урок в 8 классе
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок - соревнование в 8 классе.
Тема: Уравнения, приводимые к квадратным.
Цель урока: *рассмотреть способы решения уравнений, приводимых к квадратным
- *привить интерес к математике
- *закрепление и углубление материала в процессе решения упражнений,
Оборудование: веб-камера для демонстрации исторических сведений и для проверки решения,
Ход урока:
1)Вступительное слово:
Проведем урок- соревнование с итальянскими математиками 16 века. В решение уравнений третьей и четвертой степеней большой вклад внесли математики:
Сципион Даль Ферро (1465- 1526) и его ученик Фиори
Н. Тарталья (ок. 1499- 1557)
12 февраля 1535 г. между Фиори и Тартальей состоялся научный поединок, на котором Тарталья одержал блестящую победу. Он за 2 часа решил все предложенные Фиори 30 задач, в то время как сам Фиори не решил ни одной задачи Тартальи.
Сколько уравнений различных степеней вы сможете решить за 1 урок? Сможем ли мы решить столько- же, используя плоды их труда?
2)Устная работа:
1.Какие из чисел: -4; -2; -1; 0; 1; 2;4 являются корнями уравнений: х3--4х=0; у3-16у=0; х3+х=0
*сколько решений может иметь уравнение 3-ей степени?
*какой способ использовали для решения уравнений?
2.Проверьте решение уравнения:
х3-3х2+4х-12=0
х2(х-3)+4(х-3)=0
(х-3)(х2+4)=0
(х-3)(х+2)(х-2)=0
х1=3 х2=-2; х3=2; Ответ: -2; 2; 3
Обсуждаем ошибку. Подводим итоги: какие способы для решения уравнений были использованы?
Практическая работа:
1)Ученик решает у доски, объясняя свои шаги .
х3-2х2-9х+18=0
2)Двое у доски. Один сильный, другой слабый, последний решает уравнение по теореме Виета, результат будем использовать в следующем задании:
х3-х2-4(х-1)2=0
у2-2у-3=0
3)Для решения вводим еще один способ- введение новой переменной:(х2+2х)2-2(х2+2х)-3=0.
Историческая справка:
Во время войны французам удалось перехватить приказы испанского правительства к командованию войск, написанные очень сложной тайнописью. Вызванный математик сумел найти ключ к шифру. С тех пор французы знали планы испанцев, упреждая их действия. Инквизиция обвинила математика в связях с дьяволом, и приговорила его к сожжению на костре. Но «дешифровщик» не был выдан инквизиции.
В своем городе он был лучшим адвокатом, а позднее стал королевским советником. Главным же делом его была математика.
Кто из математиков был на волосок от смерти?
Виет признавал только положительные числа. Чтобы . избежать других чисел ,он менял условие задачи. Благодаря ему алгебра становится общей наукой об алгеброических уравнениях, основанной на буквенном исчислении
5)Класс решает самостоятельно. Проверяем с помощью веб-камеры.
*Какой степени это уравнение?
*Какой способ решения будем использовать?
(х2-х+1)(х2-х-7)=65
6)Двое у доски: сильный и слабый, Результат второго используем для следующего задания.
Х6+3х4-х2-3=0
Х2+4х=5
7) (х2+4х-5)2+х2+4х=5
Решаем способом вынесения общего множителя за скобки
8)Подведение итогов работы на уроке.
Подсчитываем количество решенных уравнений. Сравниваем с результатом поединка ученых. Оценивается работа учащихся. Выставляются оценки.
Домашняя работа.
При составлении конспекта- урока были использованы материалы газеты- приложения «Математика. 1 сентября»