной экспертизы внеурочной деятельности внеурочной деятельности школьников "

    Опыт вовлечения родителей  и социальных партнеров в практику внеурочной деятельности...